Файл: Курсовая работа Национальная политика в имперской России.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 626
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В заключение сего остается Нам сказать, что усердие ваше к службе и благоразумие победили Вас соединить в особе вашей все в царстве Грузинском власти; а как через сие преподаются вам все возможные способы и средства к легчайшему управлению той земли, к исполнению повелений Наших: то и надеемся, что учините сие к совершенной Нашей благоугодности и что неослабное будете иметь око на всех вам подчиненных, дабы каждый и все в отправлении дел своих являли бескорыстие, честность, правдолюбие, беспристрастие, свободный доступ, ласку, снисхождение и даже готовность всякому показать, где он может сыскать правосудие. Вы сами во всем том, конечно подчиненным вашим будете служить примером, по-часту убеждая их, что при положении первых начал правительства всего нужнее приобрести любовь и доверие народа и что утверждение правления, устройство его и порядочное движение на будущее время весьма много зависит от первого впечатления, какое начальники произведут поведением своим в людях, управлению их вверенных. Между тем будем Мы ожидать донесений ваших о всем том, что по открывающимся обстоятельствам и по течению дел к благоустройству Грузии и к усугублению польз ее споспешествовать может, и каждый подвиг ваш к сему примем Мы с особливым благоволением, пребывая впрочем Императорскую Нашею милостию вам всегда благосклонны.
На подлинном подписано собственной Е.И.В. рукою: «Александр».
Печатается по изданию: Акты собранные Кавказской Археографической Коммиссиею. Том 1. Тифлис, 1866. С. 433-434.
№ 63. Высочайше утвержденное воззвание к Грузинскому народу, в 12-й день сентября 1801 года, в Москве.
Приступив к исполнению Высочайшей воли Е. В. Императора Всероссийского, имею я долг и обязанность учредить впредь до времени в Тифлис, под председательством моим, Верховное Грузинское Правление, а в городах и округах, как суд и расправу, так и благочиние. В следствие чего, издавая при сем во всенародное известие постановление внутреннего в Грузии управления, утвержденного священною волею Г. И., обязан я ограждать области сии от внешних нашествий, сохранить обывателей в безопасности личной и имущественной и доставить правлением бдительным и сильным, всегда готовым дать правосудие обиженному, защитить невинность и в пример злым наказать преступника, А посему да не дерзает никто самовольно и насильственно удовлетворять иску своему, но да принесет каждый жалобу свою в учрежденных для того местах, — надеясь несомненно, что получит скорое и беспристрастное решение. Воспоминания о бедствиях, свирепствовавших в Грузии, суть верным за всех обитателей ее ручательством, что с полным упованием признают они власть учрежденного правительства,
которое отвратить от них тучу зол их обложившую, простереть на все пределы их покров мира и безопасности; что уважение собственного благоденствия подвигнет их к вечной благодарности и приверженности и совершенным повиновением оправдают они попечения воли, зиждущей их благосостояние. Любящие мир и человечество да убедятся, что прилежание и труды, а не происки, избыточество обывателей, а не нищета их, твердая и непоколебимая надежда на благость Господню, а не отчаяние, наконец не коварство, кровопролитие, буйство, жестокости и дерзости, но простодушие, человеколюбие и снисхождение — добродетели, долженствующие отличать христианина, суть источники спокойствия и благоденствия народов.
На подлинном написано: «Быть по сему. — Александр».
Печатается по изданию: Акты собранные Кавказской Археографической Коммиссиею. Том 1. Тифлис, 1866. С. 436-437.
№ 64. Постановление внутреннего в Грузии управления, Высочайше утвержденное в 12-й день сентября 1801 года, в Москве.
Грузия разделяется на 5 уездов, из коих 3 в Карталинии: Горийский, Лорийский и Душетский, и 2 в Кахетии: Телавский и Сигнахский.
Чиновники и места для управления Грузией назначаются следующие:
Главнокомандующий.
Правитель.
Верховное Грузинское Правительство, которому иметь пребывание свое в Тифлисе.
