Файл: Концепция работы с одаренными детьми.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Презентация по теме: Концепция работы с одаренными детьми

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети". Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Кто такие одаренные дети?
одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекает внимание окружающих к одаренному ребенку. маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. при этом трудности не заставляют их отклоняться. они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. к этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. в силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают мероприятия, с которыми не могут справиться. им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых.

Психологические особенности одаренных детей:

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

  • СИЛЬНО РАЗВИТОЕ ЧУВСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ, ПРОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ОЧЕНЬ РАНО.
  • ЛИЧНЫЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ У ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ОЧЕНЬ ШИРОКИ.
  • ОСТРО ВОСПРИНИМАЮТ ОБЩЕСТВЕННУЮ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ. УСТАНАВЛИВАЮТ ВЫСОКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЕБЕ И К ОКРУЖАЮЩИМ И ЖИВО ОТКЛИКАЮТСЯ НА ПРАВДУ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ГАРМОНИЮ И ПРИРОДУ.
  • НЕ МОГУТ ЧЕТКО РАЗВЕСТИ РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЮ.
  • ХОРОШО РАЗВИТО ЧУВСТВО ЮМОРА. ТАЛАНТЛИВЫЕ ДЕТИ ОБОЖАЮТ НЕСООБРАЗНОСТИ, ИГРУ СЛОВ, "ПОДКОВЫРКИ", ЧАСТО ВИДЯТ ЮМОР ТАМ, ГДЕ СВЕРСТНИКИ ЕГО НЕ ОБНАРУЖИВАЮТ. ЮМОР МОЖЕТ БЫТЬ СПАСИТЕЛЬНОЙ БЛАГОДАТЬЮ И ЗДОРОВЫМ ЩИТОМ ДЛЯ ТОНКОЙ ПСИХИКИ, НУЖДАЮЩЕЙСЯ В ЗАЩИТЕ ОТ БОЛЕЗНЕННЫХ УДАРОВ, НАНОСИМЫХ МЕНЕЕ ВОСПРИИМЧИВЫМИ ДЕТЬМИ.
  • ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПОСТОЯННО ПЫТАЮТСЯ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ ИМ ПОКА "НЕ ПО ЗУБАМ". С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ РАЗВИТИЯ ТАКИЕ ПОПЫТКИ ПОЛЕЗНЫ.
  • ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ, КАК ПРАВИЛО - ХАРАКТЕРНЫ ПРЕУВЕЛИЧЕННЫЕ СТРАХИ, ПОСКОЛЬКУ ОНИ СПОСОБНЫ ВООБРАЗИТЬ МНОЖЕСТВО ОПАСНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ.
  • ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВОСПРИИМЧИВЫ К НЕРЕЧЕВЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ЧУВСТВ ОКРУЖАЮЩИМИ И ВЕСЬМА ПОДВЕРЖЕНЫ МОЛЧАЛИВОМУ НАПРЯЖЕНИЮ, ВОЗНИКШЕМУ ВОКРУГ НИХ.
Диагностика детской одаренности. Основные варианты организации диагностического обследования. Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей. Практическая диагностика детской одаренности представляет собой чрезвычайно ответственный вид деятельности. Мнение диагноста, оценка им психического развития ребенка могут необратимо повлиять на условия его воспитания и обучения, на отношение к нему окружающих, изменить его самооценку, его отношение к окружающим. Для организации поиска и отбора одаренных детей чаще всего организуется поэтапная стратегия диагностики. Последовательная процедура принятия решения в этом случае позволяет снизить опасность ошибок. На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одаренности с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одаренности. На втором этапе, а иногда и на последующих, используются все более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты), соответствующие целям отбора подходящих кандидатов для специальных программ обучения. Более полное выявление одаренных детей возможно при организации предварительного стимулирующего обучения: факультативов, кружков, летних школ, в которых дети, интересующиеся какой-либо областью науки, искусства, техники,

обсуждают различные проблемы, проводят небольшие исследования, разрабатывают проекты под руководством опытных педагогов и психологов. Это позволяет оценить потенциал тех детей, которые не имели возможности развить способности в своем социальном окружении. При такой организации отборочные процедуры следуют после стимулирующего обучения и учитывают также мнения экспертов, наблюдавших за детьми во время обучения. При диагностике необходимо в максимальной степени использовать информацию, полученную от учителей, родителей, самого ребенка, данные разностороннего тестового обследования, а главное — дополнять эти данные обследованием ребенка, чтобы выяснить не только наличный уровень развития познавательной и личностной сферы, но и его потенциальные возможности.

