Файл: Отчет по проекту Государственное управление в сфере поддержки пожилых, лиц пенсионного и предпенсионного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для начала нам стоит разобраться, что собой подразумевает группа граждан пожилого возраста, какие имеются характерные особенности.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения пожилой возраст или возраст старения представляет собой период от 60 до 74 лет.11

Существуют некоторые особенности стиля жизни и поведения пожилых людей присущие большей части этой группы граждан.

Одно из самых распространённых скрытых желаний пожилых людей это чувство любви. И в данном случае подразумевается широкий спектр чувств заботы и внимания, доброты и ласки со стороны ближнего окружения, лиц противоположного пола. Ослабление или утрата социальных связей ведут к снижению интереса к жизни.

В раннем пожилом возрасте взгляды и актуальные основы индивида костенеют, и проявляется непримиримость к другому мнению. В ряде ситуации индивид пожилого возраста может выражать агрессивное поведение, отстаивая свои убеждения. Нам известно, что старение – это неизбежный биологический факт, однако, социально-культурная среда, в которой оно протекает, оказывает свое влияние на него. Психическое здоровье пожилого человека на каждом этапе жизни во многом определяется его участием в социуме. Перемена общественного статуса в старости, в основном из-за прекращения или ограничения трудовых взаимоотношений, пересмотра ценностей и представлений в жизнедеятельность, изменение уклада и образа жизни, коммуникаций, возникновение проблем в социальной адаптации и внутренней психологической устойчивости к новейшим обстоятельствам, потребует исследования определенных подходов, форм и способов социальной работы с пожилыми людьми.12

Очевидно и снижение физических возможностей, в связи с биологическим фактором, что угнетает любого человека. Из этого следует и скептицизм в отношении своих сил и возможностей, страх перед дряхлостью. За этим следует и пессимистичность, подозрительность, обидчивость, раздражительность, нетерпимость к иному мнению, ухудшение способности к установлению социальных контактов и другие. Неуверенность в своих силах увеличивает тревожность, а бездействие приводит к скуке и апатии.

Такие проявления старости встречаются часто, однако существует немало пожилых людей с позитивным взглядом на жизнь.

Зачастую граждане в возрасте ощущают как позитивные, так и негативные эмоции, но подавляющими по своему большинству всё-таки являются негативные. К несчастью, это характерно для большей части населения пожилого возраста. Именно эти люди и нуждаются в помощи как государственных, так и частных структур. Представители власти должны уделить внимание этим показателям и действенно продемонстрировать решение проблем социальной адаптации, эмоционального и физического комфорта пожилых людей.




  1. Государственные меры поддержки лиц пожилого возраста и «Школа пожилого возраста» как одна из мер поддержки

Исходя из особенностей людей пожилого возраста, упомянутых в первой главе, можно сделать вывод, что такие люди однозначно нуждаются в поддержке, заботе, внимании и помощи в саморазвитии. Но не редко встречаются ситуации, когда близкие люди пожилых людей не могут оказать им должной помощи и исполнить их нужды, это может быть в силу неопытности обращения с данной группой людей, отсутствия времени или желания.

Но не стоит забывать, что в основах конституционного строя Российской Федерации лежит, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также на обеспечение государственной поддержкой пожилых лиц.13

Исходя из совокупности всех факторов, государство создало национальный проект «Демография», который включает в себя проект «Старшее поколение», призванный содействовать обеспечению достойного качества жизни и активному вовлечению граждан старшего поколения в жизнь общества. В рамках проекта в регионах создаются и расширяются социальные службы, которые имеют профессиональный подход к работе с пожилыми гражданами и помогают препятствовать ухудшению их жизни, проводятся программы и мероприятия.

Мы рассмотрим одну из таких программ, которая осуществляется на базе социальных служб в Свердловской области «Школа пожилого возраста»

«Школа пожилого возраста» - это комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня жизни пожилых граждан, проведение досуга, помощь в адаптации к современным условиям.

