Файл: Экономическое содержание природопользования, принципы, критерии, ограничения.pdf
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- альтернативы и технологическое разнообразие для разработки и эксплуатации природных ресурсов;
- конкурентные различия в технико-экономическом уровне освоения и эксплуатации природных ресурсов;
- ограничение, естественное восполнение, воспроизводимость и невозобновляемость природных ресурсов;
- дифференциация направления и эффективности использования природных ресурсов и производных продуктов.
Экономическая оценка природных ресурсов проводится, когда принимается решение о возможности разработки ресурса или использования его в качестве замены другого ресурса до составления технико- экономического обоснования кадастровой оценки, определения размера арендной платы (ренты) и других целей.
Экономическая оценка природных ресурсов необходима для обеспечения макроэкономических целей природопользования, а именно:
- обоснование баланса использования и потребления природных ресурсов и их общей эффективности (потенциальной, прогнозируемой и реальной);
- учет стоимости природных ресурсов как части богатства страны;
- прогнозирование и планирование экономического развития;
- регулирование процессов экологического менеджмента;
- решение стратегических задач экономической безопасности страны;
- экономический механизм передачи природных ресурсов в пользование и собственность;
- налоговые системы и экономические стимулы в области рационального природопользования;
- обоснование стратегий, долгосрочных и среднесрочных планов социально-экономического развития страны, ее регионов и территориальных образований;
- включение показателей экономической оценки природных ресурсов в систему социально-экономических отношений в обществе;
- решения национальных проблем, связанных с рациональным и комплексным использованием природных ресурсов.
На микроуровне экономическая оценка природных ресурсов используется для решения следующих задач:
- определение стоимости запасов природных ресурсов;
- прогнозирование и планирование использования природных ресурсов;
-обоснование экономической целесообразности освоения объектов природных ресурсов и последовательности их эксплуатации;
- обоснования сохранения природных ресурсов для общества;
- обоснование изъятия объектов природных ресурсов из разработки и эксплуатации;
- подбор оптимальных сроков, объемов и технологических параметров их эксплуатации (использования);
- определение экономической эффективности инвестиций в комплекс природных ресурсов;
- определение потерь из-за нерационального и простого использования природных ресурсов;
- учет природных ресурсов в балансе и структуре национального богатства;
- установление платежей и акцизных сборов за использование природных ресурсов;
- определение залоговой стоимости природных объектов и ресурсов;
- определение размера компенсаций, связанных с отчуждением или изменением назначения природных ресурсов;
- решать другие задачи, связанные с рациональным использованием природных ресурсов.
Учитывая анализ и обобщение имеющегося отечественного и зарубежного опыта, можно отметить, что государственная политика в области
оценки природных ресурсов должна быть направлена на достижение основных целей:
1) экономическая реализация прав государства как собственника природных ресурсов;
2) обеспечить совершенствование методов оценки эффективности инвестиционных программ и проектов в области рационального природопользования;
3) формирование рынка экологических товаров, работ и услуг;
4) создание рынка экологического страхования и экологического аудита в области экологического менеджмента;
5)
Создание эффективного механизма лицензирования природопользования.
Система оценки природных ресурсов предназначена для решения целого ряда важных экономических проблем, а именно:
- создать механизм учета и воспроизводства национального богатства страны;
- разработать принципы инвестирования в отрасли, эксплуатирующие природу;
- внедрять методы управления запасами природных ресурсов и решать проблемы сохранения ресурсов;
- обеспечение сбалансированного развития территорий;
- разработать единую систему платежей за пользование природными ресурсами, методологию оценки недвижимости и т. д.
Ряд проблем может быть решен с использованием конкретных смет затрат как по отдельным видам ресурсов, так и по их совокупности( для целей комплексного использования), в том числе путем:
- разработка системы показателей национального богатства, учитывающей природные ресурсы в соответствии с их рыночной стоимостью.
Это позволит вам сравнить объем ресурсов, качество, структуру их
1) экономическая реализация прав государства как собственника природных ресурсов;
2) обеспечить совершенствование методов оценки эффективности инвестиционных программ и проектов в области рационального природопользования;
3) формирование рынка экологических товаров, работ и услуг;
4) создание рынка экологического страхования и экологического аудита в области экологического менеджмента;
5)
Создание эффективного механизма лицензирования природопользования.
