ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
должно быть точечных раковин, коррозии и повреждений. Небольшие повреждения можно устранить шлифованием седел. При этом снимайте как можно меньше металла. Шлифовать можно как вручную, так и с помощью шлифовальной машинки.
Рисунок 1 Седла клапанов: I — новое седло; II — седло после ремонта; а — седло впускного клапана; b — седло выпускного клапана
Шлифуйте в следующем порядке:
– вставьте в направляющую втулку клапана центрирующий стержень А. 94059 и профрезеруйте фаску 15° фрезой А. 94092 для седла впускного клапана или А. 94003 – для выпускного. Фрезы надеваются на шпиндель А.94058;
– профрезеруйте фаску 20° фрезой А. 94031 для седла впускного клапана или А. 94101 – для выпускного;
– прошлифуйте фаску 45°, обеспечивая ширину фаски и базовые диаметры 34 и 30,5 мм. Фаски шлифуются коническими кругами А. 94100 для седел впускных клапанов и А. 94078 – для выпускных. Круги надеваются на шпиндель А. 94069.
В момент соприкосновения круга с седлом шлифовальная машинка должна быть выключена, иначе возникнет вибрация и фаска будет неправильной.
После шлифования тщательно промойте седла и каналы головки цилиндров и продуйте сжатым воздухом.
Направляющие втулки клапанов. Проверьте зазор между направляющими втулками и стержнями клапанов, измерив диаметр стержня клапана и отверстие направляющей втулки.
Расчетный зазор для новых втулок: 0,022–0,055 мм для впускных клапанов и 0,029–0,062 мм — для выпускных; максимально допустимый предельный зазор (при износе) 0,3 мм при условии отсутствия повышенного шума газораспределительного механизма.
Если увеличенный зазор между направляющей втулкой и клапаном не может быть устранен заменой клапана, замените втулки клапанов, пользуясь для выпрессовки и запрессовки оправкой А. 60153/ R (рисунке. 5).
Рисунок 2 Выпрессовка направляющих втулок оправкой А. 60153/ R
Запрессуйте направляющие втулки с надетым стопорным кольцом до упора его в тело головки цилиндров.
После запрессовки разверните отверстия в направляющих втулках клапанов развертками А. 90310/ 1 (для втулок впускных клапанов) и А. 90310/ 2 (для втулок выпускных клапанов). Затем прошлифуйте седло клапана и, при необходимости, доведите ширину рабочей фаски до нужных размеров, как указано выше.
Маслоотражательные колпачки направляющих втулок при ремонте двигателя всегда заменяйте новыми.
Поврежденные маслоотражательные колпачки заменяйте на снятой головке цилиндров. Для напрессовки колпачков пользуйтесь оправкой 41.7853.4016.
Клапаны. Удалите нагар с клапанов. Проверьте, не деформирован ли стержень и нет ли трещин на тарелке. Поврежденный клапан замените.
Проверьте состояние рабочей фаски клапана. При мелких повреждениях ее можно прошлифовать, выдерживая угол фаски 45°30’±5’. При этом расстояние от нижней плоскости тарелки клапана до базовых диаметров (34 и 30,5 мм) должны быть в пределах 1,3–1,5 и 1,8–2,0 мм (рисунок 6).
Рисунок 3 Предельные размеры при шлифовании фасок клапанов: I — впускного клапана; II — выпускного клапана
Пружины. Убедитесь, нет ли на пружинах трещин и не снизилась ли упругость пружин, для чего проверьте их деформацию под нагрузкой (рис. 7, 8).
Рисунок 4 Основные данные для проверки наружной пружины клапана
Рисунок 5 Основные данные для проверки внутренней пружины клапана
Толкатели клапанов. Проверьте состояние рабочей поверхности толкателя. На ней не должно быть задиров и царапин. При повреждениях замените толкатель.
Болты крепления головки цилиндров. При многократном использовании болтов они вытягиваются. Поэтому проверьте, не превышает ли длина болта L (рисунок 9) 135,5 мм и если она больше, то замените болт новым.
Рисунок 6
Процесс снятия и установки ремня ГРМ двигателя
ВАЗ 21124
Снятие ремня ГРМ на автомобиле:
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.
2. Снимаем шкив коленвала.
3. Снимаем переднюю крышку и помечаем направление вращения ремня.
4. Устанавливаем на место болт крепления шкива коленвала.
5. Проворачивая коленчатый вал торцовым ключом на 17 мм за болт крепления шкива, устанавливаем поршень первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия. При этом метки шкивов коленчатого вала и распределительных валов совместятся с установочными метками на корпусе масляного насоса и задней крышки газораспределительного механизма.
ПРИМЕЧАНИЕ!
Для снятия ремня газораспределительного механизма достаточно отвернуть гайку натяжного ролика на несколько оборотов и ослабить натяжение ремня. Однако снимать и надевать ремень газораспределительного механизма на шкивы удобнее, когда натяжной и направляющий ролики свободно двигаются на шпильках.
6. Ключом на 17 мм отворачиваем гайки крепления натяжного и направляющего роликов.
