Файл: Я проходил учебную практику на судне "Мир" в роли кадета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 308

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


За 15—20 мин до подхода к месту якорной стоянки на свои места вызываются члены экипажа, которые по расписанию должны принимать участие в постановке судна на якорь.

Непосредственно перед постановкой проверяется работа брашпиля на холостом ходу, положение якорных цепей в цепном ящике, снимаются крышки клюзов, ведущих в цепной ящик.

После длительного морского перехода рекомендуется предварительно притравить брашпилем якорь до воды. В дальнейшем поступают в зависимости от глубины, на которой будет отдаваться якорь.

При постановке на якорь в дневное время готовят к подъему черный шар, а в ночное — включение якорных огней.

Швартовные операции.

Подготовка к швартовке - необходимое условие качественного ее проведения. О предстоящей швартовке заблаговременно предупреждают вахтенного механика, который готовит машину к работе в маневренном режиме. Подается питание на швартовные механизмы.

За 15-20 мин до подхода к причалу подается команда с мостика: «Палубной команде по местам швартовки стоять!» Члены палубной команды, одетые по сезону, в противоударных касках и рукавицах без застежек, занимают свои места согласно расписанию по швартовке.

На ходовой мостик вызывается старший помощник капитана, в машинное отделение - старший механик.

По команде «Швартоваться правым (левым) бортом!» носовая и кормовая швартовные партии приступают к подготовке швартовного устройства.

До подхода судна к причалу на носу и корме судна необходимо выполнить следующие операции: установить и опробовать связь с мостиком; проверить работу всех швартовных механизмов на холостом ходу, подготовить оба якоря к отдаче; подготовить швартовные тросы к подаче на причал. Для этого надо расчехлить вьюшки, смотать с них достаточное количество стальных швартовных тросов и разнести их по палубе длинными шлагами.
Растительные или синтетические тросы, уложенные бухтами на банкетки, надо разнести по палубе. Огоны (гаши) тросов провести через швартовные клюзы или киповые планки и завести на палубу поверх фальшборта или релингов. Каждый швартов обнести в полшлага вокруг тумб парных кнехтов ниже приливов (через них трос будет потравливаться при подаче на берег, а в случае необходимости - быстро задерживаться креплением на кнехте); подготовить два-три бросательных конца. Для этого следует смотать, начиная от легости, линь каждого конца ровными шлагами в небольшую бухту так,
чтобы легость висела несколько ниже бухты, разделить бухту на две примерно равные части и положить их около огонов тросов; подготовить парусину и маты для предохранения швартовов от трения в местах их прохождения через клюзы и киповые планки; присоединить цепные и растительные стопоры к кнехтам или палубным обухам; подготовить кранцы и разложить их вдоль борта, которым судно будет швартоваться к причалу; подготовить противокрысиные щиты.
Буксировочные операции.

Различают следующие виды буксировки: аварийная (вынужденная) буксировка поврежденных судов, потерявших ход; плановая буксировка несамоходных судов и объектов; вспомогательная (внутрипортовая) буксировка в гавани и на рейдах.

Буксировка осуществляется:

  • в кильватер за кормой на длинном буксирном тросе (основной способ морской буксировки)

  • в кильватер за кормой на коротком буксирном тросе (во льдах, в портах, на мелководье, при вспомогательной буксировке)

  • в кильватер за корму (применяется при буксировке судов с поврежденной носовой оконечностью);

  • лагом (борт о борт) – применяется в портах и на хорошо защищенных от морской волны акваториях;

  • методом толкания.

Ответственным за буксировочную операцию назначается компетентный начальник буксировки или капитан буксирующего судна. До начала буксировки должна быть установлена система и организация командной связи, четко расписаны обязанности и ответственность всех участников буксировочной операции.
10. Грузовые устройства судна и средства механизации погрузо-разгрузочных работ.

Грузовая стрела.

Судовая стрела представляет грузоподъемное устройство, осуществляющее удержание и перемещение груза системой блоков и тросов, закрепленных на собственной конструкции и вне ее (на мачтах, колоннах и лебедках). В состав судовой грузовой стрелы входят: стрела, грузовая лебедка, топенантная лебедка (вьюшка), две лебедки оттяжек.



