Файл: Теория государства и права это фундаментальная юридическая наука, изучающая общие и специфические закономерности возникновения, развития и трансформации государства и права как единых и целостных систем. Объектом изучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К признакам нормы права относят:
нормативность
формальную определенность
общеобязательность
государственно-властный характер
представительно-обязывающий характер
обеспеченность государством
микросистемность
В зависимости от метода правового воздействия существуют следующие виды норм права:
императивные: содержат властные предписания
диспозитивные: предполагают свободу усмотрения индивида
поощрительные: стимулируют социально полезное поведение личности
рекомендательные: стимулируют наиболее приемлемый для общества и государства вариант поведения
31. Структура нормы права. Способы изложения норм права в статьях правовых актов.
Норма права состоит из трех элементов:
-
Гипотезы -
Диспозиции -
Санкции
Гипотеза-
часть нормы, определяющая условия, жизненную ситуацию, при которой норма действует и когда ее правилом должны руководствоваться субъекты общественных отношений
Диспозиция - часть нормы, устанавливающая права и обязанности, которые возникают у участников общественного отношения, при наступлении условий, предусмотренных гипотезой
Санкция - часть нормы, определяющая вид и меру ответственности (неблагоприятные для субъекта юридические последствия) в случае нарушения правила, предусмотренного диспозицией
Способ изложения норм права – это правила и приемы, которые использует законодатель для передачи правовой нормы в тексте закона
в зависимости от полноты изложения элементов нормы права в статьях нормативных правовых актов:
-
прямой – в одной статье нормативного правового акта содержится одна норма права, причем сразу все три ее структурных элемента -
отсылочный – в статье нормативного правового акта отсутствует какой-либо элемент (или элементы) нормы права, но при этом дается отсылка к другой статье (статьям) того же самого нормативного правового акта -
бланкетный – в статье нормативного правового акта отсутствует какой-либо элемент (или элементы) нормы права, но при этом недостающие элементы восполняются из статей, расположенных в других нормативных правовых актах
32. Понятие и структура системы права.
Система права - это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государства, а также в их распределении по отраслям и институтам права.
Основные структурные элементы системы права:
а) нормы права;
б) институты права,
в) отрасли права.
Отрасль права - это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений
Институт права- это обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений
Нормы права - исходный компонент, те "кирпичики", из которых и складывается в конечном счете все "здание" системы права Норма права всегда является структурным элементом определенного института права и определенной отрасли права
33. Отрасли и институты права как элементы системы права. Критерии деления системы права на отрасли и институты.
Отрасль права — это совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определённую сферу однородных общественных отношени
Институт права — это совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определённый вид общественных отношений
В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия:
1) предмет правового регулирования;
2) метод правового регулирования.
Они и выступают системообразующими факторами.
34. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право.
Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.
Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами.
Материальное право — это такая правовая отрасль, которая непосредственно посвящена правам и обязанностям субъектов, а также вопросам по существу конкретных правоотношений.
Процессуальное право — правовая отрасль, устанавливающая процедурно-процессуальный характер правоотношений с целью применения норм материального права
35. Национальное и международное право.
Национальное право – это совокупность норм, регулирующих от-ношения между внутренними субъектами, резидентами, в то время как международное право – совокупность норм, регулирующих отношения между внутренними и внешними субъектами, резидентами и нерезидентами
36. Понятия источника и формы права. Виды форм права.
Источники права – это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех
Формы права представляет собой способ выражения вовне государственной воли в виде юридических правил поведения.
37. Понятие и виды правотворчества.
Правотворчество — это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Виды
Непосредственное правотворчество народа посредством референдума;
Правотворчество государственных органов (Федерального Собрания, Правительства);
Правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, министров);
Правотворчество органов местного самоуправления;
Локальное правотворчество (предприятий, учреждений, организаций);
Правотворчество общественных организаций.
38. Законотворческий процесс и его основные стадии.
39. Понятие и классификация правовых актов.
Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм
по юридической силе:
А) законы (Конституция – основной закон, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ);
Б) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента РФ, постановления, распоряжения, Правительства РФ, инструкции федеральных органов исполнительной власти);
В) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (например, решения представительных органов местного самоуправления);
Г) локальные нормативно-правовые акты (инструкции, приказы, распоряжения).
по процедуре (особенностям) принятия:
А) акты, принимаемые в результате референдума;
Б) акты, издаваемые государственными органами;
В) акты органов местного самоуправления;
Г) акты локального действия (организаций, учреждений).
по сроку действия:
А) постоянные;
Б) временные – действуют определенный период времени.
по территории действия:
А) федеральные;
Б) региональные;
В) местные;
Г) локальные (имеют силу на территории организаций).
Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.
по предмету правового регулирования:
А) специализированные правовые акты – регламентируют правовые правоотношения в рамках определённой отрасли права. Например, гражданский кодекс регламентирует гражданские правоотношения.
Б) комплексные правовые акты – регламентируют сферу, где возникают общественные отношения различных типов. Например, закон о валютном регулировании и контроле регламентирует финансовые и гражданские отношения.
40. Конституция РФ как правовой акт.
41. Закон: понятие и виды.
Закон — это нормативный акт, принятый высшим законодательным органом или путем референдума, обладающий высшей юридической силой.
42. Подзаконные правовые акты: понятие и виды.
Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов
Классификация подзаконных актов (по издавшему органу):
а) общие акты, действующие на всей территории Российской Федерации и в отношении всех граждан Российской Федерации и иных лиц, находящихся на территории Российской Федерации:
- акты Президента Российская Федерация (указы и распоряжения);
- акты палат Федерального Собрания Российской Федерации (постановления Государственной Думы и Совета Федерации);
- акты Правительства Российская Федерация (постановления, распоряжения);
- акты федеральных министерств и ведомств (приказы, директивы, распоряжения).
б) региональные акты - акты органов государственной власти субъектов Российская Федерация, которые распространяют свое действие только на территорию и население соответствующего субъекта Российской Федерации (постановления губернатора, постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приказы министерств и иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации);
в) местные акты - акты органов местного самоуправления, действующие исключительно на территории конкретного муниципального образования (постановления и иные решения глав, глав администраций и представительных органов муниципальных образований);
г) локальные акты - акты различных акты организаций, которые действуют в только пределах этих организаций и распространяются на их работников (приказы руководителя организации, решения общего собрания акционеров акционерных обществ, участников ООО, решения совета директоров и др.).
43. Действие правовых актов во времени.
Действие нормативного правового акта во времени — время, в течение которого нормативный правовой акт способен оказывать регулятивное воздействие, т.е. порождать определенные юридические последствия. Это обязательность требований (предписаний) нормативно-правового акта (его исполнения) в течение определенного времени на определенной территории и в отношении определенного круга лиц и организаций. Действие нормативного правового акта во времени охватывает комплекс правил, определяющих: