Файл: Автор и составитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 386

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. сидели пятеро;

  2. пятеро.

18.Найдите подлежащее в предложении: И рыб воздушных скры­лась стая .

  1. стая;

  2. стая рыб.

19.Определите подлежащее в предложении: Немногие пойдут этой дальней и трудной дорогой (Горький). 1.немногие;

2.подлежащего нет.

20.Определите подлежащее в предложении: Каждый из нас ста­нет на самом краю площадки (Лермонтов) 1.каждый;

2.каждый из нас.

21.Определите подлежащее в предложении: Наступило, наконец, пятнадцатое мая (Куприн).

1.пятнадцатое;

2.пятнадцатое мая.

22.Найдите сказуемое в предложении: Особенно полюбил я развалин оранжереи (Тургенев).

1.полюбил;

2.особенно полюбил.

23.Найдите предложение с простым сказуемым:

1) Редкие припадки его расположения ко мне никогда не были вызваны моими безмолвными, но понятными мольбами (по Тургеневу).

2) Вдали по Рейну бежал и дымился пароход (Тургенев).

24. Найдите предложение с составным глагольным сказуемым:

1)Первым делом я собирался до смерти ее напугать (по Робу-Грийе).

2)Эта картина застыла на несколько мгновений сгустком не­пререкаемой реальности (по Робу-Грийе).

25. Найдите предложение с составным именным сказуемым:

1.Я часто толковал о радостной созидательной одержимости.

2.Море отливало алюминием (Паустовский).

26. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:

  1. Во взгляде вашем знак вопроса, шаги по гравию шуршат

  2. Напрасные слова виньетка ложной сути (по Рубальской).

27. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:

1Невеселая пора осень поздняя, и в ушедшее тепло нам не верится

2Страницы наших биографий зальет недолгий солнца свет).

28.Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:

Степь словно сплошной солнечный диск

  1. между подлежащим и сказуемым стоит сравнительный со­юз словно',

  1. тире никогда не ставится.

29.Объясните постановку тире в предложении:


Они говорили долго:бабушка - тихо и жалобно, дед - крикливо, сердито (Горький).

  1. на месте пропущенного сказуемого в неполном предложении;

  2. между подлежащим и сказуемым.

30.Объясните, почему нужно тире между подлежащим и сказуе­мым в предложении:

Если жизнь - большая сцена, сцена - маленькая

1 два существительных в одном падеже; 2интонационное тире.

31. Какое сочетание является грамматической основой одного из предложений?

1) Узкая тропинка то переходила прямо в канавку, то вилась по почти отвесному склону.

2) Мы долго не ложились спать и любовались то небом, то морем.

1.переходила в канавку;

2.мы не ложились и любовались.

32. Какому предложению соответствует характеристика подле­жащего - предложение с однородными подлежащими:

1) К захвату жертвы у рыси приспособлены как зубы, так и острые когти.

2) Весь лес состоял из каких-нибудь двухсот или трехсот ог­ромных дубов и ясеней.

8. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Вариант 1

1.Укажи предложения с уточняющими членами.

а) И, в конце концов, перестань напоминать мне о случив­шемся.

б) Трасса канала с выгодой использовала все естественные преимущества, в частности русла пересыхающих рек.

в) Все предметы, в особенности ветки деревьев, рельефно выделялись на темнеющем небе.

г) Привлечённые ярким огнём, бабочки весь вечер кружили над столом.

д) Мы, помимо подготовки к экзаменам, успевали посещать все выставки и концерты.

е) Эти ребята плавали по-волжски сажёнками.

2.Найди предложения, в которых необходимо обособить уточня­ющие члены. Укажи их. Расставь знаки препинания.

а) Уже тогда рядом с тротуаром был устроен тротуар на сва­ях высокий и узкий.

б) Книга эта написана чистым как ключевая вода языком.

в) Самые скороспелые грибы, например берёзовики достига­ют полного развития в три дня.

г) Только тогда в моё время больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше.



д) Вдруг далеко внизу раздался глухой выстрел.

е) По степи влево от нас поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны.

3. Найди и отметь предложения, в которых допущены пунктуацион­ные ошибки.

а) Все другие охоты, даже удочка, потеряли в моих глазах всю прелесть.

б) Пора бы, казалось, и сойти вниз, в долину и начать иссле­дования там.

в) В полукилометре от шоссе по другую его сторону видне­лись тесовые крыши.

г) Гребли они помаленьку, не спеша, с таким расчётом, чтобы добраться до берега, когда стемнеет.

д) Но и лёд тоже трещал сам по себе просто от солнца.
е) Впервые сосны, когда мы вышли из садика, или с участка Надежды увиделись нам чёрными силуэтами.

ж) Это был авиационный, то есть самый точный, прогноз.
з) Отражение света ударило, порывисто дрожа, во все сторо­ны особенно кверху.

и) Простые слова его речи как-то сами собой, без усилий со стороны слушателей, укладывались в их памяти.

4.Укажи схемы, которые составленыневерно.

а) "П, — а, — п". б) А: "П!" в)"П? — а. — п". г) "П, — а. — П". д) "П, - а. - п".

5.Найди соответствия.

а) Гуров, глядя на неё теперь, думал: 1)"П,—а.—П". "Каких только не бывает в жизни встреч!"

б) "Они на обрыв полезли, — быстро 2) «П,»- а.
и тихо сказал мальчик. — Те­рентий их повёл на катакомбы".

3)"П?"-а.


в) "Возле города, — вспоминает один из моих


4) «П, -а,- п.»
товарищей, — то­гда была берёзовая роща".

г.) "А в самом деле, где теперь мои друзья?»

— думал лейтенант. 5) А: "П!"

д) "Нам необходимо встретиться", — сказал он.

6. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

а) "Вновь я захандрил без меры и границ, — писал Левитан Чехову из Финляндии. — Здесь нет природы".

б) "А как же поезд?" — подумала Наташа и удивилась, что эта мысль не вызывала у неё никакой тревоги.

в) После нескольких минут молчания я сказал ей, приняв самый покорный вид: "Я слышал, княжна, что я имел уже несчастье заслужить вашу немилость".

г) "Полно тебе, болтунья," — полусердито сказала бабуш­ка. — "Поди к Верочке и узнай, что она".

д)
"Идите за мной — сказала она, взяв меня за руку, и мы стали спускаться".

е) "Скажи, пожалуйста, Вера, — спохватился Райский, —зачем она вызвала меня?"

ж) "Дядя, не бейте его, он — старик" — со слезами отчаяния закричал Гаврик, бросаясь к приставу.

з) Он спросил у мальчика о том, где до войны проживали его родственники.

и) "Значит, — подумала я, — не увижу уже его больше!"

7. Найди и отметь предложения, в которых допущены речевые ошибки при передаче прямой речи.

а) Они неоднократно спрашивали его о том, какие впечатле­ния остались от поездки.

б) Девочка долго размышляла, что будет ли это неприлич­ным, если она придёт в гости с опозданием.

в) Мальчик сказал своему приятелю, что я не смогу прийти на день рождения.

г) "Почему ты так со мной разговариваешь?" — сказала мама.

д) Колхозник сказал, что: "Лошадь запряжена и можно ехать".

е) Старуха Изергиль, вспоминая молодость, рассказала, что я ткала ковры с восхода по закат.

ж) Подросток пытался убедить своего друга, что я не виноват в случившемся.

8.Найди соответствия.

а) Белинский писал: "Создаёт человека природа, но развива­ет и образует общество".

б) "Человек! Это — великолепно! Это звучит... гордо!" — про­возгласил М. Горький в одном из своих произведений.

в) Иван Киреевский, размышляя о поэзии А. С. Пушкина, писал, что "ещё одно важное качество в характере его по­эзии: соответственность со своим временем".

г) С удивительным мастерством, проникновенно, Бунин в од­ном из стихотворений передаёт красоту зимнего утра:

За окнами — снега, степная гладь и ширь,

На переплётах рам — следы ночной пурги...

Как тих и скучен дом! Как съёжился снегирь

От стужи за окном...

1) Цитата введена в авторский текст как часть предложения.

2) Цитата представляет собой стихотворный текст, который приводится с соблюдением авторских строк.

3) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую после слов автора.

4) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую перед словами автора.

9. Найди и отметь предложения, в которых знаки препинания рас­ставленыверно.

а) Ещё Тургенев заметил, что "язык Тютчева часто поражает смелостью и красотой своих оборотов".


б) Л. Н. Толстой писал: В искусстве простота, краткость и яс­ность есть высшее совершенство формы.

в) "Фет есть преимущественно поэт впечатлений природы", —указывал В. П. Боткин в статье, посвященной стихотворениям прекрасного художника.

г) В поэме Лермонтова "Мцыри" "картины природы облича­ют кисть великого мастера..."

д) Анализируя "Бородино" Лермонтова, Белинский отмечал, что это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью.

е) Афанасий Фет с удивительным мастерством передаёт свежесть и обаяние весенних ощущений:

"Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом,

Опять весна душистая Повеяла крылом."

Вариант 2

1.Укажи предложения с уточняющими членами.

а) К счастью, погода уже изменилась.

б) В этот час везде, особенно в лесостепной зоне, начинается таяние снега.

в) Он, к примеру, никогда об этой стороне дела не говорил.

г) В самом низу, прямо под нами, белела река.

д) Почувствовав ожог, он одёрнул руку.

е) Все, за исключением моего товарища, приняли эту весть с радостью.

2. Найди предложения, в которых необходимо обособить уточня­ющие члены. Укажи их. Расставь знаки препинания.

а) Там в полуверсте от берега виднелось скопление рыбачьих шаланд.

б) Кроме того не всё то красиво, что броско и ярко.

в) Наконец приходит этот жаркий час самый счастливый для неподвижных деревьев.

г) Пронзительно скрипя на песок въехала арба.

д) В это утро в половине марта кусты глядели веселее.

е) Степь вздрагивала, а там вдали глухо и скорбно рыдал лес.

3. Найди и отметь предложения, в которых допущены пунктуацион­ные ошибки.

а) Низко, над самой машиной, кружились чайки.

б) Он сразу, без всяких сомнений, решил, что поедет.

в) Снизу, с поверхности моря берега совсем не было видно.
г) Лучше всего, наблюдать скворца рано утром, до восхода солнца.

д) Зимой, на берегу Буга, в распутицу, мы заночевали в де­ревне, где разместился госпиталь.

е) Жёлтые кувшинки замерли и теперь утром горят ярче, чем в полдень.

ж)В этот момент на станции не было никого даже дежурного.

з)Завтра, на всех концертных площадках города, будут вы­ ступать дети.

и) Там, на воде, мелькала маленькая чёрная точка.

4.Укажи те схемы, которые составлены верно.

а) "П? — а. — П. б) "П! — а, — п". в) "П. — а. г) А: "П?" д) "П, - а. - п". 5. Найди соответствия.

а)"Дяденька, — захныкал Петя 1) А: "П".
привычным голосом, — пропустите,
мы живём тут недалеко". 2) « П,» - а.

б)"Как я счастлив, что родился
в России", — подумал Кипрен­ский. 3) "П, — а, — п".

в)"Что это? — шёпотом спросил Петя. — Ящики?" 4) "П? " — а.

г)"Что же, по-вашему, нам нужно
делать?" — спросил он, явно

издеваясь над присутствующими 5) "П? — а. — П?"

д)Старик покачал головой и за­метил нежно:

"Спит и ничего не чует".

6. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

а)"Компас изучаешь?" — спросил Басов, придавая голосу общительное выражение. — "Я сам давно собираюсь заняться навигацией".

б) "Это дикие голуби", — сказал пожилой лесничий.

в)"Друг мой, Аркадий Николаевич!" — воскликнул База­ров. — "Об одном прошу тебя: не говори красиво".

г )"Откуда ты? Как сюда попал? Куда идёшь?" — засыпал я его своими вопросами.

д)"Тихо, товарищи! — крикнул из прикрытия связист. — Сообщают, что под Москвой враг остановлен".

е)Он спросил девушку, будет ли она участвовать в новогод­нем карнавале.

ж)"Где, — сказал художник с тоской, — где я возьму красок, чтобы изобразить это зимнее безмолвие?"

з)Я подошёл к нему и спросил: "Как ты попал сюда?"

и) "Слышал ли ты, чтоб где-нибудь ещё так пели?" — спро­сила Изергиль, поднимая голову и улыбаясь.

7. Найди и отметь предложения, в которых допущены речевые ошибки при передаче прямой речи.

а) Продавец спросила покупателя, что вы хотели бы приоб­рести в магазине.

б) Проснулся я от какого-то шума и спросил, что случилось.

в) Одноклассники сказали Сергею, что мы на тебя уже не в обиде.

г) Я опасался дождя, но охотники сказали, что это не туча, а туман.

д) Подруга сказала, что ты очень виновата перед ней.

е) Лена прямо отказалась от отпуска и сказала, что: "Мне не хочется ехать сейчас в санаторий".

ж) Взрослые попытались внушить подростку, что твоему горю именно сейчас можно помочь.

8. Найди соответствия.

а) Л.Н.Толстой писал: "В искусстве простота, краткость есть высшее совершенство формы".

б) Белинский, размышляя о стихотворениях Лермонтова, находил в них "мощь духа, смирение жалоб, тихую грусть, вопли гордого страдания".

в) В одном из стихотворений Фет рисует "яркую, кипящую... весенними соками природы" картину:

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

г) "Горек чужой хлеб, — говорит Данте, — и тяжелы ступени чужого крыльца".

1) Цитата введена в авторский текст как часть предложения.

2) Цитата представляет собой стихотворный текст, который приводится с соблюдением авторских строк.

3) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую после слов автора.

4) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую внутри слов автора.

9 . Найди и отметь предложения, в которых знаки препинания рас­ставлены верно.

а) "Лермонтов — поэт совсем другой эпохи, — так опреде­лил место поэта Белинский в истории русской литературы XIX века".

б) Создавая поэму "Мцыри", Лермонтов, считал Белинский, "брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии..."

в) "После Пушкина и Лермонтова мы не знаем ни одного поэта, — писал В. Боткин, — у кого бы поэтическое чувство было таким свежим и чистым ключом".

г) Основная идея, стихотворения "Бородино" выражена Лермонтовым в следующих строках: "Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя..."

д) Лермонтов, по словам Белинского, в своей поэме перенёсся в историческое прошедшее, подслушал биение его пульса.

е) Белинский был убеждён, что "ни один поэт на Руси не имел такой странной судьбы, как Гоголь".

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10