Файл: Автор и составитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 390

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
а) Век живи, век учись.

б) Тёплая южная ночь.

в) Вокруг говорят о предсто­ящих заморозках.

г) Люблю утреннюю прохладу на реке.

д) В лесах было холодно. 15. Укажи назывные предложения. а) Здесь очень хорошо.

б) Поздняя осень.

в) Тихо в деревне.

г) На столе — старинные фотографии.

д) Вот памятник архитектуры.

е) Вдали лес.

16 . В каком из предложений нет подлежащего?

а) Зарево поднималось к лесу.

б) Я ему не враг.

в) Кашу маслом не испортишь.

г) Его проблемы никто не решит.

д) Не от солнца растения погибают.


9.2 Тест Вариант 1

I. В каком предложении должно быть тире между главными членами?

1. Небо звёздное.

2. Вертолёт удобный вид транспорта в тайге.

3. Способность творчества есть великий дар природы.

4. Искусство есть песнь человечества о самом себе.

II. Определите вид простого предложения.

МНЕ ВАС ЖАЛЬ.

а) определённо-личное; в) неопределённо-личное;

б) безличное; г) двусоставное.

III. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.

  1. Насекомые-санитары очищают леса, поля, пастбища.

  2. Они видели Дубровского и Архипа-кузнеца за несколько минут перед пожаром.

  3. Школьники-старшеклассники лето провели в походах.

  4. Разукрасили волшебница-осень леса разноцветными красками.

IV. На месте каких цифр нужны запятые?

Споров более не затевалось(1) и (2) наоборот (3) после обеда все были в хорошем расположении духа.

  1. 2, 3;

  2. 1, 2, 3;

  3. 1, 3;

  4. 1, 2.

V. Чем осложнено предложение?

ПОМОРОЖЕННЫЙ, ПРОСТУЖЕННЫЙ, ОТДЫХАЕТ ОН, ГЕРОЙ.

А) однородными членами и обращением;

Б) обособленным приложением и обособленными однородными определениями;

В) вводным словом и обращением;

Г) обращением и причастным оборотом.

VI. Найдите предложения с пунктуационными ошибками.

  1. Белые облака, бор, тянувшийся по сторонам дороги – всё радовало глаз.

  2. Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит.

  3. По вечерам дедушка смотрел телевизор, или читал, или уходил в театр, или к соседу поиграть в шахматы.

  4. Жёлтая акация и сирень, растущие в наших садах – декоративные кустарники.

Вариант 2.

I. В каком предложении должно быть тире между главными членами?

1. Небо в ноябре словно звёздный шатёр.

2. Цветущая верба среди иссиня-чёрных елей как луч света.

3. Небольшой снегопад не помеха для охотников.

4. Для туриста самое важное в походе удобная обувь.

II. Определите вид простого предложения.

МНЕ СЕГОДНЯ ВЗГРУСТНУЛОСЬ.

а) определённо-личное; в) неопределённо-личное;

б) безличное; г) двусоставное.

III. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.

1. Вернулся Иван-царевич домой с конём.

2. Старик-горец пришёл в аул поздно вечером.

3. Ковром расстилаются под берёзами подснежники-перелески.

4. Москва-река судоходна.

IV. Какие знаки препинания должны быть в выделенной части?

Книга может быть наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных

человеком.

а) … - может быть наиболее сложное …

б) …, может быть, наиболее сложное …

в) … может быть, - наиболее сложное …

г) … - может быть, наиболее сложное …

V. Чем осложнено предложение?

ПОДНЯВ ОТ ГАЗЕТЫ НЕ ОЧЕНЬ ДОВОЛЬНОЕ, КАК ПОКАЗАЛОСЬ КРАВЧУКУ, ЛИЦО, ЧЕЛОВЕК СТРОГО ПОСМОТРЕЛ НА НЕГО.

а) однородными членами и сравнительным оборотом;

б) обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и вводным

предложением одновременно;

в) вводными словами и причастным оборотом;

г) обращением и сравнительным оборотом.

VI. Найдите предложения с пунктуационными ошибками. Исправьте их.

  1. Лоси и медведи, волки и лисы, многие другие звери – водятся здесь.

  2. Кругом поют жаворонки в тишине и на землю с неба трели льют.

