Файл: Особенности словообразования имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 812
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме того, существуют еще несколько способов образования прилагательных: приставочно-суффиксальный способ (дом – надомный), сложение: русский + английский – русско-английский, сложение с суффиксацией: кривой + бок – кривобокий. Словообразование глаголов также важнейшая часть грамматического оформления речи. При этом данный процесс достаточно продуктивен.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс словообразования является одним из важнейших категорий речи, поэтому необходимо рассмотреть особенности его формирования в детском возрасте. Наиболее сензитивным к усвоению речи является период раннего возраста, т.е. это период от 1 до 3 лет.
Современные лингвистические исследования говорят о том, что словообразование является одним из главнейших источников пополнения словаря, одним из важнейших путей образования терминов. В системе языка словообразование тесно связано как с грамматикой, так и с лексикой. Формирование словообразовательных операций, умений и знаний у детей может и обогащать словарь, и совершенствовать грамматический строй их речи. Усвоение способов словообразования дает возможность детям более точно выразить мысли в связной речи, предотвращает простое заучивание производных слов как готовых лексических единиц[Иншакова, 2009].
Г.А. Каше дает такое определение словообразованию: «словообразование – это, во-первых, совокупность действующих в языке правил и способов образования новых слов на базе уже имеющихся, во- вторых, наука о том, как образуются новые слова. Правила словообразования действуют не механически, а избирательно, с разного рода ограничениями. На основе этих правил, а также самого словообразовательного материала формируется языковое чутьё» [Каше, 2023].
В качестве объекта изучения в словообразовании выступают словообразовательно мотивированные слова, то есть слова, значение и звучание которых определены другими однокоренными словами. Таким образом, словообразование является основным путем и способом пополнения языка новыми наименованиями, при этом оно определяет звучание, значение, грамматические свойства образуемых слов, правила их функционирования в речи. Словообразование – эволюционный и функциональный аспекты языка.
По мнению А.Н. Гвоздева показателем способности разлагать слова на морфологические элементы можно считать «…появление соответствующих образований по аналогии, создаваемых ребёнком самостоятельно»[Гвоздев, 2017].
Образования по аналогии свидетельствуют о том
, что ребёнок начинает усваивать словообразование. Но овладение производным словом – это не подражание, не имитация, не повторение.
Развитие словообразовательных навыков у ребёнка в психологическом, лингвистическом и психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов [Филичаева, 2014].
Механизм детского словотворчества взаимодействует с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования. Насколько адекватно усвоено ребёнком словообразование, помогают судить материалы по проблеме детского словотворчества[Шашкина, 2014].
Результатом детского словотворчества могут являться как совпадающие, так и расходящиеся с языковой нормой слова. В дошкольном возрасте ребёнок овладевает словообразованием практическим путём, используя в первую очередь те словообразующие форматы, которые имеют конкретное значение и широко употребляются для образования слов. К периоду школьного обучения в связи с постепенно накапливающимся опытом речевой деятельности умения детей образовывать дериваты значительно совершенствуются. Уже в начальной школе словообразование становится предметом изучения: учащиеся упражняются в выделении частей слова, в образовании лексем от заданной мотивирующей единицы, в установлении способов словообразования и т.п., знакомятся с терминологией. Такая работа способствует пополнению словарного запаса детей, повышению их орфографической грамотности и лингвистической компетенции. Речь детей значительно обогащается лексикой с отвлечённым значением, образованной при помощи редких и нерегулярных форматов языка. По мере развития словообразовательных навыков, словарный запас детей начинает быстро и значительно обогащаться за счет производных слов.
Механизм словообразования представляет результат совокупности лексических единиц. Таким образом, освоение словообразования в онтогенезе имеет деятельностную основу: оно осуществляется в условиях предметной деятельности и общения ребёнка со взрослыми. Предметная деятельность, подвигающая ребёнка к словопроизводству, разворачивается в той или иной ситуации. Первые производные слова в речи ребёнка всегда связаны с обозначением конкретной ситуации или её части. Каждый ребёнок проходит период словотворчества, которое активизирует овладение словообразованием и языком в целом. Чем богаче опыт речевой деятельности ребёнка, тем больше совпадающих с языковой нормой слов в его речевой продукции и проще определяется значение слова с опорой на его морфемный состав.
