Файл: Методичка Петровой А.А. новая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2021

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

ФГБОУ ВПО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия»




Кафедра общего земледелия и растениеводства



«Технология производства переработки и хранения продукции

растениеводства»




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


Студентам – заочникам по направлению 080100.62 «Экономика»,

профиль подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

(бакалавры)

экономического факультета







Тверь - 2012


Автор: Петрова А.А., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент




Технология производства переработки и хранения продукции растениеводства: Методические указания по изучению дисциплины / Тверская ГСХА, - Автор – Петрова А.А., Тверь, 2012









Предназначена для студентов - заочников с 3,5-х и 5-ти летним сроком обучения










Утверждены методической комиссией технологического факультета

Тверской ГСХА протокол № 7 от 21 марта 2012 г.


Рецензент: Чумакова Е.Н.., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент



Раздел 1. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины

    1. Цель и задачи дисциплины


  1. Цели и задачи освоения дисциплины


Цель изучения дисциплины - приобретение студентами теоретических знаний по биологии и практических навыков по разработке технологии возделывания полевых культур, первичной переработке и хранению.


Задачами дисциплины является:


- получение знаний о значении, распространении и биологических особенностях полевых культур.

- формирование навыков по составлению основных звеньев технологии возделывания полевых культур (размещение в севообороте, обработки почвы, системы удобрений, подготовка семян к посеву и посев, уход за посевами и уборка урожая).

- заложение основ знаний по первичной переработке зерна и хранению основных культур.


  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО


Дисциплина ТППХПР входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин профиля Бухгалтерский учет, анализ и аудит, предполагает формирование в процессе обучения бакалавра профессиональных знаний и компетенций.

Изучение дисциплины базируется на знании биологии. В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные в средней школе.










1.2. Распределение учебного времени


Примерные затраты учебного времени на изучение дисциплин

в Тверской ГСХА

Направление – 080100.62 «Экономика», профиль подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (бакалавры) экономического факультета.

п/п

Наименование тем

Всего часов

Количество аудиторных часов



ССР

Всего

По видам занятий

Л


ПЗ


Раздел 1.Основы производства продукции растениеводства


14

4

2


2

10

1.


Тема №1Введение в.растениеводство Растениеводство как научная дисциплинами отрасль с\х производства. .Классификация растений полевой культуры. Семеноведение.

14

4

2


2

10




Раздел II Зерновые культуры.

76

26

6


20

50

2.

Тема №2. Озимые зерновые культуры .Особенности биологии и технологии возделывания озимой культур( пшеницы и ржи).


22


12

2


10

10

3.

Тема№3.Яровые хлеба. .Особенности биологии и технологии возделывания яровых культур .Послеуборочная обработка зерна (первичная переработка ).

32

10

2


8

22

4.

Тема №4.Зерновые бобовые культуры. Значение, биология и технология возделывания

зернобобовых культур.


22

4

2


2

18


Раздел III Технические культуры


68

18

8


10

50

5.


Тема № 5. Клубнеплоды . Особенности биологии и технологии возделывания клубнеплодов.

18

6


2



4


12

6

Тема № 6. Корнеплоды. Сахарная свекла .Особенности биологии и технологии возделывания корнеплодов.


16

4



2



2

12

77

Тема №7.Масличные и эфирно-масличные культуры Значение районы возделывания урожайность Показатели качества масел. Технология возделывания подсолнечника.


17

4

2


2

13

88

Тема №8.Прядильные культуры Значение ,распространение. урожайность .Особенности биологии и технологии возделывания льна-долгунца.

17

4

2


2

13


Раздел 1V Кормовые культуры.

22

4

2

2

18

99

Тема №9. Кормовые многолетние травы .Общая характеристика и технология возделывания многолетних трав.

22

4

2


2

18

110

ИТОГО:

180

52

18

34

128



Рекомендуемая литература

а) основная литература

1.Растениеводство с основами селекции и семеноводства / Учебник. Г. В. Коренев , П. И. , С, Н.Щербак .3-е изд.- СПб: ООО ИТК ГРАНИТ.,2009.-576 с.

2.Растениеводство / Учебник. Под ред. П. С. Посыпанова.- М.: КолосС, 2007.- 612 с.