Верховное Грузинское Правительство делится на четыре экспедиции:
1) Для дел исполнительных или правления.
В ней председательствует правитель Грузии и 2 советника или мдиван-бега, — один из Российских чиновников, а другой из князей Грузинских.
2) Для дел казенных и экономических.
В ней начальник из Российских чиновников и заседают четыре советника или мдиван-бега из князей Грузинских, — 2 Карталинских и 2 Кахетинских и губернский казначей или салтхуцес.
3) Для дел уголовных.
В ней начальник из Российских чиновников и заседают 4 советника или мдиван-бега из князей Грузинских.
4) Для дел гражданских.
В ней начальник из Российских чиновников и заседают 4 советника или мдиван-бега из князей Грузинских.
Правитель Грузии, начальники и советники экспедиций суть члены Верховного Грузинского Правительства.
В общей собрании оного председательствует главнокомандующий, а в небытность его правитель Грузии.
Общее собрание Верховного Грузинского Правительства есть место, которое принимает апелляции на экспедиции и большинством голосов решает дела окончательно.
Экспедиции поступают: Исполнительная по правилам Губернскому Правлению, а Казенная, Уголовная и Гражданская — Палатам, особенно и всем вообще в законах Российской Империи постановленным, с тою однако отменою, каковую по соображению обстоятельств найдет нужным ввести главнокомандующий вместе с правителем Грузии, с Высочайшего утверждения.
Экспедиция Уголовная вносит дела, кои подвергают князя или дворянина лишению жизни или чести, к главнокомандующему, а сей с мнением своим представляет оные И. В.
В каждом уезде быть Уездному суду.
В каждом уездном суде заседает уездный судья из Российских чиновников и 2 заседателя или мсаджули из дворян Грузинских той округи.
К исполнению сих судов относятся дела принадлежащие к уездным судам по Российским законоположениям, следственно и апелляции на сии суды вносятся по роду дел в экспедиции Верховного Грузинского Правительства.
В каждом уезде быть Управе земской полиции.
В ней заседает кап.-исправник из Российских чиновников и 2 заседателя или эсаулы из дворян Грузинских той округи.
Управы сии поступают по правилам, начертанным в законах Империи для Нижних Земских судов и особенно для земских комиссаров.
Позволяется главнокомандующему вместе с правителем Грузии учредить магистраты в тех городах, где окажется прямая в них нужда, со Всевысочайшего утверждения.
В Грузии учреждается Медицинская Управа, на том основании, как оные существуют по губерниям Империи Всероссийской.
В городах: Тифлис, Гори, Лори, Душете, Телаве и Сигнахе быть по одному казначею или хазинадару из дворян Грузинских.
В сих же городах быть по одному коменданту из Российских чиновников и в помощь им по одному полицмейстеру или нацвалу из дворян Грузинских.
К обитающим в Грузии Татарам Казахским, Борчалинским и Памбакским определить приставами или моуравами из Грузинских князей, к каждым по одному, а к поколениям Хевсуров, Пшавов и Тушев — одного и всякому из приставов сих придать в помощь по одному из чиновников Российских.
Вновь вышедшие из Карабага Армяне, по особым привилегиям управляемые, остаются под начальством своих меликов.
Приставов сих и начальствующих Армянами главнокомандующий имеет снабдить на отправление должностей их наставлениями сообразно тем правилам, какие преподаны кап.-исправникам и равно как сии, поставляются приставы те и мелики в соотношение к правительствам и судам, в земле Грузинской учреждаемым. Назначение из Грузинских князей и дворян в должности по местам, кои выше для них предоставлены, зависит от лучшего усмотрения главнокомандующего, дабы на первый раз вступили в должности люди способнейшие и отличаемые общим уважением и доверенностью сограждан своих.
По истечении же года от открытия вновь учреждаемого в Грузии Правительства, выбор в советники и в прочие должности, Грузинским князьям и дворянам предоставляемые, отдать в волю князей и дворян, для чего главнокомандующий вместе с правителем и обязаны предуготовить завременно пристойные правила и представить оные на Высочайшее воззрение.
