ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.11.2021
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент научно-технологической политики и образования
ФГБОУ ВПО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия»
Кафедра общего земледелия и растениеводства
«Технология производства переработки и хранения продукции
растениеводства»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Студентам – заочникам по направлению 080100.62 «Экономика»,
профиль подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
(бакалавры)
экономического факультета
Тверь - 2012
Автор: Петрова А.А., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
Технология производства переработки и хранения продукции растениеводства: Методические указания по изучению дисциплины / Тверская ГСХА, - Автор – Петрова А.А., Тверь, 2012
Предназначена для студентов - заочников с 3,5-х и 5-ти летним сроком обучения
Утверждены методической комиссией технологического факультета
Тверской ГСХА протокол № 7 от 21 марта 2012 г.
Рецензент: Чумакова Е.Н.., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
Раздел 1. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины
-
Цель и задачи дисциплины
-
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель изучения дисциплины - приобретение студентами теоретических знаний по биологии и практических навыков по разработке технологии возделывания полевых культур, первичной переработке и хранению.
Задачами дисциплины является:
- получение знаний о значении, распространении и биологических особенностях полевых культур.
- формирование навыков по составлению основных звеньев технологии возделывания полевых культур (размещение в севообороте, обработки почвы, системы удобрений, подготовка семян к посеву и посев, уход за посевами и уборка урожая).
- заложение основ знаний по первичной переработке зерна и хранению основных культур.
-
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина ТППХПР входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин профиля Бухгалтерский учет, анализ и аудит, предполагает формирование в процессе обучения бакалавра профессиональных знаний и компетенций.
Изучение дисциплины базируется на знании биологии. В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные в средней школе.
1.2. Распределение учебного времени
Примерные затраты учебного времени на изучение дисциплин
в Тверской ГСХА
Направление – 080100.62 «Экономика», профиль подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (бакалавры) экономического факультета.
№ п/п |
Наименование тем |
Всего часов |
Количество аудиторных часов |
ССР |
||
Всего |
По видам занятий |
|||||
Л
|
ПЗ |
|||||
|
Раздел 1.Основы производства продукции растениеводства
|
14 |
4 |
2
|
2 |
10 |
1. |
Тема №1Введение в.растениеводство Растениеводство как научная дисциплинами отрасль с\х производства. .Классификация растений полевой культуры. Семеноведение. |
14 |
4 |
2
|
2 |
10 |
|
Раздел II Зерновые культуры. |
76 |
26 |
6
|
20 |
50 |
2. |
Тема №2. Озимые зерновые культуры .Особенности биологии и технологии возделывания озимой культур( пшеницы и ржи).
|
22 |
12 |
2
|
10 |
10 |
3. |
Тема№3.Яровые хлеба. .Особенности биологии и технологии возделывания яровых культур .Послеуборочная обработка зерна (первичная переработка ). |
32 |
10 |
2
|
8 |
22 |
4. |
Тема №4.Зерновые бобовые культуры. Значение, биология и технология возделывания зернобобовых культур.
|
22 |
4 |
2
|
2 |
18 |
|
Раздел III Технические культуры
|
68 |
18 |
8
|
10 |
50 |
5. |
Тема № 5. Клубнеплоды . Особенности биологии и технологии возделывания клубнеплодов. |
18 |
6 |
2
|
4
|
12 |
6 |
Тема № 6. Корнеплоды. Сахарная свекла .Особенности биологии и технологии возделывания корнеплодов.
|
16 |
4 |
2
|
2 |
12 |
77 |
Тема №7.Масличные и эфирно-масличные культуры Значение районы возделывания урожайность Показатели качества масел. Технология возделывания подсолнечника.
|
17 |
4 |
2
|
2 |
13 |
88 |
Тема №8.Прядильные культуры Значение ,распространение. урожайность .Особенности биологии и технологии возделывания льна-долгунца. |
17 |
4 |
2
|
2 |
13 |
|
Раздел 1V Кормовые культуры.
|
22 |
4 |
2 |
2 |
18 |
99 |
Тема №9. Кормовые многолетние травы .Общая характеристика и технология возделывания многолетних трав. |
22 |
4 |
2
|
2 |
18 |
110 |
ИТОГО: |
180 |
52 |
18 |
34 |
128 |
Рекомендуемая литература
а) основная литература
1.Растениеводство с основами селекции и семеноводства / Учебник. Г. В. Коренев , П. И. , С, Н.Щербак .3-е изд.- СПб: ООО ИТК ГРАНИТ.,2009.-576 с.
