Файл: Я проходил учебную практику на судне "Мир" в роли кадета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 309

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-географическая дальность видимости вычисляется для е = 5 м.

Радиотехнические СНО (РТСНО) – специальные космические, наземные или плавучие радиостанции, работающие в радиочастотном диапазоне, предназначенные для решения задач навигации совместно с судовыми ТСН (приемоиндикаторами).

5. Приборы для гидрометеорологических наблюдений.
Психрометр

Для измерения влажности воздуха психрометрическим методом применяются психрометры. Различают два вида приборов: стационарный и аспирационный.

Стационарный психрометр, как показывает само название, применяется на метеостанциях, в стационарных условиях.

Аспирационный психрометр состоит из двух термометров с делением через 0,2º, вставленных в металлическую никелированную оправу, сверху которой навинчен аспиратор(вентилятор).

На судах наблюдение производят на крыле мостика с наветренной стороны, при чем психрометр выставляют за борт так, чтобы он как можно дальше отстоял от обвеса, стенок рубки и т.п. и , по возможности, находился над водой, а не над палубой.
Барометр- анероид

Основным прибором для измерения атмосферного давления на судах является барометр-анероид М-49-2.

Принимающая часть прибора – так называемая анероидная коробка, изготовленная из тонкого металла с гофрированным верхом. Из нее почти полностью выкачан воздух. Сверху к ней прикреплена пружина. Сжатие и растяжение коробки через систему рычагов передается на стрелку – указатель. Шкалы анероидов проградуированных в мм. рт. ст. Анероид снабжен термометром.

Барометр в специальном футляре с мягкой подстилкой хранят в штурманской рубке (обычно в специальном ящике штурманского стола) в горизонтальном положении.

Существенным преимуществом барометра – анероида по сравнению с ртутным является большая чувствительность к изменениям давления, небольшие размеры и удобства обращения с ним. Недостаток – изменчивость поправок, поэтому его необходимо периодически сдавать на проверку.
Анемометр

Анемометр М-61 предназначен для автоматического измерения средней за 5 мин скорости ветра и имеет устройства для автоматического возврата стрелки на нуль при включении прибора.

6. Астрономические пособия и приборы для астрономических наблюдений.
Секстант

Секстант навигационный измерительный инструмент, используемый для определения высоты Солнца и других космических объектов над горизонтом с целью определения географических координат точки, в которой производится измерение.

При этом под горизонтом, как правило, понимается морской горизонт, а под точкой измерения — судно.

Например, измерив высоту Солнца в астрономический полдень, можно, зная дату измерения, вычислить широту места расположения прибора. Строго говоря, секстант позволяет точно измерять угол между двумя направлениями. Зная высоту маяка (с карты), можно узнать дистанцию до него, измерив угол между направлением на основание маяка и направлением на верхнюю часть и произведя несложный расчёт. Также можно измерять горизонтальный угол между направлениями на разные объекты.

Пособия:

1. Морской Астрономический Ежегодник (МАЕ) предназначен для нужд мореплавания.

При помощи МАЕ решается большое количество задач, среди которых:

-получение местных часовых углов и склонений светил;

-определение моментов кульминации светил;

-определение восхода и захода Солнца и Луны, а так же начала и конца сумерек.

Устройство мае.

В начале ежегодника приводится его содержание с кратким описанием разделов и пояснения к пользованию МАЕ с примерами, исчерпывающе поясняющими правила определения необходимых величин.

Ежедневные Таблицы (ЕТ) занимают основной объём МАЕ (стр. 25-269). Каждый разворот ЕТ посвящён трёхсуточному интервалу.


7. Организация и процедуры несения вахты.

Организация вахтенной службы на судне является неотъемлемой задачей обеспечения его безопасности. Необходимые процедуры устанавливаются в соответствии с международными и национальными требованиями к организации вахты.

Вахтенная служба на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. На всех судах должна быть установлена круглосуточная вахтенная служба. Ответственность за организацию вахтенной службы возлагается на капитана судна, а непосредственное руководство организацией вахтенной службы — на старшего помощника капитана. Ответственными за надлежащее несение вахты являются лица, несущие вахту. Судовые вахты разделяются на ходовые и стояночные.

