Файл: Лекции для слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8 закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 № 117-ФЗ)
Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством
Российской Федерации).
Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Система предотвращения пожаров
Задачей системы является исключение условий возникновения пожаров, что достигается путем устранения условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания. Исключение условий образования горючей среды достигается следующими способами:
1) применение негорючих веществ и материалов;
2) ограничение массы горючих веществ и материалов;
3) использование наиболее безопасных способов размещения горючих веществ и материалов, а также материалов, взаимодействие которых друг с другом приводит к образованию горючей среды;
4) изоляция горючей среды от источников зажигания;
5) поддержание безопасной концентрации в среде окислителя и (или) горючих веществ;
6) понижение концентрации окислителя в горючей среде в защищаемом объеме;
7) поддержание температуры и давления среды, при которых распространение пламени исключается;
8) механизация и автоматизация технологических процессов, связанных с обращением горючих веществ;
9) установка пожароопасного оборудования в отдельных помещениях или на открытых площадках;
10) применение устройств защиты производственного оборудования, исключающих выход горючих веществ в объем помещения, или устройств, исключающих образование в помещении горючей среды.
Исключение условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания достигается следующими способами:
1) применение электрооборудования, соответствующего классу пожароопасной и (или) взрывоопасной зоны, категории и группе взрывоопасной смеси;

9 2) применение в конструкции быстродействующих средств защитного отключения электроустановок и других устройств, приводящих к появлению источников зажигания;
3) применение оборудования и режимов проведения технологического процесса, исключающих образование статического электричества;
4) устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования;
5) поддержание безопасной температуры нагрева веществ, материалов и поверхностей, которые контактируют с горючей средой;
6) применение способов и устройств ограничения энергии искрового разряда в горючей среде до безопасных значений;
7) применение искробезопасного инструмента при работе с легковоспламеняющимися жидкостями и горючими газами;
8) ликвидация условий для теплового, химического и (или) микробиологического самовозгорания обращающихся веществ, материалов и изделий;
9) исключение контакта с воздухом пирофорных веществ;
10) применение устройств, исключающих возможность распространения пламени из одного объема в смежный.
Система противопожарной защиты
Задачей системы является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Поставленная задача обеспечивается снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара.
Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.
Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов:
1) применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага;
2) устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;
3) устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
4) применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;
5) применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и строений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных


10 слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации;
6
) применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций;
7) устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры;
8) устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты;
9) применение первичных средств пожаротушения;
10) применение автоматических установок пожаротушения;
Комплекс организационно
-технических мероприятий
Комплекс организационно-технических мероприятий включает:
1) паспортизацию веществ, материалов, изделий, технологических процессов, зданий и сооружений объектов в части обеспечения пожарной безопасности;
2) разработку и реализацию норм и правил пожарной безопасности, инструкций о порядке обращения с пожароопасными веществами и материалами, о соблюдении противопожарного режима и действиях людей при возникновении пожара;
3) организацию обучения работающих правилам пожарной безопасности на производстве изготовление и применение средств наглядной агитации по обеспечению пожарной безопасности;
4) разработку мероприятий по действиям администрации, рабочих, служащих и населения на случай возникновения пожара и организацию эвакуации людей;
5) организацию пожарной охраны на предприятии
2.
Особенности предоставление лицензий и ведение реестра лицензий на
осуществление отдельных видов деятельности
Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежат лицензированию в соответствии с законодательством
Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В заявлении о предоставлении лицензии наряду со сведениями, предусмотренными Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности», соискателем лицензии указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, по каждому из указанных адресов и сведения, подтверждающие соблюдение лицензионных требований, предусмотренных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, утвержденным Правительством
Российской Федерации.