2.Растениеводство / Учебник. Под ред. П. С. Посыпанова.- М.: КолосС, 2007.- 612 с.
3 .Личко Н М.Технология переработки растениеводческой продукции.Учебник. М :Издателбство Колос , 2008.-552 с.
4.Посыпанов Г.С. Практикум по растениеводству. – М: Мир, 2004. – 256 с.
5.Сутягина Т. И., Сутягин В. П.. Практикум по растениеводству. -Тверь. :ООО Мастер С, 2005.-182 с.
б) дополнительная литература:
-
Гатаулина Г.Г. Объедков М.Г. Практикум по растениеводству. – М: КолосС, 2005. – 304 с. – 2 экз.
-
Васько В.Т. Кормовые культуры России: Справочник – СПб: ПРОФИКС, 2006. - 325 с.
-
Теория и практика создания высокопродуктивных посевов полевых культур / Учебное пособие. Авт. Усанова З.И. – Тверь: ТГСХА. – 1999. – 330 с.
-
Биологические особенности и технологии возделывания картофеля и земляной груши / Учебное пособие. Авт. Усанова З.И., Осербаев А.К.-Тверь: «Триада», 2004.- 75 с..
-
Методика выполнения научных исследований и курсовой работы по растениеводству / Учебное пособие. Авт. Усанова З.И. – Тверь: ООО РПК « Комплекс», 2002.- 65 с.- 400 .
-
Зерновые культуры / Учебное пособие. Авт. Шпаар Д., Постников А.,
Эльмер Ф. и др. – Минск : Ф У Аинформ, 2000.
12. Возобновляемое растительное сырье (производство и использование) / Под редакцией Д. Шпаара – С.П.б: Пушкин, 2006. – 1 том - 416 с; 2 том - 382 с.
13. Семеноведение полевых культур / Учебник Авт. Гриценко В.В., Калошина З.М. – М.: Агропромиздат, 1989.
14. Сельскохозяйственная техника и технологии / Спицын И.А., Орлов А.Н., Ляшенко В.В. и др.- КолосС, 2006.
15. Перспективная ресурсосберегающая технология производства сои: Методические рекомендации. – М: ФГНУ « Росинформагротех», 2008.
16.Дулов М.И..,Журавлев А .П.. Журавлев Л, А.. Лабораторный практикум по технологии хранениния продукции рдстениеводства.-Самара,2007.
17.Трисвятсвятский Л. Лесик Б. В., Курдина В.Н. Хранение и технология сельскохозяйственных продуктов.4-е издание.-Агропромиздат,1991.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. Поисковая система Agropoisk.ru,
2. Научная электронная библиотека e-library.ru
3. Сельскохозяйственная электронная библиотека знаний (СЭБиЗ): http://www.cnshb.ru/akdil/default.htm
4. Открытый иллюстрированный атлас сосудистых растений России и сопредельных стран: http://www.plantarium.ru/
Журналы: «Земледелие», «Зерновые культуры» или «Зерновое
хозяйство», «Аграрная наука», «Сельское хозяйство России»,
«Селекция и семеноводство», «Экономика» и др.
Раздел 2. Методические указания по изучению содержания тем и разделов курса и вопросы для самостоятельной проверки знаний
При изучении курса «Технология производства переработки и хранения продукции растениеводства» необходимо руководствоваться рабочей программой.
Курс рекомендуется изучать в следующем порядке.
1. Теоретические основы растениеводства и основы технологии возделывания сельскохозяйственных культур.
2. Полевые культуры, особенности биологии и агротехники.
3. Хранение и первичная переработка основных сельскохозяйственных культур
Учитывая обширность изучаемого материала и то, что для занятий в период лабораторно - экзаменационной сессии на курсе отводится мало времени, студент должен дома серьезно проработать учебник, изучить основной материал, а также выполнять на фактическом материале контрольную работу.
В контрольной работе обязательно приводят за последние годы урожайность описываемых культур, себестоимость их продукции, затраты труда и средств на возделывание полевых культур.
Необходимо знать районированные сорта полевых культур, рекомендуемые для возделывания в зоне места работы (или жительства) студента.