-
Особенности овладения навыком словообразования имен прилагательных дошкольниками с общим недоразвитием речи
Исследования словообразования показывают, что у детей с ОНР процесс словообразования задерживается, затягивается во времени и имеет качественное своеобразие.
Р.Е. Левина, указывая на различные речевые возможности детей с ОНР,
отмечала полную недоступность словообразовательных действий детям с первым и вторым уровнями речевого развития [Герасимова, 2017].
Как указывает в своих исследованиях Р.И. Лалаева среди форм словообразования прилагательных наиболее усвоенными у детей с ОНР являются притяжательные прилагательные, а наименее усвоенными – относительные прилагательные[Лалаева, 2021].
У детей с ОНР в старшем дошкольном возрасте выявляется большое количество неправильных (окказиональных) форм словообразования прилагательных. При этом дети с ОНР часто воспроизводят несколько словообразовательных вариантов (сад – садашный, садиный, садовый). В большинстве случаев дети с ОНР не дифференцируют в импрессивной речи правильный и неправильный вариант.
Недостаточность функции словообразования проявляется в трудностях построения прилагательных от формы существительных (подушка из пуха – «пушоная», варенье из груши – «грушиное», хвост волка – «волчин, волкин»). Но при этом дети в основном пользуются суффиксальным способом словообразования.
В.М. Астаповой было проведено исследование о самостоятельном образовании производных имен прилагательных от существительных при помощи суффиксации. По результатам как у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, так и у детей с нормальным речевым развитием наблюдались следующие ошибки: замена суффиксов. Дети получали неологизмы при помощи различных нормативных суффиксов. Для окказионализмов они часто использовали суффиксы «и» и «ов», имеющие высокую активность в этой модели. В ряде случаев испытуемые употребляли суффикс «и» там, где требовался «ов», и наоборот, вместо «н» использовали «ов» («грибной» - «грибовый», «березовый» - «березный», «фарфоровый» - «фарфорный»); наложение суффиксов. Например, «черничный джем» - «чернивный», «грибной суп» - «грибиновый». Возникновение этой ошибки объясняется тем, что ребенок как бы усиливает качественную оценку предмета, объекта или явления, либо, напротив, подчеркивает лишь частичную ее выраженность; отсутствие суффикса. Например, «сосновая шишка» - «сосная», «вишневое варенье» - «вишное», «ножницы из металла» - «металые»; отказы от выполнения задания [Астапова, 2016].
Следующие особенности, как отмечает В.М. Астапова, характерны только для детей с ОНР: образование неологизмов при помощи ненормативных суффиксов. Например, крыша «из соломы» - «соломта», занавеска «из ситца» - «сическая», «сичная», ножницы «из металла» - «металовичи»; лексические замены. Наблюдались замены слов как близкие по семантике («пуховая подушка» - «пушистая»), так и далекие («металлические ножницы» - «меховые»); использование приставки. Например, «грушевое варенье» - «игрушеновое варенье»; словоизменение. Дети правильно образовывали словоформу, но при этом могли допускать нарушения согласования и воспроизводить ее в косвенном падеже. Например, «черничный джем» - «черничная джем», «вишневое варенье» - «вишневая варенье»; неправильный выбор основы мотивирующего слова. Например, «шишка ели» - «шишковая» [Астапова, 20216].
И.Ю. Кулагина отмечает, что система словообразования у детей с ОНР очень ограничена, в процессе ее развития возникает много ошибок. Недостаточность функции словообразования проявляется в трудностях построения прилагательных от формы существительных (подушка из пуха – «пушоная», варенье из груши –«грушиное», хвост волка – «волчин, волкин»). В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень невелико (-ик-, -чик-,-ок-, -к-, очек-,- ят-, -енок-) [Кулагина, 2016].
По данным Г.А. Волковой первыми в речи детей около 2 лет появляются притяжательные прилагательные с суффиксом –ин–, характеризующие принадлежность вещей окружающим людям (мамина чашка). Позднее, в 2 года 4 месяца, в речи детей появляются качественные прилагательные (сладкая, грязная и др.). Относительные прилагательные появляются гораздо позднее. Среди относительных прилагательных в детской речи наиболее широко представлены модели с продуктивным суффиксом –ов–. Это обусловлено тем, что с данным суффиксом прилагательные образуются от многих слов. Отмечается также большое количество прилагательных с суффиксом –н– в речи детей после 5 лет. Именно суффиксы –ов– и –н–, по её мнению, чаще всего используются детьми для образования окказиональных прилагательных в период детского словотворчества [Волкова,2021].