3 .Личко Н М.Технология переработки растениеводческой продукции.Учебник. М :Издателбство Колос , 2008.-552 с.

4.Посыпанов Г.С. Практикум по растениеводству. – М: Мир, 2004. – 256 с.

5.Сутягина Т. И., Сутягин В. П.. Практикум по растениеводству. -Тверь. :ООО Мастер С, 2005.-182 с.

б) дополнительная литература:

  1. Гатаулина Г.Г. Объедков М.Г. Практикум по растениеводству. – М: КолосС, 2005. – 304 с. – 2 экз.

  2. Васько В.Т. Кормовые культуры России: Справочник – СПб: ПРОФИКС, 2006. - 325 с.

  3. Теория и практика создания высокопродуктивных посевов полевых культур / Учебное пособие. Авт. Усанова З.И. – Тверь: ТГСХА. – 1999. – 330 с.

  4. Биологические особенности и технологии возделывания картофеля и земляной груши / Учебное пособие. Авт. Усанова З.И., Осербаев А.К.-Тверь: «Триада», 2004.- 75 с..

  5. Методика выполнения научных исследований и курсовой работы по растениеводству / Учебное пособие. Авт. Усанова З.И. – Тверь: ООО РПК « Комплекс», 2002.- 65 с.- 400 .

  6. Зерновые культуры / Учебное пособие. Авт. Шпаар Д., Постников А.,

Эльмер Ф. и др. – Минск : Ф У Аинформ, 2000.

12. Возобновляемое растительное сырье (производство и использование) / Под редакцией Д. Шпаара – С.П.б: Пушкин, 2006. – 1 том - 416 с; 2 том - 382 с.

13. Семеноведение полевых культур / Учебник Авт. Гриценко В.В., Калошина З.М. – М.: Агропромиздат, 1989.

14. Сельскохозяйственная техника и технологии / Спицын И.А., Орлов А.Н., Ляшенко В.В. и др.- КолосС, 2006.

15. Перспективная ресурсосберегающая технология производства сои: Методические рекомендации. – М: ФГНУ « Росинформагротех», 2008.

16.Дулов М.И..,Журавлев А .П.. Журавлев Л, А.. Лабораторный практикум по технологии хранениния продукции рдстениеводства.-Самара,2007.

17.Трисвятсвятский Л. Лесик Б. В., Курдина В.Н. Хранение и технология сельскохозяйственных продуктов.4-е издание.-Агропромиздат,1991.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Поисковая система Agropoisk.ru,

2. Научная электронная библиотека e-library.ru

3. Сельскохозяйственная электронная библиотека знаний (СЭБиЗ): http://www.cnshb.ru/akdil/default.htm

4. Открытый иллюстрированный атлас сосудистых растений России и сопредельных стран: http://www.plantarium.ru/


Журналы: «Земледелие», «Зерновые культуры» или «Зерновое

хозяйство», «Аграрная наука», «Сельское хозяйство России»,

«Селекция и семеноводство», «Экономика» и др.






Раздел 2. Методические указания по изучению содержания тем и разделов курса и вопросы для самостоятельной проверки знаний


При изучении курса «Технология производства переработки и хранения продукции растениеводства» необходимо руководствоваться рабочей программой.


Курс рекомендуется изучать в следующем порядке.

1. Теоретические основы растениеводства и основы технологии возделывания сельскохозяйственных культур.

2. Полевые культуры, особенности биологии и агротехники.

3. Хранение и первичная переработка основных сельскохозяйственных культур

Учитывая обширность изучаемого материала и то, что для занятий в период лабораторно - экзаменационной сессии на курсе отводится мало времени, студент должен дома серьезно проработать учебник, изучить основной материал, а также выполнять на фактическом материале контрольную работу.

В контрольной работе обязательно приводят за последние годы урожайность описываемых культур, себестоимость их продукции, затраты труда и средств на возделывание полевых культур.

Необходимо знать районированные сорта полевых культур, рекомендуемые для возделывания в зоне места работы (или жительства) студента.

Освещая технологию возделывания каждой культуры, следует указать мероприятия, обеспечивающие энергосбережение и охрану плодородия почв, а также окружающей среды, знать переработку и хранение сельскохозяйственной продукции.

