Файл: Теория государства и права это фундаментальная юридическая наука, изучающая общие и специфические закономерности возникновения, развития и трансформации государства и права как единых и целостных систем. Объектом изучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цивилизационный подход считает, что государства развиваются по-разному,
а не идут по общему пути развития

Выделяют следующие этапы цивилизации:

локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская);

особенные цивилизации(китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и другие);

всемирная цивилизации, охватывающая все человечеством и формирующаяся в настоящее время в основе принципа глобального гуманизма, основанном на не отрицании национальных особенностей, разнообразии верований, сложившегося миропонимания. На первое место выдвигаются ценности человека, его право на свободное развитие, его благо
10. Государственная власть: понятие, признаки и виды.

Государственная власть – это система властных отношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения.

Признаки государственной власти:

Публичность: представление общественных интересов, распространение на всех граждан и организации без исключения

Политическая направленность: государственная власть окружена общественными классами, группами, управлением которых занимается политика

Территориальность: распространение на ограниченной географической площади (в пределах всей страны или отдельного региона)

Суверенность: верховенство власти и отсутствие зависимости за ее пределами (самостоятельность в решении международных вопросов, распространение на прибывших в страну иностранных лиц)

В РФ есть три ветви власти

законодательная,

 исполнительная 

 судебная

11. Единство государственной власти и ее разделение на «ветви».



В РФ есть три ветви власти

законодательная,

 исполнительная 

 судебная

12. Форма государства: понятие и структура.

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Структура

1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;


2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

13. Монархия как форма государственного правления: понятие, признаки и

виды.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору) и передается по наследству.

Признаки монархии:

наследственная передача власти (династия)

неограниченный срок правления монарха (власть передаётся из-за смерти монарха или добровольного отречения от престола)

особая роль традиций и символов власти

Существует два вида монархии - абсолютная (неограниченная) и ограниченная. Ограниченная, в свою очередь, делится на два подвида - дуалистическую и парламентскую

14. Республика как форма государственного правления: понятие, признаки и

виды.

Республика (от лат. res publica — дело народа) — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок.

Признаки республики: выборность власти;

принцип сменяемости — власть избирается на определённый срок;

коллегиальность – коллективный принцип принятия решения;

ответственность органов власти и должностных лиц за свою деятельность перед народом

Республики бывают трёх видов:

 президентские,

 парламентские 

 смешанные

15. Унитарное государство: понятие, признаки, виды.

Унитарное государство – единое государство, система права и органов государственной власти которого построены и функционируют на основе принципа вертикальной централизации.

Признаки унитарного государства:

территориальные единицы создаются органами центральной власти (общегосударственными);



территориальные единицы могут быть преобразованы и упразднены решением центральной власти;

территориальные единицы политической самостоятельности не обладают;

территориальные единицы не имеют органов законодательной и судебной власти действующих от имени территориальных единиц;

в сфере исполнительной власти органы территориальных единиц входят в единую централизованную систему исполнительной власти унитарного государства;

органы территориальных единиц подчиняются центральным органам власти;

споры между органами территориальных единиц и центром разрешается в одностороннем порядке органами центральной власти;

центр может делегировать территориальным единицам осуществление части своих полномочий посредством издания одностороннего акта без согласия территориальных единиц.

Виды унитарных государств:

Классические унитарные государства.

Унитарные государства с автономиями.

16. Федеративное государство: понятие, признаки, виды.

Федеративное государство – союзное государство, территориальные единицы которого обладают определённой политической самостоятельностью.

Признаки федеративного государства:

перечень субъектов федерации имеет конституционное закрепление;

конституция федерации закрепляет разграничение компетенции между федерацией и субъектами;

федерация в одностороннем порядке не может изменить статус и компетенцию субъектов федерации, а также упразднить субъект федерации;

наличие у субъектов федерации собственных органов государственной власти;

наличие у субъектов федерации собственной правовой системы, формируемой собственным законодательным органом власти;

наличие у субъектов федерации собственного гражданства, наряду с федеральным (как правило);

субъекты федерации не могут в одностороннем порядке выйти из состава федерации (отсутствует право сецессии);

органы субъектов федерации вертикально не подчинены органам центра (федерации);

конфликты между федерацией и субъектами разрешаются путём переговоров (на первой стадии) или в судебном порядке;

делегирование осуществления полномочий основывается на принципе добровольности, что предполагает наличие волеизъявления делегирующего и согласие того, кому делегируются полномочия;

представительство субъектов федерации в органах субъектов (наличие двухпалатного законодательного представительного органа).


