Файл: Экономическое содержание природопользования, принципы, критерии, ограничения.pdf
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Он предполагает защиту окружающей среды с помощью мер предосторожности, особенно при интенсивных видах деятельности, которые могут нанести больший ущерб окружающей среде.
Принцип предосторожности преследует основные цели, которые включают измерение первичной и вторичной деятельности, представляющей угрозу для окружающей среды.
Затем промышленным предприятиям рекомендуются пути и методы внедрения, которые не будут так сильно влиять на окружающую среду в ходе их повседневной деятельности. Предупредительная деятельность измеряет воздействие любой компании и ее деятельности, предписывая методы и меры с меньшим негативным воздействием на окружающую среду в соответствии с оценками воздействия на окружающую среду, проведенными в то время.
Принцип предосторожности имеет важное значение для защиты окружающей среды, людей, безопасной окружающей среды, осуществления политики и уменьшения деградации и эрозии почв.
4. Принцип ответственности
Среди принципов экологического менеджмента он гласит, что каждый человек и фирма должны быть подотчетны и брать на себя ответственность за поддержание безопасного, чистого и устойчивого развития. Экологическая устойчивость должна достигаться путем обеспечения надлежащего управления использованием ресурсов, а не растраты их впустую, люди должны знать, что одной из их обязанностей является защита окружающей среды, что является безопасным для фирм и корпораций, добывающих и выделяющих газы, загрязняющие окружающую среду.
5. Принцип эффективности и действенности
Правительство каждой страны и города несет ответственность за то, чтобы обеспечить внедрение хорошо структурированной политики и процедур для управления основными отходами. Неспособность должным образом утилизировать отходы может привести к болезням, проблемам с почвой, накоплению химических веществ и болезням, передаваемым через воду.
Следовательно, важно, чтобы, руководствуясь принципом эффективности, крупные агентства и советы делали все возможное для сокращения накопления отходов и контроля за свалками мусора.
Принцип призывает различные организационные органы и агентства децентрализовать и внедрить новые методы управления, предлагаемые с помощью нового государственного управления, чтобы они могли достигать желаемых результатов при защите окружающей среды с минимальными затратами.
6. Принцип пропорциональности
Он относится к установлению баланса между развитием и защитой окружающей среды. Создание базовой инфраструктуры на основе развития считается важной частью человеческого развития, поэтому защита окружающей среды — это то же самое, что и развитие. Без окружающей среды, которая обеспечивает землю, человеку было бы негде строить дома.
Но один важный ключевой момент, на который следует обратить внимание, заключается в том, что и то, и другое должно быть справедливо управляемым и сбалансированным. Развитие не должно препятствовать и разрушать окружающую среду, а также защита окружающей среды должна осуществляться, допуская развитие.
7. Принцип участия
Каждый гражданин, частное лицо, правительство и фирма несут ответственность за участие в принятии экологических решений и политике защиты. Благодаря коллективному сотрудничеству в вопросах охраны окружающей среды легко способствовать сдвигу и волне, отражающим необходимость защиты окружающей среды.
Каждый человек должен сделать важный шаг и внести свой вклад в решение вопросов, связанных с обращением с твердыми отходами, сбором мусора, строительством, химикатами, газообразными отходами и материалами для сноса, которые могут повлиять на окружающую среду, и как уменьшить воздействие.
2
Критерии
оценки
рационального
и
нерационального
природопользования
Необходимость экономической оценки природных ресурсов проистекает из их роли как неотъемлемой части социального богатства страны и как существенного фактора общественного производства.
В методологическом смысле общепринятое толкование категорий "общественного" или "национального" богатства включает:
- недвижимость и движимое имущество (основной и оборотный капитал, потребительские товары);
- природные ресурсы и выгоды (месторождения полезных ископаемых, земельные участки, леса, водные ресурсы, биологические и рекреационные ресурсы и т. д.);
- нематериальные активы и другие ценности нематериального богатства (интеллектуальная собственность, научно-технический потенциал, образовательный и духовный потенциал, культура, здоровье).
Определение целостности и состава общественного богатства зависит от оценки его важнейшей составляющей — природных ресурсов, его роли в системе экономических отношений и хозяйственной деятельности, объективности применяемых методологических подходов.
Социально-экономическая оценка природных ресурсов, участвующих в экономическом обороте, и их отражение в составе общественного богатства страны подразумевает также реализацию государственной стратегии устойчивого развития экономики России.
