Файл: Автор и составитель.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 254

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Определи, чем являются выделенные слова: союзами (С) или союзны­ми словами (СЛ) .

__ а) И на этой земле угрюмой счастлив ,что я дышал и жил. __ б) Не годы красят человека, а то, что он сделал. __ в) Я допускаю мысль, что писатель гениальный тоже может писать без всякого плана.

__ г) Тот, кто видел хоть однажды этот край, никогда его не смо­жет забыть. __ д) По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает. __ е) Первое "лесное" слово, какое меня заворожило, было — глухомань.

__ ж) Следует вспомнить слова Салтыкова-Щедрина, что лите­ратура изъята из законов тления.

6. Отметь сложные предложения. Укажи, какие виды придаточных предложений. Обозначь их

__ а ) И смотреть как над речкою режет воду синюю солнца соха. __ б) Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. __ в) Хорошо бы как ветками ива опрокинуться в розовость вод. __ г) Мир таинственный, мир мой древний, ты как ветер затих и присел. __ д) Снова выплыли горы из мрака и шумят как ромашковый луг. __ е) Вижу как он бьётся, мечется, теребя тугой аркан, и летит с него как с месяца шерсть буланая в туман .

7. Связь "согласование" устанавливается в словосочетаниях 1) проверять тетради

2) проверка тетрадей

3) проверять быстро

4) быстрая проверка

5) без пяти минут

8. По схеме "приставка + корень + суффикс + окончание" построено слово

1) счастливый

2) зимовка

3) бесстрашно (действовать)

4) смолоду

5) перестрелка

9 . Приставочным способом образованы слова

1) безмерно (любить)

2) пушкинский

3) разузнать

4) сверхизысканный

5) перевозка

10 . Однокоренными являются слова

1. речник, наречие

2. разведка, поведать

3. вечер, вечность

4 .позолота, золотой характер

5)лечу (на самолете), лечу (больного

11. К одной части речи относятся все слова в ряду

1. детвора, кухня

2. размышлять, уехать

3. светел, отдана

4. слабый, рисующий

5 .земля, земляной

Работа с текстом.

1. Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Издревле на Руси строили жилища из дерева. (2) Этому много причин. (3) Во-первых, русская земля всегда была богата лесами. (4) Москву некогда сплошь покрывали густые леса. (5) Память о
них сохранилась в некоторых географических названиях: Боро­вицкий холм, Марьина роща, Серебряный бор. (6) В древние времена человеку стоило только выйти с топором за околицу своего селения, чтобы начать рубить лес, поэтому дерево как строительный материал было очень дешёвым.

(7) Во-вторых, дерево, не в пример камню, легко поддаётся обработке, а значит, строительство идёт очень быстро. (8) Жи­лой дом или небольшой храм дружная артель плотников могла сложить за один световой день.

(9) Кроме того, деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место. (10) И наконец, по общему призна­нию, деревянное жилище более гигиенично. (11) Оно дышит. (12) В нём, как говорится, всегда сухо, летом прохладно, зимой тепло. (13) Установлено, что в сорокаградусный мороз вас могут защитить от холода сосновые стены толщиной всего в 20 см, кирпичные же для этого должны быть в три раза толще.

A. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

  1. Дома из камня практичнее и гигиеничнее.

  1. Географические названия хранят память о древнем ландшаф­те страны.

  2. Строение из дерева легко разобрать и перевезти на новое место.

  3. Деревянное строение могли построить на Руси в течение од­ного дня.

Б. Каков стиль и тип речи текста?

  1. разговорный стиль; повествование

  2. художественный стиль; повествование

  3. научный стиль; описание

  4. публицистический стиль; рассуждение

B. В каком предложении выражена основная мысль текста?

  1. 7, 8 3) 3, 4

  2. 1,2 4)9, 10

Г. Сколько аргументов, подтверждающих основную мысль, содер­жится в тексте?

  1. 1 2) 2 3) 3 4) 4

Д. Какое средство связи предложений №4 и №5 использовано?

  1. существительное с предлогом

  2. неопределённое местоимение

  3. личное местоимение

  4. синоним

Е. В каком предложении не использована вводная конструкция для подчёркивания последовательности в изложении фактов?

  1. 7

  2. 10

  3. 9

  4. 12

Ж. В каком предложении не все слова употреблены в прямом зна­

чении?

1)6

2) 7

3)11

4) 13

2. В какой последовательности нужно расположить данные пред­ложения, чтобы получился текст?

(1) Чтобы ноги не скользили, тротуары посыпают песком. (2) Когда трение между подошвой обуви и землей (или льдом) мало, например в гололедицу, то отталкиваться от земли очень трудно, ноги при этом скользят. (3) Без трения ни люди, ни жи­вотные не могли бы ходить по земле. (4) Это увеличивает силу трения между подошвой обуви и льдом. (5) Дело в том, что при ходьбе мы отталкиваемся ногами от земли.

1)4,1,5,2,5

2)3,5,2, 1,4

3) 5, 3, 1, 4, 2

4) 2, 5, 1, 3, 4

3. Прочитайте текст. Какие предложения связаны с предыдущими с помощью личного местоимения?

(1) Тургенев был великан с серебряной головой. (2) Пришел он из сказки и принес нам волшебную сказку, более действи­тельную, чем наша действительность. (3) Тургенев — это чистота чувства, музыка души, перекличка сердец. (4) Это безупречный художник, служивший искусству с молитвенным благоговением.

(5) Среди всех великих писателей, не только русских, но всего мира, он занимает своё особое, своё единственное место.

  1. 2, 3 2) 3, 4 3) 2, 5 4) 3, 5



ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

ВАРИАНТ I

I. Укажите сложноподчиненные предложения (знаки препи­нания не проставлены).

  1. Пока мы собирались на экскурсию началась гроза.

  2. Есть рассказы хорошо написанные но внутренне пустые как съеденное червями яблоко.

  3. По старым охотам знаю какими прекрасными могут быть последние деньки осени.

  4. Мы долго искали сухое пристанище для ночлега и наконец нашли его.

  5. Петя только сейчас вдруг понял как следует понимать значение слов Гаврика.

6. Вам наверное известно что немудреные свои гнезда соловьи вьют на земле и под кустами.

II. Найдите предложение, в котором придаточное стоит перед главным.

А. 2 Б. 6 В. 1 Г. 5

III. Найдите предложение с придаточным изъяснительным.

А. 1 Б. 3, 6, 5 В. 5 Г. 6

IV. Найдите предложение, в котором придаточное связано с главным союзным словом.

А. 6 Б. 5 В. 3 Г. 1

V. Укажите предложение с вводным словом.

А. 4 Б. 3 В. 4, 6 Г. 6

VI. Выберите союз, который характерен для разговорного стиля речи.

Кусты не прижились, ... весной были сильные морозы.


А. ибо

Б. ввиду того что

В. в связи с тем что

Г. потому что
ВАРИАНТ II

I. Укажите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены).

  1. Книги вошли в мою жизнь как великое чудо.

  2. Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях.

  1. Кое-где на дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с клейкими листьями.

  2. Лес стоит темный и молчаливый потому что главные певцы улетели.

  3. В том месте где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.

6. Жили мы в тихом переулке но несмотря на это из города к нам проникал какой-то заглушённый гул.

II. Найдите предложение, в котором придаточное стоит в середине предложения.

А. 1 Б. 4 В. 6 Г. 5

III. Найдите предложение с придаточным определительным.

А. 2 Б. 4 В. 6 Г. 5

IV. Найдите предложение, в котором придаточное присоединено к главному с помощью союзного слова.

А. 2 Б. 1 В. 4 Г. 5

V. Укажите предложение с обособленным обстоятельством.

А. 3 Б. 6 В. 2 Г. 4

VI. Выберите подчинительный союз, с помощью которого стиль и смысл высказывания передается точнее других.

Играть было трудно, ... во время матча шел сильный дождь.

А. вследствие того что

Б. ибо

В. благодаря тому что

Г. потому что

Корни с чередующимися и проверяемыми глас­ными

1.

Разб..раться, нат..реть, соб..рать, изб..ратель, раст..рание, проб..рет, выж..гает, прир..щение, подр..сли, подр..стали, отр..слевой, р..сточек, дог..рать, заг..рать, заг..релый подросток, з..рница, з..ревой, оз..рённый, з..рянка, оп..раться на п..рила, п..ровать, п..рьевой, п..рочинный, непром..каемый, пром..кашка, к..совица трав, к..согор, прик..сновение, к..сательная, р..внение на передовых, пор..вняться, подр..внять волосы, ср..вняться в выработ­ке, пл..вучий, пл..вец, попл..вок.
2.

Обл..гать налогом, обл..жной дождь, отр..сль, отр..стить, подр..стковый, р..сток, разг..рается, подг..реть, соприк..саться, прик..сновение, неук..снительно, зар..внять поверхность, уст..новить ур..вень, выр..внить ни глаз, р..вновесие, подск..чить, ск..чок, ск..чкообразный, соб..рать, подб..рет, соч..тать, предпоч..тать, прид..ратся, прид..рется к неточностям, разж..гать, пл..вучесть, пл..вец, обм..кнуть в чай, непром..каемая ткань, пром..кнуть написанное, прекл..няться перед талантом, тв..рение мастера, претв..рить в жизнь.
3.

Бл..стящий, бл..стающий, разр..внять поверхность, ур..внять в правах, неср..внимые величины, выг..рать, подг..ревший, наск..чить, ск..куны, ск..чок, з..рницы, оз..рять, з..ревой, з..рянка, распол..гать, распол..жение, скл..ниться, покл..ниться, притв..риться, тв..рение, м..кать в сметану, пром..кательная бумага, вым..кнуть до нитки, вым..кать лужу тряпкой, выр..сли, выр..стали, выр..щенный, р..сточком мал, подр..стковый возр..ст, ср..щение, изб..ратель, соб..рет, зан..маться предприн..мательством.

4.

Соб..рать, зап..рать, отп..реть, оп..раясь, соч..тать, предпоч..тать, поч..тный, поч..таемый, бл..стеть, бл..стающий, пробл..сковый, зам..рать, зам..рший, прид..раться, зан..маться, з..ря, оз..ренный, з..рянка, з..рничный вым..кать лужу тряпкой, вым..кнуть, разр..внять дорогу р..внение в строю, ур..внять в правах, р..вноденствие, уг..реть, подг..ревший, г..релка, г..ристый, приг..рюнился, подск..чить, ск..чите быстрее, ск..чок, неук..снительно, соприк..саться л..ктями, благотв..рительный, стихотв..рение, напом..нать, пл..вучий, пл..вец, пл..вники, пл..вниковый.