Файл: 1. 1 Понятие менеджмента, его характерные черты и отличия от административнокомандного управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • установление нормативов (стандартов);

  • сопоставление нормативов (стандартов) с фактической деятельностью;

  • корректировка действий.

Стандарты, нормативы можно определить как критерии эффективности деятельности. Они заранее устанавливаются в процессе планирования. Самые лучшие нормативы - это поддающиеся проверке цели и задачи (количественные или качественные). Цели-нормативы могут быть сформулированы в натуральном выражении (объем продукции или услуг, количество человеко-часов) и денежном (объем продаж, текущие или единовременные затраты, прибыль).

На третьем этапе возможны три варианта поведения менеджера:

  • ничего не предпринимать;

  • устранить отклонение;

  • пересмотреть норматив, стандарт.

Менеджеры могут корректировать отклонения путем пересмотра планов или кадров, более детального разъяснения заданий, пересмотра стиля руководства.

Для того, чтобы контроль обеспечивал достижение целей организации, он должен обладать следующими важными свойствами:

  • Иметь стратегический характер, т. е. ориентироваться на приоритет организации.

  • Контроль должен быть нацелен на то, чтобы решить стоящие перед организацией задачи.

  • Соответствовать контролируемому виду деятельности.

  • Контроль должен быть своевременным, гибким, простым и экономичным.

Таким образом, контроль - одна из важнейших функций управления. С помощью контроля менеджеры могут выявить и предупредить возникающие проблемы, а значит, достигнуть наибольшей эффективности в работе.
7 Методы менеджмента
7.1 Сущность и классификация методов менеджмента

Методы управления — это способы воздействия субъекта управ­ления на управляемый объект для достижения определенных целей.

С их помощью орган управления воздействует на каждого ра­ботника и предприятие в целом. Методы управления классифициру­ются по различным признакам. Наиболее распространена их класси­фикация по:

  • содержанию;

  • направленности;

  • организационной форме воздействия.

По содержанию методы управления идентифицируются с функ­циями управления: планированием, организацией, мотивацией, контролем. Соответственно выделяются следующие группы ме­тодов управления (рис. 11)


  • экономические;

  • организационно-распорядительные, (административные);

  • социально-психологические.

В основу классификации методов по направленности действия положен характер их воздействия на мотивы деятельности отдельных работников и трудового коллектива предприятия. С этой точки зре­ния выделяют также четыре группы методов мотивации: матери­альной, социальной, психологической, властной.

По организационной форме действия выделяют методы:

— прямого (непосредственного) воздействия;

  • постановки цели;

  • создания стимулирующих условий.

Все методы управления независимо от их классификации орга­нически взаимосвязаны, находятся в постоянном динамическом рав­новесии и воздействуют одновременно на весь коллектив и отдельно на каждого человека, занимающихся различными видами трудовой деятельности. Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение и т.д.). Структура методов управления представлена на рис.12.

Экономическим методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.


Рисунок 11 – Классификация методов управления по содержанию


Рисунок 12 –Структура методов управления

7.2 Экономические методы менеджмента
Под экономическими методами управления понимают совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития организации.

Система экономических методов управления схематично представлена на рис.13.



Рисунок 13 – Система экономических методов управления
Сущность экономических методов управления заключается в

возможности реализации экономических интересов государства через реализацию экономических интересов организации, сотрудников по­средством использования экономических рычагов. Они основаны на действиях экономических факторов рыночной экономики и занимают ведущее место в системе методов управления.

Конкретный набор и содержание экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы.

Деятельность любого субъекта, находящегося на территории Рес­публики Беларусь, напрямую зависит от финансово-кредитной полити­ки правительства и Национального банка. В данном случае экономи­ческими рычагами управления выступают экономические нормативы. Основополагающим нормативным актом, регламентирующим при­менение экономической ответственности, является Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельно­сти и применения экономических санкций, утвержденный Указом Президента РБ от 15.11.1999 г. № 673 «О некоторых мерах по совершенство­ванию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» и др.

Планирование — это основной метод и функция управления экономическими процессами в организациях. Оно позволяет загля­нуть в будущее организации, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты деятельности в соизмерении с источниками и затратами.

