Файл: Отчет по проекту Государственное управление в сфере поддержки пожилых, лиц пенсионного и предпенсионного возраста.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7
Нельзя забывать о том, что пожилые люди могут активно участвовать в сфере политической жизни государства. Они имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В случаях, когда пожилые граждане не могут принять участие в выборах ввиду индивидуальных ограничений по здоровью, они могут реализовать свою волю через своего представителя. Также пенсионеры могут вступать в различные политические объединения, партии, участвовать в проведении социально-направленных мероприятиях. Данная активность необходима для поддержания нравственного и социального равновесия между людьми разных возрастов.
Теперь рассмотрим механизм Социального обслуживания пожилых граждан. В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. С 2014 года руководство Российской Федерации особое внимание уделяет совершенствованию деятельности учреждений социального обслуживания и здравоохранения, предоставляющих услуги гражданам старшего, поколения, включая развитие системы гериатрической помощи.8 Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами как бесплатно, так и за плату. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.
9
Стоит отметить, что пожилые люди испытывают необходимость в образовании. Для этого создаются так называемые университеты «третьего возраста» с факультетами права, охраны здоровья, политических и экономических знаний, психологии, агротехники, культуры, которые могут быть необходимы в повседневной жизни пенсионеров. Работа таких университетов способствует росту социальной активности пожилых людей и формированию их позитивного имиджа в обществе.
Ещё одним направлением деятельности центров социального обслуживания является обслуживание пожилых людей на дому. Это, как ранее было отмечено, может осуществляться как на безвозмездной основе, так и на коммерческой. К такому виду услуг относят: - доставка горячей пищи, лекарств, товаров и др.; - предоставление личных и хозяйственно-бытовых услуг (гигиенические услуги, купание, одевание, укладывание в постель, подъем из постели и др.); - оказание услуг по поддержанию социальных связей пожилого человека с прежним местом работы; - предоставление лечебно-профилактической помощи в центрах здоровья или поликлиниках, транспортных услуг, организация досуга.
Задача таких бригад состоит в обеспечении пожилых людей социальными и отдельными медицинскими услугами, выполнение которых возможно по месту проживания граждан. В состав социальной бригады входят специалисты разного профиля, работающие в центрах социального обслуживания, учреждениях здравоохранения, Пенсионного фонда и т.д.
Наряду с обслуживанием граждан старших возрастов почти во всех регионах страны функционирует система стационарных учреждений социального обслуживания с постоянным проживанием.
Государство же, в свою очередь, поддерживает все виды социально-ориентированных некоммерческих организаций, а также благотворительную деятельность и добровольчество.
Также рассмотрим меры поддержки лиц предпенсионного возраста:
Так, соответствии с программой «Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года» в 2019 г. центрами занятости организовано профессиональное обучение 434 безработных граждан предпенсионного возраста и 192 пенсионеров. Помимо общих мер содействия занятости безработным, с 2019 г. реализуется региональный проект «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан пожилого возраста «Старшее поколение Свердловской области». В рамках данного проекта в качестве превентивных мер реализуются мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста не только для безработных, но и для работающих граждан предпенсионного возраста В 2019 г. прошли профессиональное обучение 1982 человека предпенсионного возраста (это 155 % от установленного в Свердловской области целевого показателя), в том числе 643 работника от 79 организаций, действующих на территории Свердловской области, и 1339 человек предпенсионного, возраста самостоятельно обратившихся в центры занятости.
Из числа прошедших обучения сохранили свою занятость или были трудоустроены 1847 чел., то есть 93%, а целевой показатель - 85 %.10
Таким образом, благодаря осуществлению данных программ, наблюдается положительная динамика в сфере поддержки лиц пожилого возраста, пенсионного и предпенсионнго возрастов. А нормативная база постоянно совершенствуется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно отметить, что поддержка пожилых людей и лиц пенсионного возраста является важной задачей для общества. Они являются опорой нашей истории и культуры, а также важным источником мудрости и опыта. Однако, они часто сталкиваются с проблемами, связанными с здоровьем, социальной изоляцией и финансовой нестабильностью. Поэтому необходимо разработать и реализовать эффективные программы и меры поддержки, которые помогут им сохранить здоровье, обеспечить социальную активность и достойный уровень жизни. Также важно помнить, что забота о пожилых людях и лицах пенсионного возраста должна быть задачей всего общества, а не только их близких и родственников.