11
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, с указанием адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Заявление о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление отдельных видов деятельности в случаях и порядке, которые установлены
Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», подается в лицензирующий орган в течение десяти рабочих дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость внесения изменений в реестр лицензий.
Наряду со сведениями, предусмотренными Федеральным закономот 4 мая
2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствующую запись в реестре лицензий включаются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности и сведения о видах работ (услуг), которые имеет право выполнять (оказывать) лицензиат, по каждому из указанных адресов.
Приостановление действия и аннулирование лицензии
Лицензирующий орган, выдавший лицензию, приостанавливает действие лицензии в случае выявления систематических (не менее двух раз в течение трех лет) или грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, установленных положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом устанавливается срок, не превышающий девяноста календарных дней, для устранения выявленных нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Приостановление действия лицензии за не являющиеся грубыми систематические нарушения лицензионных требований не допускается без предварительного предупреждения лицензиата и без предоставления ему времени для устранения этих нарушений в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения лицензионных требований, лицензирующий орган, выдавший лицензию, обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, в одном из следующих случаев:
- нарушение лицензиатом лицензионных требований, повлекшее за собой причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства;
- непредставление в установленный срок информации, предусмотренной частью третьей статьи 24.3 Федерального закона № 69 «О пожарной безопасности», либо представление недостоверной или искаженной информации;


12
- неустранение лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений лицензионных требований.
Одновременно с подачей заявления в суд, лицензирующий орган, выдавший лицензию, приостанавливает действие лицензии до вступления в законную силу решения суда.
Порядок принятия решения о приостановлении действия лицензии, а также порядок действий лицензирующего органа в случае выявления систематических или грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований определяется
Правительством Российской Федерации.
Решение о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Дополнительные условия осуществления лицензионной деятельности
В качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности юридического лица указывается адрес места его нахождения и (или) его филиала.
Оборудование, технические средства, в том числе средства измерений, необходимые для осуществления лицензируемых видов деятельности, соискатель лицензии, лицензиат обязаны иметь на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, по месту (местам) осуществления лицензируемых видов деятельности, в том числе по месту осуществления временных работ.
О выполняемых работах, оказываемых услугах, составляющих лицензируемый вид деятельности, лицензиат обязан уведомлять лицензирующий орган путем направления соответствующей информации в порядке, установленном положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Лицензиат подтверждает соблюдение лицензионных требований путем представления в лицензирующий орган информации в порядке, предусмотренном
Федеральным закономот 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», каждые три года со дня предоставления лицензии.
Важная информация для лицензиатов в области пожарной безопасности!!!
Информируем Вас о том, что c 09.12.2021 частью 4 статьи 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности (далее – Закон № 69) установлены дополнительные условия осуществления лицензионной деятельности в области пожарной безопасности.
Лицензиатам необходимо подтверждать соблюдение лицензионных требований путем представления в лицензирующий орган информации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»,
каждые три года со дня предоставления лицензии
(далее – Закон № 99).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 11.06.2021 № 168-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и статьи 1 и


13 22 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее
– Закон № 168), вступивший в силу с 09.12.2021, положения статьи 24.3 Закона № 69 применяются в отношении лицензиатов, осуществляющих деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и (или) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, с учетом следующих особенностей:
1) лицензиаты, которым лицензии предоставлены до 1 января 2012 года, должны представить в лицензирующий орган информацию в течение первого года со дня вступления в силу Закона № 168;
2) лицензиаты, которым лицензии предоставлены в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2015 года включительно, должны представить в лицензирующий орган информацию в течение второго года со дня вступления в силу Закона № 168;
3) лицензиаты, которым лицензии предоставлены начиная с 1 января 2016 года, должны представить в лицензирующий орган информацию в течение третьего года со дня вступления в силу Закона № 168 в случае, если в течение этого года или ранее истекло три года и более с даты выдачи лицензии.
Порядок периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям, в том числе срок, порядок устранения, порядок оценки лицензирующим органом устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований установлены дополненной статьей 19.3 Закона № 99 (в редакции
Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ), которая вступает в силу с 01.03.2022.
В соответствии с частью 5 статьи 19.3 Закона № 99 заявление о периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям и прилагаемые к нему документы лицензиат представляет в лицензирующий орган в порядке, предусмотренном частями 2 - 10 статьи 13 Закона № 99, то есть направляет в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, посредством использования единого портала государственных и муниципальных услуг.
В связи с внесением изменений и дополнений в нормативные правовые акты
Российской Федерации при осуществлении лицензионной деятельности в области пожарной безопасности необходимо учитывать основные изменения с 01.03.2022 лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1128 (далее
– Положение № 1128), Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 28.07.2020 № 1131 (далее – Положение № 1131).
На основании части 1 статьи 20 Закона № 99 (в редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ), которая вступает в силу с 01.03.2022, действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в случаях: