Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах Практическое занятие 1.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
развития :
10 баллов —очень высокий, 8-9 баллов —высокий, 5-7 баллов —средний.
3-4 балла —низкий, 0-2 балла —очень низкий.
Задание 3. Создайте форму диагностической карты развития ребенка дошкольного возраста (возраст на выбор).
Диагностическая карта.
_________________________________
Ф .И.О. Божко Екатерина Генадьевна
______________________________________
Группа – средняя «Солнышко» возраст 4-5 лет
Примечание:Обследуются как статическая, так и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений.
4 года
5 лет -
1. Стояние в течение 10 с на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты. (Задание считается невыполненным, если обследуемый ребенок сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитываются шатание, балансирование и опускание на пальцах ног. Допускается повторение до 3 раз.),
Обследование тонких движений пальцев рук
Определение качества и степени дифференцированности движений:
Обследование действий с предметами
II. Художественно-продуктивная деятельность.
Примечание: параметры диагностической карты рассчитаны на детей в возрасте от 5 до 7 лет.
В младшем и среднем дошкольном возрасте можно диагностировать следующее:
III. Познавательное развитие
Примечание: параметры диагностической карты рассчитаны на детей в возрасте от 5 до 7 лет. В коррекционных группах все разделы данного блока, кроме раздела «Конструирование», обследует учитель - дефектолог.
В младшем и среднем дошкольном возрасте можно диагностировать следующее:
IV. Развитие речи, коммуникация
Примечание: если в детском саду есть специалисты, то параметры раздела диагностируются совместно с ним (кроме раздела «Художественно-речевые навыки»). Если в детском саду не имеется специалистов, то воспитатель самостоятельно может диагностировать все разделы данного блока кроме раздела «Фонематика».
Словообразование - это образование новых форм слова.
(= большой дом - маленький домик);
(= матрешка из дерева - какая? - деревянная);
(= у лисы хвост - чей хвост? - лисий хвост);
( = рыбу ловит
кто? - рыболов);
(= идёт - пойдет, выйдет, перейдет, сойдет и т.д.);
( она поливала - он что делал? поливал).
Словоизменение - это изменение слова по числам, родам, падежам.
(= один мяч - Как мы скажем, если мячей много? - мячи);
(= есть мосты - нет чего? - мостов);
(= суп едят - чем? - ложкой);
(= шар синего цвета - какой? - синий; машина синего цвета - какая?; платье синего цвета - какое?; глаза синего цвета - какие?);
(= один дом, два дома, пять домов);
(= Где находится ложка? - в стакане, на стакане, под стаканом, перед стаканом, за стаканом. Откуда выглядывает котенок? - из ящика стола, из-под кресла, из-за тумбочки).
Примечание: в разделе «Художественно-речевые навыки» параметр «Литературный багаж» исследуется по иллюстрациям знакомых произведений.
Оценочная шкала
10 баллов —очень высокий, 8-9 баллов —высокий, 5-7 баллов —средний.
3-4 балла —низкий, 0-2 балла —очень низкий.
Задание 3. Создайте форму диагностической карты развития ребенка дошкольного возраста (возраст на выбор).
Диагностическая карта.
_________________________________
Ф .И.О. Божко Екатерина Генадьевна
______________________________________
Группа – средняя «Солнышко» возраст 4-5 лет
-
Физическое развитие и здоровье.
Направление | 3-5 лет |
Прыжки | - энергично отталкивается в прыжках на 2-х ногах; - в длину с места не менее чем на 40 см. |
Метание | - метание предметов правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м; - бросание мяча двумя руками из-за головы, от груди. |
Бег | - бег с сохранением равновесия; - бег с изменением направления и темпа в соответствии с указаниями воспитателя. |
Ходьба | - умение ходить прямо, не шаркая ногами и сохраняя заданное воспитателем направление; - построение в колонну по одному, парами, в круг, в шеренгу. |
Равновесие | - сохранение равновесия при ходьбе по ограниченной плоскости; - при перешагивании предметов |
Ползание, лазание | - ползание на четвереньках; - лазание по гимнастической стенке произвольным способом. |
Моторика (см. Примечание) | |
Культурно-гигиенические навыки | - замечает непорядок в одежде и устраняет его при небольшой помощи взрослого; - соблюдает элементарные правила гигиены; - соблюдает элементарные правила приёма пищи. |
Знания и представления о здоровом образе жизни | - умение обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме. |
Примечание:Обследуются как статическая, так и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений.
4 года
-
Стояние в течение 15 с с закрытыми глазами; руки вы тянуты по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы носок левой ноги тесно примыкал к пятке правой ноги, стопы расположены по прямой линии. (Схождение с места, балансирование при выведении балльной оценки учитывается как минус).
-
Пальце-носовая проба. Коснуться, закрыв глаза, указательным пальцем правой и левой рук (по очереди) кончика носа. (Задание считается невыполненным, если ребенок коснется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сначала коснется другого места, а потом кончика носа. Допускается повторение задания 3 раза для каждой руки. Положительная оценка выставляется при двукратном правильном выполнении задания.)
-
Подпрыгивание. Одновременно отделяются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается. Задание считается не выполненным, если обследуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, приземляется на пятки, а не на носки, в течение 5 с производит меньше 7 подпрыгиваний. Допускается, повторение.
-
Обследуемому предлагается в течение 10 с указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой — в обратном направлении. (Задание считается невыполненным, если ребенок вращал руками в одноименную сторону, описывал крути неправильной формы или неодинакового размера. Задание может повторяться не более 3 раз.).
