ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 386
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
сидели пятеро; -
пятеро.
18.Найдите подлежащее в предложении: И рыб воздушных скрылась стая .
-
стая; -
стая рыб.
19.Определите подлежащее в предложении: Немногие пойдут этой дальней и трудной дорогой (Горький). 1.немногие;
2.подлежащего нет.
20.Определите подлежащее в предложении: Каждый из нас станет на самом краю площадки (Лермонтов) 1.каждый;
2.каждый из нас.
21.Определите подлежащее в предложении: Наступило, наконец, пятнадцатое мая (Куприн).
1.пятнадцатое;
2.пятнадцатое мая.
22.Найдите сказуемое в предложении: Особенно полюбил я развалин оранжереи (Тургенев).
1.полюбил;
2.особенно полюбил.
23.Найдите предложение с простым сказуемым:
1) Редкие припадки его расположения ко мне никогда не были вызваны моими безмолвными, но понятными мольбами (по Тургеневу).
2) Вдали по Рейну бежал и дымился пароход (Тургенев).
24. Найдите предложение с составным глагольным сказуемым:
1)Первым делом я собирался до смерти ее напугать (по Робу-Грийе).
2)Эта картина застыла на несколько мгновений сгустком непререкаемой реальности (по Робу-Грийе).
25. Найдите предложение с составным именным сказуемым:
1.Я часто толковал о радостной созидательной одержимости.
2.Море отливало алюминием (Паустовский).
26. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:
-
Во взгляде вашем знак вопроса, шаги по гравию шуршат -
Напрасные слова виньетка ложной сути (по Рубальской).
27. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:
1Невеселая пора осень поздняя, и в ушедшее тепло нам не верится
2Страницы наших биографий зальет недолгий солнца свет).
28.Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:
Степь словно сплошной солнечный диск
-
между подлежащим и сказуемым стоит сравнительный союз словно',
-
тире никогда не ставится.
29.Объясните постановку тире в предложении:
Они говорили долго:бабушка - тихо и жалобно, дед - крикливо, сердито (Горький).
-
на месте пропущенного сказуемого в неполном предложении; -
между подлежащим и сказуемым.
30.Объясните, почему нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:
Если жизнь - большая сцена, сцена - маленькая
1 два существительных в одном падеже; 2интонационное тире.
31. Какое сочетание является грамматической основой одного из предложений?
1) Узкая тропинка то переходила прямо в канавку, то вилась по почти отвесному склону.
2) Мы долго не ложились спать и любовались то небом, то морем.
1.переходила в канавку;
2.мы не ложились и любовались.
32. Какому предложению соответствует характеристика подлежащего - предложение с однородными подлежащими:
1) К захвату жертвы у рыси приспособлены как зубы, так и острые когти.
2) Весь лес состоял из каких-нибудь двухсот или трехсот огромных дубов и ясеней.
8. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Вариант 1
1.Укажи предложения с уточняющими членами.
а) И, в конце концов, перестань напоминать мне о случившемся.
б) Трасса канала с выгодой использовала все естественные преимущества, в частности русла пересыхающих рек.
в) Все предметы, в особенности ветки деревьев, рельефно выделялись на темнеющем небе.
г) Привлечённые ярким огнём, бабочки весь вечер кружили над столом.
д) Мы, помимо подготовки к экзаменам, успевали посещать все выставки и концерты.
е) Эти ребята плавали по-волжски сажёнками.
2.Найди предложения, в которых необходимо обособить уточняющие члены. Укажи их. Расставь знаки препинания.
а) Уже тогда рядом с тротуаром был устроен тротуар на сваях высокий и узкий.
б) Книга эта написана чистым как ключевая вода языком.
в) Самые скороспелые грибы, например берёзовики достигают полного развития в три дня.
г) Только тогда в моё время больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше.
д) Вдруг далеко внизу раздался глухой выстрел.
е) По степи влево от нас поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны.
3. Найди и отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
а) Все другие охоты, даже удочка, потеряли в моих глазах всю прелесть.
б) Пора бы, казалось, и сойти вниз, в долину и начать исследования там.
в) В полукилометре от шоссе по другую его сторону виднелись тесовые крыши.
г) Гребли они помаленьку, не спеша, с таким расчётом, чтобы добраться до берега, когда стемнеет.
д) Но и лёд тоже трещал сам по себе просто от солнца.
е) Впервые сосны, когда мы вышли из садика, или с участка Надежды увиделись нам чёрными силуэтами.
ж) Это был авиационный, то есть самый точный, прогноз.
з) Отражение света ударило, порывисто дрожа, во все стороны особенно кверху.
и) Простые слова его речи как-то сами собой, без усилий со стороны слушателей, укладывались в их памяти.
4.Укажи схемы, которые составленыневерно.
