Файл: Я проходил учебную практику на судне "Мир" в роли кадета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 313

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вспомогательные спасательные средства.

Штормтрапы

У каждого места спуска или у каждых двух расположенных рядом мест спуска должен быть предусмотрен посадочный штормтрап. Если у каждого места спуска коллективного спасательного средства установлено другое одобренное устройство для доступа в спасательную шлюпку или плот, то должно быть, по меньшей мере, по одному штормтрапу с каждого борта


Морская эвакуационная система (МЭС)

МЭС - есть средство для быстрого перемещения людей с посадочной палубы судна на спасательные шлюпки и плоты, находящиеся на воде. МЭС довольно эффективное средство для быстрой эвакуации на спасательные средства с гибнущего пассажирского судна большого количества пассажиров.
Линеметательное устройство

На каждом судне должно быть линеметательное устройство, которое бы обеспечивало метание линя с достаточной точностью.

В состав комплекта входит:

  • не менее 4 ракет, каждая из которых обеспечивает метание линя на расстояние не менее 230 м в штилевую погоду;

  • не менее 4 линей с разрывным усилием не менее 2 кН;

  • пистолет или другое приспособление для запуска ракеты.


6. Рулевое устройство и его эксплуатация.

Рулевое устройство является одним из важнейших устройств, так как обеспечивает судну мореходное качество — управляемость. Как правило, основные элементы рулевого устройства располагаются в корме, но некоторые суда имеют и носовое рулевое устройство.

Основными конструктивными элементами любого рулевого устройства являются:

  • рабочий орган — перо руля (руль) или поворотная направляющая насадка;

  • баллер, соединяющий рабочий орган с рулевым приводом;

  • рулевой привод, передающий усилие от рулевой машины к рабочему органу;

  • рулевая машина, создающая усилие для поворота рабочего органа;

  • привод управления, связывающий рулевую машину с постом управления;


В зависимости от расположения оси вращения различают балансирные, небалансирные и полубалансирные рули. 



Согласно Правилам Регистра морское судно должно иметь основной и запасной рулевые приводы, а если оба они расположены ниже грузовой ватерлинии, то дополнительно должен быть установлен аварийный привод.

Все приводы должны действовать независимо друг от друга и отвечать определенным требованиям Регистра.

Так, перекладка полностью погруженного в воду руля с борта на борт на переднем ходу должна обеспечиваться: основным приводом - при максимальной скорости судна с положения 35° одного борта до 30° другого не более чем за 28 с; запасным приводом — при скорости, равной половине максимальной, но не менее 7 уз., с 20° одного борта до 20° другого не более чем за 60 с; аварийным приводом при скорости не менее 4 уз с борта на борт без регламентированного времени перекладки.

Рулевое устройство должно иметь ограничители, допускающие перекладку руля не более чем на 36,5° на каждый борт. Так как перекладка руля на угол больше 35° практически не улучшает поворотливость судна, система управления рулевым приводом должна прекращать дальнейшую перекладку руля при отклонении его от ДП судна на угол 35°.

Около каждого поста управления рулевыми приводами должны быть установлены аксиометры. Разница между действительным углом перекладки руля и углом, показываемым каждым аксиометром, не должна превышать ±1° при электрическом аксиометре и ±2° - при механическом.

Запасной привод должен быть в постоянной готовности к действию, хорошо расхоженным и смазанным. Переход с основного привода на запасной не должен превышать 2 мин, а на аварийный - 5 мин.



7. Управление рулем и выполнение команд подаваемых на руль.

Способность судна удерживаться на заданном курсе и изменять направление движения под действием управляющего устройства называется управляемостью.

Таким образом, управляемость характеризуется двумя свойствами - устойчивостью на курсе и поворотливостью. Она зависит от конструкции судна, его

загрузки и скорости, а также от воздействия на судно внешних факторов: ветра, течения, волнения моря, глубины и др.

Действие любого фактора, ведущее к потере скорости, ухудшает управляемость судна. Поворотливость зависит главным образом от отношений длины судна к его ширине и осадки к длине судна: с увеличением этих соотношений поворотливость ухудшается, так как увеличивается сопротивление боковому движению судна по криволинейной траектории.


8. Якорное, швартовное и буксирное устройство.

Якорное устройство.

Якорное устройство служит для постановки судна на якорь, обеспечения надежной стоянки судна на открытой воде и для снятия его с якоря.