«Школа пожилого возраста» создается в муниципальных образованиях Свердловской области на базе учреждений социального обслуживания. Занятия проводятся на безвозмездной основе. Организация работы отделений «Школ пожилого возраста» осуществляется квалифицированными специалистами, работниками социальных служб, волонтёрами.

Формы проведения занятий: устные журналы, лекции, тематические, интерактивные и индивидуальные занятия, деловые игры и т.д.

Задачи комплексной программы многоаспектны, и включают в себя: повышение качества и доступности медицинской помощи для граждан старшего поколения, оснащение их необходимым оборудованием, создание комфортных условий для получателей социальных услуг, вовлечение граждан старшего поколения в культурную жизнь общества, создание условий для активного долголетия и многие другие задачи, направленные на улучшение жизни пожилых граждан.



Мы рассмотрим основные направления программы «Школа пожилого возраста», что они в себя включат и на что направлены.

Н
Рис. 1 Направления программы "Школа пожилого возраста"
а рисунке 1 в общем виде представлены основные направления программы, далее мы рассмотрим их специфику подробнее.
Первое направление «Активное долголетие» пропагандирует активный и здоровый образ жизни. Слушатели изучают современные методики оценки состояния здоровья и профилактики заболеваний, основы здорового питания, занимаются лечебной гимнастикой и скандинавской ходьбой.

Вторым мы рассмотрим направление «Безопасная жизнедеятельность», на котором изучаются опасности, окружающие пожилого человека, и преподаются методы борьбы с ними. Практические знания проводятся по проблемам безопасности в больнице, в транспорте, в общественных местах, в лесу, на воде, на садовом участке и т.д.

Следующее направление «Творческая и прикладная деятельность». Направление обучает пожилых учеников основными техниками декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства, развивает художественный вкус, способствует раскрытию таланта и самовыражению. Включает в себя работу творческих кружков, организацию мастер-классов.

Четвёртое направление «Краеведение», где слушатели занимаются изучением родины, историей развития городов и региона, посещают исторические и культурные достопримечательности муниципальных образований.

Пятым мы рассмотрим направление «Социальный туризм», которое включает в себя ознакомление с различными видами туризма пешего, водного, горного, конного, авто и других. Проводятся разносторонние туристические поездки и слёты: оздоровительные, религиозные, тематические, культурно-развлекательные.

Следующее на рассмотрении направление «Правовая и экономическая культура». В процессе занятий слушатели получают знания о действующем законодательстве, экономике и политике государства, правоведении, экономическом поведении, доступность социального обслуживания, способы защиты своих прав и свобод.

Шестая программа «Социокультурная реабилитация». Цель этой программы – преодолеть дефицит общения и внимания у пожилых людей, оказать им психологическую поддержку, дать возможность почувствовать себя нужными и интересными другим. Граждане вовлекаются в активную и разнообразную деятельность, направленную на развитие творческого потенциала и содействия профилактики одиночества, узнают о психологических особенностях своего возраста и способах самореализации.


Следующая программа «Компьютерная грамотность». В ходе обучения слушатели получают навыки работы в компьютере, работы с текстом, составления таблиц, знакомятся с различными средствами общения в сети Интернет (социальные сети, мессенджеры, электронная почта и др.), учатся использовать порталы «Госуслуги», «ГИС ЖКХ», «Единый портал ПФР» и другие.

Следующее направление это «Финансовая грамотность». Обучаясь по данному направлению, пожилые люди повышают уровень финансовой грамотности, изучают основы пенсионного законодательства и законодательства о защите прав потребителей, основы наследственного права, виды и формы товарно-денежного мошенничества и способы защиты от него, знакомятся с деятельностью финансовых институтов и инструментами управления собственным имуществом и денежными средствами.

Восьмое направление «Садоводство и огородничество» включает в себя знакомство с современными методами обработки земли, выращиванием рассады различных культур. Консультации по применению удобрений, приобретению семян, рассады и саженцев. По этому направлению работает клуб природного земледелия.

