Файл: 1. Распределите слова в два столбика согласно написанию букв О, а в корне слова. Графически объясните свой выбор.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 537
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) обид...в; 2) ненавид...мый; 3) ла...вший; 4) постел...м.
V. Пишется буква Ю:
1) готов...щиеся; 2) они стро...т; 3) дремл...щий; 4) ла...щий
VI. Пишется дефис:
1) (по) старому правилу; 2) (по) тихоньку осваивать;3) яркий (по) летнему;
4) быть (по) энергичнее.
V I I.Найдите предложение с сочинительным союзом: а) Нам необходимо было лететь самолетом до места назначения.
б) Очень приятно беседовать с интересным человеком.
в) Если Сашка волнуется, его тяжело успокоить.
г) На пляже можно загорать, купаться, играть в разные игры.
д) Мне нравится получать хорошие оценки, но не очень нравится много заниматься.
V I I I.Найдите предложение с подчинительным союзом: а) Все народы мира хотят, чтобы жизнь была счастливая и достойная.
б) Лето – любимое всеми школьниками время года.
в) Пусть никогда не закончится этот вечер!
г) Надо же было так влипнуть!
д) Всем расскажу об интересном походе в горы, а может быть, и о походе по рекам Подмосковья.
XI. Найдите предложения, в которых есть союзытакже, тоже, чтобы, зато: а) Я так(же) буду учиться дальше.
б) Я сделал это так(же), как и он.
в) Я спрятался за(то) дерево.
4(2) Вариант II
I. Пишется буква О:
1) сгущ...нка; 2) отсч...т; 3) ещ...; 4) ш...рох.
II. Не пишется Ь:
1) предостерегающ...; 2) намаж...те; 3) вскач...; 4) напишеш... .
III. Пишется буква А:
1) они бормоч...т; 3) взъерош...ннный;
2) мерещ...щийся; 4) клокоч...щий.
IV. Пишется буква И:
1) разве...вший; 2) закле...нный; 3) обид...вший; 4) постро...м.
V. Пишется буква Ю:
1) завис..щие; 2) колебл...щийся; 3) они обид...т; 4) пен...щийся;
VI. Пишется через дефис:
1) (в) третьих рядах; 3) говорить (по) английски;
2) (по) прежнему пути; 4) один (на) один.
V I I.Найдите предложение с сочинительным союзом: а) Люда вышла на крылечко, люди смотрят из окон.
б) Я могу добиться всего, если захочу.
в) Я думал, что весна никогда не наступит.
г) Маме нравятся серьезные программы, а Катюша их не смотрит.
д) В лесу было тепло, тихо, загадочно.
VI I I .Найдите предложение с подчинительным союзом: а) Давным-давно известно, что от частого употребления слова теряют свою свежесть и образность.
б) Многим хотелось бы верить в настоящую дружбу.
в) Лесные обитатели спрятались, почти замерли перед грозой.
г) Хочется видеть всех людей счастливыми.
д) Радостные и светлые мысли приходят с теплыми лучами солнца
XI.Найдите предложения, в которых есть союзытакже, тоже, чтобы, зато: а) Все народы мира хотят, что(бы) не было войны.
б) Наш класс то(же) пойдет в музей.
в) Что(бы) мне почитать?
г) Мы нашли в горах то(же) озеро, что и геологи.
11.Тестирование по русскому языку
Вариант 1.
Задание 1. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог.
1) Прибыл,
2) средствами,
3) украинский,
4) красивее.
Задание 2. Укажите словосочетание, в составе которого числительное употреблено в неправильной форме.
1) Шестьюдесятью книгами,
2) более девяноста папок,
3) сороками листами,
4) о полутораста тоннах.
Задание 3. Укажите безличный глагол.
1) Лелеять,
2) каяться,
3) рассердиться,
4) бежать,
5) преобразить,
6) смеркаться.
Задание 4. Укажите сложное предложение, в котором неверно расставлены знаки препинания.
1) Сыплет дождик большие горошины, рвется ветер, и даль нечиста.
2) Поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул и брызнула туча, и сразу разошлась дождем.
3) Я шел, приближался к лесам, и горы вырастали все мрачней и величавее, и в пролеты между их вершинами валился густой туман.