Список используемых источников
Приложение
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Институт экономики и управления
Школа государственного управления и предпринимательства
ПРОГРАММА «ШКОЛА ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА» КАК МЕРА ПОДДЕРЖКИ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН
Куратор
проекта Зайцева Екатерина Васильевна ___________________
(Ф.И.О) (подпись)
Студент (группа, Ф.И.О.) ЭУ-123801 Дамашева Дарья Александровна
Екатеринбург
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………..3
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день доля пожилого населения стремительно расширяется, следовательно, государству и обществу стоит прилагать больше усилий и расширять спектр мер социальной поддержки для улучшения жизни пожилых людей. Стоит отметить, что граждане в возрасте имеют меньше физических способностей, им тяжелее вести свою жизнедеятельность, не работающие пенсионеры зачастую проводят время в одиночестве и нуждаются во внимании и досуге. Также развиваются цифровые технологии, которые бы облегчили жизнь пожилых людей, но большинство из них не имеют навыков пользования современными гаджетами и сетью Интернет.
Таким образом, актуальность вышеуказанных проблем объясняет необходимость создания специальных центров для поддержки пожилых людей. В связи с этим была создана программа «Школа пожилого возраста» в соответствии с комплексной программой Свердловской области «Старшее поколение» в рамках национального проекта «Демография».
Цель данной работы заключается в исследовании и описании программы «Школа пожилого возраста» для осведомления населения.
Объектом исследования являются граждане пожилого возраста.
Предметом исследования является программа «Школа пожилого возраста», как мера социальной поддержки граждан.
Задачи данного проекта:
-Рассмотреть особенности и характеристику группы пожилых граждан;
-Проанализировать программу «Школа пожилого возраста», как один из видов социальной поддержки пожилых граждан;
-Рассмотреть направления программы;
-Рассмотреть не менее трёх научных статей и монографий.
Нельзя забывать о том, что пожилые люди могут активно участвовать в сфере политической жизни государства. Они имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В случаях, когда пожилые граждане не могут принять участие в выборах ввиду индивидуальных ограничений по здоровью, они могут реализовать свою волю через своего представителя. Также пенсионеры могут вступать в различные политические объединения, партии, участвовать в проведении социально-направленных мероприятиях. Данная активность необходима для поддержания нравственного и социального равновесия между людьми разных возрастов.
Теперь рассмотрим механизм Социального обслуживания пожилых граждан. В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. С 2014 года руководство Российской Федерации особое внимание уделяет совершенствованию деятельности учреждений социального обслуживания и здравоохранения, предоставляющих услуги гражданам старшего, поколения, включая развитие системы гериатрической помощи.8 Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами как бесплатно, так и за плату. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.
9
Стоит отметить, что пожилые люди испытывают необходимость в образовании. Для этого создаются так называемые университеты «третьего возраста» с факультетами права, охраны здоровья, политических и экономических знаний, психологии, агротехники, культуры, которые могут быть необходимы в повседневной жизни пенсионеров. Работа таких университетов способствует росту социальной активности пожилых людей и формированию их позитивного имиджа в обществе.
Ещё одним направлением деятельности центров социального обслуживания является обслуживание пожилых людей на дому. Это, как ранее было отмечено, может осуществляться как на безвозмездной основе, так и на коммерческой. К такому виду услуг относят: - доставка горячей пищи, лекарств, товаров и др.; - предоставление личных и хозяйственно-бытовых услуг (гигиенические услуги, купание, одевание, укладывание в постель, подъем из постели и др.); - оказание услуг по поддержанию социальных связей пожилого человека с прежним местом работы; - предоставление лечебно-профилактической помощи в центрах здоровья или поликлиниках, транспортных услуг, организация досуга.
Задача таких бригад состоит в обеспечении пожилых людей социальными и отдельными медицинскими услугами, выполнение которых возможно по месту проживания граждан. В состав социальной бригады входят специалисты разного профиля, работающие в центрах социального обслуживания, учреждениях здравоохранения, Пенсионного фонда и т.д.
Наряду с обслуживанием граждан старших возрастов почти во всех регионах страны функционирует система стационарных учреждений социального обслуживания с постоянным проживанием.