Система оценки природных ресурсов предназначена для решения целого ряда важных экономических проблем, а именно:
- создать механизм учета и воспроизводства национального богатства страны;
- разработать принципы инвестирования в отрасли, эксплуатирующие природу;
- внедрять методы управления запасами природных ресурсов и решать проблемы сохранения ресурсов;
- обеспечение сбалансированного развития территорий;
- разработать единую систему платежей за пользование природными ресурсами, методологию оценки недвижимости и т. д.
Ряд проблем может быть решен с использованием конкретных смет затрат как по отдельным видам ресурсов, так и по их совокупности( для целей комплексного использования), в том числе путем:
- разработка системы показателей национального богатства, учитывающей природные ресурсы в соответствии с их рыночной стоимостью.
Это позволит вам сравнить объем ресурсов, качество, структуру их
ценообразования, определить приоритеты рентабельности использования ресурсов на всех уровнях управления;
- совершенствование системы показателей мониторинга экономической безопасности страны и регионов. Помимо показателей физических объемов и соотношений между структурными компонентами минерально-сырьевой базы или увеличением запасов и объемом их добычи и окупаемости, необходимо учитывать стоимостные показатели, позволяющие оперировать новыми критериями и категориями. К ним относятся инвестиционная деятельность, защита от рисков и страхование природных ресурсов, эффективность деятельности предприятий, эксплуатирующих природу, включая охрану окружающей среды и внешнюю торговлю; отношения между владельцами природных ресурсов, например, государством и другими владельцы);
- внедрение экономических методов управления природными ресурсами с использованием информационных технологий (формирование фондов для восстановления, защиты, исследование ресурсов, определение залоговой стоимости природных ресурсов, обоснование капитальных вложений и регулирование инвестиционных потоков, оценка эффективности инвестиционных проектов и программ, сравнение с международными стандартами).
Экономическая оценка природных ресурсов позволяет учитывать все виды потерь, связанных с их широким использованием, и оценивать в денежном выражении экологические последствия воздействия производства на окружающую среду.
Оценка природных ресурсов должна также включать их экономические и экологические оценки, направленные на определение:
- прогнозные, плановые и проектные показатели их функционирования и сопоставление вариантов принятия решений, рационального( оптимального) использования, потребления и восстановления природных ресурсов;
- совершенствование системы показателей мониторинга экономической безопасности страны и регионов. Помимо показателей физических объемов и соотношений между структурными компонентами минерально-сырьевой базы или увеличением запасов и объемом их добычи и окупаемости, необходимо учитывать стоимостные показатели, позволяющие оперировать новыми критериями и категориями. К ним относятся инвестиционная деятельность, защита от рисков и страхование природных ресурсов, эффективность деятельности предприятий, эксплуатирующих природу, включая охрану окружающей среды и внешнюю торговлю; отношения между владельцами природных ресурсов, например, государством и другими владельцы);
- внедрение экономических методов управления природными ресурсами с использованием информационных технологий (формирование фондов для восстановления, защиты, исследование ресурсов, определение залоговой стоимости природных ресурсов, обоснование капитальных вложений и регулирование инвестиционных потоков, оценка эффективности инвестиционных проектов и программ, сравнение с международными стандартами).
Экономическая оценка природных ресурсов позволяет учитывать все виды потерь, связанных с их широким использованием, и оценивать в денежном выражении экологические последствия воздействия производства на окружающую среду.
Оценка природных ресурсов должна также включать их экономические и экологические оценки, направленные на определение:
- прогнозные, плановые и проектные показатели их функционирования и сопоставление вариантов принятия решений, рационального( оптимального) использования, потребления и восстановления природных ресурсов;
- степень экономического ущерба, причиненного природе, экономическим, культурным и другим объектам при разработке ресурсов и их использовании;
- экономическая эффективность мер по охране окружающей среды.
Экономической оценке подлежат все виды природных ресурсов, за исключением тех, которые доступны в неограниченных количествах
(например, атмосферный воздух, океанская вода).
