Файл: 1. Распределите слова в два столбика согласно написанию букв О, а в корне слова. Графически объясните свой выбор.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 533
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) Между тем несчастная Муму продолжала лаять, а Герасим напрасно старался отозвать её от забора.
3) Яростно лаяла и рвалась на цепи собака.(В.Богомолов)
4) Виктор приветливо поздоровался и засунул чемодан под сиденье.(В.Шукшин)
7. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения:
1) Генка ушел домой обедать, а Мишка бродил по горластому украинскому базару.(А.Рыбаков)
2) Если на училищном дворе звонили, мы слышали звонок у себя, на Заречье.(В.Беляев)
3) В Ревске становилось все тревожней, и мама торопилась с отъездом. (А.Рыбаков)
4) Шли летчики ловить рыбу, а поймали мертвого шпиона.(И.Гребенюк)
8. Укажите предложение с сочинительным союзом:
1) Проделанный саперами проход был узок, и двигаться по нему требовалось с величайшей осторожностью
2) Когда мы проснулись, было еще раннее утро. (П.Романов)
3) Никто в самолете не удивился, что рядом с пассажиром уселась обезьяна.(А.Алексин)
4) Миша уезжал в город, чтобы вновь попытаться открыть бронзовую птицу. (А.Рыбаков)
9. Укажите предложение с подчинительным союзом:
1) Однажды утром к старому дому, в котором жил Травка с папой и мамой, подъехал грузовик. (С.Розанов)
2) Я ведь не только в разведке, но и в бою-то еще ни разу не бывал. (М.Алексеев)
3) Улица дымилась колючим и морозным лунным светом.(М.Алексеев)
4) Как только рана зажила, Балашов уехал в Ленинград. (К.Паустовский)
10. В каком предложении нет подчинительного союза?
1) Потом снег в этом месте почернел так, будто здесь грузили каменный уголь.(В.Беляев)
2) Пошёл раз Жилин под гору посмотреть, где живёт старик. (Л.Толстой)
3) Здесь, должно быть, глубоко, потому что Котька сразу скрылся под водой. (В.Беляев)
4) Будет очень неплохо, если кто-нибудь из вас выступит сейчас по этому вопросу. (П.Нилин)
8. Контрольная работа:
1.
1. Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.
Наконец миновав болота мы пересекли (не) большую но глубокую реч__нку которую без риска и не перейдёшь (в) брод. Мало (по) малу дорога стала подниматься и мы въехали в лес. Сторона (по) видимому была глухая. Пошла сплош___ одна сосна. Но вот сосна стала (по)немногу редеть и сквозь стволы проглядывала не (в)далеке равнина. (По) осеннему пахло сыростью. (В) дали что (то) блес__уло но (на) столько (не) ясно что (ни)как нельзя было рассмотреть что это такое. (По)напрасну всматривались мы (в) даль (на) встречу нам поднимался туман. После одного крутого пов___рота мы увидели мельничную пл___тину.
При нашем прибл__жени к мельниц___ десятки ворон с криком разлетелись (в) рассыпную, неожида____о залаяла собака и (в) первые за весь день мы остановились у человеческого жилья. 2. Вставьте пропущенные буквы.
Говорить взволнова___ , взглянуть рассея___о, семена рассея ы ветром, облегчё___о вздохнуть, общество удивле о, спросил удивлё о, спорили возбуждё___о, письмо написа___о а(к,кк)уратно, кольцо це____о.
3. Выполните разбор по составу.
Думать по-прежнему Поступить преднамеренно Попросту сказать. Говорите погромче. Разделить на пятерых.
4. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор орфограмм.
Слыш__тся(из) далек , выт___рать (до) сух , вернуться (за) светл , пересказать (до) слоен , об яснитъ (до) ходчив , освещается (из) редк___ , сгорело (до) чист___ , смотрел доверчив , изучить доскональн____, к снутъся (с) легк ___.
5. Раскройте скобки.
