Файл: Законность в деятельности правоохранительных органов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законность в деятельности правоохранительных органов

2
Содержание
Введение
3 1. Понятие законности
5 2. Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов
.. 8
Заключение
12
Список использованной литературы
13

3
Введение
Нужно иметь ввиду, что законность в правовом демократическом государстве выступает основной качественной характеристикой и
требованием, которое предъявляется к деятельности государственных органов и должностных лиц.
Правоохранительные органы и их должностные лица не являются исключением. Деятельность правоохранительных органов в государстве тщательно и достаточно подробно регламентируется законами, а охрана правопорядка в государстве допустима только законными средствами и методами.
Само понятие правоохранительные органы трактуются в своем прямом смысле как органы, осуществляющие охрану права и правопорядка,
специальные государственные органы, деятельность которых направлена на обеспечение законности, правового порядка, общественной безопасности,
прав и свобод граждан.
Правоохранительные органы государства призваны предупреждать и пресекать нарушения законности, охранять правопорядок, права и свободы граждан, а в случае их нарушения восстанавливать нарушенные права, а также устранять последствия правонарушений.
Тема работы является актуальной, так как по-прежнему весьма многочисленными остаются в России факты нарушения законности деятельности правоохранительных (например органов проведения дознания и предварительного следствия). Поступают жалобы на нарушения прав граждан в уголовном судопроизводстве. Обращения направляются в контрольно-надзорные инстанции,
по результатам рассмотрения возбуждаются уголовные дела.
Цель реферата – изучить особенности законности в деятельности правоохранительных органов. Задачи работы:
- изучить понятие законности;

4
- охарактеризовать обеспечение законности в
деятельности правоохранительных органов.


5 1. Понятие законности
Законность - строгое и неуклонное соблюдение закона всеми государственными органами,
общественными и
хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами. Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой характер взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона. Обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне.
Субъектами законности оказываются все носители субъективных прав,
а также те должностные лица и органы государства, на которых лежит такая специальная обязанность.
Объектом законности
(как совокупности соответствующих требований) является поведение (сознание, воля, поступок)
юридически обязанных лиц.
Основными принципами законности в
современной
России признаются:
- верховенство (главенство) федеральных законов по отношению ко всем другим правовым актам;
- равенство всех перед законом и судом;
- исключение произвола в деятельности властных органов и должностных лиц;
- единство в понимании и применении закона на всей территории его действия и учет особенностей конкретных обстоятельств, предусмотренных законом;
- осуществление закона лицом посредством своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц;
- эффективная борьба с правонарушениями, надежная охрана и реальные гарантии прав и свобод человека и гражданина.

6
Принцип законности (ст. 15 Конституции РФ): органы государственной власти, в том числе и правоохранительные органы, их должностные лица,
граждане и их объединения равны перед законом и обязаны их соблюдать.
Сущность законности состоит в единообразном понимании, осознании и точном осуществлении действий по соблюдению норм и правил действующего законодательства, прежде всего государственными органами,
в том числе и правоохранительными органами.
К правоохранительным органам в Российской Федерации относят прокуратуру, суд, органы внутренних дел, органы юстиции, Федеральную службу безопасности, федеральную пограничную службу, службу внешней разведки и таможенные органы.
С точки зрения существования и функционирования правового государства законность как принцип имеет двоякое значение для правоохранительных органов. Во-первых, это принцип деятельности самих органов. То есть, все органы и должностные лица обязаны соблюдать законы государства, гарантирующие реализацию и защиту прав и свобод человека,
единства и укрепления законности, охрану законом интересов общества и государства.
Во-вторых, охрана и обеспечение законности - это одно из направлений деятельности самих правоохранительных органов.
Исходя из этого,
у каждого из перечисленных выше правоохранительных органов есть свои функции в вопросе обеспечения законности.
Прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской
Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе правоохранительными органами. Таким образом, прокуратура представляет собой специализированный орган, основной функцией которого является надзор за законностью.


7
Суд осуществляет правосудие и таким образом способствует укреплению законности и правопорядка в стране и восстановлению нарушенных прав. Согласно принципу законности каждое вынесенное судом решение или приговор должны основываться на конкретном законе.
Органы юстиции проводят юридическую экспертизу правовых актов, в первую очередь с точки зрения их соответствия Конституции и законам государства, обеспечивают законность исполнение уголовных наказаний,
предусмотренных согласно вынесенным приговорам судов и др.
Органы внутренних дел осуществляют защиту прав и свобод человека и
гражданина,
охрану правопорядка,
обеспечивают общественную безопасность, осуществляют борьбу с преступностью, производят дознание и предварительное следствие и т.п. Деятельность органов внутренних дел, в свою очередь, основывается на Конституции, соответствующих ей законов и иных нормативно-правовых актов.
Таким образом, принцип законности,
как основной принцип деятельности правоохранительных органов, может быть определен как основанный на
Конституции и
других правовых законах режим функционирования правоохранительных органов и их должностных лиц, в процессе которого обеспечивается неуклонное соблюдение и исполнение правовых законов.
Наиболее тесная связь в вопросе законности деятельности органов внутренних дел в правовом демократическом государстве прослеживается между этой деятельностью и обеспечением и защитой прав и свобод граждан.
Если права и свободы человека и гражданина соблюдаются, а их нарушение либо исключено вообще (что возможно только в идеальном государстве)
либо гарантированы защита и
восстановление нарушенных прав деятельностью компетентных органов, только в этом случае можно говорить о законности в деятельности правоохранительных органов. Наличие эффективной защиты и обеспечения прав человека и гражданина является

8
действенным определителем наличия или отсутствия режима законности в государстве.
Соответственно, нарушение законности можно охарактеризовать как виновное причинение вреда правам, свободам, законным интересам граждан и общественным отношениям со стороны должностных лиц, в связи с исполнением ими должностных обязанностей.
Нарушение законности в этом случае должно характеризоваться рядом признаков:
- нарушение выражается в противоправном поведении;
- такое поведение характеризуется причинением вреда правам и свободам граждан, интересам общества и государства;
- субъектом нарушения законности выступает должностное лицо;
- нарушение законности связано с
использованием или злоупотреблением служебным положением, а также с халатным отношением к исполнению служебных обязанностей.


