Файл: Основы художественной культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Ужасное.




Ужасное - близкая к трагическому, но глубоко ему противоположная категория. Если трагическое всегда имеет свое разрешение в будущем, то ужасное безысходно, безнадежно. Это гибель, не несущая в себе ничего просветляющего, не сулящая людям грядущее освобождение от несчастия, бедствия, не контролируемое людьми, неподвластное им, господствующее над ними. В трагическом несчастье величественно, оно все же возвышает человека, т.к. последний остается господином обстоятельств и, даже погибая, утверждает свою власть над миром. В ужасном, напротив, человек - раб обстоятельств, он не владеет миром.

Ужасное - эстетическая доминанта средневекового религиозного сознания, пугавшего грешников адовыми муками и грядущим страшным судом.

Категория ужасного охватывает те явления действительности, которые человек свободно не владеет и которые несут ему несчастья и гибель, неразрешимые даже на историческом уровне (отсюда пессимистическое мироощущение).

Безобразное, низменное, ужасное - негативные ценности, отрицательные свойства мира, запечатлеваемые искусством и отражающиеся в эстетике. Эти категории вошли в систему современной эстетической науки. Без них нельзя понять, например, произведения изображающие ужасы фашизма.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Человек выпадает из общества, если он не знает правил поведения, которые приняты в данном обществе. Например, не может найти по указателям, как выйти на перрон, чтобы сесть на вокзале в поезд, не умеет правильно эксплуатировать жилье, нарушает экологические требования и многое другое подобное.

Человек выпадает из общества, если он не умеет судить по приметам, анализировать и предвидеть ситуации. Охотник должен уметь читать следы, плотник должен определять по виду дерева качество древесины, биржевые маклеры долж­ны понимать содержание экономических индексов и др. по­добное.

Личные представления о себе и мире выражаются в само­стоятельной оценке значений слов и значений речевых про­изведений, в наличии своей точки зрения в художественном творчестве и его оценках, в собственных наблюдениях о том, Как изменяется окружающий мир (большой или малый, семейный, например) и какое, вследствие этого, следует чело­веку предпринять действие (или сознательно бездействовать). Таким образом, духовная культура проявляется: а) в знании правил совместных действий, правил обще­ния, которые, после их изучения, составляют автоматиз-социального поведения;

б) в понимании содержания культуры общества как об­щезначимого мыслительного целого;

в) в личных представлениях о себе и мире, ограниченных, с одной стороны, здравым смыслом, а с другой, необходи­мостью быть индивидуальностью.

Эти три категории духовной культуры целесообразно назвать носительскими категориями, так как отсутствие их

Содержательные категории духовной культуры составля­ют основной интерес культуроведения. Носительские кате­гории духовной культуры более всего интересуют культурную антропологию, так как в носительских категориях рассмат­риваются культурные границы общества — внешние и внут­ренние, а также владение духовной культурой отдельной личностью и своеобразие личности, ее персональность. Со­держательные категории более интересны культурной педагогике, так как их описание и анализ позволяют построить учебный предмет.

Разделение содержательных категорий духовной культуры определяется основными категориями философии: справед­ливостью, красотой, истиной. Между этими основными фи­лософскими категориями распределяются содержательные



В центре содержательных категорий духовной культуры лежит мораль. Мораль как норма поведения охватывает все общество. Но объем общества, объединяемого моралью, раз­личен. По степени широты охвата различаются народная (или практическая) мораль, духовная (или религиозная) мо­раль, профессиональная мораль и экологическая (или гло­бальная) мораль.

Народная (или практическая) мораль объединяет общест­во, связанное устно-речевыми отношениями. В дописьменном обществе она является единственной моралью. В письменном обществе она подчинена духовной морали, суть которой вы­ражена в религии. Профессиональная мораль разделяется по профессиям, отправляясь от духовной морали и модифицируя ее по профессиональным группировкам людей. Экологическая мораль присутствует и развивается в обществе, объединенном массовой коммуникацией

В жизни каждого человека рано или поздно наступит момент, когда он задается вопросом конечности своего существования. Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертности, может быть чувство безнадежности растерянности. Преодолевая это чувстсво, человек всю оставшуюся жизнь преодолевает осознание своей грядущей смерти, хотя в большинстве жизненных ситуаций оно таится в глубинах сознания и становится основополагающим в последующем духовном развитии человека. Наличие такого знания в духовном опыте человека в значительной степени и объясняется острота, с которой перед нами встает вопрос о смысле и цели жизни.

