Файл: Теория государства и права это фундаментальная юридическая наука, изучающая общие и специфические закономерности возникновения, развития и трансформации государства и права как единых и целостных систем. Объектом изучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
долгосрочными или краткосрочными), но их наличие не характеризует государство как самостоятельный социальный феномен (в этом смысле они соответствуют понятию неосновных функций) и при отсутствии соответствующих обстоятельств у государства отпадает и необходимость в осуществлении этих функций. При этом само государство как целостная система продолжает функционировать (например, ликвидация последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф, «восстановление мирной жизни» после войны и пр.).
Основные функции – это наиболее общие направления деятельности государства по осуществлению «стратегических» целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период. Их связывают с выполнением главных государственных задач. Относятся к государственной деятельности в целом, выполняются всеми или многими государственными органами. Объектом данных функций, выступает социальная система как единый организм или ее подсистемы (экономическая, социальная структура, политическая, духовная).
Неосновные (производные) функции представляют собой более узкие и конкретные направления государственной деятельности в совокупности образующие основные функции. Например, если рассматривать в качестве основной политическую функцию государства, то в качестве производных от нее будут выступать функция формирования аппарата государственной власти, функция делегирования властных полномочий органам местного самоуправления, функция законотворчества и т.п.
20. Внутренние и внешние функции государства.
21. Государственный аппарат: понятие и структура.
Государственный аппарат- это система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством цели и задачи.
Структура государственного аппарата:
- Органы государственной власти, основным назначением которых является законодательная деятельность. Они делятся на высшие (Федеральное собрание РФ) и низшие (краевые, областные, городские думы).
- Органы государственного управления. Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность. В зависимости от сложности задач и территориального масштаба они делятся на центральные (правительство РФ) и местные (правительства, республики, администрации краев, областей, городов).
- Система судебных органов, основная социальная функция которых – осуществление правосудия. Судебная система состоит из: Верховного суда РФ; областные, краевые суды субъектов; городские, районные суды; мировые суды. Отдельно от перечисленных стоит Конституционный суд, не обладающий правом общей компетенции.
22. Понятие, признаки и виды государственных органов. Суд в системе
органов государства.
Государственный орган – это составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.
Государственный орган является самостоятельным элементом механизма государства;
2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, в т.ч. возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;
3. Государственный орган действуют от имени государства и по его поручению;
4. Государственные органы образованы и действуют на основе принятых государством нормативно-правовых актов;
5. Выполняют свойственные только им задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;
6. Состоят из государственных служащих и соответствующих подразделений;
7. Имеют соответствующую материальную базу;
8. В процессе реализации имущественных прав выступают в качестве юридического лица;
9. Осуществляют свою деятельность на определенной территории
Виды государственных органов
по принципу разделения властей: законодательные; исполнительные; судебные.
по признаку федеративного устройства: федеральные; субъектов федерации.
по порядку образования:
первичные (выборные представительные) - члены которых избираются населением; производные (вторичные) - те, в образовании которых население непосредственного участия не принимает.
Суд в системе органов государства.
В системе органов государственной власти суд занимает особое место. Это особое место определяется самими задачами суда, его назначением, а также принципами организации и осуществления судебной деятельности. Существенная особенность судебной власти, которая и определяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (методах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы, как писал видный русский государствовед Б. Н. Чичерин, держать весы, равные для обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор.
23. Понятие и признаки права.
Право – это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.
Наиболее распространенные современные признаки права:
24. Функции права: понятие и виды.
Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.
Существует несколько видов функций:
1) общесоциальные;
2) специально‑юридические.
1. Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:
1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;
2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;
3) культурно‑историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно‑духовных ценностей;
4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;
5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.
2. Специально‑юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:
1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;
2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;
3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;
4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:
5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;
6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;
7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;
8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.
25. Принципы права: понятие и виды.
Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования. Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на которой покоятся и реализуются не только его нормы, институты или отрасли, но и вся его система.
26. Правовые презумпции и правовые аксиомы.