На ходу вахтенная служба должна обеспечивать безопасное судовождение, особое внимание должно быть уделено предотвращению столкновений и посадки на мель. Состав вахты должен быть достаточным и соответствующим условиям плавания.

На стоянке вахтенная служба должна обеспечивать: охрану человеческой жизни, безопасность судна и портовых сооружений, предотвращение загрязнения окружающей среды, безопасную эксплуатацию всех механизмов, связанных с грузовыми операциями; соблюдение международных, национальных и местных правил; поддержание порядка и нормальной деятельности судна.

Продолжительность одной ходовой вахты, как правило, не должна превышать четырех часов. Вахтенная смена должна явиться к месту несения вахты за 10 минут и до вступления на вахту ознакомиться с условиями плавания и режимом работы технических средств. Сменившаяся вахта является подвахтенной и используется в случае необходимости для временного усиления вахты или подмены отдельных вахтенных.

Вахта не может быть передана, если имеются сомнения в том, что заступающий матрос способен выполнять свои обязанности в должной мере. В этом случае сдающий вахту должен доложить вахтенному помощнику и выполнить его распоряжение относительно передачи вахты.

Во время несения вахты впередсмотрящему и рулевому матросу категорически запрещается уходить с поста, а также отвлекаться от выполнения прямых обязанностей.

Выполнение каких-либо поручений и других работ, не связанных с функциями рулевого или впередсмотрящего, допускается лишь с разрешения вахтенного помощника. Вахтенному матросу запрещается сидеть, заниматься посторонними разговорами, слушать музыку и т.п.

Процедуры сдачи-приема вахты.

1. Вахтенный помощник капитана не должен передавать вахту заступающему на вахту помощнику, если имеется основание полагать, что последний не в состоянии должным образом выполнять обязанности по несению вахты, и в этом случае он должен уведомить об этом капитана.

2. Заступающий на вахту помощник должен убедиться в том, что весь персонал его вахты способен выполнять полностью свои обязанности, в частности, полностью адаптирован к условиям ночного наблюдения. Заступающий на вахту помощник не должен принимать вахту до тех пор, пока его зрение полностью не адаптируется к условиям видимости.

3. До принятия вахты, заступающие на вахту вахтенные помощники должны удостовериться в счислимом или истинном местоположении судна и подтвердить его проложенный путь, курс и скорость, а также положения органов управления машинных отделений с периодически безвахтенным обслуживанием, и должны учесть любые навигационные опасности, которые могут встретиться во время их вахты.

4. Заступающие на вахту помощники должны лично удостовериться в отношении:

распоряжений по вахте и других особых инструкций капитана, касающихся плавания судна;

  • местоположения судна, его курса, скорости и осадки;




  • преобладающих приливов, течений, погоды, видимости и влияния этих факторов на курс и скорость;

  • процедур использования главных двигателей для осуществления маневра, если главные двигатели управляются с мостика;

  • навигационной обстановки, включая нижеследующее, но не ограничиваясь этим:

  • рабочее состояние всего навигационного оборудования и оборудования по безопасности, которое используется или, возможно, будет использоваться в течение вахты;

  • поправки гиро и магнитных компасов;

  • наличие и перемещение судов, находящихся на виду, или судов, появления которых можно ожидать;

  • условия и опасности, которые могут встретиться в течение вахты;

возможное влияние крена, дифферента, плотности воды и увеличения осадки от скорости судна на запас воды под килем.

8. Управление рулем и выполнение команд, подаваемых на руль (включая команды на английском языке).

Прием сдача вахты на руле должна происходить только на ручном управлении рулем. Рулевой, сдающий вахту, должен доложить о сдаваемом курсе судна по гиро- и магнитному компасам, а рулевой, принимающий вахту, должен отрепетовать полученную информацию.



Во время вахту на курсе вахтенный матрос должен строго удерживать судно на заданном курсе, сличать показания гирокомпаса и магнитного компаса с заданными по ним курсами, следить за работой курсоуказателей и рулевого устройства, немедленно докладывая вахтенному помощнику капитана обо всех неисправностях.

Любая команда, подаваемая на руль вахтенным помощником капитана, должна репетоваться рулевым матросом. При управлении судном рулевому необходимо учитывать большое количество факторов, влияющих на управляемость.

Рулевой должен систематически докладывать капитану или вахтенному помощнику о том, как судно слушается руля, куда уваливается и пр.

Команды на руль (Wheel Orders)



9. Визуальное и слуховое наблюдение. Использование средств визуальной и внутрисудовой связи. МППСС 72.

Правило 5 Международных правил предупреждения столкновений судов

(МППСС -72) гласит: «Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения».

Вахтенный матрос, выполняющий постоянное визуальное и слуховое наблюдение за окружающей обстановкой, называется впередсмотрящим, т.е. он является «глазами и ушами» судна. При выполнении своих обязанностей впередсмотрящий ведет тщательное визуальное наблюдение за горизонтом, водной поверхностью и другими судами.

Использование средств визуальной и внутрисудовой связи.

Средства внутренней связи и сигнализации предназначены для обеспечения подачи сигналов тревоги, других сигналов, а также надежной связи между мостиком и всеми постами и службами.

К этим средствам относятся судовая автоматическая телефонная станция (АТС), судовая система громкоговорящей связи, машинный телеграф, звонки громкого боя, судовой колокол, мегафон, носимые УКВ-радиостанции, губной свисток, звуковая и световая сигнализация о повышении температуры, появлении дыма, поступлении воды в судовых помещениях.

Важнейшей частью морской сигнализации являются огни, знаки, световые и звуковые сигналы, предусмотренные МППСС-72.
Звуковые средства связи и сигнализации.

Средства звуковой связи и сигнализации предназначены, в первую очередь, для подачи сигналов согласно МППСС-72. Звуковая сигнализация также может быть применена для передачи сообщений как по МСС-65, так и, например, для связи между ледоколом и проводимыми им судами.

Свисток и тифон – основные средства для подачи звуковых сигналов согласно

МППСС-72. Подачу звуковых сигналов осуществляют из ходовой рубки и с крыльев мостика нажатием сигнальной кнопки.

При плавании в условиях ограниченной видимости включается специальный прибор, который подает туманные сигналы согласно заданной программе.

Судовой колокол устанавливается в носовой части судна, вблизи брашпиля. Он используется для передачи сигналов на мостик при постановке судна на якорь и съемке с якоря, для подачи туманных сигналов при стоянке судна на якоре, на мели, для подачи дополнительного сигнала при пожаре в порту и т. п.

Зрительные средства связи и сигнализации.

Зрительные средства бывают световые и предметные. К световым относятся различные светосигнальные приборы – сигнальные фонари, прожекторы, ратьер, клотиковый и отличительные огни.

Дальность действия светосигнальных приборов обычно не более 5 миль.

В качестве предметных средств используются сигнальные фигуры и сигнальные флаги Международного свода сигналов (МСС-65).

Сигнальные фигуры – шары, цилиндры, конусы и ромбы на судах применяются в соответствии с требованиями МППСС-72. Фигуры изготовляются из жести, фанеры, проволоки и парусины.

Их размеры определяются Регистром. Хранятся они на верхнем мостике, кроме якорного шара, который находится на полубаке.

На судах морского флота используется Международный свод сигналов, комплект которого состоит из 40 флагов: 26 буквенных, 14 цифровых, 3 заменяющих и ответного вымпела. Эти флаги поднимаются на фалах и хранятся в рубке в специальных ящика-сотах.

Свод предназначен для ведения переговоров по вопросам обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море при помощи одно-,двух-, и трёхбуквенных сигналов.



Раздел 2. Обеспечение Безопасности плавания (ПМ.02).

1. План охраны судна при стоянке на рейде и в порту.

Каждое судно должно иметь на борту одобренный Администрацией (или от ее имени признанной в области охраны организацией) план охраны судна. Никакие изменения одобренного плана, касающиеся охраны судна и охранного оборудования, не должны задействоваться до тех пор, пока соответствующие поправки к плану на будут одобрены Администрацией (или от ее имени признанной в области охраны организацией).

