Файл: Высшего образования Московский финансовопромышленный.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 265
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение в экономику предприятия
Тема 2. Экономические ресурсы предприятия
Тема 4. Организационно-технологическая модель промышленного производства
Тема 5. Содержание и принципы организации финансов предприятия
Тема 6. Финансовые ресурсы предприятия
Тема 7. Внеоборотные активы предприятия
Тема 8. Оборотные активы предприятия
в определенной мере нивелирует достоинства данной формы расчетов, а именно не создает поставщику достаточных гарантии получения платежа. Хотя возможность использования отзывного аккредитива и предусмотрена современным законодательством, на практике он почти не применяется.
Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен или изменен только с согласия поставщика. В этом случае исполняющий банк обязуется осуществить платеж поставщику при выполнении последним условий аккредитива. Именно эта форма аккредитива и получила свое развитие на практике. Тем не менее Гражданским кодексом РФ установлено, что при отсутствии указания на запрещение отзыва аккредитива банком-эмитентом аккредитив считается отзывным.
На практике существуют и другие вариации аккредитивной формы расчетов. Например, при посреднических операциях применяется переводнойаккредитив. Если поставщик реализует продукцию покупателю через своего представителя-посредника, в качестве средства платежа покупатель может использовать переводной аккредитив, при котором платежи осуществляются как в пользу посредника, так и в пользу основного поставщика. При этом перевод аккредитива может осуществляться только один раз.
В случае периодических поставок или выполнения работ по этапам используется возобновляемыйаккредитив. Существует два варианта использования данного вида аккредитива. В первом случае после поставки определенной партии или выполнения соответствующего этапа работ с аккредитива производятся платежи до тех пор, пока на аккредитиве имеются денежные
средства. Второй вариант предусматривает депонирование соответствующей суммы под каждую поставку или этап работ. В качестве преимуществ данного вида аккредитива можно отметить сокращение сроков и непрерывный характер расчетов.
Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре между поставщиком и покупателем. В соответствии с параграфом 3 главы 46 ГК РФ, в данном договоре должны быть предусмотрены следующие условия (помимо остальных существенных условий договора):
Плательщик представляет в банк, в котором он обслуживается, аккредитив установленной формы (в соответствии с главой 46 ГК РФ). В нем указываются:
При отсутствии хотя бы одного из этих реквизитов банк отказывает в открытии аккредитива.
Для получения денежных средств по аккредитиву поставщик предоставляет в исполняющий банк четыре экземпляра реестра счетов установленной формы, а также документы, свидетельствующие о выполнении им условий контракта и предусмотренные условиями аккредитива. В реестре счетов содержится информация о:
Расчетычеками.
Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя обслуживающему его банку произвести платеж указанной в чеке суммы чекодержателю. В хозяйственной практике выделяют два вида чеков:
Нас же интересует только расчеты между юридическими лицами.
Расчетные чеки представлены депонированнымии гарантированными чеками. Различия между ними заключаются в том, что при оформлении депонированной чековой книжки клиент предварительно перечисляет на отдельный лицевой счет соответствующую сумму, что обеспечивает гарантию
платежа по данным чекам, т.е. одновременно с заявлением о выдаче чековой книжки в банк представляется платежное поручение. Именно депонированные чеки получили наибольшее распространение в современной отечественной практике.
Гарантированная чековая книжка предварительного депонирования средств не предусматривает. Покрытием чека выступают средства чекодателя на расчетном счете в пределах соответствующей суммы гарантии, установленной банком при выдаче чековой книжки. При временном отсутствии средств на счете плательщика банк может произвести оплату за счет собственных средств в пределах установленной суммы (овердрафт), если данная услуга установлена соглашением между банком и клиентом.
Перед выдачей чековой книжки банк заполняет отдельные реквизиты содержащихся в ней чеков. На лицевой стороне каждого чека указывается наименование плательщика (чекодателя) и банка, выдавшего чековую книжку. Также приводятся необходимые банковские реквизиты плательщика (номер счета, номер корреспондентского счета банка, банковский идентификационный код). На оборотной стороне чека цифрами и прописью указывается предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек. Сумма лимита скрепляется печатью и подписью должностных лиц банка. Выданная банковская чековая книжка регистрируется в специальной идентификационном карточке, в которой перечисляются основные реквизиты чека с образцами подписей. Она выдается клиенту вместе с чековой книжкой и служит для подтверждения
подлинности чека.
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, по средством которой банк берет на себя обязательства по получению от плательщика платежа на основании представленных на инкассо документов. Суть указанной операции заключается в том, что распоряжение о списании средств со счета плательщика оформляется не самим плательщиком, а получателем в рамках предоставленного ему права.
Расчеты по инкассо могут осуществляться как с акцептом, т.е. когда плательщик подтверждает представленные в его банк документы на списание денежных средств, так и без акцепта, в случаях, установленных законодательством (как правило, это относится к списанию по исполнительным и приравненным к ним документам).
В современной практике инкассовая форма расчетов осуществляется на основании платежных требовании и инкассовых поручений. Указанные документы предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя.
Платежное требование-поручение не используется, как правило, в коммерческом обороте и представляет собой расчетный документ, который содержит требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Расчеты платежными требованиями- поручениями могут осуществляться с акцептом или без акцепта плательщика. При расчетах между коммерческими организациями платежные требования без акцепта используются только в случае, если данное условие установлено основным договором между контрагентами,
Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен или изменен только с согласия поставщика. В этом случае исполняющий банк обязуется осуществить платеж поставщику при выполнении последним условий аккредитива. Именно эта форма аккредитива и получила свое развитие на практике. Тем не менее Гражданским кодексом РФ установлено, что при отсутствии указания на запрещение отзыва аккредитива банком-эмитентом аккредитив считается отзывным.