Следующим мы рассмотрим программу «Обучение навыкам ухода», в которую входит: подготовка и обучение навыкам ухода за пожилыми и престарелыми людьми, а также обучением родственников граждан, нуждающихся в постороннем уходе. Также, включены немаловажные уроки для родственников пожилых людей, где они получают рекомендации по специфике особенностей ухода на дому за лежачими больными и гражданами, нуждающимися в постороннем уходе и частично потерявшими способность к самообслуживанию.

Десятое направление «Профессиональная ориентация». Цель программы заключается в содействии конкурентоспособности граждан старшего возраста на рынке труда. Пожилых граждан знакомят с рядом профессий, в которых они были бы востребованы, с целевыми программами занятости в регионе, обучают методикам поиска работы.

Последним мы рассмотрим программу «Иностранный язык». Пожилые граждане изучают лексику, грамматику, а также практикуют разговорную лексику изучаемого языка.

Также, стоит отметить, ежегодно для учеников «Школы пожилого человека» реализуется комплекс разных мероприятий: Чемпионат по компьютерному многоборью, Олимпиада по финансовой грамотности, Фестиваль клубного движения, Туристический слет, Конкурс садоводов и огородников «Золотая осень», Автомобильные соревнования «Возраст драйву не помеха!», Соревнования по пулевой стрельбе, Интеллектуальные турниры и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы выяснили, что такая демографическая группа как пожилые люди, имеют ряд особенностей и сложностей в социальной адаптации. Хотелось бы, чтобы эти люди провели завершающий отрезок своей жизни благоприятно, активно и счастливо. Созданные различного рода национальные проекты, государственные меры поддержки, центры социальной помощи и подобного рода мероприятия как «Школа пожилого возраста», как ничто иное помогут это исполнить.

По итогам работы за 2020 год в «Школе пожилого возраста» на территории Свердловской области обучение прошли более 37 тысяч слушателей. Таким образом, данная программа пользуется спросом среди своей целевой аудитории и имеет успех. Уже на данном этапе имеется широкий спектр направлений, которые при дальнейшем развитии ещё больше помогут улучшить жизнь пожилого населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Статья 7 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) \ КонсультантПлюс (consultant.ru)

  2. Возрастная классификация. — Текст: электронный // Официальный сайт. Всемирная организация здравоохранения Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) (who.int)

  3. Горошко Н. В., Емельянова Е. К. Социально-демографические процессы современной России как индикатор рынка гериатрических услуг и социальной поддержки граждан пожилого возраста– 2019. – №. 2. – С. 242. (cyberle№i№ka.ru)

  4. Международный научный журнал «Молодой учёный» № 27 (369) / 2021 ч.2, статья Дениско Л.С. «Социально-психологический портрет пожилого человека» Социально-психологический портрет пожилого человека | Статья в журнале «Молодой ученый» (moluch.ru)

  5. Международный научный журнал «Молодой учёный» № 40 (226) / 2018 ч.1, Козина Г.Ю., Герасимова Ю.М. «Современный взгляд на организацию социальной работы с пожилыми людьми» Журнал «Молодой учёный» №23 (470) июнь 2023 г. (moluch.ru)

  6. Сиротинина С. Г., Смирная А. А. Социально-психологические особенности людей пожилого возраста //Мир человека. – 2020. – С.100. elibrary_44211732_88972146.pdf

  7. Ткаченко А. А. Государственная политика и национальный проект" Демография" //Народонаселение. – 2018. – №. 4. – С. 23-35. Государственная политика и национальный проект "Демография" – тема научной статьи по социологическим наукам (cyberleninka.ru)

1 Учебное пособие «Социальное обслуживание пожилых людей» .– 2020 Рослякова С. В., Черникова Е. Г. Стр. 13. Рослякова, Черникова_пособие с обложкой.pdf (cspu.ru)