Экономическая оценка природных ресурсов является важной областью исследований и практической работы в области экономики окружающей среды:
- экономическое благополучие нынешнего и будущих поколений общества;
- оптимальное распределение и использование выгод, ресурсов и производства;
- поиск заменителей и новых источников природных ресурсов для поддержания и развития экономического благосостояния (а не только экономического роста);
- гармонизировать развитие и взаимодействие общества и природы;
- регулирование процессов в биосфере, придание ей новых качественных свойств;
- природные ресурсы, как общественное богатство теоретической и статистической концепции, должны стать элементом общественного и личного сознания;
- экономическая оценка и использование природных ресурсов представляют собой регулярный, постоянный и обязательный процесс для всех уровней экономического управления и для всех экономических игроков.
Несмотря на мировой опыт и многочисленные масштабные исследования, оценка природных ресурсов в рамках национального богатства страны оставляет желать лучшего. Отставание в этом вопросе нашей страны обусловлено, в целом, низким качеством управления экономикой.
Объективные трудности связаны с оценкой природных преимуществ
(ландшафтов, уникальных представителей растительного и животного мира), поскольку нет традиционных рынков, нормального спроса и предложения, альтернативных вариантов.
Необходимость экономической оценки природных ресурсов очевидна, поскольку она отражает оценку природных условий и степень рационального и комплексного использования природных ресурсов, а также влияние разработки и эксплуатации ресурсов на окружающую среду. Результаты этой оценки определяют влияние процессов экологического менеджмента на благополучие будущих поколений.
Методика экономической оценки природных ресурсов отражает отечественный и зарубежный опыт, результаты теоретических исследований
и практических работ, а также социально-экономическую политику государства по развитию общества и отношение к природе и человеку.
Значительное влияние на методы экономической оценки природных ресурсов было разработано в неоклассических рамках экономической теории, концепции экономического благосостояния и связанных с ней теоретических концепций А. Хикс, К. Эрроу, Р. Коуз, Ф. И. Эджворт, Н.Калдор и др. он также внес свой вклад в развитие представителями научной школы подхода, основанного на факторах бизнес - кейса — капитализированной отдаче ресурсов, составляющей их совокупные производственные мощности.
В мировой методологии экономической оценки существует заметная разница между основными допущениями, положения которых защищают сторонников:
- классическая экономическая теория о невмешательстве государства в процессы рыночного саморегулирования экономических отношений субъектов рынка и использования окружающей среды;
- необходимость строгого управления связями с общественностью в отношении использования природных ресурсов (административный и командный подход);
- "гибкое" государственное регулирование отношений, касающихся использования природных ресурсов, с учетом возможностей саморегулирования рынка.
В нынешних условиях экономическая оценка природных ресурсов отражает:
- возможность вовлечения природных ресурсов в экономический оборот с учетом степени эксплуатации и исследований, лимитов, пополнения, возможных объемов и сроков использования;
- налоги, лицензии, экологические платежи и другие платежи, связанные с экологическим менеджментом;
- потери в результате нерационального и неинтегрированного использования ресурсов;
Значительное влияние на методы экономической оценки природных ресурсов было разработано в неоклассических рамках экономической теории, концепции экономического благосостояния и связанных с ней теоретических концепций А. Хикс, К. Эрроу, Р. Коуз, Ф. И. Эджворт, Н.Калдор и др. он также внес свой вклад в развитие представителями научной школы подхода, основанного на факторах бизнес - кейса — капитализированной отдаче ресурсов, составляющей их совокупные производственные мощности.
В мировой методологии экономической оценки существует заметная разница между основными допущениями, положения которых защищают сторонников:
- классическая экономическая теория о невмешательстве государства в процессы рыночного саморегулирования экономических отношений субъектов рынка и использования окружающей среды;
- необходимость строгого управления связями с общественностью в отношении использования природных ресурсов (административный и командный подход);
- "гибкое" государственное регулирование отношений, касающихся использования природных ресурсов, с учетом возможностей саморегулирования рынка.
В нынешних условиях экономическая оценка природных ресурсов отражает:
- возможность вовлечения природных ресурсов в экономический оборот с учетом степени эксплуатации и исследований, лимитов, пополнения, возможных объемов и сроков использования;
- налоги, лицензии, экологические платежи и другие платежи, связанные с экологическим менеджментом;
- потери в результате нерационального и неинтегрированного использования ресурсов;
- порча, вызванная проявлением внешних негативных воздействий и др.
Экономическая оценка природных ресурсов направлена на определение их стоимости с точки зрения стоимости в рамках интегрированных, рациональных и безопасных режимов экологического менеджмента. В то же время необходимо учитывать экологические условия, связанные с экономической и иной деятельностью, связанной с эксплуатацией, разработкой и использованием природных ресурсов.
Экономический анализ природных ресурсов представляет собой важный шаг, являющийся неотъемлемой частью экономической оценки богатства страны. Природные ресурсы, оцениваемые в стоимостном выражении, относятся к экономическим активам страны.
