Файл: Донецкой народной республики государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 338

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт педагогики

Специального дефектологического образования

(наименование выпускающей кафедры)
ОТЧЕТ

по Учебной технологической (проектно-технологической) практике

(наименование практики)

обучающегося З-СДО-21/1-А группы 2 курса,

направления подготовки:44.03.03 Специальное дефектологическое образование

(код и наименование)

образовательный уровень Бакалавр, Заочная формы обучения,

Ермантович Евгения Владимировна,

(фамилия, имя и отчество)

проходившего практику на базе кафедры специального дефектологического образования

(официальное наименование в соответствии с уставом организации)
в период с «03.» Апреля 2023 г. по «22» Апреля 2023 г.

Защита отчета

состоялась «22» Апреля 2023г.

Оценка: ___________________
Руководители практики:

от предприятия:__________________________________________________

(должность, инициалы, фамилия)

от кафедры : Ассистент Сербова Дина Викторовна

(должность, ученая степень, ученое звание, инициалы, фамилия)


г. Донецк 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ………...…5

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ……………....7

3. ВИДЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОНР III УРОВНЯ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……..…….………………………....12

4. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: РАЗРАБОТКА КРАТКОСРОЧНОГО ПРОЕКТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОНР III УРОВНЯ……………………………………………………………………….…18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…...46

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).


Дошкольное образовательное учреждение и специализированные группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Специальным детским садам и коррекционным группам детских садов общеразвивающего типа принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития и вторичных психологических отклонений в их преодолении и компенсации. Эти нарушения могут привести к необратимым изменениям психики ребёнка, поэтому одной из важнейших практических задач является оказание детям, имеющим речевые нарушения, своевременной коррекционной логопедической помощи. Наука же призвана разрабатывать инструментарий для оказания такой помощи. Этим и определяется актуальность выбранного направления.

Огромный вклад в разработку организации логопедической помощи в нашей стране внесли выдающиеся ученые: Д. В. Фельдберг, С. М. Доброгаев, М. Е. Хватцев, В. К. Орфинская, М. Л. Шкловский, Н. Н. Трауготт, В. В. Оппель, М. Ф. Брунс и др.

Цель исследования: закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся, ознакомление с профессиональной деятельностью дефектолога, формирование представлений у студентов о проектной деятельности.
Цель определила следующие задачи:

    • развитие профессионального мышления, формирование профессиональных умений и навыков педагога-дефектолога, углубление полученных теоретических знаний в процессе их применения в работе с детьми, имеющими различные нарушения развития;

    • развитие навыков анализа профессиональной деятельности педагога-дефектолога, логопеда дошкольного учреждения, общеобразовательной школы, специальной школы интерната и т.п.;

    • формирование представлений о содержании, направлениях и особенности организации профессиональной деятельности педагога-дефектолога, логопеда в учреждениях системы образования;

  • изучение опыта работы отдельных специалистов дефектологов по проведению профилактической, диагностической, консультационной и коррекционной работы;

  • ознакомление с профессиональной деятельностью педагога-дефектолога, логопеда в условиях кабинета или группы воспитанников, с профессиональными задачами и функциями педагога-дефектолога, структурой и спецификой обследования детей с учетом имеющихся нарушений;

  • знакомство с реальными исследовательскими, коррекционными и педагогическими проектами;

  • приобретение умений устанавливать контакт и общаться с детьми и коллегами.



1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Углегорская специальная общеобразовательная школа-интернат №6 Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики – это бюджетное образовательное учреждение І-ІІ ступеней для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учащиеся данной школы-интерната нуждаются в коррекции физического и умственного развития, которое обеспечивает реализацию права граждан на получение неполного среднего образования и осуществляет мероприятия по реабилитации.

Углегорская специальная общеобразовательная школа-интернат №6 Донецкого областного совета переименована в Углегорскую специальную общеобразовательную школу-интернат №6 Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (далее - школа-интернат) на основании приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 31.12.2014 г. №87 «О переименовании школ-интернатов и детских домов». Учреждение в своей деятельности руководствуется Уставом Так же в изучаемом учебном заведении есть структура аппарата управления.

Одними из главных задач школы-интерната являются:

  • 1. Развитие природных способностей и дарований, творческого мышления воспитанников, осуществление их до профессиональной подготовки.

  • 2. Содействие физическому и психическому развитию детей.

  • 3. Оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их заменяющим), с целью обеспечения их активного участия в комплексной учебно-воспитательной работе.

  • 4. Содействие усвоению учащимися норм гражданской этики и общечеловеческой морали, основ гигиены и здорового образа жизни.

Основными направлениями деятельности школы-интерната являются:

  • 1. Организация учебно-воспитательного и коррекционного процесса.

  • 2. Проведение лечебно-профилактических мероприятий.

  • 3. Социальная защита участников учебно-воспитательного процесса.

Управление Углегорской школой-интернатом осуществляется Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики. Непосредственное руководство осуществляет директор, имеющий высшее педагогическое образование, образовательно-квалификационный уровень магистра.

Содержание и обучение воспитанников в учреждении осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

Школа-интернат в своей деятельности руководствуется:

  • 1. Конституцией Донецкой Народной Республики.

  • 2. Указами Главы Донецкой Народной Республики.

  • 3. Распоряжениями Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.

  • 4. Международными актами в области защиты прав ребёнка.

  • 5. Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании».

  • 6. Типовым положением о школах-интернатах (общеобразовательных, специальных, санаторных).

  • 7. Типовым положение об общеобразовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Донецкой Народной Республики.

  • 8. Уставом школы-интерната.


Местонахождение школы-интерната: ДНР 286482, город Углегорск, улица Тракторная, дом 33.

Организационно-правовая форма школы-интерната - коммунальная.

2. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (В.К.Воробьева, Р.И.Мартынова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина), нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия (Ю.Ф.Гаркуша, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова и др.), существенно тормозится развитие игровой деятельности (Л. Г. Соловьева, Т.А.Ткаченко, Л.Н.Усачева и др.), имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития.

Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

ОНР представляет собой специфические проявления речевой аномалии, при которой нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй. По уровню речевого развития детей принято подразделять на три группы. Дети, имеющие второй и третий уровни развития речи, составляют основной контингент специальных логопедических групп.

II уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом (преимущественно пассивным). В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление в речи местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье.

Более высокий, III уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются со сверстниками, редко обращаются с вопросами и просьбами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обусловливает сниженную коммуникативную направленность их речи.


Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи и, прежде всего, своевременный переход от ситуативной формы к контекстной.

В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (Левина Р. Е. 1968) необходимо проанализировать и те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы, не замечают неточность в рисунках-шутках, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов картинок. Не всегда выделяют предметы, геометрические фигуры или слова по заданному признаку.

Например, детям предлагается выполнить аппликацию: наклеить на бумагу макет домика (крыша -- красного цвета, стена -- квадратная, желтая), а рядом -- елочку из трех зеленых треугольников. На столе перед детьми разложены пять зеленых треугольников и несколько треугольников и квадратов разных цветов. Как правило, дети выполняют такое задание частично: наклеивают домик из деталей других цветов, а; елочку - из всех имеющихся треугольников зеленого цвета, не придерживаясь точно инструкции. Подобные ошибки характерны для основной категории описываемых детей.

У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления