Файл: Теория государства и права это фундаментальная юридическая наука, изучающая общие и специфические закономерности возникновения, развития и трансформации государства и права как единых и целостных систем. Объектом изучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К признакам нормы права относят:

нормативность

формальную определенность

общеобязательность

государственно-властный характер

представительно-обязывающий характер

обеспеченность государством

микросистемность
В зависимости от метода правового воздействия существуют следующие виды норм права:

императивные: содержат властные предписания

диспозитивные: предполагают свободу усмотрения индивида

поощрительные: стимулируют социально полезное поведение личности

рекомендательные: стимулируют наиболее приемлемый для общества и государства вариант поведения
31. Структура нормы права. Способы изложения норм права в статьях правовых актов.

Норма права состоит из трех элементов:

  1. Гипотезы

  2. Диспозиции

  3. Санкции

Гипотеза
часть нормы, определяющая условия, жизненную ситуацию, при которой норма действует и когда ее правилом должны руководствоваться субъекты общественных отношений

Диспозиция - часть нормы, устанавливающая права и обязанности, которые возникают у участников общественного отношения, при наступлении условий, предусмотренных гипотезой

Санкция - часть нормы, определяющая вид и меру ответственности (неблагоприятные для субъекта юридические последствия) в случае нарушения правила, предусмотренного диспозицией

Способ изложения норм права – это правила и приемы, которые использует законодатель для передачи правовой нормы в тексте закона

в зависимости от полноты изложения элементов нормы права в статьях нормативных правовых актов:

  • прямой – в одной статье нормативного правового акта содержится одна норма права, причем сразу все три ее структурных элемента

  • отсылочный – в статье нормативного правового акта отсутствует какой-либо элемент (или элементы) нормы права, но при этом дается отсылка к другой статье (статьям) того же самого нормативного правового акта

  • бланкетный – в статье нормативного правового акта отсутствует какой-либо элемент (или элементы) нормы права, но при этом недостающие элементы восполняются из статей, расположенных в других нормативных правовых актах

32. Понятие и структура системы права.

Система права - это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государства, а также в их распределении по отраслям и институтам права.

Основные структурные элементы системы права:

а) нормы права;

б) институты права,

в) отрасли права.

Отрасль права - это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений

Институт права- это обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений



Нормы права - исходный компонент, те "кирпичики", из которых и складывается в конечном счете все "здание" системы права Норма права всегда является структурным элементом определенного института права и определенной отрасли права
33. Отрасли и институты права как элементы системы права. Критерии деления системы права на отрасли и институты.

Отрасль права — это совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определённую сферу однородных общественных отношени

Институт права — это совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определённый вид общественных отношений

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия:

1) предмет правового регулирования;

2) метод правового регулирования.

Они и выступают системообразующими факторами.

34. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами.
Материальное право — это такая правовая отрасль, которая непосредственно посвящена правам и обязанностям субъектов, а также вопросам по существу конкретных правоотношений.

Процессуальное право — правовая отрасль, устанавливающая процедурно-процессуальный характер правоотношений с целью применения норм материального права
35. Национальное и международное право.

Национальное право – это совокупность норм, регулирующих от-ношения между внутренними субъектами, резидентами, в то время как международное право – совокупность норм, регулирующих отношения между внутренними и внешними субъектами, резидентами и нерезидентами

36. Понятия источника и формы права. Виды форм права.

Источники права – это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех

Формы права представляет собой способ выражения вовне государственной воли в виде юридических правил поведения. 




37. Понятие и виды правотворчества.

Правотворчество — это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Виды

Непосредственное правотворчество народа посредством референдума;

Правотворчество государственных органов (Федерального Собрания, Правительства);

Правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, министров);

Правотворчество органов местного самоуправления;

Локальное правотворчество (предприятий, учреждений, организаций);

Правотворчество общественных организаций.

38. Законотворческий процесс и его основные стадии.



39. Понятие и классификация правовых актов.

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм

по юридической силе:

А) законы (Конституция – основной закон, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ);

Б) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента РФ, постановления, распоряжения, Правительства РФ, инструкции федеральных органов исполнительной власти);

В) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (например, решения представительных органов местного самоуправления);

Г) локальные нормативно-правовые акты (инструкции, приказы, распоряжения).

по процедуре (особенностям) принятия:

А) акты, принимаемые в результате референдума;

Б) акты, издаваемые государственными органами;

В) акты органов местного самоуправления;

Г) акты локального действия (организаций, учреждений).

по сроку действия:

А) постоянные;

Б) временные – действуют определенный период времени.

по территории действия:

А) федеральные;

Б) региональные;

В) местные;

Г) локальные (имеют силу на территории организаций).

Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

по предмету правового регулирования:

А) специализированные правовые акты – регламентируют правовые правоотношения в рамках определённой отрасли права. Например, гражданский кодекс регламентирует гражданские правоотношения.

Б) комплексные правовые акты – регламентируют сферу, где возникают общественные отношения различных типов. Например, закон о валютном регулировании и контроле регламентирует финансовые и гражданские отношения.


40. Конституция РФ как правовой акт.



41. Закон: понятие и виды.

Закон — это нормативный акт, принятый высшим законодательным органом или путем референдума, обладающий высшей юридической силой.



42. Подзаконные правовые акты: понятие и виды.

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов

Классификация подзаконных актов (по издавшему органу):

а) общие акты, действующие на всей территории Российской Федерации и в отношении всех граждан Российской Федерации и иных лиц, находящихся на территории Российской Федерации:

- акты Президента Российская Федерация (указы и распоряжения);

- акты палат Федерального Собрания Российской Федерации (постановления Государственной Думы и Совета Федерации);

- акты Правительства Российская Федерация (постановления, распоряжения);

- акты федеральных министерств и ведомств (приказы, директивы, распоряжения).

б) региональные акты - акты органов государственной власти субъектов Российская Федерация, которые распространяют свое действие только на территорию и население соответствующего субъекта Российской Федерации (постановления губернатора, постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приказы министерств и иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации);

в) местные акты - акты органов местного самоуправления, действующие исключительно на территории конкретного муниципального образования (постановления и иные решения глав, глав администраций и представительных органов муниципальных образований);

г) локальные акты - акты различных акты организаций, которые действуют в только пределах этих организаций и распространяются на их работников (приказы руководителя организации, решения общего собрания акционеров акционерных обществ, участников ООО, решения совета директоров и др.).

43. Действие правовых актов во времени.

Действие нормативного правового акта во времени — время, в течение которого нормативный правовой акт способен оказывать регулятивное воздействие, т.е. порождать определенные юридические последствия. Это обязательность требований (предписаний) нормативно-правового акта (его исполнения) в течение определенного времени на определенной территории и в отношении определенного круга лиц и организаций. Действие нормативного правового акта во времени охватывает комплекс правил, определяющих: