ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2021
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
Таким образом могут быть найдены передаточные числа коробки передач на всех передачах.
Зная передаточные числа коробки передач и главной передачи, определяют передаточные числа трансмиссии по формуле:
iтрi = iкi∙io
После этого определяют скорость движения автомобиля по передачам, используя выражение
, км/ч (1.24)
-
Расчет и построение
динамической характеристики автомобиля
Динамической характеристикой называют графическую зависимость динамического фактора от скорости движения автомобиля на различных передачах.
Динамический фактор представляет собой отношение избыточной касательной силы тяги к весу автомобиля
(2.1)
Таким образом величина динамического фактора зависит от характера протекания кривой крутящего момента двигателя Мк , передаточного числа трансмиссии iтр , скорости движения автомобиля V , и его веса Ga.
Для получения данных, необходимых для построения теоретической динамической характеристики автомобиля, проводят расчеты в следующей последовательности:
1. Принимают выбранные при построении скоростной характеристики двигателя значения частот вращения коленчатого вала – nei.
2. Для этих значений частоты вращения коленчатого вала подсчитывают величины скоростей движения автомобиля на каждой передаче по формуле (1.24) и величины касательных сил тяги по формуле:
, H (2.2)
Величину Mкi при каждом значении частоты вращения коленчатого вала определяют по ранее построенной внешней скоростной характеристике двигателя (рис.1.1).
3. Подсчитывают значения силы сопротивления воздуху
, H (2.3)
Полученные в результате расчета данные заносят в таблицу:
Таблица 2.1
Передача |
Расчет. точка |
n. мин-1 |
V. км/ч |
Мк, Н∙м |
Рк, Н |
Рw, Н |
D |
І |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
|
V |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
.
Общий вид динамической характеристики приведен на рис.2.1
3. Расчет и построение
экономической характеристики автомобиля
Топливную экономичность автомобиля принято оценивать расходом топлива в литрах на 100 км пройденного пути.
Для лучшего представления об экономичности автомобиля строят графики, показывающие зависимость расхода топлива автомобиля на 100 км пробега от скорости движения для различных дорожных условий. Такую графическую зависимость называют экономической характеристикой автомобиля.
Теоретическую экономическую характеристику строят для условий равномерного прямолинейного движения автомобиля. В курсовой работе принимают движение автомобиля на дороге, характеризующейся приведенным коэффициентом дорожного сопротивления движению с полной нагрузкой на прямой передаче.
Расчет показателей для построения экономической характеристики автомобиля производят в следующей последовательности:
1. Для данных, используемых при расчете и построении внешней скоростной характеристики двигателя, определяют скорость движения автомобиля на прямой передаче по формуле
(3.1)
2. Мощность двигателя Nеi потребная для движения в заданных дорожных условиях, определяемых коэффициентом ψ, определяют по ранее приведенной формуле
(3.2)
3. Удельный расход топлива gei является величиной переменной, зависящей от скоростного и нагрузочного режимов двигателя, и может быть определен из уравнения
, (3.3)
где gе(Nemax) - удельный расход топлива при максимальной мощности двигателя (определяется по внешней скоростной характеристики двигателя),
kn’- коэффициент, учитывающий влияние на величину gei скоростного режима работы двигателя,
kN’’- коэффициент, учитывающий влияние на величину gei нагрузочного режима работы двигателя.
Коэффициент kn определяется в зависимости от отношения ne/nN частот вращения коленчатого вала двигателя при текущем и максимальном значениях мощности:
ne/nN…… 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 1,1
kn’……… 1,05 1,02 0,98 0,96 0,94 0,95 0,96 1,0 1,06
Коэффициент kN определяетcя в зависимости от степени использования мощности двигателя Nei/Nemax.
Nei/Nemax……..0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0
kN (бенз.)…… 2,0 1,70 1,54 1,35 1,20 1,10 0,96 0,88 1,00
kN (дизель)….1,50 1,38 1,25 1,12 1,09 1,06 1,00 1,00 1,00
Величины коэффициентов kn’ и kN’’ могут быть также найдены по специальным графикам, представленным на рис.3,1.
4. По полученным значениям gei и Nei для различных скоростей движения на высшей передаче автомобиля определяют расход топлива па 100 км пути по формуле
, л/100км (3.4)
где γт - плотность топлива, кг/л; для бензина γт=0,725кг/л
γт=0,825кг/л для дизельного топлива
5. Аналогично производят расчет расхода топлива на 100 км пробега для других дорожных условий, определяемых коэффициентом Ψ:
Ψ1 = Ψ – 0,15 Ψ
Ψ2 = Ψ + 0,15 Ψ
Полученные расчетные данные заносятся в таблицу
Таблица 3.1
ψ |
n. мин-1 |
V. км/ч |
ne/nN |
kn |
Nei кВт |
Nei/Nemax |
kN |
ge кВт∙ч |
Qs л/100км |
ψ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ψ1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ψ2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По табличным данным строится экономическая характеристика автомобиля
Qs = ƒ (Va) для заданных дорожных условий (Ψ, Ψ1,Ψ2).
Примерный вид экономической характеристики приведен на рис. 3.2.
В заключении необходимо провести краткий анализ полученных характеристик.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Краткая техническая характеристика грузовых автомобилей.