Виды федераций:

По способу создания:

Конституционные. Создаются путём провозглашения федеративной формы территориального устройства и конституции государства.

Договорные. Создаются путём заключения договора между самостоятельными государствами.

По принципу создания:

Территориальные. В основу создания или выделения субъектов положены исключительно территориальные признаки.

Смешанные. В основу создания или выделения субъектов положены территориальные, национальные, экономические и иные признаки.

По наличию разностатусных субъектов:

Симметричные. Все субъекты федерации обладают равным статусом.

Асимметричные. Имеют субъекты или группы субъектов с разным правовым статусом.

17. Конфедерация как межгосударственное объединение.

Конфедеративное государство (конфедерация)- это союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей (политических, военных, экономических). 

Признаки:

  • временное межгосударственное образование, которое распадается после достижения тех целей, ради которых оно было учреждено (созданные в 1958 году Египтом и Сирией для разрешения арабо-израильского конфликта конфедеративный союз - Объединенная Арабская Республика - распался в 1961 году, т.е. когда надобность в нем отпала). Конфедерация - это неустойчивое образование, либо со временем перерастает в федерацию, либо распадается;

  • государства-члены конфедерации в полном объеме сохраняют за собой суверенитет и обладают правом сецессии;

  • отсутствие единой территории, гражданства;

  • добровольный характер вступления в конфедерацию, о чем лишний раз свидетельствует право сецессии, которым обладают члены конфедерации;

  • формирование органов управления, необходимых для достижения целей, послуживших основанием для объединения;

  • рекомендательный характер актов органов конфедерации: для их вступления в силу требуется одобрение высшими органами власти субъектов объединения;

18. Политический (государственный) режим: понятие и виды.

Государственно-политический режим - это один из элементов формы государства, который характеризует методы и средства, с помощью которых государство осуществляет власть и управляет обществом.

Виды политического режима:

1)антидемократический (власть отправляется грубыми насильствен­ными методами, часто неэкономическими принципами):

а) деспотический; б)тиранический; в)олигархический; г)аристократический; д)авторитарный; е)тоталитарный.


2)демократический (государственная власть действует в интересах общества в целом):

а)социально-демократический (ценности: равенство, общество под­держивает людей, которые не хотят или не могут работать); б)либерально-демократический (общечеловеческие ценности - сво­бода, разум, братство, равенство; государство не вмешивается в эконо­мику).

19. Понятие функций государства. Классификация функций государства.

Функции государства это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социаль­ное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущи­ми ему методами.

.Классификация функций государства.

  1. По сфере действия (государственной деятельности) – внутренние, внешние.

Внутренние функции - в пределах собственной территории, содержательный критерий их классификации. В соответствии с этим критерием к внутренним функциям относят политические, экономические, социальные и др.

Внешние функции государства позволяют говорить о нем как о субъекте международных отношений. При этом с точки зрения содержательного критерия те же самые функции, что и во внутригосударственной сфере, они приобретают специфические черты, что обуславливает необходимость различения внутренних и внешних функций. К собственно внешним функциям следует отнести функцию обеспечения государственного суверенитета, а точнее его внешнего проявления – независимости в международной сфере.

  1. По продолжительности – постоянные, временные;

Постоянные функции не ограничены во времени и осуществляются в течение всего периода существования. Постоянные функции осуществляются государством на всех этапах его развития, в них наиболее ярко выражается государственная сущность и, как правило, они предопределяют само существование государства как целостной системы. В этом смысле постоянные функции, как правило, являются основными (например, обеспечение правопорядка, оборона государства забота государства о сохранении сообщества члены которого данное государство образуют, международного сотрудничества и защиты государственного суверенитета. и др.).

Временные функции Возникают на определенном историческом этапе, их значение определяется конкретным историческим моментом в зависимости от возникшей временной необходимости. По длительности своего существования эти функции могут быть самыми различными (