Задание 5. Вставьте безударные гласные и выберите правильный ответ.
Преобл_дать, укр_титель, провозгл_шение, разъ_снить, подкр_пление, изб_ратель.
1) а, о, а, я, и, и;
2) а, о, о, я, е, е;
3) а, о, а, и, е, и;
4) а, о, а, я, е, и.
Задание 6. Укажите слово с приставкой, оканчивающейся на букву з.
1) Во_вести,
2) ни_провергать,
3) бе_ценный,
4) (з,с)бежать,
5) и_сохнуть,
6) ра_потрошить.
Задание 7. Укажите слово, морфемный состав которого соответствует схеме
1) Обрывистый,
2) ослабевать,
3) островки,
4) ошеломить.
Задание 8. Укажите строчку, в которой на месте пропусков нужно писать только букву е.
1) Прослуша_шь, пая_т оловом, он высматрива_т, побеспоко_мся;
2) движ_тся колонна, дым стел_тся, цветок увяда_т, она задерж_тся;
3) она леле_т, засия_шь от радости, брызж_т веселье, закашля_те;
4) намел_т муку, ответ_шь на вопрос, поищ_м его, закручива_те кран.
Задание 9. Укажите строчку, в которой все слова с не могут писаться слитно.
1) (Не)глупый, (не)опытность, света (не)взвидел, (не)играл бы;
2) (не)широкий; (не)поддельный, а искренний; платье (не)ситцевое, (не)дам;
3) (не)проглядная тьма, (не)ряха, (не)хожу, вовсе (не)интересная, (не)злой;
4) (не)ясный, (не)настье, (не)решительность, (не)истовствовал.
Задание 10. Укажите строчку, в которой на месте пропусков нужно писать только букву е.
1) В штормящ_м море, на утренн_й зорьке, в син_м небе, за виднеющ_мся лесом;
2) в последн_м вагоне, за бескрайн_м полем, на раскачивающ_йся березке, шумящ_м потоком;
3) во вспыхнувш_м пламени, с искренн_й благодарностью, по осенн_му лесу, по тончайш_му кружеву;
4) на весенн_м празднике, из сладчайш_го сока, прежн_м курсом, о хранящ_мся письме.
Задание 11. Укажите строчку, в каждом слове которой пишется одна буква н.
1) Письмен_ая, зеле_ный, деревян_ый, ветрян_ой, клюквен_ый, балкон_ая;
2) львин_ый, платян_ой, серебрян_ый, хворостян_ой, прян_ый, тигрин_ый;
3) цен_ый, фонтан_ый, таможен_ый, тетеревин_ый, бан_ый, старин_ый;
4) стрекозин_ый, безветрен_а, сон_ый, овсян_ое, ржан_ой, плен_ый.
Задание 12. Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква о.
1) Щелч_к, грош_вый, мальч_нка, плющ_м, тираж_м, за мельниц_й;
2) алыч_вый компот, сундуч_к, боч_нок, камыш_вый, за границ_й, языч_к;
3) кулич_м, пунц_вый, распаш_нка, каланч_й, галч_нок, парч_вый занавес;
4) меч_м, пальц_м, саженц_вый, корневищ_м, с душ_ой, под душ_м.
Задание 13. Укажите предложение, в котором обращение выделено знаками препинания неверно.
1) Как я люблю, товарищ мой, весны роскошной появленье...
2) Ты не пой, косарь, про широку степь!
3) Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулася.
4) Ты, ветер утренним дыханьем счастливый парус напрягай!
Задание 14. Прочитайте текст, укажите тип речи.
Москва, открывавшаяся путникам с холма, представляла собою впечатляющее зрелище.
На неизмеримом пространстве чернела громада домов, над ними поднималось бесчисленное множество глав церквей и колоколен. Выше всех вздымался Кремль – жилище великого государя. И кремлевская стена, и церкви за нею были сложены из белого камня. Вот почему с тех давних пор и называют Москву белокаменной.
Варианты ответа: 1) рассуждение, 2) описание, 3) повествование, 4) описание с рассуждением.
Вариант 2.
Задание 1. Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква а.