Якоря обеспечивают прочную связь судна с грунтом дна и создают удерживающую силу, противодействующую внешним силам, стремящимся сдвинуть судно с места.

На судне «Мир» установлены якоря Холла (2 шт. + 1 запас.).

Якорь Холла - втяжной с поворотными лапами; основной тип станового якоря для кораблей РФ. Якорь состоит из веретена и коробки, отлитой заодно с двумя лапами. В средней части коробки имеется сквозное овальное отверстие, куда входит утолщенная часть веретена. Это отверстие ограничивает угол отклонения лап якоря (до 45°). В нижней части веретена просверлено отверстие для валика, с помощью которого веретено присоединяется к коробке. Выпадению веретена из коробки препятствуют два штыря, отверстия для которых после установки штырей завариваются.

К верхней части веретена присоединяется скоба якоря. Якоря Холла изготовляются двух типов — с веретеном прямоугольного сечения и с веретеном круглого сечения.

Якоря Холла с веретеном круглого сечения имеют меньшую длину веретена и применяются на низкобортных кораблях. Недостатки якорей Холла: сравнительно небольшая держащая сила, возможность заклиниваться в клюзе при подъеме и вставать к обшивке корпуса враспор.
Швартовное устройство.

Швартовное устройство предназначается для крепления судна при стоянке у пристаней, набережных, пирсов или около других судов, барж и т. д.
Составными элементами швартовного устройства на каждом судне являются (рис. 39):
- швартовы — тросы (канаты), предназначенные для закрепления (швартовки) судна у места стоянки. В качестве швартовов на судах применяются стальные, пеньковые, сизальские, манильские, капроновые и нейлоновые канаты (тросы);
- кнехты — короткие тумбы, прямые или крестовые, прочно укрепленные на верхней палубе судна и служащие для закрепления швартовов;

- киповые планки и тросовые отводы — направляющие тросы к кнехту или шпилю, предохраняющие их от перетирания об острые края судовых деталей;
- швартовные механизмы — швартовные шпили, лебедки, служащие для выбирания тросов при подтягивании судна к месту стоянки или для обтягивания швартовов;

- тросовые вьюшки — предназначаются для хранения на судне швартовных канатов по-походному;
- привальные кранцы — прокладки, предохраняющие борт судна от ударов при навале на стенку или борт соседнего судна.


Рис. 39. Схема швартовного устройства судна «Мир»: 1- носовой и кормовой шпринг;

2- привальные кранцы; 3-прижимные швартовы; 4- продольные швартовы;

5-дополнительные продольные швартовы; 6- киповые планки; 7- кнехты;

8-швартовые клюзы; 9-тросовые вьюшьки: 10- швартовый шпиль;

11- швартовые турачки браншпиля.

Буксирное устройство.

Буксирное устройство обеспечивает использование судов в качестве буксиров (тянущих или толкающих другие суда) или служит для буксировки судна другими судами. Для этого на обыкновенных судах в оконечностях верхней палубы ставят усиленные кнехты или специальные тумбы, называемые битенгами.
9. Судовые работы при проведении якорных, швартовных и буксировочных операций.

Якорные операции.

Выбор места якорной стоянки определяется ее целями, продолжительностью, гидрометеорологическими условиями и состоянием самого судна.

На внутреннем рейде постановка судна на якорь осуществляется в строго определенном месте по указанию лоцмана или в соответствии с правилами порта и, следовательно, судоводителю не представляется возможности выбора места якорной стоянки.

Места якорных стоянок на внешних рейдах крупных морских портов обычно указываются в лоциях и на картах.
В этом случае обязанность судоводителя сводится только к выбору места отдачи якоря на указанной стоянке, которое должно быть сделано с учетом свободной акватории рейда и возможных изменений положения судна в случае смены направления и силы ветра или течения.

Значительно более широкие требования к выбору якорной стоянки должны предъявляться в тех случаях, когда постановка на якорь производится для длительного отстоя на больших по площади рейдах или в отдельных бухтах.

Такая стоянка должна располагаться в местах, по возможности закрытых от господствующих ветров и течений, быть безопасной в навигационном отношении. Особое внимание следует уделять характеру грунта и рельефу дна.

При подходе к месту якорной стоянки необходимо заблаговременно перевести главный двигатель на работу в маневренном режиме, проверить работу машинного телеграфа и связь машинного отделения с мостиком, сверить показания судовых часов на мостике и в машинном отделении, предупредить вахту в машинном отделении о предполагаемом времени постановки судна на якорь.