Анализ словообразования прилагательных у детей с ОНР свидетельствует о том, что некоторые общие закономерности речевого онтогенеза характерны и для этой категории детей. Так, среди форм словообразования прилагательных наиболее усвоенными у детей с ОНР являются притяжательные прилагательные, а наименее усвоенными – относительные прилагательные. У детей с ОНР выявляется большое количество неправильных (окказиональных) форм словообразования прилагательных. При этом дети с ОНР часто воспроизводят несколько словообразовательных вариантов (сад – садашный, садиный, садовый). В большинстве случаев дети с ОНР не дифференцирую и в импрессивной речи правильный и неправильный вариант [Кулагина, 2016]. Среди окказиональных словообразований прилагательных можно выделить следующие группы нарушений: замена суффиксов (волкин, хитровая, морозовый и т.д.) нарушение чередования вследствие сохранения основы мотивирующего слова (снегная, бумагная и т.д.) неправильное употребление суффикса одновременно с отсутствием чередования (снеговая, бумаговая и т.д.) неправильное использование производной основы (пушовое, фарфовая и т.д.) воспроизведение усечённой формы прилагательного (шелковы, кирпична и т.д.) употребление прилагательного иного лексического значения, близкого по семантике или по звучанию (шерстяная – тёплая, грибной – лесной). употребление окказиональных суффиксов, иногда с искажением основы (шелконы, форфоны и т.д.) наложение суффиксов (шелковный, фарфоростная и т.д.). нарушение акцентуации: – сохранение ударения, характерного для начальной формы. Этот вид ошибок характерен и для детей с нормальным развитием. – использование произвольного ударения.
Следует отметить, что дети с ОНР иногда затрудняются даже повторить свой неологизм в условиях интерференции. Это, возможно, связано с тем, что у них не сформирована словообразовательная модель, словообразование носит случайный характер, морфемы не имеют конкретного значения, нарушена и слуховая память. – замена словообразования воспроизведением слова (существительного).
Например: лист клёна – клён, иголка сосны – сосна и т.д.; суп из грибов – грибы, горка из снега – снегу и т.д. – нарушение согласования прилагательного с существительным в роде и числе (бабушкина фартук, бумажный коробка и т.д.). – неправильный выбор основы мотивирующего слова при словообразовании. Эти специфические ошибки характерны только для детей с ОНР (варенье из вишни – вареновое, лапа медведя – лапочная и т.д.) [Грибова. 2012].
Анализ словообразования прилагательных показывает, что дети используют при словообразовании ограниченное число суффиксов. Самая высокая словообразовательная активность наблюдается у суффиксов –н–, –ов– –ев–. Вместе с тем, дети с ОНР реже используют «привычные» неологизмы, так как нарушение интеллектуального развития снижает способности детей к усвоению значений морфем русского языка, что делает невозможным комбинирование морфем с их точным значением в процессе овладения грамматическим строем речи. Анализ ошибок говорит о том, что у старших дошкольников с ОНР не сформированы функции словообразования. Значительное количество неологизмов при словообразовании свидетельствует о том, что данный процесс у этих детей находится в стадии формирования. Кроме того, случайный и немотивированный характер словообразовательных неологизмов говорит о том, что у старших дошкольников с ОНР недостаточно усвоены даже продуктивные модели словообразования [Валгина, 2018].
Таким образом, нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре общего недоразвития речи. Недоразвитие процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной речи. Дети с общим недоразвитием затрудняются в проведении операций словообразования, сам процесс производства слов задерживается в силу недостаточного речевого развития, ограниченности лексического словаря данной категории.
Н.В. Макарова в своей монографии «Речь ребенка от рождения до 5 лет» указывает, что большинство детей с тяжелыми нарушениями речи не смогли сами до поступления в школу овладеть достаточным для них запасом слов. Крайняя бедность словаря этих детей обусловлена и недостаточным овладением ими грамматическими формами словообразования, что проявляется в затруднениях при усвоении системы значений словообразовательных морфем и их самостоятельном использовании для продуцирования новых единиц [Макарова, 2014].