Споит (на) искосок, разделить (на) двое, встать (на) цыпочки, уехать (за) границу, бороться (в) одиночку, идти (по) одному, изменилось (в) миг, вспоминать (в) последствии, выучить (на) изустъ, схватить (на) лету, толкнуть (ис) (под) тишка, испугал (до) смерти, принять (в) серьёз, петь (в) (пол) голоса.
6. Расставьте знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Выполните полный разбор предложения.
Генерал чуть (чуть)3 было усмехнулся но подумал и пр___остановился оглядел ещ___ раз своего гостя (за) тем указал ему на стул сел (не) сколько (на) искось3 и в (не) терпел___ вом ожидании__ повернулся к князю.
7. Определите, в каких предложениях неправильно употребляется наречие "обратно". Исправьте эти предложения.
-
Но силой ветров от залива преграждённая Нева обратно шла, гневна, бурлива. -
Мой товарищ обратно выполнил задание плохо.
3) Мы вчера были в лесу, завтра обратно пойдём. 4) Командир сильно волновался и быстро ходил по комнате: два шага туда, два обратно. 5) Обратно дует ветер. 8. Замените наречие фразеологизмом.
Сильно краснеть — до корней волос;
крепко спит —
быстро скакать —
быстро бежать —
громко кричать —
хорошо знать —
мало —
встать рано
—
сделать плохо —
близко — ----------------------------------------
2.
1. Почему в словах досуха и досрочно на конце пишутся разные буквы, хотя они оба имеют приставку до-?
2. Вспомните, что такое паронимы? К каждому из указанных паронимов подбери синонимы. С паронимами составьте словосочетания.
Образец: Безответно — безответственно.
Безответно — не получая отклика, ответа. Чувство его к ней было
Безответственно — халатно, разгильдяйски. Ведёт себя разгильдяйски.
Этично — эстетично
Убедительно — убеждённо
Удивлённо — удивительно
3. "Четвёртый лишний"
а) (.Во) первых, (во) вторых, (в) пятером, (в) пятых.
б) (В) пустую, (в) слепую, (в) открытую, (в) плотную.
в) (По) пусту, (по) напрасну, (по) новому, (по) просту.
4. Подберите к наречиям антонимы. Запишите их. (Собрание прошло буднично — торжественно)
Ученик поступил обдуманно —
Гром гремел резко —
Товарищ толкнул тебя нечая__о —
Ты поступил тактично —
Сын выслушал отца безропотно —
Составьте с 2—3 наречиями предложения, включив в них обособленные определения.
Контрольная работа:
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
а) Сделать мгнове о, произнести огорчё о, взглянуть удивлё___о, беше___о ск катъ, идти медле о, иску но выл__пить, в поле пусты о, сегодня безветре___о, на улице ветре__о, ране__ы в плечо, тяжело контуже____ы, исти____ый герой, кричали горта___о, выкова ы из мета а, платье дли____о, говорил дли ___о и запута___о.
б) Отвечать (не) увере___о, чу ству__шъ себя (не) плохо, далеко (не) весело вздыха____те, (не) весело, а совсем грус но, тема ра___крыта2 (не) полно, проблема и(с,сс)ледова а далеко (не) полно, мнение о нём очень (не) лестно, посмотрел (не) доверчиво, ему (не) страшно, (не) мудрено увид__тъ, (не) страшно находиться, совершенно (не) обычно, идти было (не) возможно, мне было (не) весело, но спокойно, (не) по-летнему холодный день, идти (н ) чуть (не) страшно.
2. Распределите слова по двум столбикам.
в) (Н ) куда (не) тороп шъся, (н ) где (не) у вид л, (н ) (за) чем было ост навливаться, (н ) как (не) мог усп___коитъся, (н ) когда (не) завис___л, (н___) (от) куда (не) узнаешь, (не) (от) куда брать, (н ) (в) какой сфере, (н ) чем не известен, (н ) (о) чём не шепч тся, (н ) чего (не) предпр __ нимают, (н____) (в) чём не замеш___н.
Подчеркни отрицательные наречия.