Рис. 40. Оснастка легкой грузовой стрелы: 1 – стрела; 2 – мачта; 3 – обух с вертлюгомтопенанта; 4 ,7, 9, 15 – скобы такелажные; 5 – топенантный блок; 6 –топенант; 8 – обух грузовой; 10 – грузовой блок; 11 – противовес; 12 – вертлюг; 13 – грузовой гак; 14 – мантыль оттяжки; 16 – тали оттяжки; 17 – палубный обух топенанта; 18 – башмак и вертлюг шпора стрелы; 19 – вилка шпора; 20 – шкентель; 21 – направляющий блок; 22 – ходовой конец шкентеля; 23 – конец к канифас блоку или тали;



11. Виды тросов, такелаж судна. Выполнение такелажных работ.

Тросы.

Тросом называется всякая веревка на судне. Тросы бывают растительные, стальные и синтетические. Растительные тросы бывают пеньковые, манильские, сизальские и хлопчатобумажные. Пеньковый трос может быть бельным и смоленым. Смоленый трос долговечнее, но немного слабее бельного. Из растительных тросов лучшими для швартовки судна являются пеньковые бельные или смоляные. Растительные тросы боятся сажи, высоких температур, масел. Если бельный трос в середине светлый, то качество его хорошее, если имеет коричневый цвет, значит, трос прелый.

Такелаж судна.

Такелаж представляет собой совокупность всех снастей — пеньковых или стальных канатов, а иногда и цепей. Он делится на стоячий (предназначен для крепления неподвижных частей рангоута) и бегучий (необходим для управления реями и парусами).

Основные элементы стоячего такелажа — ванты, фордуны и штаги. Для их натяжения используют винтовые или канатные талрепы. Последние (вид талей, образованных парой блоков — юферсов) были особенно распространены. Чтобы защитить от сырости, пеньковые канаты стоячего такелажа тируют, т. с. покрывают специальным составом — тиром.

Ванты - снасти, поддерживающие мачты и стеньги с бортов. Ванты, поддерживающие стеньги, называются стень-вантами. Нижними концами они крепятся у шпора стеньги. На вантах и стень-вантах закрепляются выбленки, которые служат для подъема людей на мачты и стеньги.

Штаги - тросы, которыми раскрепляются мачты и стеньги спереди в ДП судна.

Бакштаги - тросы, раскрепляющие мачты сзади к бортам.

Фордуны - тросы, идущие от стеньг назад к бортам.

Название снастей стоячего такелажа формируется из двух групп слов: сначала называется мачта или стеньга, которая поддерживается данной снастью, затем добавляется название снасти, например, грот-бом-брам-штаг - это штаг, поддерживающий бом-брам-стеньгу грот-мачты. Все снасти стоячего такелажа обтягиваются втугую талрепами.
Рангоут судна

Весь рангут парусника "МИР" - стальной, сварной, пустотелый. Довольно большая толщина реев определяется тем, что при расчёте их конструкции на прочность было определено именно такое соотношение диаметра рееви толщины их стенки как оптимальное для обеспечения максимальной прочности при минимальном весе.


Главная колонна мачты соединяется с её продолжением с помощью фланцевого соединения.

Таким образом традиционное членение верхней части мачт на собственно стеньги, брам- и бом-брам-стеньги соответственно, становится весьма условным и определяется по месту положения реев, марсовых площадок и салингов.

Реи на кораблях этой серии, в отличии от традиционных парусников с прямым вооружением, выполнены не подъёмными, а закреплены на постоянной высоте на бейфутах.

Это позволяет значитель облегчить работу экипажа за счёт отсутствия фалов для подъёма реев и топенантов для их фиксации в горизонтальном положении.

Горизонтальность реев обеспечивается их вертикальными связями друг с другом боковыми шкаторинами парусов или тросами при убраных парусах.