а) "П, — а, — п". б) А: "П!" в)"П? — а. — п". г) "П, — а. — П". д) "П, - а. - п".
5.Найди соответствия.
а) Гуров, глядя на неё теперь, думал: 1)"П,—а.—П". "Каких только не бывает в жизни встреч!"
б) "Они на обрыв полезли, — быстро 2) «П,»- а.
и тихо сказал мальчик. — Терентий их повёл на катакомбы".
3)"П?"-а.
в) "Возле города, — вспоминает один из моих
4) «П, -а,- п.»
товарищей, — тогда была берёзовая роща".
г.) "А в самом деле, где теперь мои друзья?»
— думал лейтенант. 5) А: "П!"
д) "Нам необходимо встретиться", — сказал он.
6. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
а) "Вновь я захандрил без меры и границ, — писал Левитан Чехову из Финляндии. — Здесь нет природы".
б) "А как же поезд?" — подумала Наташа и удивилась, что эта мысль не вызывала у неё никакой тревоги.
в) После нескольких минут молчания я сказал ей, приняв самый покорный вид: "Я слышал, княжна, что я имел уже несчастье заслужить вашу немилость".
г) "Полно тебе, болтунья," — полусердито сказала бабушка. — "Поди к Верочке и узнай, что она".
д)
"Идите за мной — сказала она, взяв меня за руку, и мы стали спускаться".
е) "Скажи, пожалуйста, Вера, — спохватился Райский, —зачем она вызвала меня?"
ж) "Дядя, не бейте его, он — старик" — со слезами отчаяния закричал Гаврик, бросаясь к приставу.
з) Он спросил у мальчика о том, где до войны проживали его родственники.
и) "Значит, — подумала я, — не увижу уже его больше!"
7. Найди и отметь предложения, в которых допущены речевые ошибки при передаче прямой речи.
а) Они неоднократно спрашивали его о том, какие впечатления остались от поездки.
б) Девочка долго размышляла, что будет ли это неприличным, если она придёт в гости с опозданием.
в) Мальчик сказал своему приятелю, что я не смогу прийти на день рождения.
г) "Почему ты так со мной разговариваешь?" — сказала мама.
д) Колхозник сказал, что: "Лошадь запряжена и можно ехать".
е) Старуха Изергиль, вспоминая молодость, рассказала, что я ткала ковры с восхода по закат.
ж) Подросток пытался убедить своего друга, что я не виноват в случившемся.
8.Найди соответствия.
а) Белинский писал: "Создаёт человека природа, но развивает и образует общество".
б) "Человек! Это — великолепно! Это звучит... гордо!" — провозгласил М. Горький в одном из своих произведений.
в) Иван Киреевский, размышляя о поэзии А. С. Пушкина, писал, что "ещё одно важное качество в характере его поэзии: соответственность со своим временем".
г) С удивительным мастерством, проникновенно, Бунин в одном из стихотворений передаёт красоту зимнего утра:
За окнами — снега, степная гладь и ширь,
На переплётах рам — следы ночной пурги...
Как тих и скучен дом! Как съёжился снегирь
От стужи за окном...
1) Цитата введена в авторский текст как часть предложения.
2) Цитата представляет собой стихотворный текст, который приводится с соблюдением авторских строк.
3) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую после слов автора.
4) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую перед словами автора.
9. Найди и отметь предложения, в которых знаки препинания расставленыверно.
а) Ещё Тургенев заметил, что "язык Тютчева часто поражает смелостью и красотой своих оборотов".
б) Л. Н. Толстой писал: В искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы.
в) "Фет есть преимущественно поэт впечатлений природы", —указывал В. П. Боткин в статье, посвященной стихотворениям прекрасного художника.
г) В поэме Лермонтова "Мцыри" "картины природы обличают кисть великого мастера..."
д) Анализируя "Бородино" Лермонтова, Белинский отмечал, что это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью.
е) Афанасий Фет с удивительным мастерством передаёт свежесть и обаяние весенних ощущений:
"Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом,
Опять весна душистая Повеяла крылом."
Вариант 2
1.Укажи предложения с уточняющими членами.
а) К счастью, погода уже изменилась.
б) В этот час везде, особенно в лесостепной зоне, начинается таяние снега.
в) Он, к примеру, никогда об этой стороне дела не говорил.
г) В самом низу, прямо под нами, белела река.
д) Почувствовав ожог, он одёрнул руку.
е) Все, за исключением моего товарища, приняли эту весть с радостью.
2. Найди предложения, в которых необходимо обособить уточняющие члены. Укажи их. Расставь знаки препинания.
а) Там в полуверсте от берега виднелось скопление рыбачьих шаланд.
б) Кроме того не всё то красиво, что броско и ярко.
в) Наконец приходит этот жаркий час самый счастливый для неподвижных деревьев.