1) Уг_сающий, к_мариный, выг_реть, закол_тить, расспр_сить, запл_тить;
2) выр_щенный, назн_чение, нем_щеная, проп_дать, м_лва, заб_вляться;
3) изд_лека, провозгл_сить, кав_лерия, пог_рячился, изл_жение, з_ря;
4) т_инственный, прик_саясь, барх_тный, произр_стать, прохл_дительный.
Задание 2. Укажите слово с ошибкой.
1) Преодолеть, 2) безвкусный, 3) рассредоточиться, 4) приобретать, 5) предпалагать, 6) догорающий, 7) сжимая, 8) переподготовка.
Задание 3. Укажите слово, которое соответствует данной схеме:
1) Преподнесла,
2) извещение,
3) призадумался,
4) понаставили.
Задание 4. Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется у или ю.
Они 1) раста_т, дремл_т, высп_тся, пен_тся, пил_т, бре_тся;
2) колебл_тся, колыш_тся, гон_т, ла_т, вид_т, меч_тся;
3) полощ_тся, стел_тся, леле_т, наде_тся, пробормоч_т, раска_тся;
4) закле_т, беспоко_тся, защебеч_т, обид_тся, скач_т, стро_тся.
Задание 5. Укажите строчку, в которой все слова с не могут писаться слитно.
1) (Не)когда, (не)спеша, (не)сеяное, (не)будь, (не)проглядная, (не)искренность, (не)озаренная солнцем;
2) (не)удачно, (не)годуя, (не)кому, (не)по-русски, (не)приятный, (не)поражение, а победа;
3) (не)взлюбить, (не)легкий, (не)очищенное, (не)смотря на (не)погоду, (не)убраны, (не)где;
4) (не)заряженное, (не)насытный, (не)решительность, (не)взвидеть, (не)куда, (не)легально.
Задание 6. Укажите строчку, в каждом слове которой в суффиксе пишется одна буква н.
1) Ястребин_ый, диковин_ый, скошен_о, кован_ый, бетонирован_ый;
2) жеван_ый, мощен_ая, платян_ой, ветрен_ый, львин_ый, укатан_а;
3) испуган_а, решен_ая, нехожен_ая, фасован_ая, оловян_ая, осин_ая;
4) маслян_ая, стоптан_ые, рассержен_а, рван_ый, невидан_ый, кошен_ая осенью.
Задание 7. Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква о.
1) Бойц_вский, бельч_нок, стереж_т, освещ_нный, говорить общ_, замш_вый;
2) куч_вые, черпач_к, ж_лоб, ещ_, больш_й, грош_вая, груш_вый;
3) шапч_нка, бесш_вный, каланч_й, изразц_вая, горяч_, крюч_чек;
4) чуж_й, холщ_вый, угрожающ_, огорч_нный, истолч_т, крыльц_м.
Задание 8. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
1) Позади дома был старый сад, уже одичавший, заглушенный разросшимся бурьяном.
2) Забравшись на сучок дерева, держа в передних лапках шишку, белка поедала смолистые семечки.
3) Искрами роящийся воздух колол в ноздрях, запирал дыхание.
4) Тарантас въехал на двор, шурша колесами по крапиве и остановился перед крыльцом.
Задание 9. Укажите, в каком предложении знаки препинания должны стоять на месте цифр (1), (2), (3), (4), (5).
-
Гремит (1) бурлит (2) простор пустынный (3) а с вышины (4) со стороны глядит на взморье серп невинный (5) едва родившейся луны.
2) Взошел месяц (1) и его сияние пестро (2) и таинственно расцветило лес (3) легло среди мрака бледными пятнами на корявые стволы (4) на изогнутые сучья (5) на мягкий мох.
3) Затаив дыхание (1) боясь пошевелиться (2) мы с отцом стоим за березой (3) пылающей от вечернего солнца (4) и наблюдаем (5) как пляшут журавли.
12. Диагностические работы по русскому языку.
(на материале краевых контрольных работ)
ВАРИАНТ № 1
1. В глухую полноч.. всё примолка..т в весе..нем лесу. 2. Отойдеш.. от к..стра, который освеща..т ветки ближних деревьев, и тебя накро..т бе..звуч..ная тиш ..на. 3. Долго падает на землю сухой суч..к потому что ц..пляет..ся за ветки. 4. Прошурш..т мыш.. заво..т г..лодный бе..сон..ый волк на б..лоте. 5. И опять тихо. 6. Потреск..ва..т к..стёр колыш..тся над огнем еловые ветви а на см..листой п..стели бе ..заботно п..храпыва..т товарищ.., охотник. 7. Тот, кто ноч..вал много раз у к..стра в лесу, не забуд..т охотничьи весе..ние ночлеги.