  3. Солнце уже взошло и светлыми яркими пятнами и тенями расцветило зелень, и блестело в каплях росы.

  4. На другой день Лиза проснулась ни свет, ни заря.



10. Прямая и косвенная речь. Цитаты и знаки препинания при них.

Вариант 1

1. Укажи схемы, которые составлены неверно.

а) "П, — а, — п".

б) А: "П!"

в) "П? — а. — п".

г) "П, — а. — П".

д) "П, - а. - п".

2. Найди соответствия.

а) Гуров, глядя на неё теперь, думал: 1)"П,—а.—П".


2) « П,»- а.
"Каких только не бывает в жизни встреч!"

б) "Они на обрыв полезли, — быстро


и тихо сказал мальчик. — Те­рентий их повёл на катакомбы". 3)"П?"-а.

4) «П, -а,- п.»
в) "Возле города, — вспоминает один из моих товарищей, — то­гда была берёзовая роща".

г.) "А в самом деле, где теперь мои друзья?»

— думал лейтенант. 5) А: "П!"

д) "Нам необходимо встретиться", — сказал он.

3. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

а)"Вновь я захандрил без меры и границ, — писал Левитан Чехову из Финляндии. — Здесь нет природы".

б)"А как же поезд?" — подумала Наташа и удивилась, что эта мысль не вызывала у неё никакой тревоги.

в)После нескольких минут молчания я сказал ей, приняв самый покорный вид: "Я слышал, княжна, что я имел уже несчастье заслужить вашу немилость".

г)"Полно тебе, болтунья," — полусердито сказала бабуш­ка. — "Поди к Верочке и узнай, что она".

д)"Идите за мной — сказала она, взяв меня за руку, и мы стали спускаться".

е)"Скажи, пожалуйста, Вера, — спохватился Райский, —зачем она вызвала меня?"

ж)"Дядя, не бейте его, он — старик" — со слезами отчаяния закричал Гаврик, бросаясь к приставу.

з)Он спросил у мальчика о том, где до войны проживали его родственники?

и) "Значит, — подумала я, — не увижу уже его больше!"

4. Найди и отметь предложения, в которых допущены речевые ошибки при передаче прямой речи.

а) Они неоднократно спрашивали его о том, какие впечатле­ния остались от поездки.

б) Девочка долго размышляла, что будет ли это неприлич­ным, если она придёт в гости с опозданием.

в) Мальчик сказал своему приятелю, что я не смогу прийти на день рождения.

г) "Почему ты так со мной разговариваешь?" — сказала мама.

д) Колхозник сказал, что: "Лошадь запряжена и можно ехать".

е) Старуха Изергиль, вспоминая молодость, рассказала, что я ткала ковры с восхода по закат.

ж) Подросток пытался убедить своего друга, что я не виноват в случившемся.

5) Найди соответствия.

а)Белинский писал: "Создаёт человека природа, но развива­ет и образует общество".

б)"Человек! Это — великолепно! Это звучит... гордо!" — про­возгласил М. Горький в одном из своих произведений.

в)Иван Киреевский, размышляя о поэзии А. С. Пушкина, писал, что "ещё одно важное качество в характере его по­эзии: соответственность со своим временем".

г)С удивительным мастерством, проникновенно, Бунин в од­ном из стихотворений передаёт красоту зимнего утра:

За окнами — снега, степная гладь и ширь,

На переплётах рам — следы ночной пурги...

Как тих и скучен дом! Как съёжился снегирь

От стужи за окном...

1) Цитата введена в авторский текст как часть предложения.

2) Цитата представляет собой стихотворный текст, который приводится с соблюдением авторских строк.

3) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую после слов автора.

4) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую перед словами автора.

6. Найди и отметь предложения, в которых знаки препинания рас­ставлены верно.

а)Ещё Тургенев заметил, что "язык Тютчева часто поражает смелостью и красотой своих оборотов".

б)Л. Н. Толстой писал: В искусстве простота, краткость и яс­ность есть высшее совершенство формы.

в)"Фет есть преимущественно поэт впечатлений природы", —указывал В. П. Боткин в статье, посвященной стихотворениям прекрасного художника.

г)В поэме Лермонтова "Мцыри" "картины природы облича­ют кисть великого мастера..."

д)Анализируя "Бородино" Лермонтова, Белинский отмечал, что это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью.