г) Пронзительно скрипя на песок въехала арба.
д) В это утро в половине марта кусты глядели веселее.
е) Степь вздрагивала, а там вдали глухо и скорбно рыдал лес.
3. Найди и отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
а) Низко, над самой машиной, кружились чайки.
б) Он сразу, без всяких сомнений, решил, что поедет.
в) Снизу, с поверхности моря берега совсем не было видно.
г) Лучше всего, наблюдать скворца рано утром, до восхода солнца.
д) Зимой, на берегу Буга, в распутицу, мы заночевали в деревне, где разместился госпиталь.
е) Жёлтые кувшинки замерли и теперь утром горят ярче, чем в полдень.
ж)В этот момент на станции не было никого даже дежурного.
з)Завтра, на всех концертных площадках города, будут вы ступать дети.
и) Там, на воде, мелькала маленькая чёрная точка.
4.Укажи те схемы, которые составлены верно.
а) "П? — а. — П. б) "П! — а, — п". в) "П. — а. г) А: "П?" д) "П, - а. - п". 5. Найди соответствия.
а)"Дяденька, — захныкал Петя 1) А: "П".
привычным голосом, — пропустите,
мы живём тут недалеко". 2) « П,» - а.
б)"Как я счастлив, что родился
в России", — подумал Кипренский. 3) "П, — а, — п".
в)"Что это? — шёпотом спросил Петя. — Ящики?" 4) "П? " — а.
г)"Что же, по-вашему, нам нужно
делать?" — спросил он, явно
издеваясь над присутствующими 5) "П? — а. — П?"
д)Старик покачал головой и заметил нежно:
"Спит и ничего не чует".
6. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
а)"Компас изучаешь?" — спросил Басов, придавая голосу общительное выражение. — "Я сам давно собираюсь заняться навигацией".
б) "Это дикие голуби", — сказал пожилой лесничий.
в)"Друг мой, Аркадий Николаевич!" — воскликнул Базаров. — "Об одном прошу тебя: не говори красиво".
г )"Откуда ты? Как сюда попал? Куда идёшь?" — засыпал я его своими вопросами.
д)"Тихо, товарищи! — крикнул из прикрытия связист. — Сообщают, что под Москвой враг остановлен".
е)Он спросил девушку, будет ли она участвовать в новогоднем карнавале.
ж)"Где, — сказал художник с тоской, — где я возьму красок, чтобы изобразить это зимнее безмолвие?"
з)Я подошёл к нему и спросил: "Как ты попал сюда?"
и) "Слышал ли ты, чтоб где-нибудь ещё так пели?" — спросила Изергиль, поднимая голову и улыбаясь.
7. Найди и отметь предложения, в которых допущены речевые ошибки при передаче прямой речи.
а) Продавец спросила покупателя, что вы хотели бы приобрести в магазине.
б) Проснулся я от какого-то шума и спросил, что случилось.
в) Одноклассники сказали Сергею, что мы на тебя уже не в обиде.
г) Я опасался дождя, но охотники сказали, что это не туча, а туман.
д) Подруга сказала, что ты очень виновата перед ней.
е) Лена прямо отказалась от отпуска и сказала, что: "Мне не хочется ехать сейчас в санаторий".
ж) Взрослые попытались внушить подростку, что твоему горю именно сейчас можно помочь.
8. Найди соответствия.
а) Л.Н.Толстой писал: "В искусстве простота, краткость есть высшее совершенство формы".
б) Белинский, размышляя о стихотворениях Лермонтова, находил в них "мощь духа, смирение жалоб, тихую грусть, вопли гордого страдания".
в) В одном из стихотворений Фет рисует "яркую, кипящую... весенними соками природы" картину:
Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
г) "Горек чужой хлеб, — говорит Данте, — и тяжелы ступени чужого крыльца".
1) Цитата введена в авторский текст как часть предложения.
2) Цитата представляет собой стихотворный текст, который приводится с соблюдением авторских строк.
3) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую после слов автора.
4) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую внутри слов автора.
9 . Найди и отметь предложения, в которых знаки препинания расставлены верно.
а) "Лермонтов — поэт совсем другой эпохи, — так определил место поэта Белинский в истории русской литературы XIX века".
б) Создавая поэму "Мцыри", Лермонтов, считал Белинский, "брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии..."
в) "После Пушкина и Лермонтова мы не знаем ни одного поэта, — писал В. Боткин, — у кого бы поэтическое чувство было таким свежим и чистым ключом".
г) Основная идея, стихотворения "Бородино" выражена Лермонтовым в следующих строках: "Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя..."
д) Лермонтов, по словам Белинского, в своей поэме перенёсся в историческое прошедшее, подслушал биение его пульса.
е) Белинский был убеждён, что "ни один поэт на Руси не имел такой странной судьбы, как Гоголь".
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10