Показатели
Марка автомобиля
|
Грузоподъемность, кг |
Колесная формула |
Полная масса, кг |
Габаритные размеры, мм |
Дорожный просвет, мм |
|
Двигатель |
Максимальная мощность, кВт |
Частота вращения (при макс. мощности) мин-1 |
Максимальный крутящий момент, Н∙м |
Частота вращения (при макс. моменте) мин-1 |
Размер шин |
Передаточное число главной передачи |
|||
Ширина |
Высота |
Максимальная скорость км/ч |
Марка |
Тип |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
УАЗ |
3771 |
800 |
4х4 |
2660 |
2044 |
2070 |
220 |
110 |
УМЗ – 4215С |
Б |
80,9 |
4000 |
220 |
2200- 2500 |
8,40 - 15 |
4,625 |
3303 |
800 |
4х4 |
2610 |
220 |
110 |
|||||||||||
ГАЗ |
3302 |
1600 |
4х2 |
3500 |
2100 |
2570 |
170 |
115 |
ЗМЗ - 4063 |
Б |
80,9 |
4600 |
195 |
3500 |
185/75R16 (195/75R16)* |
5,125 |
33027 |
1400 |
4х4 |
3500 |
2100 |
2650 |
190 |
110 |
|||||||||
2705 |
1500 |
4х2 |
3500 |
2075 |
2270 |
1170 |
115 |
|||||||||
27057 |
1400 |
4х4 |
3500 |
2075 |
2370 |
190 |
110 |
|||||||||
66.11 |
2000 |
4х4 |
5770 |
2322 |
2520 |
315 |
90 |
ЗМЗ – 66.06 |
Б |
88,5 |
3200 |
284,5 |
2200 |
12,0 - 18 |
6,83 |
|
3307 |
4500 |
4х2 |
7850 |
2380 |
2770 |
265 |
90 |
ЗМЗ – 53-11 |
Б |
88,5 |
3200 |
284,5 |
2000- 2500 |
240R508 |
6,17 |
|
3507 |
4250 |
8000 |
2461 |
2514 |
||||||||||||
3508 |
3700 |
7920 |
2470 |
2732 |
||||||||||||
ЗИЛ
|
131Н |
3750 |
6х6 |
10185 |
2500 |
2656 |
330 |
85 |
ЗиЛ -508.10 |
Б |
110 |
3200 |
402 |
1800- 2000 |
12,0 - 20 |
7,339 |
431410 |
6000 |
4х2 |
10400 |
2500 |
3800 |
220 |
90 |
260R508 |
6,33 |
|||||||
431510 |
6000 |
10775 |
2656 |
220 |
90 |
|||||||||||
433100 |
6000 |
11725 |
2656 |
230 |
95 |
ЗиЛ - 645 |
Д |
136 |
2800 |
510 |
1500 |
260R508 |
5,29 |
|||
4502 |
6000 |
10625 |
2540 |
220 |
90 |
ЗиЛ -508.10 |
Б |
110 |
3200 |
402 |
1800- 2000 |
260R508 |
6,33 |
|||
4505 |
6100 |
10920 |
2525 |
220 |
90 |
|||||||||||
5301 |
3000 |
6950 |
2320 |
2885 |
180 |
115 |
.Д-245.9 Е2 |
Д |
96 |
2400 |
446 |
1400 |
225/75R16 |
3,273 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
КАМАЗ |
4310 |
6000 |
6х6 |
15100 |
2500 |
3200 |
365 |
85 |
КАМАЗ - 740 |
Д |
155 |
2600 |
650 |
1400.. 1700
|
400R533 |
7,22 |
5320 |
8000 |
6х4 |
15305 |
2500 |
2830 |
280 |
100 |
260R508 |
6,53 |
|||||||
53212 |
10700 |
6х4 |
18960 |
2500 |
2830 |
280 |
100 |
|||||||||
55111 |
10000 |
6х4 |
19150 |
2500 |
2900 |
280 |
80 |
|||||||||
55102 |
7000 |
6х4 |
15850 |
2500 |
2900 |
280 |
100 |
|||||||||
5351 |
8220 |
4х2 |
16000 |
2500 |
2830 |
290 |
100 |
КАМАЗ-74006.10 |
Д |
162 |
2600 |
667 |
1500.. 1800 |
300R508 |
6,53 |
|
5325 |
11060 |
4х2 |
19000 |
2500 |
2830 |
290 |
100 |
|||||||||
МАЗ |
53371 |
8700 |
4х2 |
16000 |
2500 |
2720 |
260 |
85 |
ЯМЗ - 236 |
Д |
132,4 |
2100 |
667 |
1300 |
300R508 |
7,14 |
53362 |
8300 |
4х2 |
16380 |
2500 |
2970 |
280 |
115 |
ЯМЗ – 238.13 |
Д |
220 |
2000 |
1180 |
1300 |
4,89 |
||
5549 |
8000 |
4х2 |
15400 |
2500 |
2785 |
270 |
80 |
ЯМЗ - 236 |
Д |
132,4 |
2100 |
667 |
1200.. 1400 |
320R508 |
7,14 |
|
5551 |
8500 |
4х2 |
16230 |
2500 |
2785 |
270 |
85 |
|||||||||
Урал |
4320 |
5000 |
6х6 |
13845 |
2500 |
2870 |
400 |
85 |
КАМАЗ - 740 |
Д |
155 |
2600 |
650 |
1400.. 1700 |
370R508 |
7,32 |
5557 |
7000 |
6х6 |
16300 |
2500 |
2650 |
400 |
80 |
* - для автомобилей 4х4