9 2. Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов
Правоохранительная деятельность по обеспечению законности во всех сферах в настоящее время становится наиболее актуальной проблемой в стране.
Сущность законности состоит в единообразном понимании, осознании и точном осуществлении действий по соблюдению норм и правил действующего законодательства государственными органами, в том числе и правоохранительными органами, так как они специально для этого созданы и обязаны повседневно осуществлять охрану прав и свобод, законных интересы личности, общества и государства.
В
государстве и
обществе действует специальная система государственных органов и общественных объединений, на которые возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности,
предупреждению правонарушений, восстановлению нарушенных прав и защиты законных интересов граждан, привлечению к ответственности виновных лиц, в том числе и в правоохранительных органах.
Обеспечение законности - это, по существу, повседневное и гарантированное осуществление государством определенных способов деятельности по организации четкой работы государственного аппарата в целях поддержания государственной дисциплины, обеспечения охраны прав,
свобод и законных интересов граждан, общества и государства.
К таким способам относятся: контроль, надзор и обжалование
(реализация права на подачу жалобы).
За деятельностью правоохранительных органов осуществляются следующие виды контроля:
1) парламентский контроль - осуществляют обе палаты Федерального
Собрания РФ, на уровне субъекта РФ - соответствующие законодательные органы власти;

10 2) президентский контроль в Российской Федерации, в республиках в составе РФ, в остальных субъектах РФ - контроль глав администраций в пределах их компетенции;
3) государственный контроль, осуществляемый Правительством РФ,
так как значительное большинство правоохранительных органов являются подсистемами системы органов исполнительной власти, соответственно также осуществляется контроль за деятельностью правоохранительных органов и органами исполнительной власти субъектов РФ по предметам их ведения в объеме их компетенции;
4) судебный контроль - осуществляется за деятельностью правоохранительных органов, должностных лиц и принятыми ими нормативными правовыми актами, на соответствие их Конституции РФ и законам;
5) общественный контроль - осуществляется Общественной палатой,
гражданами и их общественными объединениями.
Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за деятельностью правоохранительных органов на предмет соблюдения ими Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.
При осуществлении надзора прокурор не подменяет иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей информации о фактах нарушения законов,
требующих в установленном законом порядке принятия правовых мер прокурором.
Прокурорский надзор - это деятельность, осуществляемая от имени государства, Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами за соблюдением Конституции РФ, точным исполнением и единообразным применением законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными


11
федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В
целях более успешного осуществления некоторых правоохранительных функций используются также судебный и
административный надзор.
Судебный надзор,
как один из видов судебного контроля,
осуществляется вышестоящими судами по отношению к нижестоящим судам в целях правильного применениями ими законов.
Административный надзор — это один из видов государственного контроля,
осуществляемый специально уполномоченными государственными органами, которые ведут постоянное, систематическое наблюдение за деятельностью не подчиненных им органов, организаций и учреждений различной формы собственности, общественных объединений,
их должностных лиц и граждан с целью выявления нарушений специальных норм и правил, например о безопасности дорожного движения, пожарной безопасности и др.
Административный надзор обеспечивает право на безопасность личности, общества и государства, так как несоблюдение этих правил наносит огромный, порой непоправимый, ущерб личности, обществу и государству.
Административный надзор за соблюдением нормативных правовых актов осуществляют специальные федеральные органы исполнительной власти (например, горный и промышленный надзор; надзор по ядерной и радиационной безопасности).
Некоторые федеральные органы исполнительной власти осуществляют административный надзор в качестве своих неосновных функций, например, Министерство здравоохранения РФ

12
(санитарно-эпидемиологический); МВД России (безопасность дорожного движения); Министерство природных ресурсов РФ (природоохранные функции) и др.

13
Заключение
Можно выделить следующие нарушения законности, совершаемые сотрудниками правоохранительных органов в процессе их служебной деятельности: нарушение прав и свобод граждан; незаконное предоставлении гражданам преимуществ и льгот; незаконное освобождение граждан от обязанностей и ответственности; получение взятки и злоупотребление должностным положением.
Вместе с тем есть своя специфика в вопросе нарушения законности в системе органов внутренних дел. В частности к таким нарушениям относят:
непринятие заявления о преступлении; сокрытие преступления от учета;
незаконный отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием события или состава преступления; незаконное привлечение виновного к уголовной ответственности;
фальсификация доказательств виновности или невиновности конкретного лица.
В свою очередь нельзя причислять к нарушениям законности совершаемые должностными лицами уголовные преступления и проступки,
не связанные с исполнением должностных обязанностей или использованием служебного положения и несущественные и неумышленные нарушения закона должностными лицами правоохранительных органов, связанные с исполнением служебных обязанностей.
Таким образом, законность представляет собой не просто требование, а доминирующее, основное требование, предъявляемое к деятельности правоохранительных органов и должностных лиц в правовом государстве, а достижение правопорядка через соблюдение законности - цель данной деятельности.