Файл: Теория государства и права это фундаментальная юридическая наука, изучающая общие и специфические закономерности возникновения, развития и трансформации государства и права как единых и целостных систем. Объектом изучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цивилизационный подход считает, что государства развиваются по-разному,
а не идут по общему пути развития
Выделяют следующие этапы цивилизации:
локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская);
особенные цивилизации(китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и другие);
всемирная цивилизации, охватывающая все человечеством и формирующаяся в настоящее время в основе принципа глобального гуманизма, основанном на не отрицании национальных особенностей, разнообразии верований, сложившегося миропонимания. На первое место выдвигаются ценности человека, его право на свободное развитие, его благо
10. Государственная власть: понятие, признаки и виды.
Государственная власть – это система властных отношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения.
Признаки государственной власти:
Публичность: представление общественных интересов, распространение на всех граждан и организации без исключения
Политическая направленность: государственная власть окружена общественными классами, группами, управлением которых занимается политика
Территориальность: распространение на ограниченной географической площади (в пределах всей страны или отдельного региона)
Суверенность: верховенство власти и отсутствие зависимости за ее пределами (самостоятельность в решении международных вопросов, распространение на прибывших в страну иностранных лиц)
В РФ есть три ветви власти
законодательная,
исполнительная
судебная
11. Единство государственной власти и ее разделение на «ветви».
В РФ есть три ветви власти
законодательная,
исполнительная
судебная
12. Форма государства: понятие и структура.
Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Структура
1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;
2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;
3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.
13. Монархия как форма государственного правления: понятие, признаки и
виды.
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору) и передается по наследству.
Признаки монархии:
наследственная передача власти (династия)
неограниченный срок правления монарха (власть передаётся из-за смерти монарха или добровольного отречения от престола)
особая роль традиций и символов власти
Существует два вида монархии - абсолютная (неограниченная) и ограниченная. Ограниченная, в свою очередь, делится на два подвида - дуалистическую и парламентскую
14. Республика как форма государственного правления: понятие, признаки и
виды.
Республика (от лат. res publica — дело народа) — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок.
Признаки республики: выборность власти;
принцип сменяемости — власть избирается на определённый срок;
коллегиальность – коллективный принцип принятия решения;
ответственность органов власти и должностных лиц за свою деятельность перед народом
Республики бывают трёх видов:
президентские,
парламентские
смешанные.
15. Унитарное государство: понятие, признаки, виды.
Унитарное государство – единое государство, система права и органов государственной власти которого построены и функционируют на основе принципа вертикальной централизации.
Признаки унитарного государства:
территориальные единицы создаются органами центральной власти (общегосударственными);
территориальные единицы могут быть преобразованы и упразднены решением центральной власти;
территориальные единицы политической самостоятельности не обладают;
территориальные единицы не имеют органов законодательной и судебной власти действующих от имени территориальных единиц;
в сфере исполнительной власти органы территориальных единиц входят в единую централизованную систему исполнительной власти унитарного государства;
органы территориальных единиц подчиняются центральным органам власти;
споры между органами территориальных единиц и центром разрешается в одностороннем порядке органами центральной власти;
центр может делегировать территориальным единицам осуществление части своих полномочий посредством издания одностороннего акта без согласия территориальных единиц.
Виды унитарных государств:
Классические унитарные государства.
Унитарные государства с автономиями.
16. Федеративное государство: понятие, признаки, виды.
Федеративное государство – союзное государство, территориальные единицы которого обладают определённой политической самостоятельностью.
Признаки федеративного государства:
перечень субъектов федерации имеет конституционное закрепление;
конституция федерации закрепляет разграничение компетенции между федерацией и субъектами;
федерация в одностороннем порядке не может изменить статус и компетенцию субъектов федерации, а также упразднить субъект федерации;
наличие у субъектов федерации собственных органов государственной власти;
наличие у субъектов федерации собственной правовой системы, формируемой собственным законодательным органом власти;
наличие у субъектов федерации собственного гражданства, наряду с федеральным (как правило);
субъекты федерации не могут в одностороннем порядке выйти из состава федерации (отсутствует право сецессии);
органы субъектов федерации вертикально не подчинены органам центра (федерации);
конфликты между федерацией и субъектами разрешаются путём переговоров (на первой стадии) или в судебном порядке;
делегирование осуществления полномочий основывается на принципе добровольности, что предполагает наличие волеизъявления делегирующего и согласие того, кому делегируются полномочия;
представительство субъектов федерации в органах субъектов (наличие двухпалатного законодательного представительного органа).