Освещая технологию возделывания каждой культуры, следует указать мероприятия, обеспечивающие энергосбережение и охрану плодородия почв, а также окружающей среды, знать переработку и хранение сельскохозяйственной продукции.
Следует составить себе также краткий конспект по этим материалам для участия в семинарских занятиях по растениеводству. Кроме того, дома при изучении курса нужно усвоить латинские названия полевых культур (латинские названия полевых культур приведены в конце методических указаний).
Раздел 2.1 Основы производства продукции растениеводства
Тема №1. Введение в. растениеводство .Растениеводство как научная дисциплина и отрасль с\х производств .Классификация растений полевой культуры. Семеноведение.
Растениеводство как наука и научная дисциплина. Классификация растений полевой культуры. Семеноведение
Контрольные вопросы:
1.Понятие о растениеводстве.
2.Классификация растений.
3 Семеноведение.
Рекомендуемая литература:
1. Растениеводство / Учебник. Под ред. П. С. Посыпанова. - М.: Колос С, 2006.- С.3-5.
2. Растениеводство с основами селекции и семеноводства / Учебник. Г. В. Корнев, П. И.Подгорный , С, Н.Щербак .3-е изд.- СПб: ООО ИТК ГРАНИТ,2009.-С.3-15.
3. Посыпанов Г.С. Практикум по растениеводству. – М: Мир, 2004.
Раздел 2.2 Зерновые культуры.
Тема №2. Озимые зерновые культуры. Особенности биологии и технологии возделывания озимых культур(пшеницы и ржи).
Значение, распространение, урожайность культур. Рост и развитие озимых культур.
Основные звенья технологии возделывания:
обоснование места в севооборот, система удобрений, система обработки почвы, подготовка семян к посеву, сроки, способы посева и нормы высева, уход за посевами и уборка урожая. Послеуборочная обработка зерна, формирование товарной партии зерна (первичная переработка).
Контрольные вопросы:
1. Значении. распространение, урожайность озимой пшеницы и ржи.
2. Особенности биологии озимых культур.
3 Основные звенья технологии возделывания: озимых зерновых. .
Рекомендуемая литература:
1. Растениеводство / Учебник. Под ред. П. С. Посыпанова. - М.: Колос С, 2006.- С.164-205..
2. Растениеводство с основами селекции и семеноводства / Учебник. Г. В. Корнев, П. И.Подгорный , С, Н.Щербак .3-е изд.- СПб: ООО ИТК ГРАНИТ,2009.-С86-143.
3. Посыпанов Г.С. Практикум по растениеводству. – М: Мир, 2004.
Тема №3. Яровые хлеба. Особенности биологии и технологии возделывания яровых культур. Послеуборочная обработка зерна (первичная переработка) .
Особенности биологии яровой пшеницы, ячменя и овса. Основные звенья технологии возделывания: яровых зерновых
Контрольные вопросы:
1. Значении. распространение, урожайность яровой пшеницы, ячменя и овса.
2. Особенности биологии яровой пшеницы, ячменя и овса.
3 Основные звенья технологии возделывания: яровых зерновых.
4. Послеуборочная обработка зерна (первичная переработка) формирование товарной партии зерна.
Рекомендуемая литература:
1.Растениеводство / Учебник. Под ред. П. С. Посыпанова. - М.: КолосС, 2006.-С.209-260.
2.Растениеводство с основами селекции и семеноводства / Учебник. Г. В. Коренев, П. И.Подгорный , С, Н.Щербак .3-е изд.- СПб: ООО ИТК ГРАНИТ,2009.-С.
3.Посыпанов Г.С. Практикум по растениеводству. – М: Мир, 2004. – 256 с. –
4.Технология переработки продукции растениеводства Учебник. Под ред. Личко Н.М.М.:Колос,2000.
Тема №4. Зерновые бобовые культуры. Значения, биология и технология возделывания зернобобовых культур.
Общая характеристика зерновых бобовых культур (горох, соя, фасоль, вика, чина, чечевица, бобы, нут, люпин и др.). Биологические особенности и технология возделывания гороха на зеленый корм и семена.
Контрольные вопросы:
1.Значение, распространение, урожайность зернобобовых культур.
2. Биологические особенности гороха.
3. Технология возделывания гороха на зеленый корм и семена.
