Файл: МУ-ЭКОНОМИКА кур.раб.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2021

Просмотров: 179

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ДЕПАРТАМЕНТ

НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИКИ И

ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ


«ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»


КАФЕДРА «ЭКОНОМИКИ»



Чумаков Ю.М.





Методические указания

для выполнения курсовой работы

для студентов экономического факультета


направление 080200.62 - Менеджмент









Тверь – 2013 г.



Автор:

Чумаков Ю.М., к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Экономика»


Рецензент:

Ларионов А.В., к.э.н., доцент кафедры «Организация предпринимательской деятельности»



Методические указания одобрены и рекомендованы к изданию кафедрой экономики (протокол № 8 от 19 февраля 2013г.) и методической комиссией экономического факультета (протокол № 7 от 18 марта 2013г.)





СОДЕРЖАНИЕ



Введение…………………………………………………………………

3

1.

Выбор темы курсовой работы …………………………………………

5

2.

Требования к содержанию курсовой работы ………………………..

8

3.

Примерная структура курсовых работ ……………………………….

14

4.

Требования к оформлению курсовой работы ………………………..

32

5.

Рецензирование и подготовка к защите курсовой работы …………

33

6.

Рекомендуемая литература ……………………………………………

34


Приложение ………………………………………………….………….

36











ВВЕДЕНИЕ

Резкий переход к рыночной экономике вызвал большие изменения в сельском хозяйстве России. Существенную трансформацию претерпевают организационная структура АПК, система управления, земельные отношения, принципы деятельности экономической системы в целом. Радикальная либерализация экономики за последние восемь лет и неоправданно быстрый уход из нее государства, демонтаж и неконструктивная замена управленческой, финансовой, кредитной, ценовой, налоговой и других систем привели к обострению старых и появлению новых проблем. В результате имеет место двукратный спад производства и, соответственно, значительная потеря населением реальных доходов. В аграрной сфере возник глубокий (пятикратный) диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Поэтому происходящие в экономике изменения должны находить свое отражение в совершенствовании учебного процесса по экономическим дисциплинам.

Представленный курс «Экономика организаций (предприятий)» предусматривает изучение действия экономических законов и форм их проявления в сельском хозяйстве. Специфика сельского хозяйства обуславливает изучение аграрных экономических отношений в условиях перехода отрасли к рынку, взаимодействия сельского хозяйства с другими сферами материального производства.


Наука «Экономика организаций (предприятий)» формирует экономическое мышление у студентов, предпринимательские и коммерческие навыки в решении производственных задач, принятии управленческих решений по эффективному использованию ресурсов.

Курсовая работа – одна из важнейших форм самостоятельной работы студентов, проверки и закрепления их знаний. Она представляет собой учебно-исследовательскую работу и предполагает углублённое изучение студентами различных проблем дисциплины.

Методические указания разработаны в соответствии с типовой программой дисциплины. При выполнении курсовой работы необходимо показать знание теоретических и практических проблем по выбранной теме, обосновать ее актуальность, поставить цели и задачи, решить их.

Основными этапами курсовой работы являются выбор темы, определение объекта исследования, раскрытие теоретических основ и проблем, решаемых в работе, краткой характеристики объекта исследования, систематизации экономической, статистической и бухгалтерской информации, проектирования предлагаемых в теории или практике применимых для данного объекта решений.

Цели курсовой работы: научиться систематизировать и обобщать теоретическую и практическую информацию о состоянии и развитии процессов в сельском хозяйстве и в агропромышленном комплексе; овладеть методами экономических исследований и объективной оценки современного уровня развития сельскохозяйственного производства; выявлять резервы повышения экономической эффективности производства; проектировать и прогнозировать результаты предлагаемых мероприятий.

В процессе изучения дисциплины «Экономика отраслей» обучающиеся знакомятся с понятием и структурой агропромышленного комплекса России, местом и ролью сельского хозяйства в АПК страны, значением и строением инфраструктуры; видами экономической эффективности, воспроизводством и интенсификацией, размещением, специализацией и концентрацией в сельском хозяйстве; ценообразованием и государственным регулированием экономики; экономикой отраслей растениеводства и животноводства.

В результат е изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики (ОК-13);

современное состояние и меры по обеспечению продовольственной безопасности (ОК-13);

понятие, структуру и взаимосвязь между отраслями АПК (ПК-26);

понятие, сущность и значение инфраструктуры (ПКП-6);

понятие, виды экономического эффекта и эффективности (ПК-26);

сущность, размещения, специализации, концентрации, воспроизводства и интенсификации в сельском хозяйстве (ПК-30);

понятие и виды цен, механизм, факторы и методы ценообразования (ПК-26);

основные направления и методы государственного регулирования АПК (ПК-30);


народнохозяйственное значение, современное состояние и развитие зернового, картофелеводческого, льноводческого и кормового производства (ПК-30);

народнохозяйственное значение, современное состояние и развитие скотоводства, свиноводства и птицеводства (ПК-30).

