Файл: Введение 2 Теоретические основы планирование прибыли 4.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы планирование прибыли 4
1.1. Прибыль: сущность, функции, виды 4
1.1.3. Источники получения прибыли 7
1.1.4. Факторы, влияющие на величину прибыли 9
1.2. Методы планирования прибыли 11
2.Анализ планирования прибыли на предприятии 12
2.1 Краткая характеристика предприятия 12
2.2 Анализ прибыли и финансовых результатов деятельности предприятия 14
2.3 Планирование прибыли на предприятии 18
При исчислении валовой прибыли в состав доходов от внереализационных операций включаются:
1) доходы от сдачи имущества в аренду;
2) дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам;
3) доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;
4) доходы от дооценки производственных запасов и готовой продукции;
5) признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров;
6) прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
7) положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранной валюте;
8) суммы средств, полученных безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (за исключением средств, зачисляемых в уставный капитал предприятий их учредителями в порядке, установленном законодательством);
9) другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг).
Балансовая прибыль предприятия представляет собой сумму всех планируемых доходов и возможных убытков, возникающих в планируемом или отчетном периоде:
Пб = Пр + Ппр + Пвр (1.2)
где Пб — балансовая или общая годовая прибыль;
Пр — прибыль от реализации продукции;
Ппр — прибыль от прочей реализации;
Пвр — прибыль от внереализационной деятельности.
При планировании общей или балансовой прибыли на предстоящий период производственно-финансовой деятельности в ее состав включаются все предусмотренные доходы со знаком «плюс», а также возможные расходы или убытки со знаком «минус».
К убыткам (потерям) предприятия относятся, прежде всего, суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, а также с отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленные договорами, и не обеспечена соответствующими гарантиями (залогом).
К убыткам предприятия также относятся:
1) затраты по аннулированным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции;
2) присужденные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций;
3) затраты на содержание законсервированных производственных мощностей;
4) убытки по операциям с тарой;
5) судебные издержки и арбитражные расходы
;
6) убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году; потери от стихийных бедствий, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий;
7) потери от уценки производственных запасов и готовой продукции; убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены.
Расчетная (чистая) прибыль предприятия определяется как разность между балансовой прибылью и общей суммой налоговых отчислений:
Пч = Пб − Но (1.3)
где Пч - чистая годовая прибыль;
Но - общая сумма налоговых отчислений в год.
Под расчетной прибылью понимается плановая и фактическая прибыль от реализации продукции, работ, услуг и другие финансовые результаты, учитываемые при планировании прибыли, за вычетом налогов и процентов за краткосрочный кредит.
Не планируемые доходы, расходы и потери, включая суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций, относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий.
Плановая и фактическая прибыль направляется на:
• уплату процентов за краткосрочные кредиты банков, включая проценты за банковский кредит внешнеторговых фирм, не наделенных правами юридических лиц;
• отчисления в государственный (в том числе в местный) бюджет по установленным нормативам к расчетной прибыли;
• остающаяся в распоряжении трудового коллектива чистая плановая и фактическая прибыль направляется на образование по установленным нормативам фондов развития производства, науки и техники, социального развития, оплаты труда, сальдо экономических санкций, отчислений в фонд материального поощрения и др.
Для целей анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия или для некоторых естественных монополистов (если установлен предельный уровень рентабельности) определяют плановый и фактический уровень рентабельности как отношение прибыли к полной себестоимости реализованной продукции (рентабельность продукции) либо как отношение прибыли к производственным фондам (рентабельность производства). При этом за основу берется балансовая прибыль, уменьшенная на сумму внереализационных доходов. Такой метод определения прибыли позволяет получить точные данные об уровне рентабельности продукции и производства.
1.2. Методы планирования прибыли
Планирование прибыли – составная часть финансового планирования. Оно проводиться по всем видам деятельности предприятия. Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы,
влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты о принятия различных управленческих решений.
В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период.
Основными методами планирования прибыли являются:
-
метод прямого счета; -
аналитический метод; -
метод совмещенного расчета.
1.2.1. Метод прямого счета
Метод прямого счета является наиболее распространённым. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. В наиболее общем виде прибыль – это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
Птп = Цтп – Стп (1.4)
где Птп - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;
Цтп - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Стп - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).
Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется, как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течении планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода , то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:
Прп= По1 + Птп − По2 (1.5)
где Прп - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;
По1 - прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;
Птп - прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;
По2 - прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.
Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Другая разновидность метода прямого счета – метод по ассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными. Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.
Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод по ассортиментному расчету используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течение планируемого периода является его точность.
В современных условиях хозяйственный метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при перспективном планировании прибыли. Расчет прибыли не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре очень трудоёмок.
1.2.2. Аналитический метод
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнительного к методу прямого счета в целях поверки и контроля последнего.
Преимущество метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.
При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемо в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.
Первым этапом аналитического метода является определение базовой рентабельности, как частного от деления прибыли за отчетный период на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период:
Рб = (Пбаз : Стп) × 100% (1.6)
где Рб – базовая рентабельность;
Пбаз – прибыль базисного года;
Стп – полная себестоимость товарной продукции базисного года.
С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года (Пплан) на объем товарной продукции планируемого года (Nт), но по себестоимости базисного года:
Пплан = Nт × Рб / 100% (1.7)
Далее расчет ведется в определенной последовательности:
1) Рассчитывается изменение (+, -) себестоимости продукции в планируемом году.
2) Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве и сортности.
3) После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста цен.
4) Влияние на прибыль всех вышеперечисленных факторов определяется путем их суммирования.
В итоге следует учесть изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и на конец планируемого периода.
В отличие от метода прямого счета, аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности, прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.
В ряде случаев применяется метод совмещенного расчета прибыли. При его использовании применяются элементы первого и второго методов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и себестоимость отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль отдельных факторов с помощью аналитического метода.
Рассмотренные выше методы определения прибыли создают возможность при их применении планировать на перспективу размеры прироста прибыли, определять направления ее максимизации и заблаговременно принимать меры по оптимизации структуры затрат в целях укрепления финансового положения предприятия и его дальнейшего эффективного развития.