Планирование определяет рамки, границы, в которых предстоит работать сотрудникам; позволяет взаимоувязать все стороны деятель­ности через сводные показатели, увязать их выполнение с интересами коллектива посредством системы материального и других видов сти­мулирования труда. Планы позволяют определить направления по­иска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на рынке. Результатом планирования является разработка бизнес-плана (сводного плана развития), а также оперативных планов по отдель­ным направлениям деятельности.

Благодаря тому, что коммерческий расчет синтезирует в себе как функции управления, так и экономические рычаги и инструмен­ты, он способствует повышению рентабельности, оптимальному ис­пользованию капитала, развитию технологий, эффективной кадровой политике. Коммерческий расчет использует такие экономические ры­чаги и инструменты, как: ценообразование, финансирование, креди­
тование. Это использование направлено на конечную цель коммерче­ского расчета — получение устойчивой прибыли.

В настоящее время главными инструментами поощрения более производительного труда являются: заработная плата и различного рода льготы.

Заработная плата устанавливается обычно с учетом профессионального уровня, образования, стажа работы и т.д. Инструментом поощрения труда работников является премия. 3десь все зависит от политики, проводимой руководством по отношению к оплате труда. Премии вообще могут не выплачиваться. В этом случае премия рассматривается в качестве дополнительного инструмента, с помощью которого можно стимулировать более производительный труд. Премия выплачивается за инициативу, аккуратность в работе, поданную идею и т.д.

В системе оплаты труда особое место занимают льготы, предоставляемые сотрудникам и увеличивающие их общий доход. Такими льготами могут быть оплата проезда, путевок, лечения, предоставление ссуд с заниженной процентной ставкой, материальная помощь сотрудникам при семейных затруднениях, оплата за обучение в учеб­ных заведениях и т.д.

Гибкость финансовой политики основана на приспособлении к денежному рынку, налоговому законодательству, валютному курсу. Кредитование — это одна из форм отношений между банком и каким-либо субъектом, при котором денежные средства предоставляются во временное пользование и за плату, определенную в договоре.

Банковский кредит выражает собой движение ссудного капита­ла, предоставляемого за плату на определенных условиях: матери­альной обеспеченности, возвратности, целевого характера использо­вания, срочности, платности.

Центральное место среди различных рычагов экономического ме­ханизма управления принадлежит ценам и ценообразованию в кото­рых отражаются все стороны экономической деятельности организации.

Важное значение в механизме ценообразования имеет разработка методологии установления цен и определения структуры цены, т.е. соотношение в ней элементов расходов.


Для обеспечения конкурентоспособности на рынке организации осуществляют различные мероприятия создают себе имидж, проводят рекламную кампанию, предоставляют более широкий по сравнению с конкурентами спектр услуг, устанавливают гибкую систему ценообразования, внедряют современные технологии, предлагают более выгодные по сравнению с конкурентами формы обслуживания, расчетов и т.п. Во многом повышать уровень конкурентоспособности помо­гают маркетинговые исследования рынка, анализ своих сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ). Для этих целей проводится рекламная кампания.

Метод построения экономико-математических моделей применяют, например, при оценке риска.
7.3 Организационно-распорядительные методы менеджмента

Любой человек, вступая в производственный коллектив, при­нимает на себя определенные обязанности и ответ­ственность за качественное выполнение соответствую­щей работы и в известной мере ответственность за результаты работы коллектива в целом. Поэтому необ­ходима некоторая группа методов управления, с помощью которых определяются:

1) место коллективов и отдельных работников в системе производства и управления;

2) их права, обязанности и мера ответственности;

3) способы координации их действий и взаимосвязи в процессе производства и управления и т.д.

Такими методами и являются административные (или организационно-распорядительные) методы управления, которые имеют следующие особенности:

1) оказывают прямое воздействиё на волю подчиненных, что проявляется в однозначности отдаваемых распоряжений и в обязательности выполнения любо­го административного акта;

2) носят безвозмездный характер, не предусматривающий стимулирования;

3) требуют наличия и использования действенной системы контроля за их исполнением;

4) требуют не наилучшего решения проблем, а вы­полнения строго определенных действий.

Основные преимущества административных методов:

1) единственно эффективны в примитивных ситуа­циях;

2) позволяют установить строгую дисциплину про­изводственного и управленческого персонала;

3) обеспечивают выбранную технологию производ­ства и управления.

Основные недостатки административных методов:

1) не способствуют развитию творческого начала личности;

2) приводят к концентрации власти;

3) требуют обязательного оформления всех прини­маемых решений, что отрицательно влияет на время их реализации;