Файл: Основы художественной культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Многие исследователи считают, что культура возникла преж­де всего под воздействием общественных запросов и потребностей. Прежде всего общество нуждалось в закреплении и передаче духов­ных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельнос­ти человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей. Об­щество, таким образом, процессу созидания ценностей придало ус­тойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать кумулятивный характер развития. Кроме того, общество создало возможности для публичного создания и использования ценностей, что привело к возможности более быстрого их понимания и апробирования другими членами общества.

Таким образом, общество создает условия для социального развития человека, т. е. человека как личности. Личность несет пе­чать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того, общество создает условия для массового использования ценностей культуры, а следовательно, порождает потребности в тиражировании и репродуцировании артефактов, что, в свою очередь, превращается в процессы воспроизводства культуры. Понятно, что вне об­щественных форм жизни эти особенности в развитии культуры бы­ли бы невозможны. Культура своими нормами и ценностями входит во взаимодействие с другими системами саморегуляции в обществе, такими, как политика, право и т. п., но в отличие от них регулятивы культуры амбивалентны и могут использоваться на принципах сво­бодного выбора.

Развитие интересов и потребностей личности может стимули­ровать изменение ценностей культуры и тогда они подвергаются ре­формированию или даже замене. Общество в данной ситуации может играть роль как стимулирующего, так и подавляющего фактора. В це­лом здесь возможны три типичные ситуации: первая, когда общество менее динамично и менее открыто, чем культура. Культура будет предлагать ценности, оппозиционные по смыслу, а общество будет стремиться их отторгнуть. Сдерживается прогрессивное развитие культуры, общество догматизирует имеющиеся ценности и в целом возникают неблагоприятные условия для развития личности. Воз­можна и обратная ситуация, когда общество в силу политических или социальных потрясений изменяется, а культура не успевает с обнов­лением норм и ценностей. Для личностного развития вновь нет опти­мальных условий. И, наконец, возможно гармоничное, сбалансирован­ное изменение общества и культуры. В этих условиях возможно кон­структивное, непротиворечивое и гармоничное развитие личности.


В развитом обществе человек стремится действовать на осно­ве единства, целостности и тождественности своего «Я». Европей­ская культура всегда придавала личностному началу качество бе­зусловности, независимости от других регулятивов общества, ус­тойчивости и целостности личного мира человека. Только при таком положении личность способна в самой себе находить регулятивы и ценности, которые позволяют выстоять перед вызовом обстоя­тельств, придать вызову смысл и обстоятельствам, опираясь на ; собственное «Я»; только при таком положении возможно чувство а ответственности в осуществлении своих целей, индивидуализм как установка на самостоятельное значение человека. Эти идеалы и ценности личностного поведения в обществе культивируются уже с античности в первых идеях рационального и мудрого образа жизни. Затем в христианстве, в идеях и идеалах индивидуального спасе­ния. Далее, в эпоху Возрождения — идеалы гражданского и естест­венного права, просвещения и научности, рационализма в нравст­венных и правовых идеалах, и, наконец, в идеалах демократии, от­крытого общества и открытой культуры, характерных для XX века. Культурное богатство личности зависит от включения ценнос­тей в личную деятельность и от того, насколько общество стимули­рует этот процесс, насколько оно способствует ему. В личности цен­ности культуры превращаются в поведение, культура живет в лич­ностном поведении человека. Общество создает условия для этого, а они могут в различной степени как соответствовать, так и не соответ­ствовать превращению ценностей культуры в акты поведения лич­ности. Общество развивается в режиме поиска все более благоприят­ных условий для формирования личности как активного субъекта культуры, как творца и носителя ценностей культуры.
Самоценность человеческой жизни. Смысл жизни.
Необратимость жизни требует особого отношения человека к временной жизни, особенно к настоящему. Своевременность—это способность человека определить момент наибольшего соответствия логике событий и своих внутренних возможностей и желаний для решительного действия. Своевремен­ность — качественная и индивидуальная характеристика отношения человека к жизни во времени.

Категория "смысл жизни" традиционно связывается в сознании

прежде всего с категорией духовного, духовности. Религиозное миро­воззрение до сих пор считает сферу "определения смыслов" исключи­тельно своей компетенцией, удаленной от суетности мира. Однако и в религиозных доктринах понимание смысла жизни, хоть в общем виде и определяется как спасение души для вечной жизни, в действитель­ности зависит от вероисповедных различий и различий в понимании места и роли данного религиозного учения в конкретно-исторических условиях существования. Так, в католицизме разработана достаточно стройная система социальной этики и политики, находящая отражение уже более ста лет в папских энцикликах о ценностях жизни, о труде, о новых явлениях в обществе и мире вообще, о роли церкви. Огромная роль в этих посланиях отводится в процессе обретения смыслом жизненных ориентиров духовной культуре.

Эту точку зрения разделяют и православные богословы. Так, изве­стный религиозный мыслитель и священник П. А. Флоренский писал, что религия стоит над явлениями духовной культуры в силу самой своей сущности, "культурные ценности — производные культу, как бы отслоящаяся шелуха культа" (П. Флоренский. "Из богословского на­следия").

Все христианские богословы солидарны в этим вопросе. Они признают, что культура дает представление о жизни и систему ценно­стей, но только религия обусловливает возможность существования духовной природы человека, содержит идеал для всей человеческой деятельности, опирающийся на новое понимание отношений Бога и человечества, в основе которых лежит любовь, постоянно порождаю­щая бытие человека. Жизнь — это высшая ценность, потому религия — первичный существенный и формообразующий принцип культуры. Но жизнь как высшая ценность — это не реальная жизнь здесь и теперь, а вечная жизнь спасенной души. Кризисные состояния культуры и общества увязываются с секуляризацией культуры и отказом человека от окормляющего воздействия церкви. Поэтому надо создать новую христианскую культуру, с одной стороны, реагирующую на нужды современного человека, а с другой — преданную новозаветному учению. И церкви здесь отводится почетная роль водителя народов глубины Керигмы.

Наибольшей сакрализации подвержена жизнь стран, исповедующих ислам, поскольку вопросы обоснования власти и организации! жизни занимают в мусульманском вероучении важное место. Священная книга мусульман — Коран — содержит не только рассуж­
дения о Боге, но и правовые и этические нормы, которые применяются по сей день. Смысл земной жизни также—спасение, а поскольку неизвестно, кто предназначен для спасения, а кто — для погибели, то можно попытаться повлиять на судьбу усердной молитвой, постом, раздачей милостыни ("задача" для богатых), совершением паломниче­ства, а также участием в войне с неверными (джихад, или газават), так как погибший мусульманин очищается от грехов и попадает в рай.

В буддизме смысл жизни парадоксально заключен в призыве прекратить существование в индивидуальных судьбах, поскольку иначе неустранимо главное зло, сопровождающее это существование — страдание.

Достичь этого можно, только избавившись от желаний отрешившись от внешнего мира. Отсюда — проповедь пассивности, безразличия и аскетизма, которые преподносятся как моральное самоусовершенствование.

В православии не было разработанной социальной этики, и это II было сознательной позицией, опирающейся на понимание личности человека, смысла его жизни и миссии церкви. Православие культивирует тип "внутреннего человека", измененного, восстановленного и освященного Богом, ставшего благодаря этому личностью, достойной спасения. Но личность — это не результат действий человека, а дарованная ему Господом возможность БЫТЬ. Цель его бытия, проявление его свободной воли — определиться к жизни в Боге, стать богопричастным, то есть пройти путь, указанный богочеловеком Христом, пре­одолеть временность земной жизни, сохранить бессмертную душу и тем самым достичь жизни вечной как абсолютного добра. На это направлена культовая деятельность.

Как отмечает современный православный публицист А.В. Кураев, "главная заповедь Христа—не "делай", а "будь"... Соответственно смысл жизни Церкви и человека находится по существу своему вне культурных и социально-нравственных контекстов. Задача религии — преодоление смерти, и смысл жизни христианина — во вхождении в вечность.

Глубоко религиозный человек действительно теряет интерес к внешней работе. "Земное дело" не способно наделить жизнь смыслом, но лишь Высшее начало, начало надвременное способно открыть перспективы нашему временному существованию: "Неустранимый факт приближения смерти, скоропреходящего исчезновения, погружен
ия в невозвратное прошлое всей нашей земной жизни со всей иллюзорной значительностью ее интересов — этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешенного, отло­женного в сторону вопроса о смысле жизни..."

В связи с этим интересно привести мысли русского философа С. Франка о влиянии православия на русскую ментальность. Русские, (отчасти по натуре, отчасти по неустроенности гражданской, бытовой и общественной жизни, отличались, по его мнению, от западноевропейцев тем, что больше мучились вопросом о смысле жизни, чаще грезили мечтами о будущем, в котором надеялись открыть истинную и счастливую жизнь.

Несмотря на своеобразие подходов различных религий к этой проблеме и на специфику культур и историй разных народов, в деятельности религиозных конфессий проявляется общекультурная тенденция к осознанию общечеловеческих ценностей и целей деятель­ности, необходимости жить в мире. Это находит выражение в экуме­ническом движении (от греческого слова "ойкумена" — вселенная) объединения христианских церквей и религиозных организаций вне зависимости от конфессии и деноминации ради общих целей. Еще более радикальны в интеграционных попытках многочисленные рели­гиозные учения, пытающиеся соединить все религии в некую мировую межнациональную религию. Однако следует признать, что их влияние ничтожно и менее всего склонны их признавать традиционалистские культы. Видимо, магистральный путь духовного развития человечества пролегает не здесь.

Как видим, обретение смысла жизни в нашу кризисную эпоху проходит в широчайшем диапазоне человеческого бытия от оптими­стического мироощущения человека, способного преодолеть себя и мир и даже достичь счастья, до создания терапевтических систем практической помощи людям. Воистину, велик и трагичен путь чело­века.

Коренной вопрос этики — смысл человеческой жизни, кото­рый заключается в совпадении основной направленности субъективных установок, позиций личности с общими тен­денциями развития общества. С этим тесно связано человечес­кое счастье, представляющее собой нравственное удовле­творение, проистекающее от сознания правильности, вели­чия и благородства основной жизненной линии поведения. Секрет счастья — в умении доставить и людям, и себе радость, в