При помощи брасов реи могут свободно вращаться в горизонтальной плоскости, поворачиваясь на угол до 60o в обоих направлениях.

Все три мачты наклонены к корме под уголом 2o.

Высота мачт от КВЛ (конструктивной ватерлинии):

  • фок - 49,2 м,

  • грот - 49,5,

  • бизань - 48,4 м.

Размер основных элементов рангоута (длина и диаметр соотв.)

  • Бушприт - 23 м, 700 мм,

  • Фокмачта - 25,5 м, 700 мм,

  • Гротмачта - 25,8 м, 700 мм,

  • Бизаньмачта - 23,0 м, 550 мм.

Фока- и грота- реи - 23,7 м, 450 мм.

Паруса.

Корабль «Мир» имеет полное корабельное парусное вооружение — т.е. на всех мачтах установлен полный комплект прямых парусов, а на бизань-мачте отсутствует самый нижний парус. Между мачтами установлены косые паруса -стаксели, обеспечивающие манёвренность корабля.

Паруса для всех современных парусных судов изготавливаются их специальных синтетических тканей, имеющих повышенную прочность и устойчивость к воздействию морской воды и ультрафиолетового излучения. Таким материалом служит — дакрон.

С развитием скоростного торгового клипперного флота постепенно стали уходить в прошлое большие, неудобные в оперативном управлении паруса, подобные тем, что несли тяжёлые линейные корабли до середины XIX века. Вместо сплошных марселей и брамселей появились разрезные, состоявшие из двух отдельных полотнищ, каждое из которых подвешивалось на собственной рее. Первым это новшество было применено на американском четырёхмачтовом чайном клипере «Грейт Рипаблик» — самом большом в истории деревянном корабле с длиной корпуса 101,5 м, и высотой мачт — 69 м.


При этом исчез и способ уменьшении площади паруса при помощи взятия рифов — на их место пришли продёрнутые сквозь парус по высоте леера, рабочие концы которых через систему блоков проводятся вдоль мачт вниз на кофель-нагельные планки, установленные около мачты. На паруснике «Мир» разрезными являются только марсели. Общее количество парусов — 26 шт. Общая площадь парусов — 2647 квадратных метров.


Спецификация и схема парусов.

Паруса: А -летучий кливер, Б — бом-кливер, В — кливер, Г — мидель-кливер, Д — фор-стень-стаксель, Е — фок, Ж — нижний фор-марсель, И — верхний фор-марсель, К — фор-брамсель, Л — фор-бом- брамсель, М — грот-стень-стаксель, Н — грот-брам-стаксель, О — грот-бом-брам-стаксель, П — грот, Р — нижний грот-марсель, С — верхний грот-марсель, Т — грот-брамсель, У — фор-грот- брамсель, Ф — крюйс-стень-стаксель, Х — крюйс-брам-стаксель, Ц — крюйс-бом-брам-стаксель, Ш — нижний крюйс-марсель, Щ — верхний крюйс-марсель, Э — крюйс-брамсель, Ю — крюйс-бом- брамсель, Я — задняя бизань.

Такелажные работы.

Такелажными работами называются все работы с тросами при изготовлении такелажа, буксиров, швартовных концов и др.

Узлы.

Вязка узлов — один из простейших видов такелажных работ. Морские узлы должны быстро вязаться, быстро отдаваться (развязываться) и не распускаться самопроизвольно. Наиболее распространенные морские узлы приведены на рис. 42.

Прямой узел служит для соединения двух концов растительного троса одинаковой толщины при слабой тяге. При больших натяжениях прямой узел не применяется, так как он сильно затянется и его трудно будет развязать.

Плоским узлом соединяют два различных по диаметру троса.

Шкотовый узел употребляют при ввязывании шкотов в шкотовые углы парусов и в случаях, когда нужно ввязать снасть концом в очко (крепление флагов на флаг- фале и пр.).

Брамшкотовый узел применяют в тех же случаях, что и шкотовый, но он более надежен; может быть использован при подъемных работах, при ввязывании шкотов в углы пластыря, для связывания фалиней шлюпок при буксировке и т. д.