е)Афанасий Фет с удивительным мастерством передаёт свежесть и обаяние весенних ощущений:

"Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом,

Опять весна душистая

Повеяла крылом."


Вариант 2

1. Укажи те схемы, которые составлены неверно.

а) "П? — а. — П.

б) "П! — а. — п".

в) "П. — а.

г) А: "П?"

д) "П, - а. - п".

2. Найди соответствия.

а) "Дяденька, — захныкал Петя 1) А: "П".
привычным голосом, — пропустите,
мы живём тут недалеко". 2) « П,» - а.

б) "Как я счастлив, что родился
в России", — подумал Кипрен­ский. 3) "П, — а, — п".


4) "П?" — а.
в) "Что это? — шёпотом спросил
Петя. — Ящики?"

г)"Что же, по-вашему, нам нужно
делать?" — спросил он, явно

издеваясь над присутствующими 5) "П? — а. — П?"

д)Старик покачал головой и за­метил нежно:

"Спит и ничего не чует".

3. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

а)"Компас изучаешь?" — спросил Басов, придавая голосу
общительное выражение. — "Я сам давно собираюсь заняться навигацией".

б)"Это дикие голуби", — сказал пожилой лесничий.

в)"Друг мой, Аркадий Николаевич!" — воскликнул База­ров. — "Об одном прошу тебя: не говори красиво".

г )"Откуда ты? Как сюда попал? Куда идёшь?" — засыпал я его своими вопросами.

д)"Тихо, товарищи! — крикнул из прикрытия связист. —Сообщают, что под Москвой враг остановлен".

е)Он спросил девушку, будет ли она участвовать в новогод­нем карнавале?

ж)"Где, — сказал художник с тоской, — где я возьму красок, чтобы изобразить это зимнее безмолвие?"

з)Я подошёл к нему и спросил: "Как ты попал сюда?"

и) "Слышал ли ты, чтоб где-нибудь ещё так пели?" — спро­сила Изергиль, поднимая голову и улыбаясь.

4. Найди и отметь предложения, в которых допущены речевые ошибки при передаче прямой речи.

а) Продавец спросила покупателя, что вы хотели бы приоб­рести в магазине.

б) Проснулся я от какого-то шума и спросил, что случилось.

в) Одноклассники сказали Сергею, что мы на тебя уже не в обиде.

г) Я опасался дождя, но охотники сказали, что это не туча, а туман.

д) Подруга сказала, что ты очень виновата перед ней.

е) Лена прямо отказалась от отпуска и сказала, что: "Мне не хочется ехать сейчас в санаторий".

ж) Взрослые попытались внушить подростку, что твоему горю именно сейчас можно помочь.

5. Найди соответствия.

а)Л.Н.Толстой писал: "В искусстве простота, краткость есть высшее совершенство формы".

б)Белинский, размышляя о стихотворениях Лермонтова, находил в них "мощь духа, смирение жалоб, тихую грусть, вопли гордого страдания".

в)В одном из стихотворений Фет рисует "яркую, кипящую... весенними соками природы" картину:

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

г)"Горек чужой хлеб, — говорит Данте, — и тяжелы ступени чужого крыльца".

1) Цитата введена в авторский текст как часть предложения.

2) Цитата представляет собой стихотворный текст, который приводится с соблюдением авторских строк.

3) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую после слов автора.

4) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую внутри слов автора.
6 . Найди и отметь предложения, в которых знаки препинания рас­ставлены верно.

а) "Лермонтов — поэт совсем другой эпохи, — так опреде­лил место поэта Белинский в истории русской литературы XIX века".

б) Создавая поэму "Мцыри", Лермонтов, считал Белинский, "брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии..."

в) "После Пушкина и Лермонтова мы не знаем ни одного поэта, — писал В. Боткин, — у кого бы поэтическое чувство было таким свежим и чистым ключом".

г) Основная идея, стихотворения "Бородино" выражена Лермонтовым в следующих строках: "Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя..."

д) Лермонтов, по словам Белинского, в своей поэме перенёсся в историческое прошедшее, подслушал биение его пульса.

е) Белинский был убеждён, что "ни один поэт на Руси не имел такой странной судьбы, как Гоголь".
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




























11.ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.


ВАРИАНТ I

1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.

А. Маленькая гостиная была неуютной.