Правовые презумпции и правовые аксиомы - специфические разновидности принципов права, выработанные в результате длительного развития юридической теории и практики. Это результат многовековой юридической традиции, в том числе судебной. Играют огромную роль в правотворчестве, правоприменении, судебной, прокурорской и следственной деятельности.
Презумпции - предположения о существовании (или наступлении) каких-либо фактов, событий, обстоятельств. В основе презумпций - повторяемость жизненных ситуаций. Имеют предположительный, прогностический характер, но при этом служат важным дополнительным инструментом познания окружающей действительности, выступая в качестве средства, помогающего установить истину
Аксиомы - положения, имеющие для права значение непреложной истины, отражающие уже установленные и достоверные знания, например никто не может быть судьей в своем собственном деле; кто живет по закону, тот никому не вредит; закон обратной силы не имеет; один свидетель - не свидетель; правосудие укрепляет государство
27. Понятие социального регулирования. Понятие и виды социальных норм.
Социальное регулирование — воздействие на поведение людей, общественные отношения с целью придания им определённого направления в развитии.
Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношение между людьми, общественную жизнь
Выделяют следующие виды социальных норм: обычаи, традиции, нормы морали, правовые, религиозные, политические, эстетические нормы.
28. Соотношение права и моральных норм.
Нормы права и нормы морали органически взаимодействуют между собой. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.
29. Соотношение права с обычаями, религиозными и корпоративными нормами.
Обычай - это правила поведения сложившиеся в результате повторения людьми определенных действий.
Единство право и обычая заключается в том что это:
1) это правила поведения (это общие правила поведения),
2) это регуляторы общественных отношений.
Корпоративные нормы – это правила поведения регулирующие общ-ые отношения внутри различных общ-ых орг-ий между их членами.
Единство права и корпоративных норм выражается в наличии у них определенных общих черт:
1) это правила поведения, право
2) обладают общим характером,
3) это регулятор общ-ых отношений,
4) это продукты сознательной волевой деятельности людей.
Право и корпоративные нормы обладают формальной определенностью.
Правовые и религиозные нормы – регуляторы общественных отношений. Они оба воздействуют на сознание людей
30. Понятие, признаки и виды норм права.
Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.
-
По социальной значимости – основные, производные;
Основные функции – это наиболее общие направления деятельности государства по осуществлению «стратегических» целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период. Их связывают с выполнением главных государственных задач. Относятся к государственной деятельности в целом, выполняются всеми или многими государственными органами. Объектом данных функций, выступает социальная система как единый организм или ее подсистемы (экономическая, социальная структура, политическая, духовная).
Неосновные (производные) функции представляют собой более узкие и конкретные направления государственной деятельности в совокупности образующие основные функции. Например, если рассматривать в качестве основной политическую функцию государства, то в качестве производных от нее будут выступать функция формирования аппарата государственной власти, функция делегирования властных полномочий органам местного самоуправления, функция законотворчества и т.п.
20. Внутренние и внешние функции государства.
21. Государственный аппарат: понятие и структура.
Государственный аппарат- это система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством цели и задачи.
Структура государственного аппарата:
- Органы государственной власти, основным назначением которых является законодательная деятельность. Они делятся на высшие (Федеральное собрание РФ) и низшие (краевые, областные, городские думы).
- Органы государственного управления. Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность. В зависимости от сложности задач и территориального масштаба они делятся на центральные (правительство РФ) и местные (правительства, республики, администрации краев, областей, городов).
- Система судебных органов, основная социальная функция которых – осуществление правосудия. Судебная система состоит из: Верховного суда РФ; областные, краевые суды субъектов; городские, районные суды; мировые суды. Отдельно от перечисленных стоит Конституционный суд, не обладающий правом общей компетенции.
22. Понятие, признаки и виды государственных органов. Суд в системе
органов государства.
Государственный орган – это составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.