Государство же, в свою очередь, поддерживает все виды социально-ориентированных некоммерческих организаций, а также благотворительную деятельность и добровольчество.
Также рассмотрим меры поддержки лиц предпенсионного возраста:
-
Льготы по диспансеризации: С 1 января 2019 года вводится в действие новая статья (185.1) Трудового кодекса Российской федерации, которая предоставляет работнику предпенсионного возраста при прохождении диспансеризации право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка. Работник освобождается от работы для прохождения диспансеризации на основании заявления, при этом даты необходимо предварительно согласовывать с руководством. -
Усиленные гарантии сохранения рабочего места: Уголовный кодекс РФ дополнен статьей (144.1) предусматривающей ответственность работодателя за необоснованное увольнение работника по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а так же за отказ в приеме на работу по тем же мотивам. За возрастную дискриминацию работодателю грозить высокий штраф в размере до 200 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 360 часов. -
Льготы безработным гражданам предпенсионного возраста: Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» дополнен статьей (34.2) предоставляющей дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста. Сюда входит: увеличенный период выплаты пособия по безработице; повышенный размер пособия по безработице. -
Переобучение для лиц предпенсионного возраста: Разработана программа по повышению квалификации для граждан предпенсионного возраста, что позволит гражданину быть востребованным на рынке труда до достижения нового пенсионного возраста. Участвовать в программе переобучения смогут как безработные, так и работающие граждане. Согласно этой программе предпенсионер сможет получить дополнительное профессиональное образование. Переподготовка будет проводиться на базе органов службы занятости населения с отрывом от производства. Во время учебы гражданам предпенсионного возраста производится выплата стипендий в размере минимального размера зарплаты в регионе, увеличенного на районный коэффициент. -
Налоговые льготы: За лицами, которые достигли пенсионного возраста, установленного пенсионным законодательством по состоянию на 31 декабря 2018 года (мужчины 60 лет/ женщины 55 лет), сохраняются льготы: освобождение от имущественного налога на один объект недвижимости (квартира, дом, гараж, хоз. постройка); и другие вычеты из налогов. -
Иные меры социальной поддержки, которые могут предоставлять регионы самостоятельно
Так, соответствии с программой «Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года» в 2019 г. центрами занятости организовано профессиональное обучение 434 безработных граждан предпенсионного возраста и 192 пенсионеров. Помимо общих мер содействия занятости безработным, с 2019 г. реализуется региональный проект «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан пожилого возраста «Старшее поколение Свердловской области». В рамках данного проекта в качестве превентивных мер реализуются мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста не только для безработных, но и для работающих граждан предпенсионного возраста В 2019 г. прошли профессиональное обучение 1982 человека предпенсионного возраста (это 155 % от установленного в Свердловской области целевого показателя), в том числе 643 работника от 79 организаций, действующих на территории Свердловской области, и 1339 человек предпенсионного, возраста самостоятельно обратившихся в центры занятости.
Из числа прошедших обучения сохранили свою занятость или были трудоустроены 1847 чел., то есть 93%, а целевой показатель - 85 %.10
Таким образом, благодаря осуществлению данных программ, наблюдается положительная динамика в сфере поддержки лиц пожилого возраста, пенсионного и предпенсионнго возрастов. А нормативная база постоянно совершенствуется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно отметить, что поддержка пожилых людей и лиц пенсионного возраста является важной задачей для общества. Они являются опорой нашей истории и культуры, а также важным источником мудрости и опыта. Однако, они часто сталкиваются с проблемами, связанными с здоровьем, социальной изоляцией и финансовой нестабильностью. Поэтому необходимо разработать и реализовать эффективные программы и меры поддержки, которые помогут им сохранить здоровье, обеспечить социальную активность и достойный уровень жизни. Также важно помнить, что забота о пожилых людях и лицах пенсионного возраста должна быть задачей всего общества, а не только их близких и родственников.
Список используемых источников
-
Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 № 122-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс (co№sulta№t.ru) -
Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» ст.20. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс (co№sulta№t.ru) -
Федеральный закон: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ ст.5 Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс (co№sulta№t.ru) -
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс (co№sulta№t.ru) -
Бордовский Г.А. и др. Образовательные технологии для государственной социальной поддержки пожилых людей: концептуальное обоснование //Человек и образование. – 2021. – №. 2 (67). – С. 174. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ (cyberle№i№ka.ru) -
Горошко Н. В., Емельянова Е. К. Социально-демографические процессы современной России как индикатор рынка гериатрических услуг и социальной поддержки граждан пожилого возраста //Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2019. – №. 2. – С. 242. (cyberle№i№ka.ru) -
Международный научный журнал «Молодой учёный» № 27 (369) / 2021 ч.2, статья Дениско Л.С. «Социально-психологический портрет пожилого человека» – С.161 Социально-психологический портрет пожилого человека | Статья в журнале «Молодой ученый» (moluch.ru) -
Международный научный журнал «Молодой учёный» № 27 (369) / 2021 ч.2, статья Горбатенко В.Е. «Методы и технологии работы с людьми пожилого и старческого возрастов в условиях нестационарных учреждений» – С. 155 Методы и технологии работы с людьми пожилого и старческого возрастов в условиях нестационарных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый» (moluch.ru) -
Министерство социальной политики Свердловской области. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ. Справочник мер социальной поддержки населения. Документы (midural.ru) -
Пенсионный фонд: достойное будущее. –, df№pf.ru. – Режим доступа: https://www.df№pf.ru/help/terms/retireme№t-age -
Учебное пособие «Социальное обслуживание пожилых людей» .– 2020 Рослякова С. В., Черникова Е. Г. – С. 13. Рослякова, Черникова_пособие с обложкой.pdf (cspu.ru) -
Черных Н. А., Тарасова А. Н., Сырчин А. Е. Предпенсионеры на рынке труда: проблемы занятости и меры поддержки //Экономика региона. – 2020. – Т. 16. – №. 4. – С. 1178-1192. ПРЕДПЕНСИОНЕРЫ НА РЫНКЕ ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberle№i№ka.ru)
Приложение
Категории лиц, обеспеченные мерами государственной социальной поддержки | Меры государственной поддержки | Субъекты социальной защиты населения | Нормативно – правовые основы |
Пожилые |
|
| Федеральный закон от 02.08.1995 № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 № 122-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс (co№sulta№t.ru) Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс (co№sulta№t.ru) |
Предпенсионного возраста |
|
| Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2022) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) Статья 34.2. Дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста (введена Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ) |
Пенсионного возраста |
|
| Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О государственной социальной помощи» Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О государственном пенсионном обеспечении в РФ |
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Институт экономики и управления
Школа государственного управления и предпринимательства
ПРОГРАММА «ШКОЛА ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА» КАК МЕРА ПОДДЕРЖКИ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН
Куратор
проекта Зайцева Екатерина Васильевна ___________________
(Ф.И.О) (подпись)
Студент (группа, Ф.И.О.) ЭУ-123801 Дамашева Дарья Александровна
Екатеринбург
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………..3
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день доля пожилого населения стремительно расширяется, следовательно, государству и обществу стоит прилагать больше усилий и расширять спектр мер социальной поддержки для улучшения жизни пожилых людей. Стоит отметить, что граждане в возрасте имеют меньше физических способностей, им тяжелее вести свою жизнедеятельность, не работающие пенсионеры зачастую проводят время в одиночестве и нуждаются во внимании и досуге. Также развиваются цифровые технологии, которые бы облегчили жизнь пожилых людей, но большинство из них не имеют навыков пользования современными гаджетами и сетью Интернет.
Таким образом, актуальность вышеуказанных проблем объясняет необходимость создания специальных центров для поддержки пожилых людей. В связи с этим была создана программа «Школа пожилого возраста» в соответствии с комплексной программой Свердловской области «Старшее поколение» в рамках национального проекта «Демография».
Цель данной работы заключается в исследовании и описании программы «Школа пожилого возраста» для осведомления населения.
Объектом исследования являются граждане пожилого возраста.
Предметом исследования является программа «Школа пожилого возраста», как мера социальной поддержки граждан.
Задачи данного проекта:
-Рассмотреть особенности и характеристику группы пожилых граждан;
-Проанализировать программу «Школа пожилого возраста», как один из видов социальной поддержки пожилых граждан;
-Рассмотреть направления программы;
-Рассмотреть не менее трёх научных статей и монографий.
-
Характеристика и особенности людей пожилого возраста