На практике существуют и другие вариации аккредитивной формы расчетов. Например, при посреднических операциях применяется переводнойаккредитив. Если поставщик реализует продукцию покупателю через своего представителя-посредника, в качестве средства платежа покупатель может использовать переводной аккредитив, при котором платежи осуществляются как в пользу посредника, так и в пользу основного поставщика. При этом перевод аккредитива может осуществляться только один раз.
В случае периодических поставок или выполнения работ по этапам используется возобновляемыйаккредитив. Существует два варианта использования данного вида аккредитива. В первом случае после поставки определенной партии или выполнения соответствующего этапа работ с аккредитива производятся платежи до тех пор, пока на аккредитиве имеются денежные
средства. Второй вариант предусматривает депонирование соответствующей суммы под каждую поставку или этап работ. В качестве преимуществ данного вида аккредитива можно отметить сокращение сроков и непрерывный характер расчетов.
Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре между поставщиком и покупателем. В соответствии с параграфом 3 главы 46 ГК РФ, в данном договоре должны быть предусмотрены следующие условия (помимо остальных существенных условий договора):
-
наименование банка-эмитента (банк плательщика); -
наименование банка, обслуживающего получателя средств; -
наименование получателя средств; -
сумма, сроки действия и вид аккредитива; -
способ извещения получателя средств об открытии аккредитива; -
полный перечень и точная характеристика документов, предоставляемых получателем средств; -
ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.
Плательщик представляет в банк, в котором он обслуживается, аккредитив установленной формы (в соответствии с главой 46 ГК РФ). В нем указываются:
-
вид аккредитива (в случае, если отсутствует указание, что аккредитив является безотзывным, он считается отзывным); -
условие оплаты аккредитива (с акцептом или без акцепта); -
номер счета, открытый исполняющим банком для депонирования средств при покрытом (депонированном) аккредитиве; -
срок действия аккредитива с указанием даты (число, месяц и год) его закрытия; -
полное и точное наименование документов, против которых производится платеж по аккредитиву; -
наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив, номер и дата основного договора, срок от грузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучателя и место назначения (при оплате товаров).
При отсутствии хотя бы одного из этих реквизитов банк отказывает в открытии аккредитива.
Для получения денежных средств по аккредитиву поставщик предоставляет в исполняющий банк четыре экземпляра реестра счетов установленной формы, а также документы, свидетельствующие о выполнении им условий контракта и предусмотренные условиями аккредитива. В реестре счетов содержится информация о:
-
реквизитах аккредитива; -
сумме платежа; -
номере счета поставщика; -
дате отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг); -
перечне документов в соответствии с условиями аккредитива.
Расчетычеками.
Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя обслуживающему его банку произвести платеж указанной в чеке суммы чекодержателю. В хозяйственной практике выделяют два вида чеков:
-
денежные – чеки, предназначенные для выплаты чекодержателю наличных денежных средств; -
расчетные – чеки, используемые для расчетов между юридическими лицами.
Нас же интересует только расчеты между юридическими лицами.
Расчетные чеки представлены депонированнымии гарантированными чеками. Различия между ними заключаются в том, что при оформлении депонированной чековой книжки клиент предварительно перечисляет на отдельный лицевой счет соответствующую сумму, что обеспечивает гарантию
платежа по данным чекам, т.е. одновременно с заявлением о выдаче чековой книжки в банк представляется платежное поручение. Именно депонированные чеки получили наибольшее распространение в современной отечественной практике.
Гарантированная чековая книжка предварительного депонирования средств не предусматривает. Покрытием чека выступают средства чекодателя на расчетном счете в пределах соответствующей суммы гарантии, установленной банком при выдаче чековой книжки. При временном отсутствии средств на счете плательщика банк может произвести оплату за счет собственных средств в пределах установленной суммы (овердрафт), если данная услуга установлена соглашением между банком и клиентом.
Перед выдачей чековой книжки банк заполняет отдельные реквизиты содержащихся в ней чеков. На лицевой стороне каждого чека указывается наименование плательщика (чекодателя) и банка, выдавшего чековую книжку. Также приводятся необходимые банковские реквизиты плательщика (номер счета, номер корреспондентского счета банка, банковский идентификационный код). На оборотной стороне чека цифрами и прописью указывается предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек. Сумма лимита скрепляется печатью и подписью должностных лиц банка. Выданная банковская чековая книжка регистрируется в специальной идентификационном карточке, в которой перечисляются основные реквизиты чека с образцами подписей. Она выдается клиенту вместе с чековой книжкой и служит для подтверждения
подлинности чека.
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, по средством которой банк берет на себя обязательства по получению от плательщика платежа на основании представленных на инкассо документов. Суть указанной операции заключается в том, что распоряжение о списании средств со счета плательщика оформляется не самим плательщиком, а получателем в рамках предоставленного ему права.
Расчеты по инкассо могут осуществляться как с акцептом, т.е. когда плательщик подтверждает представленные в его банк документы на списание денежных средств, так и без акцепта, в случаях, установленных законодательством (как правило, это относится к списанию по исполнительным и приравненным к ним документам).
В современной практике инкассовая форма расчетов осуществляется на основании платежных требовании и инкассовых поручений. Указанные документы предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя.
Платежное требование-поручение не используется, как правило, в коммерческом обороте и представляет собой расчетный документ, который содержит требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Расчеты платежными требованиями- поручениями могут осуществляться с акцептом или без акцепта плательщика. При расчетах между коммерческими организациями платежные требования без акцепта используются только в случае, если данное условие установлено основным договором между контрагентами,