Файл: Бухгалтерский учет и анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ооо "фактор".rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Состояние кредиторской задолженности характеризует расчётные взаимоотношения с поставщиками, бюджетом, рабочими и служащими. При проверке сумм, относящимся к поставщикам, акцептованным расчётным документам и неотфактурованным поставкам, следует иметь в виду, что их величина во многом зависит от равномерности и объёма поставок в конце отчётного периода, применяемых форм и порядка расчётов и т.д.

У ряда предприятий значительная часть кредиторской задолженности относится к просроченной задолженности поставщика.

При анализе причин финансовых затруднений рекомендуется детально рассмотреть факторы, оказавшие влияние на сохранение собственных оборотных средств, накопления сверхнормативных оборотных остатков товарно-материальных ценностей и возникновение дебиторской задолженности [35, С. 470].
1.2 Формы расчётов с поставщиками и подрядчиками
В практике существуют следующие виды расчетов, которые условно можно классифицировать следующим образом:

- денежные формы расчетов;

- безденежные формы расчетов.

К безденежной форме расчетов относится только бартерные сделки, безвалютный, сбалансированный обмен товарами и услугами. Оформляется единым договором, в котором содержится оценка товаров (услуг), необходимая для эквивалентности обмена, определения страховых сумм, оценки претензий, начисление санкций.

Все остальные расчеты относятся к денежной форме. Денежные формы расчетов подразделяться на наличные и безналичные.

Большинство расчётов между предприятиями, с бюджетом и внебюджетными фондами производится в виде безналичных платежей.

Безналичные расчёты осуществляются посредством безналичных перечислений по расчётным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачётов взаимных требований через расчётные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.

Для хранения денежных средств и операций по расчётам предприятия, имеющие самостоятельный баланс и собственные оборотные средства, открывают в учреждениях банков расчётные счета.

Для открытия расчётного счёта предприятие должно в учреждение выбранного им банка следующие документы:

  • заявление на открытие счёта установленного образца;

  • нотариально заверенные копии устава предприятия, учредительного договора и регистрационного свидетельства;

  • справку налогового органа о регистрации предприятия в качестве налогоплательщика;

  • копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд РФ и в Фонд обязательного медицинского страхования;

  • копию письма о присвоении статистических кодов;

  • карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати предприятия по установленной форме, заверенную нотариально.


В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов:

- платежные поручения;

- платежные требования;

- чеки;

- аккредитивы.

Расчетные документы принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизируемым требованиям.

Выбранные партнерами формы расчетов обычно фиксируются в договорах по приобретению материальных ценностей, выполнению работ и услуг или их реализации. Выбор наиболее рациональной формы расчетов позволяет сократить разрыв между временем отгрузки и зачислением платежа или временем получения ценностей, работ, услуг и списания средств за них. Это способствует ликвидации необоснованной кредиторской задолженности.

При любой форме расчетов банк выступает посредником между организациями – партнерами. Однако необходимо отметить, что любая из указанных форм в первую очередь защищает интересы владельца денежных средств – плательщика, так как только с его согласия (акцепта) или по его поручению банк имеет право на списание денежных средств (за исключением безакцептного списания или погашения банковских ссуд и процентов).

Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего и т.д.) на счет другого предприятия в одногородном или иногородном учреждении банка [36, С.41].

Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью осуществляются расчеты, как по товарным, так и нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями. Схема документооборота при расчетах платежными поручениями представлена на рисунке 1. Схема документооборота при расчетах платежными поручениями за фактически полученный товар, оказанные услуги, выполненные работы выглядит следующим образом.



Рисунок 1 Схема документооборота при расчетах платежными поручениями

1 – плательщик предоставляет в банк платежное поручение в четырех экземплярах на перечисление средств поставщику;

2 – банк плательщика на основании первого экземпляра платежного поручения списывает денежные средства со счета плательщика;

3 – банк плательщика направляет в банк поставщика два экземпляра платежного поручения;



4 – банк поставщика, используя второй экземпляр платежного поручения, зачисляет денежные средства на счет поставщика;

5 – банки выдают своим клиентам выписки из расчетных счетов
При постоянных и равномерных поставках и оказании услуг покупатели могут рассчитываться с поставщиками платежными поручениями в порядке плановых платежей.

В этом случае расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке или услуге, а путем периодичного перечисления средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки и в определенной сумме на основании плана отпуска товаров и услуг на предстоящий месяц, квартал. Таким путем производятся расчеты между торговыми организациями и их поставщиками.