Следует составить себе также краткий конспект по этим материалам для участия в семинарских занятиях по растениеводству. Кроме того, дома при изучении курса нужно усвоить латинские названия полевых культур (латинские названия полевых культур приведены в конце методических указаний).


Раздел 2.1 Основы производства продукции растениеводства


Тема №1. Введение в. растениеводство .Растениеводство как научная дисциплина и отрасль с\х производств .Классификация растений полевой культуры. Семеноведение.

Растениеводство как наука и научная дисциплина. Классификация растений полевой культуры. Семеноведение

Контрольные вопросы:

1.Понятие о растениеводстве.

2.Классификация растений.

3 Семеноведение.

Рекомендуемая литература:

1. Растениеводство / Учебник. Под ред. П. С. Посыпанова. - М.: Колос С, 2006.- С.3-5.

2. Растениеводство с основами селекции и семеноводства / Учебник. Г. В. Корнев, П. И.Подгорный , С, Н.Щербак .3-е изд.- СПб: ООО ИТК ГРАНИТ,2009.-С.3-15.

3. Посыпанов Г.С. Практикум по растениеводству. – М: Мир, 2004.

Раздел 2.2 Зерновые культуры.

Тема №2. Озимые зерновые культуры. Особенности биологии и технологии возделывания озимых культур(пшеницы и ржи).

Значение, распространение, урожайность культур. Рост и развитие озимых культур.

Основные звенья технологии возделывания:

обоснование места в севооборот, система удобрений, система обработки почвы, подготовка семян к посеву, сроки, способы посева и нормы высева, уход за посевами и уборка урожая. Послеуборочная обработка зерна, формирование товарной партии зерна (первичная переработка).



Контрольные вопросы:

1. Значении. распространение, урожайность озимой пшеницы и ржи.

2. Особенности биологии озимых культур.

3 Основные звенья технологии возделывания: озимых зерновых. .


Рекомендуемая литература:

1. Растениеводство / Учебник. Под ред. П. С. Посыпанова. - М.: Колос С, 2006.- С.164-205..

2. Растениеводство с основами селекции и семеноводства / Учебник. Г. В. Корнев, П. И.Подгорный , С, Н.Щербак .3-е изд.- СПб: ООО ИТК ГРАНИТ,2009.-С86-143.

3. Посыпанов Г.С. Практикум по растениеводству. – М: Мир, 2004.


Тема №3. Яровые хлеба. Особенности биологии и технологии возделывания яровых культур. Послеуборочная обработка зерна (первичная переработка) .

Особенности биологии яровой пшеницы, ячменя и овса. Основные звенья технологии возделывания: яровых зерновых


Контрольные вопросы:

1. Значении. распространение, урожайность яровой пшеницы, ячменя и овса.

2. Особенности биологии яровой пшеницы, ячменя и овса.

3 Основные звенья технологии возделывания: яровых зерновых.

4. Послеуборочная обработка зерна (первичная переработка) формирование товарной партии зерна.

Рекомендуемая литература:

1.Растениеводство / Учебник. Под ред. П. С. Посыпанова. - М.: КолосС, 2006.-С.209-260.

2.Растениеводство с основами селекции и семеноводства / Учебник. Г. В. Коренев, П. И.Подгорный , С, Н.Щербак .3-е изд.- СПб: ООО ИТК ГРАНИТ,2009.-С.

3.Посыпанов Г.С. Практикум по растениеводству. – М: Мир, 2004. – 256 с. –

4.Технология переработки продукции растениеводства Учебник. Под ред. Личко Н.М.М.:Колос,2000.


Тема №4. Зерновые бобовые культуры. Значения, биология и технология возделывания зернобобовых культур.

Общая характеристика зерновых бобовых культур (горох, соя, фасоль, вика, чина, чечевица, бобы, нут, люпин и др.). Биологические особенности и технология возделывания гороха на зеленый корм и семена.


Контрольные вопросы:

1.Значение, распространение, урожайность зернобобовых культур.

2. Биологические особенности гороха.

3. Технология возделывания гороха на зеленый корм и семена.

Рекомендуемая литература

1. Растениеводство / Учебник. Под ред. П. С. Посыпанова. - М.: КолосС, 2006.- С.284—318.