Государственный орган является самостоятельным элементом механизма государства;
2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, в т.ч. возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;
3. Государственный орган действуют от имени государства и по его поручению;
4. Государственные органы образованы и действуют на основе принятых государством нормативно-правовых актов;
5. Выполняют свойственные только им задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;
6. Состоят из государственных служащих и соответствующих подразделений;
7. Имеют соответствующую материальную базу;
8. В процессе реализации имущественных прав выступают в качестве юридического лица;
9. Осуществляют свою деятельность на определенной территории
Виды государственных органов
по принципу разделения властей: законодательные; исполнительные; судебные.
по признаку федеративного устройства: федеральные; субъектов федерации.
по порядку образования:
первичные (выборные представительные) - члены которых избираются населением; производные (вторичные) - те, в образовании которых население непосредственного участия не принимает.
Суд в системе органов государства.
В системе органов государственной власти суд занимает особое место. Это особое место определяется самими задачами суда, его назначением, а также принципами организации и осуществления судебной деятельности. Существенная особенность судебной власти, которая и определяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (методах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы, как писал видный русский государствовед Б. Н. Чичерин, держать весы, равные для обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор.
23. Понятие и признаки права.
Право – это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.
Наиболее распространенные современные признаки права:
-
нормативность (создание правил и законов) -
общеобязательность (распространяется на всех без исключения) -
гарантированность (государство является гарантом исполнения права) -
интеллектуально-волевой характер (выражает осознанную волю людей) -
формальность (выражено в определенной официальной форме) -
системность (упорядоченность и внутренняя согласованность)
24. Функции права: понятие и виды.
Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.
Существует несколько видов функций:
1) общесоциальные;
2) специально‑юридические.
1. Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:
1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;
2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;
3) культурно‑историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно‑духовных ценностей;
4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;
5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.
2. Специально‑юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:
1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;
2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;
3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;
4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:
5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;
6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;
7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;
8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.
25. Принципы права: понятие и виды.
Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования. Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на которой покоятся и реализуются не только его нормы, институты или отрасли, но и вся его система.
26. Правовые презумпции и правовые аксиомы.
Правовые презумпции и правовые аксиомы - специфические разновидности принципов права, выработанные в результате длительного развития юридической теории и практики. Это результат многовековой юридической традиции, в том числе судебной. Играют огромную роль в правотворчестве, правоприменении, судебной, прокурорской и следственной деятельности.
Презумпции - предположения о существовании (или наступлении) каких-либо фактов, событий, обстоятельств. В основе презумпций - повторяемость жизненных ситуаций. Имеют предположительный, прогностический характер, но при этом служат важным дополнительным инструментом познания окружающей действительности, выступая в качестве средства, помогающего установить истину
Аксиомы - положения, имеющие для права значение непреложной истины, отражающие уже установленные и достоверные знания, например никто не может быть судьей в своем собственном деле; кто живет по закону, тот никому не вредит; закон обратной силы не имеет; один свидетель - не свидетель; правосудие укрепляет государство
27. Понятие социального регулирования. Понятие и виды социальных норм.
Социальное регулирование — воздействие на поведение людей, общественные отношения с целью придания им определённого направления в развитии.
Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношение между людьми, общественную жизнь
Выделяют следующие виды социальных норм: обычаи, традиции, нормы морали, правовые, религиозные, политические, эстетические нормы.
28. Соотношение права и моральных норм.
Нормы права и нормы морали органически взаимодействуют между собой. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.
29. Соотношение права с обычаями, религиозными и корпоративными нормами.
Обычай - это правила поведения сложившиеся в результате повторения людьми определенных действий.
Единство право и обычая заключается в том что это:
1) это правила поведения (это общие правила поведения),
2) это регуляторы общественных отношений.
Корпоративные нормы – это правила поведения регулирующие общ-ые отношения внутри различных общ-ых орг-ий между их членами.
Единство права и корпоративных норм выражается в наличии у них определенных общих черт:
1) это правила поведения, право
2) обладают общим характером,
3) это регулятор общ-ых отношений,
4) это продукты сознательной волевой деятельности людей.
Право и корпоративные нормы обладают формальной определенностью.
Правовые и религиозные нормы – регуляторы общественных отношений. Они оба воздействуют на сознание людей
30. Понятие, признаки и виды норм права.
Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.