Б. Наше завтра будет прекрасно.

В. Мы с Аликом принялись за работу.

Г. Прямо к станции летит тройка удалая.

2. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.

А. Он собирается заниматься в новой спортивной школе.

Б. Стану сказывать я сказку.

В. Я буду учителем в вашей школе.

Г. Я буду строить новый дом.

 3. Найдите предложение с составным именным сказуемым.

А. Он был высокого роста.

Б. Я готов с вами поспорить.

В. Я был рад помочь вам.

Г. Вы должны трудиться.

4. Укажите неверное утверждение.

Тире между подлежащим и сказуемым при ну­левой связке:

а)  ставится, если перед сказуемым стоят слова это, значит, вот;

б)  не ставится, если перед сказуемым стоят слова будто, словно, как;

в)  ставится, если перед сказуемым стоит части­ца не;

г)  может ставиться, если подлежащее — личное местоимение.

5. Найдите предложения, в которых нужно поставить тире меж­ду подлежащим и сказуемым.

А. Жизнь прекрасна и удивительна.

Б. Жизнь прожить не поле перейти.

В. Жизнь как сон.

Г. Сердце не камень.

Д. Читать это не только узнавать факты.


Е. У сильного всегда бессильный виноват.

6. Выберите правильный ответ. Укажите столбик а), 6), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответ­ствуют пропущенным в словах буквам:

а)             б)            в)           г)

режи..ер                       сс            с              с              сс

конгре..                        с              с              сс            сс

коми..ия                       с              сс            с              сс

ре..таврация                с              с              сс            с

пье..а                             сс            с              сс            с

7. Укажите правильный разбор слова по составу

а) радостно (петь);    

 б) радостно (петь);

в) радостно   (петь);  

г) радостно (петь).

8. Найдите правильный ответ.

А. Он, думая о своем, попросил нас зайти.

Б. Он, думая о своем, попросил нас зайти.

В. Он, думая о своем, попросил нас зайти.

Г. Он, думая о своем, попросил нас зайти. 

ВАРИАНТ II

1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено наречием.

А. Пять не делится на два.

Б. Далече грянуло «ура».

В. Наше завтра будет прекрасно.

Г. Лучший из учеников был награжден грамотой.

Д. Вчера произошло нечто странное.

2. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

А. Дом будут строить каменщики.

Б. Сирень начинает отцветать в начале мета.

В. Он казался всесторонне образованным человеком.

Г. В путешествии мы узнали очень много инте­ресного.

Д. Мы предложили ему поиграть с нами.

3. Найдите предложение с составным именным сказуемым.

А. Ребята будут купаться в реке.

Б. Он не станет со мной дружить.

В. Ей туфли впору будут.

Г. Я должен был признать свои ошибки.

4. Укажите неверное утверждение.

Тире между подлежащим и сказуемым:

а)  ставится только тогда, когда опущена связка;

б) ставится, если подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи
;

в)  не ставится при наличии частицы не перед именной частью сказуемого;

г)  не ставится, если перед сказуемым стоит срав­нительный союз.

5. Найдите предложения, в которых нужно поставить тире меж­ду подлежащим и сказуемым.

А. Знание это сила.

Б. Умный смех как прекрасный источник энергии.

В. Эти, равнины словно бескрайнее море. Г. Бедность не порок.

Д. Я всем чужой.

Е. Байкал самое глубокое озеро на планете.

 6. Выберите правильный ответ. Укажите столбик а), 6), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответ­ствуют пропущенным в словах буквам:

а)             б)            в)           г)

р..ставрация                е              е              и             е

д..виз                             и             и             е              е

р..золюция                   е              и             и             е

р..петиция                    и             е              и             е

п..йзаж                          е              и             е              е

7. Укажите правильный разбор слова по составу

а) (помещение) не пригодно (для жилья);

б) (помещение) непригодно (для жилья);

в) (помещение) непригодно (для жилья);

г) (помещение) непригодно (для жилья).

8. Найдите правильный ответ.

А. Проводив туристов до нужной им тропки, лесник вернулся в дом.

Б. Проводив туристов до нужной им тропки, лесник вернулся в дом.

В. Проводив туристов до нужной им тропки, лесник вернулся в дом.

Г. Проводив туристов до нужной им тропки, лесник вернулся в дом.