3. Объясните написание н и нн в словах, составь словосочетания :
растеряно — растерянно
испугано — испуганно
4. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните полный разбор предложения, обозначив части речи и члены предложения.
а) Войска шедшие ночью (не) торопились и двигались медле___о3 и степе___о3.
Общая характеристика:
б) Неожида____о3 кончился лес и ра__пахнувшись2 до дальнего синего неба внезапн__ ударила в глаза росистая ярк__сть лугов.
Общая характеристика:
5. Сделайте словообразовательный разбор и разбор по составу.
Укоризненно
незаслуженно растерянно____________________________
издалека_________________________
бесполезно______________________________
неоткуда_________________________________ 6. Определите, к каким частям речи относятся подчеркнутые слова. Графически докажите верность своего ответа.
Озеро взволновано ( ) бурей.
Оратор говорил взволнованно ( ).
Все участники торжественного вечера были очень взволнованны ( ).
7. Составьте словосочетания (предложения) со словами:
а) рассеянно, рассеяны, рассеянна;
б) сосредоточенно, сосредоточены, сосредоточен.
8. Замените фразеологизмы наречиями.
Как с луны свалился
Жить душа в душу
Комар носа не подточи_______________________________ Как по маслу_______________________________________
Как с гуся вода
9.Тесты по морфологии
Числительное
1. Числительные обозначают ________ предметов или ________ предметов___________. Первые отвечают на вопрос сколько? и называются_____ ___________, вторые – на вопрос который по счету? и называются_______________.
2 балла
2. Слова три и тройка отличаются друг от друга тем, что первое не изменяется по __________, а второе изменяется, поэтому первое – имя __________, а второе – имя ____________.
3 балла
-
Определяю разряд числительного по составу: двенадцать – _____________________,
пятьдесят – ________________,
двадцать пять – __________.
3 балла
4. Вставляю пропущенные буквы, если нужно:
восем_сот, сем_десят, пят_надцать, шест_надцать, девят_сот.
5 баллов
5. Ставлю числительное 2578 в формы род. и твор. пад.
2 балла
6. Правильно употребляю собирательные числительные с существительными: а) пять? пятеро? девушек;
б) семь? семеро? котят;
в) девять? девятеро? друзей;
г) двадцать два сутки? двадцать две сутки? Или иначе?
4 балла
Итого: 12–14 баллов – «3», 15–16 баллов – «4», 17–18 баллов – «5».
Глагол.
1. Прилагательное и глагол обозначают признак предмета, только прилагательное – _____________ признак, а глагол – ___________________.
2 балла
2. Предикативным формам глагола противопоставлены непредикативные: _____________________ и ___________________________ .
2 балла
3. Инфинитив только называет процессуальный признак, но не указывает на_________________ ____________________________.
2 балла
4. От основы настоящего времени образуются (использую глаголы писать – написать): _______________________________________ ;
от основы инфинитива образуются:___________ ____________________________.
4 балла
5. От глаголов несов. вида образуются___________ ____________ причастия ______________ времени, а также деепричастия ____________ вида:
понимать – ______________.
4 балла
6. От глаголов совершенного вида образуются ____________ причастия ____________, а также деепричастия ______________ вида:
понять – ______________.
4 балла
7. Сколько глаголов из приведенного списка могут быть поняты и как формы изъяв., и как формы повел. накл.: носите, вынесите, пилите, колите, просите, распорите?
(А) 2; Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.
4 балла
8. Формы глаголов в изъяв. накл. имеют значение времени, так как ____________.
1 балл
9. У безличных глаголов есть только формы______ _____________.
1 балл
10. Вставляю пропущенные буквы и знаки препинания:
Ручей бежал между холмом и горным обрывом подн_мающ_мся почти отвесно. Местами берега его покрыты были кустами лозняка креп_щимися даже кое-где посреди ручья в виде маленьких островков. Проходя мимо Гришутка открывал иногда между прутьями серенькое пушистое гнездо.