Уметь:

определять экономическое значение инфраструктуры (ПКП-6);

анализировать показатели, характеризующие производственный потенциал отрасли, региона, сельскохозяйственного предприятия (ПК-26);

анализировать обеспеченность сельскохозяйственного региона трудовыми ресурсами (ОК-13);

рассчитывать показатели, характеризующие экономическую эффективность деятельности сельскохозяйственного предприятия, отрасли, отдельного мероприятия (ПК-26);

определять уровень специализации сельскохозяйственного предприятия, отрасли (ПК-30);

Владеть:

приемами выявления тенденций развития сельского хозяйства региона (ПКП-6);

методикой расчета уровня рентабельности и его влияния на финансовое состояние сельскохозяйственного предприятия (ПК-26);

методическими аспектами концентрации производства (ПК-30);

способами определения стоимости валовой продукции, расчета уровня товарности (ПКП-6);

  1. ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Тему для написания курсовой работы студент выбирает самостоятельно, исходя из своих предпочтений, интересов, профессиональной ориентации, конкретного места работы, возможностей выбора объекта исследования и получения информации. Выбор может быть продиктован целями уже выбранной или предполагаемой дипломной работы.

Выбрав тему, подобрав и изучив необходимое количество
литературных источников, студент составляет план курсовой
работы, в котором определяются разделы, отражающие содержание, логику, последовательность изложения. План согласовывается с руководителем курсовой работы. После этого студент может приступить к написанию курсовой работы. При этом студент консультируется с руководителем по ходу выполнения курсовой работы, уточняет его план, получает рекомендации по использованию литературы.

Основным условием при выборе темы является принадлежность объекта исследования к АПК!

При выборе темы курсовой работы студент должен исходить прежде всего из возможностей собрать необходимый для ее написания конкретный материал.

Выполнение курсовой работы на одинаковую тему студентами одной учебной группы не допускается!

Тему курсовой работы студент выбирает самостоятельно из предложенного выше списка, но может взять и свою тему по актуальной проблеме, согласовав ее с руководителем.

В целях оказания помощи студентам предлагается на выбор примерный перечень тем курсовых работ, охватывающий весь объем учебного курса.







ТЕМЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ:


  1. Специализация сельскохозяйственного производства и её экономическая эффективность.

  2. Оценка состояния производственного потенциала предприятия и его основных элементов.

  3. Производительность труда на предприятии и резервы ее повышения.

  4. Экономическая эффективность использования машинно-тракторного парка на предприятии.

  5. Экономическая эффективность использования земельных угодий на предприятии.

  6. Эффективность использования персонала предприятия.

  7. Эффективность использования различных форм оплаты труда на предприятии.

  8. Экономическая сущность основных фондов, анализ их состава и структуры.

  9. Экономическая эффективность использования основных производственных фондов предприятия.

  10. Амортизация как средство обновления основных фондов предприятия.

  11. Экономическая эффективность использования оборотных средств предприятия.

  12. Кормовая база, пути ее создания и удешевления производства кормов.

  13. Экономическая эффективность использования имущества предприятия и источников его образования.

  14. Прибыль предприятия, ее анализ и методы планирования.

  15. Резервы и пути роста прибыли и повышения уровня рентабельности производства.

  16. Экономическая эффективность отрасли растениеводства.

  17. Экономическая эффективность отрасли животноводства.

  18. Экономическая эффективность производства и реализации зерна.

  19. Экономическая эффективность производства и реализации картофеля.

  20. Экономическая эффективность производства и реализации льнопродукции.

  21. Экономическая эффективность производства и реализации овощей в закрытом грунте.

  22. Экономическая эффективность производства и реализации овощей в открытом грунте.

  23. Экономическая эффективность производства и реализации продукции молочного скотоводства.

  24. Экономическая эффективность производства и реализации продукции мясного скотоводства.

  25. Экономическая эффективность производства и реализации продукции свиноводства.

  26. Экономическая эффективность производства и реализации продукции птицеводства.

  27. Экономическая эффективность производства и реализации продукции овцеводства.

  28. Экономическая эффективность переработки сельскохозяйственной продукции.

  29. Себестоимость продукции растениеводства, значение и направления ее снижения (по видам продукции).

  30. Себестоимость продукции животноводства, значения и направления ее снижения (по видам продукции).

  31. Оценка эффективности инвестиционно-инновационной деятельности предприятия.

  32. Анализ сельскохозяйственного рынка.

  33. Экономическая эффективность повышения качества сельскохозяйственной продукции.

  34. Совершенствование ценообразования в АПК (сельском хозяйстве).

  35. Банкротство предприятия: понятие и процедура.