Рекомендуемая литература
1. Растениеводство / Учебник. Под ред. П. С. Посыпанова. - М.: КолосС, 2006.- С.284—318.
2. Растениеводство с основами селекции и семеноводства / Учебник. Г. В. Коренев , П. И.Подгорный , С, Н.Щербак .3-е изд.- СПб: ООО ИТК ГРАНИТ,2009.-С.235-260.
3. Посыпанов Г.С. Практикум по растениеводству. – М: Мир, 2004.
Раздел 2.3 Технические культуры
Тема № 5 Клубнеплоды. Особенности биологии и технологии возделывания клубнеплодов.
Клубнеплоды (картофель и топинамбур). Значение, районы возделывания, урожайность. Биология и технология возделывания картофеля. Хранение.
Контрольные вопросы
1. Значение районы возделывания, урожайность клубнеплодов.
2. Биологические особенности картофеля.
3. Технология возделывания картофеля.
4. Хранение картофеля.
Рекомендуемая литература
1. Растениеводство / Учебник. Под ред. П. С. Посыпанова. - М.: КолосС, 2006.- С.362-386.
2.Растениеводство с основами селекции и семеноводства / Учебник. Г. В. Коренев , П. И.Подгорный , С, Н.Щербак .3-е изд.- СПб: ООО ИТК ГРАНИТ,2009.-С.409-434.
3.Посыпанов Г.С. Практикум по растениеводству. – М: Мир, 2004.
Тема № 6. Корнеплоды. Сахарная свекла. Особенности биологии и технологии возделывания сахарной свеклы.
Корнеплоды (сахарная и кормовая свекла, морковь, брюква, турнепс ) значение, районы возделывания ,урожайность. Биология и технология возделывания сахарной свеклы.
Контрольные вопросы
1. Значение районы возделывания ,урожайность корнеплодов.
2. Биологические особенности сахарной свеклы.
3. Технология возделывания сахарной свеклы.
4. Хранение сахарной свеклы.
Рекомендуемая литература
1. Растениеводство / Учебник. Под ред. П. С. Посыпанова. - М.: КолосС, 2006.- С.327-357.
2.Растениеводство с основами селекции и семеноводства / Учебник. Г. В. Коренев , П. И.Подгорный , С, Н.Щербак .3-е изд.- СПб: ООО ИТК ГРАНИТ,2009.-С.379-408.
3. Посыпанов Г.С. Практикум по растениеводству. – М: Мир, 2004.
Тема №7. Масличные и эфирно-масличные культуры Значение районы возделывания урожайность Показатели качества масел. Технология возделывания подсолнечника.
Масличные культуры (подсолнечник, сафлор клещевина кунжут перилла ляллеманция, рапс, горчица и др ). Эфирно-масличные культуры (кориандр анис тмин мята шалфей) их значение Технология возделывания подсолнечника.
Контрольные вопросы:
1.Значение районы возделывания, урожайность .
2. Биологические особенности подсолнечника.
3. Технология возделывания подсолнечника.
4.Хранение семян подсолнечника.
Рекомендуемая литература:
1.Растениеводство / Учебник. Под ред. П. С. Посыпанова. - М.: КолосС, 2006.- С.470-492.
2.Растениеводство с основами селекции и семеноводства / Учебник. Г. В. 2.Коренев, П. И.Подгорный , С, Н.Щербак .3-е изд.- СПб: ООО ИТК ГРАНИТ,2009.-С.281-323.
3.Посыпанов Г.С. Практикум по растениеводству. – М: Мир, 2004.
Тема №8. Прядильные культуры. Значение, распространение, урожайность.
Особенности биологии и технологии возделывания льна-долгунца.
Прядильные культуры( хлопчатник, лен, конопля), их значение, распространение, урожайность.
Особенности биологии и технологии возделывания льна-долгунца.
Контрольные вопросы:
1.Значение районы возделывания, урожайность.
2. Биологические особенности льна-долгунца.
3. Технология возделывания льна-долгунца.
Рекомендуемая литература:
1.Растениеводство / Учебник. Под ред. П. С. Посыпанова.- М.: КолосС, 2006.- С.497-520.
2..Растениеводство с основами селекции и семеноводства / Учебник. Г. В. .Коренев , П. И.Подгорный , С, Н.Щербак .3-е изд.- СПб: ООО ИТК ГРАНИТ,2009.-С.330-365.