Размышление над этим вопросом, для многих людей становится исходным пунктом в выработке того, что принято называть основной линией жизни, подчиняющей себе поведение и поступки человека на разных уровнях – будь то общество в целом, или трудовой коллектив, или семья, или близкие друзья. Отклонения от этой линии нередко приводит к мучительным моральным коллизиям в его жизнедеятельности, а ее утрата к нравственной, а то и физической гибели человека. Цель и смысл индивидуальной жизни каждой личности тесно связан с социальными идеями и действиями, определяющими цель и смысл всей человеческой истории .

Но даже если человек руководствуется в своей жизни определенными нравственными целями и использует для их достижения адекватные им средства, он знает, что не всегда и не во всех случаях он может добиваться желаемого результата, который в нравственных категориях обозначался во все времена как добро
, правда, справедливость… Тогда возникает естественный вопрос: что ж жизнь его, единственная и неповторимая, в какой – то мере уравнивается с жизнью тех, кто живет бесцельно и безнравственно. Вопрос этот тем более значим, что жизнь каждого человека не бесконечна, а обрывается смертью – небытием. Не теряют ли вследствие этого смысл определения ее в нравственных категориях добра и зла, правды и лжи, справедливости и несправедливости? Все ли проходит в бытие человеческом и все ли уравнивается в небытии? Люди всегда искали выход из этого удручающего противоречия, которое казалось, должно было подорвать основы человеческого бытия. И находили его вначале в религиозном постулате о «бессмертности души», а потом в представлениях об «абсолютном разуме» и «абсолютных моральных ценностях», создающих якобы нравственную основу жизни человека. А средневековые алхимики, как известно, веками искали чудодейственный «эликсир жизни».

Осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное мнение о смысле жизни и смерти.

Вполне понятно, что эта тема вполне возможно наиважнейшая для каждого человека и занимает центральное место во всей культуре человечества. История мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство человеческого небытия, а также со стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть.

Поисками ответа на этот вопрос занимались и занимается мифология, и различные религиозные учения, и искусства, многочисленные направления философии. Но в отличии от мифологии и религии, которые стремятся навязать, продиктовать человеку определенные его решения, философия, если она не является догматической, апеллирует прежде всего к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия. Философия же помогает ему, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках.

От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении всей индивидуальной жизни он никогда не достигает целей жизни «родовой», в этом смысле он постоянно не реализуемое адекватно существо. Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержат в себе побудительные причины творческой деятельности, незаключенные в непосредственных мотивах. Именно поэтому назначение, призвание всякого человека – всесторонне развить все свой способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, в его культуру.


В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но в принципе такой же смысл и жизни общества, человечества в целом, который они реализуют, однако, в исторически неоднозначных формах. Совпадение, единство личного и общественного, вернее, мера этого единства, неодинакова на разных этапах истории и в разных общественно – экономических формациях, и определяет ценность человеческой жизни. Эта мера, таким образом, не является надличностной или надобщественной, но диалектически объединяет смысл жизни человека и общества, а они могут находиться в противоречии в общественно – экономических условиях, отчуждающих человека, и все более совпадать в условиях становления нового, гуманного и демократического общества.

Такое понимание смысла и ценности человеческой жизни опирается на учение о социальной сущности человека. Любые попытки вывести их из сферы биологического ошибочны уже потому, что поведение личности определяется социальными, социально – эстетическими и нравственно – гуманистическими факторами, которые являются его регуляторами.

Искусство и Мораль образуют два автономных мира, каждый из которых суверенен в пределах своей сферы, они все же не могут взаимно игнорировать друг друга, ибо человек присутствует в обоих этих мирах одновременно как интеллектуальный творец и как моральный действователь, субъект актов, в которых решается его судьба. И поскольку художник есть человек, прежде чем быть художником, автономный мир морали безусловно выше (и обширнее), чем автономный мир искусства. Иначе говоря, Искус­ство косвенным и внешним образом подчинено

Основной компонент нравственной культуры —это поведение людей и их взаимоотношения. Целью всей нравственной деятельности и ее главной ценностью являются нравственные качества, нравственная зрелость людей. В сферах искусства, науки, техники значимость создателя измеряется созданными им продуктами.

Для нравственной культуры важнее всего сам человек, его нравственная зрелость, степень усвоения нравственных норм, способность по доброй воле ограничивать свои личные интересы, реализация которых может повредить другим.