Экономическая оценка природных ресурсов означает количественное и качественное измерение их потребительной стоимости и включает определение экономической ценности этого ресурса.
К основным методологическим принципам экономической оценки природных ресурсов относятся: принцип сложности, принцип императива, принцип обеспечения экономического воспроизводства, принцип оптимизации (альтернативы и варианты).
1. Принцип комплексности подразумевает учет всех природных ресурсов (как используемых, так и затронутых), которые являются частью одного и того же природного объекта. Кроме того, для каждого используемого природного ресурса должны быть приняты во внимание все преимущества, вытекающие из этого варианта. В этом случае все используемые ресурсы назначаются ресурсам первой группы. Они учитываются как в результатах — в виде стоимости продукции, так и в общих затратах на эксплуатацию, первичную переработку и транспортировку к потребителю. Ресурсы, которые не будут эксплуатироваться при использовании основного ресурса, но будут подвержены определенному воздействию (ухудшение качества, разрушение и т.д.), относятся ко второй группе ресурсов. Ресурсы этой группы учитываются в базовой формуле оценки ресурсов как часть затрат.
2. Принцип императива воспроизводства возобновляемых природных ресурсов означает, что часть возобновляемых природных ресурсов, эксплуатируемых или затрагиваемых (путем уменьшения их количества или ухудшения их качества), также должна воспроизводиться в натуральной
форме (количественно или качественно). Таким образом, затраты на физическое воспроизводство этого вида потребляемых или уничтоженных природных ресурсов считаются минимумом экономической оценки возобновляемых природных ресурсов.
3. Принцип экономического воспроизводства невозобновляемых природных ресурсов или содержащейся в них потребительной стоимости означает, что при оценке этих ресурсов должны учитываться отчисления на их экономическое воспроизводство и/или отчисления для обеспечения замены редких и невозобновляемых природных ресурсов другими видами ресурсов или материалов, имеющими та же потребительная стоимость, что и заменяемые природные ресурсы.
4. Принцип оптимизации экономической оценки природного объекта в целом означает, что существует случай использования природных ресурсов, которые являются частью природного объекта, в котором последний имеет наилучшую оценку.
Экономическая наука также разработала для практической работы методологические принципы экономической оценки природных ресурсов, которые включают:
- с учетом возможностей воспроизводства ресурса;
- рассмотрение имеющихся и возможных альтернатив;
- принимая во внимание взаимодействие и ограниченное местоположение оцениваемого ресурса с другими ресурсами;
- учет влияния результатов эксплуатации ресурса на состояние окружающей среды, в том числе на состояние других ресурсов;
— оценка потерь от эксплуатации природных ресурсов;
- оценка добычи природного ресурса;
- определение экономического эффекта от использования продукта, произведенного с использованием ресурса, или доли экономического эффекта, приходящейся на этот ресурс;
3. Принцип экономического воспроизводства невозобновляемых природных ресурсов или содержащейся в них потребительной стоимости означает, что при оценке этих ресурсов должны учитываться отчисления на их экономическое воспроизводство и/или отчисления для обеспечения замены редких и невозобновляемых природных ресурсов другими видами ресурсов или материалов, имеющими та же потребительная стоимость, что и заменяемые природные ресурсы.
4. Принцип оптимизации экономической оценки природного объекта в целом означает, что существует случай использования природных ресурсов, которые являются частью природного объекта, в котором последний имеет наилучшую оценку.
Экономическая наука также разработала для практической работы методологические принципы экономической оценки природных ресурсов, которые включают:
- с учетом возможностей воспроизводства ресурса;
- рассмотрение имеющихся и возможных альтернатив;
- принимая во внимание взаимодействие и ограниченное местоположение оцениваемого ресурса с другими ресурсами;
- учет влияния результатов эксплуатации ресурса на состояние окружающей среды, в том числе на состояние других ресурсов;
— оценка потерь от эксплуатации природных ресурсов;
- оценка добычи природного ресурса;
- определение экономического эффекта от использования продукта, произведенного с использованием ресурса, или доли экономического эффекта, приходящейся на этот ресурс;
- принимая во внимание социальные эффекты, для которых экономическая оценка невозможна;
- сравнительный анализ результатов оценки;
- использование справочных данных, сопоставимых по времени, происхождению и методам расчета.