Расчеты платежными требованиями. Платежное требование представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг [32, С.34].

Платежное требование выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стандартном бланке в трех экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты.

Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями исходит от поставщика, то оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. С этой целью поступившие в банк покупателя платежные требования регистрируются в специальном журнале и передаются банком плательщику под расписку для акцепта.

Для акцептования платежного требования плательщику дается три рабочих дня (не считая дня поступления в банк плательщика) или иной срок указанный в платежном требовании.

При согласии оплатить полностью или частично платежное требование плательщик оформляет акцепт и заверяет подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в банке. Платежное требование оформляется в трех экземплярах, из которых:

-первый экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка;

-второй экземпляр высылается в банк поставщика, где служит основанием для зачисления средств на счет поставщика;

-третий экземпляр возвращается плательщику как расписка в совершении банковской операции по его счету.

Схема документооборота при расчетах платежными требованиями представлена на рисунке 2.




Рисунок 2 Схема документооборота при расчетах платежными требованиями

1 – отгрузка продукции поставщиком;

2 – передача платежного требования вместе с отгрузочными документами в банк, обслуживающий плательщика;

3 – помещение отгрузочных документов в картотеку № 1 в банке, обслуживающем плательщика;

4 – передача платежного требования плательщику для акцепта;

5 – оформление акцепта плательщиком и передача его в банк. Банк принимает его только при наличии средств на счете покупателя;

6 – передача плательщику отгрузочных документов;

7 – банк, обслуживающий плательщика, списывает сумму оплаты со счета плательщика;

8 – банк, обслуживающий плательщика, направляет в банк поставщика платежное требование;

9 – банк, обслуживающий поставщика, зачисляет сумму оплаты на счет поставщика;

10 – банки выдают своим клиентам выписки из расчетного счета
Чековая форма расчетов. Чек – письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки.

Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродуктов и т.д.

Расчетные чеки - это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек – это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты [32, С.36].

Чек действителен в течение 10 календарных дней, не считая дня его выписки.

С 1992 г. в платежном обороте Российской Федерации использовались чеки единого образца с грифом «Россия», которые в конце 1995 г. были запрещены.

В настоящее время в расчетах за товары и услуги клиенты могут использовать лишь чеки из лимитированных чековых книжек, которые положительно зарекомендовали себя многолетней практикой.

Лимитированная чековая книжка представляет собой сброшюрованные в виде книжки расчетные чеки (по 10, 20, 25, 50 листов), которые могут быть выписаны предприятием на общую сумму, не превышающую установленный по этой книжке лимит. Лимит чековой книжки ограничен суммой предварительно депонированных в банке средств на отдельном банковском счете. Депозит создается на основании представленных предприятием в банк заявления и платежного поручения о списании соответствующей суммы с его расчетного счета и зачислении ее на отдельный лицевой счет на балансовом счете «Расчетные чеки». Депонирование средств может производиться также за счет ссуды банка.


При последующем документообороте владелец чековой книжки (чекодатель) при приобретении товаров, работ, услуг на основании счета поставщика выписывает расчетный чек и вручает его поставщику. Согласно ГК РФ чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование «чек», включенное в текст документа;

- поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;

- наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;

- указание валюты платежа;

- указание даты и места составления чека;

- подпись лица, выписавшего чек, – чекодателя.

Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека.

Поставщик (чекодержатель) предъявляет полученный чек при реестре в 4 экземплярах в свой банк на инкассо для взыскания платежа. Банк поставщика пересылает указанный чек в банк плательщика. Последний после проверки подлинности чека списывает сумму платежа и через свой корреспондентский счет в РКЦ пересылает ее в банк поставщика для зачисления на расчетный счет поставщика.

Расчеты аккредитивами. Аккредитив – это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов.

Аккредитивная форма расчетов используется только в иногородном обороте. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем.

Схема документооборота при расчетах чеками представлена на рисунке 3.



Рисунок 3 Схема документооборота при расчетах чеками

1 – отгрузка продукции (работ, услуг);

2 – выписка чека и вручение его поставщику в момент получения товара, работ, услуг;

3 – сдача чека в банк на инкассо;

4 – пересылка чека в банк плательщика;

5 – оплата чека (списание суммы, указанной в чеке, со счета «Расчетные чеки»);

6 – вручение плательщику экземпляра оплаченного чека; 7 – зачисление суммы платежа на расчетный счет поставщика;

8 – вручение поставщику выписки из расчетного счета
При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка [32, С.38].