2. Растениеводство с основами селекции и семеноводства / Учебник. Г. В. Коренев , П. И.Подгорный , С, Н.Щербак .3-е изд.- СПб: ООО ИТК ГРАНИТ,2009.-С.235-260.

3. Посыпанов Г.С. Практикум по растениеводству. – М: Мир, 2004.




Раздел 2.3 Технические культуры

Тема № 5 Клубнеплоды. Особенности биологии и технологии возделывания клубнеплодов.

Клубнеплоды (картофель и топинамбур). Значение, районы возделывания, урожайность. Биология и технология возделывания картофеля. Хранение.

Контрольные вопросы

1. Значение районы возделывания, урожайность клубнеплодов.


2. Биологические особенности картофеля.

3. Технология возделывания картофеля.

4. Хранение картофеля.

Рекомендуемая литература

1. Растениеводство / Учебник. Под ред. П. С. Посыпанова. - М.: КолосС, 2006.- С.362-386.

2.Растениеводство с основами селекции и семеноводства / Учебник. Г. В. Коренев , П. И.Подгорный , С, Н.Щербак .3-е изд.- СПб: ООО ИТК ГРАНИТ,2009.-С.409-434.

3.Посыпанов Г.С. Практикум по растениеводству. – М: Мир, 2004.


Тема № 6. Корнеплоды. Сахарная свекла. Особенности биологии и технологии возделывания сахарной свеклы.

Корнеплоды (сахарная и кормовая свекла, морковь, брюква, турнепс ) значение, районы возделывания ,урожайность. Биология и технология возделывания сахарной свеклы.


Контрольные вопросы

1. Значение районы возделывания ,урожайность корнеплодов.

2. Биологические особенности сахарной свеклы.

3. Технология возделывания сахарной свеклы.

4. Хранение сахарной свеклы.

Рекомендуемая литература

1. Растениеводство / Учебник. Под ред. П. С. Посыпанова. - М.: КолосС, 2006.- С.327-357.

2.Растениеводство с основами селекции и семеноводства / Учебник. Г. В. Коренев , П. И.Подгорный , С, Н.Щербак .3-е изд.- СПб: ООО ИТК ГРАНИТ,2009.-С.379-408.

3. Посыпанов Г.С. Практикум по растениеводству. – М: Мир, 2004.


Тема №7. Масличные и эфирно-масличные культуры Значение районы возделывания урожайность Показатели качества масел. Технология возделывания подсолнечника.

Масличные культуры (подсолнечник, сафлор клещевина кунжут перилла ляллеманция, рапс, горчица и др ). Эфирно-масличные культуры (кориандр анис тмин мята шалфей) их значение Технология возделывания подсолнечника.


Контрольные вопросы:

1.Значение районы возделывания, урожайность .

2. Биологические особенности подсолнечника.

3. Технология возделывания подсолнечника.

4.Хранение семян подсолнечника.

Рекомендуемая литература:

1.Растениеводство / Учебник. Под ред. П. С. Посыпанова. - М.: КолосС, 2006.- С.470-492.

2.Растениеводство с основами селекции и семеноводства / Учебник. Г. В. 2.Коренев, П. И.Подгорный , С, Н.Щербак .3-е изд.- СПб: ООО ИТК ГРАНИТ,2009.-С.281-323.

3.Посыпанов Г.С. Практикум по растениеводству. – М: Мир, 2004.


Тема №8. Прядильные культуры. Значение, распространение, урожайность.

Особенности биологии и технологии возделывания льна-долгунца.


Прядильные культуры( хлопчатник, лен, конопля), их значение, распространение, урожайность.

Особенности биологии и технологии возделывания льна-долгунца.


Контрольные вопросы:

1.Значение районы возделывания, урожайность.

2. Биологические особенности льна-долгунца.

3. Технология возделывания льна-долгунца.


Рекомендуемая литература:

1.Растениеводство / Учебник. Под ред. П. С. Посыпанова.- М.: КолосС, 2006.- С.497-520.

2..Растениеводство с основами селекции и семеноводства / Учебник. Г. В. .Коренев , П. И.Подгорный , С, Н.Щербак .3-е изд.- СПб: ООО ИТК ГРАНИТ,2009.-С.330-365.