Следует отметить, что в экономические активы страны не входят природные ресурсы планетарного значения, которые не могут быть собственностью определенного государства, например, океаны, озоновый слой и - некоторые недоступные в настоящее время природные ресурсы, которые по этим причинам не могут быть использованы в краткосрочной перспективе:
В абсолютном выражении общая стоимость природных ресурсов оценивается, депонируется различными организациями и экспертными оценками в соответствии с применяемыми принципами и методами расчета от нескольких десятков до нескольких сотен триллионов долларов.
В компоненте природных ресурсов большая часть стоимости поступает из запасов полезных ископаемых.
Эти оценки отражают результаты одного из первых этапов долгосрочной и чрезвычайно сложной теоретической и практической работы по комплексной оценке национального богатства России и роли природных активов в ней. Результаты этих расчетов далеко не однозначны и во многом обусловлены отсутствием приемлемого единого метода оценки природно- ресурсной составляющей национального богатства.
Однако результаты расчетов наглядно показывают исключительную важность природных активов (материальных, не добываемых) в национальном богатстве и доминирующую роль полезных ископаемых в общих природных ресурсах страны.
Необходимость получения объективных значений для всех элементов блока природных ресурсов, а также их множества, продиктована в первую очередь:
- потребности долгосрочной государственной стратегии социально- экономического развития России, предусматривающей наиболее эффективное использование ключевых элементов национального богатства;
- преобладающие пропорции и текущие дисбалансы;
- улучшение государственного управления с помощью рыночных и нерыночных методов;
- внутренний спрос на сырье и возможности внешнеэкономических отношений и многие другие факторы.
Эти работы должны основываться на хорошо разработанной методике, определенной гармонизации подходов в изучении элементов окружающей среды, ведении различных запасов природных ресурсов, Современные приборы измерения и контроля, на высоком уровне подготовки. Важно установить комплексные связи между расчетами и соответствующими оценками, проводимыми при подготовке различных государственных докладов (сборников и отраслевых документов, отдельных научных исследований) по определенным видам природных ресурсов. Все это должно обеспечить сопоставимость соответствующих анализов и выводов. Заметим, что к экономическим активам страны не относятся:
- природные ресурсы планетарного значения, которые не могут находиться в собственности, в том числе отдельного государства, например океаны, озоновый слой;
- отдельные природные ресурсы, в настоящее время недоступные, которые по этим причинам не могут быть вовлечены в экономический оборот в ближайшем будущем.
Полнота структуры наследия предопределяется объектом оценки и ролью того или иного из его компонентов.
В абсолютном выражении общая стоимость природных ресурсов оценивается различными организациями и экспертами, в зависимости от используемых принципов и методов расчетов, от нескольких десятков до нескольких сотен триллионов долларов.
Что касается компонента природных ресурсов, то подавляющее большинство стоимости приходится на запасы полезных ископаемых.
Эти оценки отражают результаты одного из первых этапов долгосрочной и чрезвычайно сложной в теоретическом и практическом плане работы по комплексной оценке национального богатства России и роли в нем природных ресурсов. Результаты расчетов далеко не однозначны и во многом обусловлены отсутствием приемлемой единой методологии оценки ресурсной составляющей в составе национального богатства.
Характерной и трудноосуществимой особенностью природного комплекса России является его большой разброс по уровню антропогенного воздействия (как накопленного в течение длительного периода, так и систематически оказываемого в настоящее время). В частности, имеющиеся разнородные оценки показывают, что более 1% населенных пунктов страны относятся к категории "чрезвычайно опасно загрязненных", 10% — "опасно загрязненных" и около 1% — "умеренно опасно загрязненных". Российские географы выделяют 16 экологически критических регионов на территории
России, которые вместе занимают около 15% территории нашего государства.
Среди этих объектов преобладают промышленные и городские агломерации, но есть также сельскохозяйственные и рекреационные территории.
В то же время для России по-прежнему характерно сохранение крупнейших в мире территорий с минимально нарушенными природными
экосистемами (на которые мало влияет экономическая деятельность). Они занимают, по разным оценкам, от 8 до 11 миллионов км2, что составляет более половины территории государства. Эти уникальные условия, обилие и разнообразие природных компонентов определяют особую роль природного и экологического потенциала страны в мировом природно-ресурсном комплексе. Эта роль часто не может быть выражена исключительно в утилитарной, материальной и денежной форме. Количественный и качественный характер природных богатств России создает для нее экстраординарные (экстраординарные) экономические условия, возможности и в то же время ограничения в международном разделении труда, предполагает как определенную ответственность перед мировым сообществом, так и определенные права как единой территории Земли.