Работа с одаренными детьми

ОБУЧЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ - ЗАДАЧА, ТРЕБУЮЩАЯ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ МНОГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ. ЧАЩЕ ВСЕГО ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ЛИШЕНЫ НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИХ ТАЛАНТОВ ПОДДЕРЖКИ. БУДУЩЕЕ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА, В ОТЛИЧИЕ ОТ ОДАРЕННОГО ВЗРОСЛОГО, ЕЩЁ НЕ ОПРЕДЕЛЕНО, ПОЭТОМУ ВАЖНО СОЗДАВАТЬ СРЕДУ ДЛЯ ЕГО ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДЕЛАЮТ АКЦЕНТ НА СПОСОБНОСТИ БЫТЬ АВТОРОМ, ТВОРЦОМ, АКТИВНЫМ СОЗИДАТЕЛЕМ СВОЕЙ ЖИЗНИ, УМЕТЬ СТАВИТЬ ЦЕЛЬ, ИСКАТЬ СПОСОБЫ ЕЁ ДОСТИЖЕНИЯ, БЫТЬ СПОСОБНЫМ К СВОБОДНОМУ ВЫБОРУ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕГО, МАКСИМАЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ. ВАЖНО НАПРАВИТЬ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА НЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЁННОГО ОБЪЁМА ЗНАНИЙ, А НА ТВОРЧЕСКУЮ ЕГО ПЕРЕРАБОТКУ, ВОСПИТАТЬ СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО, НА ОСНОВЕ ПОЛУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. Формы работы с одаренными детьми Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочнуюСледует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности. Формы работы:разноуровневые задания, творческие и нестандартные задания; консультирование по возникшей проблеме; дискуссия; игры, а также очень важны: предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны;
различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; проекты по различной тематике; ролевые игры; индивидуальные творческие задания. Для этой категории детей предпочтительны методы работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проектный. Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Как правило, у одаренных детей проявляются: высокая продуктивность мышления; способность к прогнозированию; высокая концентрация внимания. ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ВАРИАНТОВ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ - ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯЭТО ТВОРЧЕСКИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРИМЕР: ДОКЛАД ИЛИ СООБЩЕНИЕ О РАСТЕНИИ ИЛИ ЖИВОТНОМ, СООБЩЕНИЕ О ПИСАТЕЛЕ, СОЧИНЕНИЕ О СВОЁМ РАЙОНЕ И ЕГО ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯХ И Т.Д. С УЧЁТОМ ИНТЕРЕСОВ И УРОВНЕЙ ДАРОВАНИЯ КОНКРЕТНЫХ УЧЕНИКОВ. ТАКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ОДАРЕННОМУ РЕБЕНКУ, ПРОДОЛЖАЯ УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ СО СВЕРСТНИКАМИ И ОСТАВАЯСЬ ВКЛЮЧЕННЫМ В ПРИВЫЧНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, ВМЕСТЕ С ТЕМ КАЧЕСТВЕННО УГЛУБЛЯТЬ СВОИ ЗНАНИЯ И ВЫЯВИТЬ СВОИ РЕСУРСЫ В ОБЛАСТИ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СОДЕРЖАНИЮ ЕГО ОДАРЕННОСТИ. УЧИТЕЛЬ В ЭТОЙ СИТУАЦИИ ВЫСТУПАЕТ КОНСУЛЬТАНТОМ, КООРДИНАТОРОМ ПРОЕКТА, ПОМОЩНИКОМ, НАПРАВЛЯЮЩИМ ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ. ПОЧТИ ВСЕ ДЕТИ КЛАССА АКТИВНО УЧАСТВУЮТ В РАЗЛИЧНЫХ КОНКУРСАХ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГРАХ, ЗАЩИТЕ ПРОЕКТОВ, ДОКЛАДОВ, ЧТО СПОСОБСТВУЕТ НЕОЖИДАННОМУ РАСКРЫТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ ДЕТЕЙ. В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».