План должен содержать три уровня охраны:

- уровень охраны 1 означает обычный уровень, при котором постоянно должны поддерживаться минимальные соответствующие меры по обеспечению охраны;

- уровень охраны 2 означает повышенный уровень, при котором из-за повышенного риска происшествия, в течение некоторого периода времени должны поддерживаться соответствующие дополнительные меры по обеспечению охраны;

- уровень охраны 3 означает исключительный уровень, при котором в некотором ограниченном промежутке времени, в течение которого происшествие вероятно или неминуемо, должны поддерживаться дальнейшие особые меры по обеспечению охраны, хотя иногда невозможно определить конкретную цель нападения. При этом уровне охраны судно должно следовать указаниям, поступившим от тех, кто проводит ответные действия, связанные с происшествием или его угрозой.

В плане охраны судна должны быть подробно изложены меры охраны, которые могут быть предприняты судном в тесном взаимодействии с теми, кто осуществляет ответные действия, и с портовым средством.

План охраны судна разрабатывается на основе руководства, представленного в части В Кодекса ОСПС. Он должен быть на языке или языках, являющихся рабочими на судне. Если используемый язык или языки не являются английским, французским или испанским, то в план включается перевод на один из этих языков.

План охраны судна подвергается регулярным (на плановой основе) пересмотрам (обзорам) и внутренним аудиторским проверкам не реже одного раза в год. Целями обзора и внутренней аудиторской проверки являются:

- проверка соответствия плана своему назначению, а также требованиям международных и национальных стандартов, норм и правил;

- оценка правильности и эффективности предусмотренных мероприятий по охране судна;



- выявление недостатков и несоответствий плана и выработка предложений по их устранению;

- выработка предложений по совершенствованию плана и приведение его на уровень современности на основании опыта эксплуатации или изменившихся обстоятельств;

- принятие решений по корректировке плана.

2. Обеспечение безопасности судна при несении вахты.

Для непрерывного обеспечения должного уровня безопасности при несении ходовой навигационной вахты Стороны должны обращать внимание владельцев и операторов судов, капитанов и вахтенного персонала на соблюдение следующих принципов, содержащихся в настоящем Правиле.

Капитан каждого судна обязан обеспечивать надлежащую организацию безопасной ходовой навигационной вахты. Вахтенные помощит капитана под общим руководством капитана несут ответственность за безопасное судовождение во время своей вахты, особенно когда это связано с предупреждением столкновения и посадки на мель.

На всех судах должны приниматься во внимание изложенные ниже, но настоящим не исчерпываемые, основные принципы.

Состав вахты в любой момент должен быть достаточным и соответствующим условиям и обстановке с обязательным обеспечением должного наблюдения.

При определении состава вахты на ходовом мостике, который моит включать соответствующих лиц рядового состава, должны, в частности, учитываться следующие факторы непрерывное присутствие вахтенного персонала на ходовом мостике;

состояние погоды, видимость, а также светлое или темное время суток;

близость навигационных опасностей, которые могут потребовать от вахтенного помощника выполнения дополнительных штурманских обязанностей;

радиолокатор или радионавигационные средства, а также любое иное оборудование, влияющее на безопасность плавания;

 наличие на судне авторулевого;

 любые необычные дополнительные обязанности ходовой навигационной вахты, которые могут быть вызваны особыми обстоятельствами производственной деятельности судна

Вахта должна быть организована таким образом, чтобы усталость как командного, так и рядового состава не повлияла на эффективность несения вахты.

3. Действия по судовым тревогам.

Уставом службы на судах установлены следующие виды тревог: общесудовая,

«Человек за бортом» и шлюпочная (при оставлении судна).

Тревоги объявляются следующими сигналами:

Общесудовая - непрерывным звонком громкого боя в течение 25 – 30с, повторяемым три – четыре раза; при пожаре (взрыве) во время стоянки судна в порту сигнал общесудовой тревоги сопровождается частыми ударами в судовой колокол.

«Человек за бортом» - тремя продолжительными (5 – 6с) звонками громкого боя, сигнал повторяется три – четыре раза.

Шлюпочная (при оставлении судна) - не менее, чем семью короткими (1с) звонками и, вслед за ними, одним продолжительным (5 – 6с) звонком громкого боя, сигнал повторяется

3 – 4 раза.