-
Подать руку, попросить крепко пожать ее сначала правой, потом левой и, наконец, обеими руками. При наличии лишних движений задание считается невыполненным.
5 лет -
1. Стояние в течение 10 с на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты. (Задание считается невыполненным, если обследуемый ребенок сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитываются шатание, балансирование и опускание на пальцах ног. Допускается повторение до 3 раз.),
-
Подпрыгивание с открытыми глазами попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Ребенок сгибает под прямым углом ногу в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу он начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. (Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги.)
-
Справа и слева по бокам спичечной коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены тесно в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обследуемый начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным- пальцами обеих рук одновременно брать с каждой стороны по спичке и одновременно складывать их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20с должно быть уложено не менее чем по 5 спичек. (Задание считается невыполненным, если ребенок производит движения разновременно или уложил за 20 с менее 5 спичек. Допускается повторение задания.)
-
Обследуемому предлагается оскалить зубы (широко улыбнуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движений.
Обследование тонких движений пальцев рук
Определение качества и степени дифференцированности движений:
-
Сжать пальцы в кулак. -
Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»). -
Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).
Обследование действий с предметами
-
Выложить узор мозаики. -
Самостоятельно застегнуть пуговицы. -
Вычертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради. -
Нанизывать на нитку бусинки. -
Укладывать в коробку правой и левой руками по одной из 5 спичек (палочек).
II. Художественно-продуктивная деятельность.
Примечание: параметры диагностической карты рассчитаны на детей в возрасте от 5 до 7 лет.
В младшем и среднем дошкольном возрасте можно диагностировать следующее:
Направление | 4-5 лет |
Рисование | - умение рисовать предметы путем создания отчетливых форм; - аккуратность закрашивания; - умение передавать в рисунке несложный сюжет; - правильное пользование карандашами, кистью, красками, фломастерами; - умение украшать силуэты игрушек элементами дымковской росписи. |
Лепка | - владение приемами лепки; - умение лепить образы предметов и игрушек. |
Аппликация | - умение создавать изображение предметов из готовых форм по образцу (I полугодие); - правильность держания ножниц, знание техники безопасности; - умение резать по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал их прямоугольника; - умение аккуратно и в правильной последовательности наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей; - умение составлять узоры из растительных форм, геометрических фигур. |
III. Познавательное развитие
Примечание: параметры диагностической карты рассчитаны на детей в возрасте от 5 до 7 лет. В коррекционных группах все разделы данного блока, кроме раздела «Конструирование», обследует учитель - дефектолог.
В младшем и среднем дошкольном возрасте можно диагностировать следующее:
Направление | 4-5 лет |
Сенсорика | - узнает и называет 4 основных цвета (+ голубой, розовый); - узнает и называет ■, ●,▲, геометрические тела куб, шар, конус; - умение проводить сериацию пяти предметов по величине (= от самого большого к самому маленькому, или наоборот: большой - поменьше - самый маленький, и наоборот); - умение словесно обозначать величину двух сравниваемых предметов (больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже, одинаковые, равные); - умение составлять разрезные картинки из 4-5 частей. |
Математика | - счет до пяти с называнием итога; - умение определять количество предметов (больше, меньше, столько же). |
Временные представления | - части суток (без чередования); - времена года (признаки); - чередование вчера, сегодня, завтра |
Ориентировка | - справа - слева, вверху - внизу, спереди - сзади; - умение определить положение предмета на листе бумаги на образце; - умение нарисовать предмет в правильном положении на листе бумаги по словесной инструкции (= «Нарисуй круг в правом верхнем углу листа и т.д.); - умение ориентироваться в пространстве при помощи предлогов на, под, в. |
IV. Развитие речи, коммуникация
Примечание: если в детском саду есть специалисты, то параметры раздела диагностируются совместно с ним (кроме раздела «Художественно-речевые навыки»). Если в детском саду не имеется специалистов, то воспитатель самостоятельно может диагностировать все разделы данного блока кроме раздела «Фонематика».
Словообразование - это образование новых форм слова.
-
образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом
(= большой дом - маленький домик);
-
образование относительных прилагательных
(= матрешка из дерева - какая? - деревянная);
-
образование притяжательных прилагательных
(= у лисы хвост - чей хвост? - лисий хвост);
-
образование сложных слов
( = рыбу ловит
кто? - рыболов);
-
образование приставочных глаголов
(= идёт - пойдет, выйдет, перейдет, сойдет и т.д.);
-
образование глаголов мужского и женского рода прошедшего времени
( она поливала - он что делал? поливал).
Словоизменение - это изменение слова по числам, родам, падежам.
-
образование множественного числа существительных от единственного числа
(= один мяч - Как мы скажем, если мячей много? - мячи);
-
образование родительного падежа множественного числа существительных
(= есть мосты - нет чего? - мостов);
-
образование творительного падежа существительных (знание орудийности)
(= суп едят - чем? - ложкой);
-
согласование прилагательных с существительными
(= шар синего цвета - какой? - синий; машина синего цвета - какая?; платье синего цвета - какое?; глаза синего цвета - какие?);
-
сочетание существительных с числительными
(= один дом, два дома, пять домов);
-
предложно-падежные формы
(= Где находится ложка? - в стакане, на стакане, под стаканом, перед стаканом, за стаканом. Откуда выглядывает котенок? - из ящика стола, из-под кресла, из-за тумбочки).
Примечание: в разделе «Художественно-речевые навыки» параметр «Литературный багаж» исследуется по иллюстрациям знакомых произведений.
Оценочная шкала