Экономическая оценка природных ресурсов - это определение их ценности как неотъемлемой части общественного богатства в стоимостном выражении или, другими словами, на основе концепции устойчивого экономического развития, существующих социально-экономических условий и требований, параметров и режимов технологического развития и эксплуатации, норм и природные ресурсы
Метод оценки национального богатства, особенно в отношении его фактического состава, может быть основан на измерении ценности всех элементов богатства с точки зрения полезности. Что касается оценки природных ресурсов как элемента национального богатства, то этот вопрос остается весьма дискуссионным. Представители научной школы, которая основана на принципах факторов бизнес-кейса, проявляют значительную активность в решении проблемы. В этом случае производственные основные средства могут быть оценены на основе их общей капитализированной доходности.
Долгое время отрицалась возможность денежной оценки природных ресурсов в социалистических условиях. Это было обосновано тем, что природные ресурсы, в частности полезные ископаемые и биосфера, не
Экономическая оценка природных ресурсов - это определение их ценности как неотъемлемой части общественного богатства в стоимостном выражении или, другими словами, на основе концепции устойчивого экономического развития, существующих социально-экономических условий и требований, параметров и режимов технологического развития и эксплуатации, норм и природные ресурсы
Метод оценки национального богатства, особенно в отношении его фактического состава, может быть основан на измерении ценности всех элементов богатства с точки зрения полезности. Что касается оценки природных ресурсов как элемента национального богатства, то этот вопрос остается весьма дискуссионным. Представители научной школы, которая основана на принципах факторов бизнес-кейса, проявляют значительную активность в решении проблемы. В этом случае производственные основные средства могут быть оценены на основе их общей капитализированной доходности.
Долгое время отрицалась возможность денежной оценки природных ресурсов в социалистических условиях. Это было обосновано тем, что природные ресурсы, в частности полезные ископаемые и биосфера, не
являются продуктом человеческого труда, не являются объектом продажи и не могут иметь денежной оценки. Такой подход к экономической (денежной) оценке природных ресурсов фактически подразумевал утверждение принципа их бесхозяйственности, нерационального и неинтегрированного использования. На практике это часто приводило к хищнической эксплуатации природных ресурсов, значительному загрязнению и экологическим авариям.
Осознание необходимости экономической (стоимостной) оценки природных ресурсов и, в то же время, практическая работа над этой проблемой началась во многих странах мира всего несколько десятилетий назад, и отсталость нашей страны в практическом решении этих проблем (но в теоретических и методологических разработках) связано с недостаточным развитием рыночных отношений. На сегодняшний день возникла необходимость в оценке экономического потенциала природных ресурсов.
Роль экономической оценки ресурсов в нашей стране-экспортере ресурсов имеет большое значение как для развития рыночных механизмов управления окружающей средой, так и для регулирования государственно- рыночных отношений в области управления окружающей средой.
Необходимость экономической оценки природных ресурсов тем более очевидна, что экономическое развитие страны и рост благосостояния общества во многом зависят от степени рациональности и сложности их использования, их участия в хозяйственном обороте.
Объективной основой для экономической оценки природных ресурсов является:
- дифференциация природных ресурсов в соответствии с их географическим положением, их качеством и характеристиками природной среды проживания (климат, погода, пространственное, пограничное расположение с другими ресурсами, физические и качественные характеристики и параметры, безопасные условия эксплуатации и т.д.);
- наличие природных ресурсов и альтернативных продуктов;
Осознание необходимости экономической (стоимостной) оценки природных ресурсов и, в то же время, практическая работа над этой проблемой началась во многих странах мира всего несколько десятилетий назад, и отсталость нашей страны в практическом решении этих проблем (но в теоретических и методологических разработках) связано с недостаточным развитием рыночных отношений. На сегодняшний день возникла необходимость в оценке экономического потенциала природных ресурсов.
Роль экономической оценки ресурсов в нашей стране-экспортере ресурсов имеет большое значение как для развития рыночных механизмов управления окружающей средой, так и для регулирования государственно- рыночных отношений в области управления окружающей средой.
Необходимость экономической оценки природных ресурсов тем более очевидна, что экономическое развитие страны и рост благосостояния общества во многом зависят от степени рациональности и сложности их использования, их участия в хозяйственном обороте.
Объективной основой для экономической оценки природных ресурсов является:
- дифференциация природных ресурсов в соответствии с их географическим положением, их качеством и характеристиками природной среды проживания (климат, погода, пространственное, пограничное расположение с другими ресурсами, физические и качественные характеристики и параметры, безопасные условия эксплуатации и т.д.);
- наличие природных ресурсов и альтернативных продуктов;