  36. Пути преодоления экономического кризиса в продуктовых подкомплексах АПК.

  37. Экономическая эффективность производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

  38. Экономическая эффективность производства в личных подсобных хозяйствах населения.

  39. Продовольственная независимость региона и пути ее обеспечения.

  40. Современное состояние АПК региона и его развитие.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Содержание курсовой работы должно соответствовать ее названию. Структура курсовой работы должна содержать следующие основные элементы:

Во введении в краткой форме обосновывается значимость и актуальность выбранной темы. Формулируются цель и задачи работы. Определяются объект и предмет исследования, перечисляются методы исследования, которые нашли применение в работе, указывается источник исходных данных.

Освещение актуальности темы должно быть немногословным, следует показать суть проблемной ситуации, что известно и что еще не известно о предмете исследования, из чего и будет видна актуальность темы.

Исходя из уровня разработанности выбранной темы ставится цель исследования, а также конкретные задачи, которые необходимо решить в соответствии с поставленной целью. Это обычно делается в форме перечислений: изучить…, описать…, установить…, выявить… и т.п.

Обязательным элементом введения является определение объекта и предмета исследования. Объектом изучения могут быть регион, область, предприятия различных организационно-правовых форм, а также подсобные хозяйства промышленных предприятий, агропромышленные объединения, машино-технологические станции. Предмет - это то, что находится в границах объекта. Например, объектом является ЗАО «Калининское», а предметом - производственный процесс на предприятии.

Основными методами экономических исследований могут быть: диалектический, монографический, статистические, математические, расчетно-конструктивный и другие. Методы исследования должны быть использованы комплексно, так как применение только одного из них не позволит определить тенденции развития.

Материалы, на основании которых выполняется работа - это годовые и статистические отчеты, первичные документы, бизнес-планы, технологические карты.

Объем введения не должен превышать 2-3 страниц. Пишется обычно после завершения основных разделов работы.

Раздел 1 «Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия» (региона, отрасли по материалам которого выполняется курсовая работа) описывается месторасположение предприятия, размер производства, специализация и направления развития организации, производственная и экономическая деятельность. Общие сведения о хозяйстве должны включать в себя следующую информацию:

  • Административное и географическое расположение хозяйства;

  • Удаленность от областного и районных центров, железнодорожных станций, пристаней, снабженческих, перерабатывающих, ремонтных предприятия, состояние дорожной сети.

  • Количество населенных пунктов, входящих в сельскохозяйственное предприятие, их удаленность от центральной усадьбы; в них всего населения, в т.ч. трудоспособного.

  • Размер землепользования, всего и в т.ч. в разрезе земельных угодий.

  • Характеристика состояния почв: качественная оценка сельскохозяйственных угодий (в баллах), средний размер полей, содержание гумуса и микроэлементов в почве, мощность гумусового слоя, механический состав почвы и т.д.

  • Рельеф территории, обводненность и водообеспеченность, характеристика естественных сенокосов и пастбищ.

  • Особенности климата (температурные условия, осадки, ветры, даты первых и последних заморозков, глубина промерзания почвы, возделываемые культуры).







Таблица 1 - Показатели, характеризующие размер предприятия

Показатели

20__г.

20__г.

20__г.

В среднем на одно хозяйство района

Валовая продукции с.-х. в сопоставимых ценах, тыс. руб.





Товарная продукция с.-х. в фактических ценах реализации, тыс.руб.





Среднегодовая численность работников, чел





Площадь сельскохозяйственных угодий, га

в том числе пашни





Поголовье крупного рогатого скота, гол

в том числе коровы





Свиньи, гол





Птица, тыс.гол





Наличие тракторов, физ.ед.





Энергетические мощности, л.с.






Таблица 2 - Состав и структура товарной продукции в хозяйстве.

Наименование отраслей и продукции

20__ г.

20__ г.

20__ г.

сумма

тыс. руб.

% к итогу

сумма

тыс. руб.

% к итогу

сумма

тыс. руб.

% к итогу

Зерновые и зернобобовые культуры - всего







Семена льна-долгунца







Льносолома







Льнотреста







Картофель







Овощи открытого грунта







Овощи защищенного грунта







Прочая продукция растениеводства







Итого продукция растениеводства







Скот и птица в живой массе – всего







в том числе

крупный рогатый скот







свиньи







птица







Молоко цельное







Яйца







Прочая продукция животного







Прочая продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде.







Итого продукция животноводства







Продукция прочих видов деятельности







Продукция подсобных производств и промыслов.







Товары







Работы и услуги







Всего по организации







Коэффициент специализации определяется по формуле:

где - удельный вес i – вида продукции, в общем ее объеме

п – порядковый номер отдельных видов продукции по их удельному весу в ранжированном ряду.


Таблица 3 - Основные финансово – экономические показатели хозяйства.