6 баллов
Итого: 20–23 балла – «3»; 24–27 баллов – «4»; 28–30 баллов – «5»
10. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме «Предлоги. Союзы»
1. Союз как
часть речи
1. В каждом столбике укажи союз:
б) так;
г) чтобы;
д) потому;
а) такие;
б) так;
в) так как;
2. В каждом ряду выдели сочинительный союз:
а) пусть, либо, потому что;
б) однако, в то время как, если;
в) для того чтобы, да, раз.
3. Определи и отметь...
причинный союз: как будто, словно, в связи с тем что, если;
временной: чтобы, пока, точно, как;
изъяснительный: как скоро, что, будто, оттого что.
4. Найди соответствия:
а) либо, или, то ... то 1.противительные союзы.
б) да (=и), не только ... но и, также 2.соединительные союзы
в) зато, однако, но 3. разделительные союзы.
5. Укажи ряд, в котором перечислены только союзы:
а) вряд ли, же, потому что, зато;
б) хотя, если, пусть, раз;
в) но, либо, с тех пор как, благодаря.
Вариант 2
1. В каждом столбике укажи союз:
а) то же; г) и так;
б) так что; д) также;
в) что же; е) так же.
2. В каждом ряду выдели сочинительный союз:
а) также, в то время как, так как;
б) что, если, не только ... но и;
в) то ... то, если, потому что.
3. Определи и отметь...
сравнительный союз:если, будто, пока, пусть;
целевой: ибо, чтобы, потому что, как;
условный: едва, что, лишь только, если.
4. Найди соответствия:
а) однако, зато, но 1. Противительные.
б) то ... то, не то ... не то, или 2. соединительные союзы
в) как ... так и, и, да (=и) 3. разделительные союзы
5. Укажи ряд, в котором перечислены только союзы:
а) что, а, то ... то, ввиду;
б) раз, как скоро, с тем чтобы, так что;
в) зато, вследствие того что, несмотря на, из-за.
2.
Вариант I
1. Найдитесочинительныйпротивительныйсоюз:
1) однако; 2) не то — не то; 3) тоже; 4) если.
2. Найдитесочинительный союз: 1) как; 2) ли; 3) или; 4) едва.
3. Вкаких
предложенияхзатоявляетсясоюзомипишетсяслитно?
-
Не (за) то волка бьют, что сер, а (за) то, что овцу съел. -
Его прозвали Знайкой (за) то, что он много знал. -
Все умолкли, (за) то громче затрещали, разгораясь, ветки. -
Незнакомец был невысок ростом, (за) то плечист.
4. Продолжитепредложениедважды, чтобы(1) сначалаполучилосьпростоепредложение с однороднымичленами, затем(2) — сложное.
-
Наступила весна и
2. Деревья вновь зазеленели и
5. Запишитепредложенияспарамислов:
1) чтобы — что бы:
2) также — так же:
3) вследствие — в следствие:
4) ввиду — в виду:
6. Запишите предложения, ставя существительные в нужном падеже:
-
Вопреки (прогноз) метеорологов, погода установилась хорошая. -
Согласно (приказ) директора, наши ученики будут проходить практику на фабрике.
3. Благодаря (обильные дожди) в нашем лесу появилось много грибов.
7.Верно ли употреблен один и тот же предлог в разных предложениях? Запишите те предложения, в которых вы нашли и исправили ошибку.
-
Благодаря хорошей тренировке, он выдержал такую большую нагрузку. -
Благодаря сильному ветру, лодку прибило к берегу. -
Ввиду подготовки к соревнованиям, спортсмены много тренировались. -
Ввиду изменившейся обстановки, пришлось отложить поездку.
8. Запишите словосочетания, выбрав нужный предлог и обозначив падежные окончания существительных.
Рецензия (о, на) (доклад, книга, сочинение):
Лекция (о, по) (литература, восстание декабристов, творчество Айвазовского):
9. Определите, какое значение вносит союз И в сложносочиненное предложение.
И мысли в голове волнуются в отваге,