Виды федераций:
По способу создания:
Конституционные. Создаются путём провозглашения федеративной формы территориального устройства и конституции государства.
Договорные. Создаются путём заключения договора между самостоятельными государствами.
По принципу создания:
Территориальные. В основу создания или выделения субъектов положены исключительно территориальные признаки.
Смешанные. В основу создания или выделения субъектов положены территориальные, национальные, экономические и иные признаки.
По наличию разностатусных субъектов:
Симметричные. Все субъекты федерации обладают равным статусом.
Асимметричные. Имеют субъекты или группы субъектов с разным правовым статусом.
17. Конфедерация как межгосударственное объединение.
Конфедеративное государство (конфедерация)- это союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей (политических, военных, экономических).
Признаки:
-
временное межгосударственное образование, которое распадается после достижения тех целей, ради которых оно было учреждено (созданные в 1958 году Египтом и Сирией для разрешения арабо-израильского конфликта конфедеративный союз - Объединенная Арабская Республика - распался в 1961 году, т.е. когда надобность в нем отпала). Конфедерация - это неустойчивое образование, либо со временем перерастает в федерацию, либо распадается; -
государства-члены конфедерации в полном объеме сохраняют за собой суверенитет и обладают правом сецессии; -
отсутствие единой территории, гражданства; -
добровольный характер вступления в конфедерацию, о чем лишний раз свидетельствует право сецессии, которым обладают члены конфедерации; -
формирование органов управления, необходимых для достижения целей, послуживших основанием для объединения; -
рекомендательный характер актов органов конфедерации: для их вступления в силу требуется одобрение высшими органами власти субъектов объединения;
18. Политический (государственный) режим: понятие и виды.
Государственно-политический режим - это один из элементов формы государства, который характеризует методы и средства, с помощью которых государство осуществляет власть и управляет обществом.
Виды политического режима:
1)антидемократический (власть отправляется грубыми насильственными методами, часто неэкономическими принципами):
а) деспотический; б)тиранический; в)олигархический; г)аристократический; д)авторитарный; е)тоталитарный.
2)демократический (государственная власть действует в интересах общества в целом):
а)социально-демократический (ценности: равенство, общество поддерживает людей, которые не хотят или не могут работать); б)либерально-демократический (общечеловеческие ценности - свобода, разум, братство, равенство; государство не вмешивается в экономику).
19. Понятие функций государства. Классификация функций государства.
Функции государства –это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
.Классификация функций государства.
-
По сфере действия (государственной деятельности) – внутренние, внешние.
Внутренние функции - в пределах собственной территории, содержательный критерий их классификации. В соответствии с этим критерием к внутренним функциям относят политические, экономические, социальные и др.
Внешние функции государства позволяют говорить о нем как о субъекте международных отношений. При этом с точки зрения содержательного критерия те же самые функции, что и во внутригосударственной сфере, они приобретают специфические черты, что обуславливает необходимость различения внутренних и внешних функций. К собственно внешним функциям следует отнести функцию обеспечения государственного суверенитета, а точнее его внешнего проявления – независимости в международной сфере.
-
По продолжительности – постоянные, временные;
Постоянные функции не ограничены во времени и осуществляются в течение всего периода существования. Постоянные функции осуществляются государством на всех этапах его развития, в них наиболее ярко выражается государственная сущность и, как правило, они предопределяют само существование государства как целостной системы. В этом смысле постоянные функции, как правило, являются основными (например, обеспечение правопорядка, оборона государства забота государства о сохранении сообщества члены которого данное государство образуют, международного сотрудничества и защиты государственного суверенитета. и др.).
Временные функции Возникают на определенном историческом этапе, их значение определяется конкретным историческим моментом в зависимости от возникшей временной необходимости. По длительности своего существования эти функции могут быть самыми различными (