3 Лимитирование природопользования
Границы экологического менеджмента — это система экологических ограничений на территориях. Они представляют собой ограничения по объему максимального изъятия природных ресурсов, которые устанавливаются предприятиями-пользователями природных ресурсов на определенный период, а также ограничения по выбросам или выбросам в окружающую среду загрязняющих веществ и удалению промышленных отходов. Эти ограничения устанавливаются для предприятий-природопользователей государственными органами по охране окружающей среды с учетом необходимости постепенного достижения нормативных объемов при использовании природных ресурсов.
Ограничения, наряду с лицензированием, являются одной из эффективных мер по защите окружающей среды. Помимо лицензирования, ограничение обусловлено ограниченными запасами природных ресурсов и необходимостью их рационального использования и воспроизводства.
Ограничение использования природы осуществляется в соответствии с направлениями, в которых осуществляется использование самой природы, а именно: удаление природного материала из природы; внесение антропогенного материала в природу. Следовательно, могут быть установлены ограничения на максимально допустимые нормы изъятия, изъятия, использования природных веществ из природной среды или на максимально допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в природную среду, удаления отходов.
Пределы изъятия природных веществ при использовании природной среды устанавливаются и реализуются в соответствии с общей концепцией рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Они распределены по определенным объектам: для земель действуют стандарты выделения земель для автомобильных и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем, газовых и нефтяных скважин, рыболовецких предприятий, линий связи, электрических сетей [15]. По указанным выше объектам нормативы выделения земельных участков утверждаются Государственным строительным ведомством Российской
Федерации. Кроме того, были установлены и действуют нормы свободной передачи земли в собственность граждан для ведения сельского хозяйства, подсобного хозяйства, садоводства, а также жилищного строительства [8]; на водоемы распространяются ограничения на потребление воды, утвержденные органами управления водными ресурсами для орошаемого земледелия, животноводческих комплексов, промышленного потребления, эксплуатации коммунальных служб (водоснабжение и канализация) [6]; в области охраны, использования и воспроизводства лесов основным ограничивающим показателем является расчетная площадь вырубки, которая определяет равенство между величиной ежегодного прироста леса и количеством древесины, вырубленной в порядке заготовки [7]. Существуют также другие предельные показатели, устанавливаемые лесными властями, такие как количество граждан, проживающих в лесу одновременно; численность конкретной популяции животных, от которой зависит состояние леса (например, лоси, поедающие молодые зеленые побеги, кабаны, уничтожающие корни деревьев в поисках плодов и т. д.); в области охраны и использования дикой природы разрабатываются ограничения на отстрел, отлов животных, птиц и рыб. Ограничения утверждаются на сезон, отдельные периоды охоты или рыбалки, в целом для
водоема или охотничьих угодий, для отдельных лиц или охоты, рыболовецких хозяйств [4].
Цель установления этих и аналогичных пределов двояка: экологическая и экономическая (взимание платы за нормативное и избыточное потребление ресурсов). Средства, полученные от платы за потребление ресурсов, используются для их воспроизводства и рационального использования.
Действия, направленные на контроль предельно допустимых выбросов, выбросов, удаления отходов (вредных веществ), также являются одним из видов экологического менеджмента. В данном случае ограничение решает экологические проблемы за счет экономического стимулирования источника загрязнения к сокращению отходов (использование экологических фондов, в которых аккумулируются средства, полученные за выбросы, сбросы, удаление вредных веществ).
Цель установления этих и аналогичных пределов двояка: экологическая и экономическая (взимание платы за нормативное и избыточное потребление ресурсов). Средства, полученные от платы за потребление ресурсов, используются для их воспроизводства и рационального использования.
Действия, направленные на контроль предельно допустимых выбросов, выбросов, удаления отходов (вредных веществ), также являются одним из видов экологического менеджмента. В данном случае ограничение решает экологические проблемы за счет экономического стимулирования источника загрязнения к сокращению отходов (использование экологических фондов, в которых аккумулируются средства, полученные за выбросы, сбросы, удаление вредных веществ).