Дела гражданские имеют быть производимы по настоящим Грузинским обычаям, кои следует привести в известность, как сделано сие при учреждении в Кабарде Родовых судов и расправ и по Уложению изданному царем Вахтангом, яко по коренному Грузинскому закону. Главнокомандующий вместе с правителем Грузии должны начертать из Уложения сего и из обычаев народных правила поведения всех в Грузии учреждаемых правительств, и в случае какого либо недостатка, который в продолжении времени, конечно, оказаться может, руководствоваться законами Всероссийской Империи. Уголовные же дела производить по общим законам Российского Государства, дозволяя однако главнокомандующему вместе с правителем сообразить их с умоначертаниями тамошнего народа и вместе по обеим сим статьям представить мнение свое на Высочайшее усмотрение. А между тем бдительно наблюдать следует, чтобы во всех землях, управляемых именем и властию И. В., пресечены были всякие злоупотребления, несправедливости, угнетения, разбои, смертоубийства, а также истязания по делам уголовным. Долг главнокомандующего будет облегчать жребий и самих преступников благостью законов Российских и истребить пытки и смертную казнь.
Иноплеменным народам, в Грузии обитающим, в разбирательстве по части дел гражданских быть на прежнем их положении и в делах уголовных поступать с ними по общим вышеначертанным для Грузинского народа правилам.
На подлинном собственною Е. И. В. рукою написано тако: «Быть по сему. — Александр.»
Печатается по изданию: Акты собранные Кавказской Археографической Коммиссиею. Том 1. Тифлис, 1866. С. 437-438.
№ 65. Высочайшая грамота царю Соломону имеретинскому 4 июля 1804 г.
Вам любезноверноподданному имеретинские земли царю Соломону Наша Императорская милость и благоволение. Снисходя на прошение ваше о принятии вас и подданного вам народа под державу Нашу и в вечное подданство Империи Нашей, в чем вы с первейшими князьями царства имеретинского и присягу уже Нам и приемникам Нашим учинили, всемилостивейше на то соизволяем и подтверждаем вас, любезноверноподданный Наш царь имеретинской земли Соломон, в сем достоинстве вашем, которое по силе сей Нашей жалованной грамоте и наследники ваши всегда от Нас принимать должны и повеления Наши исполнять. Поручая вам же управлять имеретинским народом с крепостию и правосудием и утвердив во всей силе просительные ваши пункты, чрез Нашего генерала от инфантерии и главноуправляющего в Грузии князя Цицианова, от вас представленные, у сего в оригинале приобщенные, торжественно объявляем и Императорским нашим словом обещаем вас и весь народ имеретинский, яко верноподданных Наших и всех будущих по вас преемников охранять от неприятелей. Будучи предуверены, что вы и преемники ваши в преданности вашей, так и в точном выполнении обязанностей ваших пребудете непоколебимы, в сем надеянии и в залог Монаршей Нашей к вам и царству имеретинскому милости сия дана Императорская грамота за собственноручным подписанием и приложением государственной Нашей печати, в первопрестольном Нашем граде Св. Петра июля 4-го дня, в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот четвертого года и царствование наше четвертое.
Печатается по изданию: Дубровин Н. Закавказье с 1803-1806 гг. СПб., 1866. С,528.