Сигналы тревог дублируются голосом по трансляции с указанием вида тревог: общесудовая, «Человек за бортом», шлюпочная. В случае пробоины, пожара или разлива нефтепродуктов об этом объявляется дополнительно с указанием места пробоины или пожара. При отсутствии трансляции место пробоины или пожара объявляется любым другим способом.

При выходе из строя звонка громкого боя сигналы тревог подаются судовым свистком, тифоном или сиреной. Отбой тревоги объявляется голосом по трансляции или любым другим способом.

В соответствии с Уставом службы на судах основными рабочими документами по организации и ведению борьбы за живучесть судна является расписание по тревогам и каютные карточки членов экипажа.

Расписание по тревогам должно быть выведено на видном месте, в помещении, наиболее посещаемом экипажем, и на ГКП.

4. Мероприятия по борьбе за живучесть судна при получении пробоины.

Повреждения корпуса судна различаются по размерам (малые - до 0,05 м 2, средние - до 0,2 м 2 и большие - от 0,2 до 2 м 2), по характеру (отверстия от вывалившихся заклепок и болтов, разошедшиеся швы, трещины и пробоины) и по расположению в корпусе (надводные, подводные и на ватерлинии).

Трещины, разошедшиеся швы и малые пробоины заделываются, как правило, с помощью деревянных клиньев и пробок.

Клинья изготавливаются из сосны или дуба с острыми и тупыми концами. Иногда торцы клиньев окантовываются кровельным железом или тонкой полосовой сталью. Пробки изготавливаются из сосны и применяются для заделки иллюминаторов, круглых небольших пробоин, отверстий от вылетевших заклепок и заглушки трубопроводов. При самостоятельном изготовлении клиньев и пробок не следует делать слишком большой угол заострения, т.к. это приводит к плохой посадке клина (пробел) в местах повреждения. Хранятся клинья и пробки в сухом месте.


Разошедшийся шов или длинную трещину следует заделывать несколькими клиньями, при этом заделку вертикальной трещины нужно начинать снизу, чтобы последний клин забивать при меньшем напоре воды. Перед непосредственной заделкой пробоины клин (пробку) рекомендуется обернуть смоляной паклей, которая заполнит места неплотного прилегания клина (пробки) к краю пробоины или трещины.

Средние и большие пробоины, а также расположенные рядом несколько мелких пробоин, заделываются с помощью пластырей (мягких, полужестких и жестких).

К мягким пластырям относятся парусиновый, шпигованный и кольчужный. Для прогулочных катеров и яхт рекомендуется иметь парусиновый пластырь, изготовление которого не представляет труда.

Этот пластырь состоит из двух-трех слоев водоупорной парусины, полотнища которой расположены накрест и прошиты насквозь по квадратам нитками для машинной работы. По краям пластырь отделан ликтросом из пенькового смоляного каната. По углам в ликтрос бензелями заделаны коуши для крепления подкильных концов и оттяжек. В середине верхней шкаторины заделан кренгельс, к которому крепится промаркированный контрольный штерт (на малом судне, маркировку можно сделать через 10-20 см) для определения положения пластыря по борту судна.

Жесткие пластыри применяются для заделки пробоин как снаружи, так и изнутри (при малых размерах). Жесткий деревянный пластырь с мягкими бортами может применяться на современных прогулочных судах и яхтах для заделки пробоин на плоских участках корпуса, а также для заделки дверей, люков, горловин, иллюминаторов.

Этот пластырь состоит из деревянного щита, обшитого по периметру парусиной, образующей с завернутой в нее паклей подушку. Размер пластыря должен быть таким, чтобы пробоина со всех сторон перекрывалась на 150-300 мм. Тонкие доски подгоняют одна к другой и они образуют внутренний щит пластыря. На этот щит накладывается парусина так, чтобы остались края для мягких бортов. На парусину поперек первого слоя укладываются толстые доски вплотную одна к другой. Доски пробиваются, тонкими гвоздями. Последующие слои толстых досок располагаются параллельно доскам второго слоя так, чтобы пазы накладываемого слоя находились посредине доски предыдущего слоя. Каждый слой прибивается гвоздями к предыдущему. Расстояние между гвоздями 100-150 мм подлине и 30-40 мм по ширине досок.


5. Мероприятия по борьбе за живучесть судна при пожаре при стоянке в порту.