8. (К) утру одна за другою гаснут звезды. 9. Замира.. т в макушках деревьев предра..светный ветер. 10. Словно в серебря..ные трубы пр..ветству..т со..нце журавли а с п..лян устр..мляют..ся в небо и поют жаворонки. 11. Много радос.ных весёлых звуков услыш ..ш.. в весе..нем лесу.
(По И. Соколову-Микитову)
-
Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Текст не списывать!
-
В предложениях 7 - 9 найдите слово с чередующейся гласной в корне. Выпишите это слово.
-
Из предложений 1 - 3 выпишите слово с орфограммой «Правописание гласных в приставках пре- и при- ».
-
Из предложений 8 - 11 выпишите слово с орфограммой «Правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин)».
-
Определите вид, спряжение, время, лицо, число глагола колыш .. тся (6 предложение).
-
Подберите по одному синониму к следующим словам таким образом, чтобы смысл предложения не менялся. Вставьте, где необходимо, недостающие буквы.
устр..мляют..ся ( 10 предложение) –
бе..звуч..ная ( 2 предложение) –
замира..т ( 9 предложение) –
ВАРИАНТ № 2
1. Скворцы пр..летают ра..ней весной, когда еще не весь снег сош ..л с полей. 2. Пр..лёт скворцов - верный пр..знак бли..кой весны. 3. После пр..лета они выбира..т удобное место и устра..вают гнезда. 4. Скворцы чист..т свои домики носят в клювах былинки и мягкую по.. стилку устра..вают свое жилье.
5. Скворец с...дит..ся на ветку, которая прикр..плена к сквореч..нику, трепещ..т ч..рными крылышками и по утрам и в.. черам ра..п..вает звонкие песни. 6. Х..р..ша весе ..няя песня скворцов! 7. Бодрой радостью звуч..т их голоса.
8. Разные звуки можно услыш ..ть в скворц..вой песне. 9. Рус...кие люди люб..т слушать скворцов. 10. Эти птицы служ..т образцом доброй, труд..любивой жизни. 11. Скворец и скворчиха вместе выкармлива..т своих птенцов.
12. Я очень люблю этих птиц всегда любовался их ж..знью с уд..вольствием слуш ..л их пр..восходное пение.
(По И. Соколову-Микитову)
-
Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Текст не списывать!
-
В предложениях 1 - 4 найдите слово с чередующейся гласной в корне. Выпишите это слово.
-
Из предложений 5 - 7 выпишите слово с орфограммой «Правописание гласных в приставках пре- и при- ».
-
Из предложений 8 - 12 выпишите слово с орфограммой «Различение на письме суффиксов
-к- и -ск-».
-
Определите вид, спряжение, время, лицо, число глагола трепещ..т (5 предложение).
-
Подберите по одному синониму к следующим словам таким образом, чтобы смысл предложения не менялся. Вставьте, где необходимо, недостающие буквы.
-устра..вают (4 предложение)
-всегда (12 предложение)
– пр..восходное (12 предложение)
ВАРИАНТ № 3
-
Мы ст..им в л..сном овраге а над нами в..сит белое пуш ..стое обл..ко. -
Душ ..стый дождь л..пестков пока еще чуть брызж..т медленно опуска..тся на голову л..цо и землю. -
(Над) нами жужж..т пч..лы и шмели. 4. Ж..вые крылатые верт..лётики приземля..тся на белое обл..ко. 5. Слыш ..тся дружный пч..ли..ный гул.
6. Пахн..т пьянящ..м нектаром и ар..матной пыльцой. 7. Это цв..тет ч..ремуха, и пч..лы берут свой медовый взяток.
8. В овраге ст..ячая в..да. 9. Раньше её нельзя было пить но теперь здесь цв.. тет ч..ремуха. 10. Л..сная кр..савица убила м..кробы ц..лебными свойствами,