№ 66. Высочайшая грамота князю Дадиану 4 июля 1804 года
Нам любезноверноподданному Мингрельской земли Григорию Дадиану Наша Императорская милость и благоволение. Снисходя на прошение Ваше о принятии нас и подданного вам народа под державу Нашу и в вечное подданство империи Нашей, в чем вы уже с первейшими князьями царства Мингрельского, и присягу Нам учинили, всемилостивейше на то соизволяем и подтверждаем вас, любезноверноподданный нам князь мингрельской земли Григорий, в сем достоинстве вашем, которое по силе сей Нашей жалованной грамоты и наследники ваши всегда от Нас принимать должны и повеления Наши исполнять. Поручая вам же управлять мингрельским народом с крепостию и правосудием, и утвердив во всей силе просительные ваши пункты, чрез нашего генерала от инфантерии и главноуправляющего в Грузии князя Цицианова, от вас представленные, у сего в оригинале приобщенные, торжественно объявляем, и Императорским Нашим словом обещаем, вас и весь народ Мингрельский яко верноподданных Наших, и всех будущих по вас преемников, охранять от неприятелей. Будучи предуверены, что вы и преемники ваши в преданности вашей, так и в точности выполнения обязанностей ваших пребудете непоколебимы, в сем надеянии и в залог Монаршей Нашей к вам и княжеству мингрельскому милости, сия дана Императорская грамота за собственноручным подписанием и приложением государственной Нашей печати в престольном Нашем граде Св. Петра, июля 4 дня в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот четвертого года и царствование наше четвертое.
Печатается по изданию: Дубровин Н. Закавказье с 1803-1806 гг. СПб., 1866. С. 516.
№ 67. Высочайшая грамота кн. Левану Дадиани, от 30-го января 1805 года.
Нам любезно-верному подданному Мингрельской земли кн. Левану Дадиани Наша Императорская милость и благоволение. Снисходя на прошение в Бозе почивающего родителя вашего кн. Григория Дадиани о принятии его и подвластного ему народа под державу Нашу и в вечное Империи Нашей подданство, Всемилостивейше соизволили Мы, Наше И. В., по учиненной им Нам и преемникам Нашим присяге, принять его в числе Наших любезно-верных подданных и утвердить его и наследников его в достоинстве князя Мингрельской земли жалованною Нашею грамотою по воле Нашей писанною и подписанною собственною Нашею Императорскою рукою в прошедшем 1804 году, по силе которой жалованной Нашей грамоты наследники Нашего любезно-верного подданного кн. Григория Дадиани долженствуют принимать от Нас утверждение их на княжество Мингрельское. А как донесено Нашему И. В. от Нашего ген.-от-инф. и главнокомандующего в Грузии кн. Цицианова, что вы, Наш любезно-верный подданный, яко законный наследник Мингрельской земли, шествуя по стопам в Бозе почивающего родителя вашего в преданности к высокому Престолу Нашему, желаете равномерно оказать достаточные опыты, то сим соизволением, утверждаем и признаем вас, Нашего любезно-верного подданного, владетельным князем Мингрельских областей и в знак сердарства Всемилостивейше пожалованный Нами светлейшему родителю вашему знамя и саблю жалуем вам и повелеваем хранить во славу дома вашего и в память Нашей Императорской к вам милости и благоволения. Приняв за благо всеподданнейшее прошение любезно-верной родительницы вашей, вдовствующей княгини Нины, повелели Мы Нашему ген.-от-инф. кн. Цицианову до совершения вами 20-тилетнего возраста учредить для управления областей, вам подвластных, Временной Совет, объявив именем Нашим светлейшую княгиню Нину вашею попечительницей и правительницей Мингрелии. За сим поручаю вам управлять Мингрельским народом с кротостью и правосудием и, подтверждая сею Нашею жалованною грамотою просительные пункты, которые при первой Нашей Всемилостивейшей грамоте родителю вашему, Нам любезно-верному подданному, данной, были по всеподданнейшему прошению его Нами утверждены и для надлежащего исполнения за подписанием Нашим отправлены, торжественно объявляемым и Императорским Нашим словом обещаем вас и весь народ Мингрельский, яко верных Наших подданных, и всех будущих после вас преемников охранять от неприятелей ваших, будучи Мы уверены, что вы и наследники ваши, как в преданности вашей к Нашему Престолу, так и в точном выполнении обязанностей ваших пребудете непоколебимы. В сем надеянии и в залог Монаршей нашей к вам и княжеству Мингрельскому милости дана сия Императорская Наша грамота за собственноручным Нашим подписанием и с приложением государственной печати в престольном Нашем граде св. Петра.