7. Снимаем ремень газораспределительного механизма.
РЕКОМЕНДАЦИЯ!
Проверьте состояние натяжного и направляющего роликов (см. Натяжной и направляющий ролики ремня привода ГРМ - снятие и установка).
Установка ремня газораспределительного механизма:
1. Надеваем ремень газораспределительного механизма на зубчатый шкив коленвала (в соответствии с меткой направления вращения, если ремень не новый), убедившись в совмещении метки шкива коленвала с меткой на корпусе масляного насоса.
2. Левую ветвь ремня газораспределительного механизма пропускаем с наружной стороны шкива насоса охлаждающей жидкости и внутренней стороны натяжного ролика. Правую ветвь ремня ГРМ пропускаем с внутренней стороны направляющего ролика.
ПРИМЕЧАНИЕ
Если есть приспособление для фиксации шкивов распределительных валов - устанавливаем его и надеваем ремень ГРМ на шкивы, не допуская провисания его правой ветви и участка между шкивами распределительных валов. Если приспособления нет, следует учитывать, что после снятия зубчатого ремня ГРМ шкив распределительного вала впускных клапанов под действием их пружин повернется на один зуб по часовой стрелке, а выпускных - против часовой стрелки.
3. Ключом на 17 мм поворачиваем шкив распредвала впускных клапанов против часовой стрелки до совмещения меток на шкиве и крышке. Выбрав провисание правой ветви ремня ГРМ, надеваем ремень ГРМ на шкив распределительного вала выпускных клапанов.
Не давая ремню ГРМ возможность перескочить по зубьям шкива, позволяем шкиву вернуться в исходное положение (повернуться на один зуб вправо).
4. Ключом на 17 мм поворачиваем шкив выпускных клапанов, устанавливая его в положение, аналогичное положению шкива впускных клапанов (метка шкива находится на расстоянии в один зуб справа от метки на крышке).
Удерживая шкив в этом положении, накидываем ремень ГРМ на его верхнюю часть, не допуская провисания ремня ГРМ между шкивами и его перескакивания по зубьям шкива впускных клапанов.
5. Поворачивая шкивы ключом на 17 мм, натягиваем правую ветвь ремня ГРМ, не допуская поворачивания шкива коленвала и полностью одеваем ремень ГРМ на шкив распредвала выпускных клапанов.
6. Проверяем совмещение меток всех трех шкивов в положении ВМТ такта сжатия первого цилиндра.
7. Натягиваем зубчатый ремень ГРМ и затягиваем гайки крепления роликов.
8. Ключом на 17 мм за болт крепления шкива проворачиваем коленчатый вал двигателя два полных оборота, после чего снова проверяем совмещение меток шкивов коленчатого вала и распределительных валов с установочными метками на двигателе. При необходимости повторяем установку ремня привода ГРМ.
Дальнейшую сборку двигателя проводим в последовательности, обратной разборке.
В проделанной работе было изучено устройство головки блока цилиндров двигателя ВАЗ 21124, а также описан технологический процесс замены направляющих клапанов.
В процессе эксплуатации автомобиля клапанный механизм двигателя нуждается в периодическом ремонте и регулировке.
Одним из основных требований качественного ремонта головки блока цилиндров (ГБЦ) является обеспечение герметичности сопряжения «седло-клапан». Операции обработки фасок клапанов и седел по праву считаются важнейшими и ответственными в технологической цепи ремонта головок блока. Но существует и не менее ответственная операция - замена (или восстановление) направляющих втулок, которые являются технологической базой для последующей обработки седла.
Без исправных направляющих втулок клапанов невозможен дальнейший ремонт головки блока цилиндров.
Литература и источники
Основные источники:
1. Жолобов, Л. А. Устройство автомобилей категорий B и C : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. А. Жолобов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 265 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06883-2.
2. Семенов И.Л. «Учебник по устройству легкового автомобиля», Издательство: «Мир Автокниг», 2017, 80 стр. 978-5-91685-045-1.
3. Пузанков А.Г. Автомобили. Устройство и техническое обслуживание: учебник/ А. Г. Пузанков. - М: Издательский центр «Академия», 2015. – 640с.
4. Родичев В.А. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей: учебник водителя транспортных средств категории «С» / В.А. Родичев. – 9-е изд. Испр. - Издательский центр «Академия, 2017. 256 с. ISBN 978-5-7695-9785-5
5. Гладков Г.И. Устройство автомобилей: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / Г.И. Гладких, А.М. Петренко. - 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 352 с. ISBN 978-5-4468-8451-3
Дополнительные источники:
Рисунок 1 Седла клапанов: I — новое седло; II — седло после ремонта; а — седло впускного клапана; b — седло выпускного клапана
Шлифуйте в следующем порядке:
– вставьте в направляющую втулку клапана центрирующий стержень А. 94059 и профрезеруйте фаску 15° фрезой А. 94092 для седла впускного клапана или А. 94003 – для выпускного. Фрезы надеваются на шпиндель А.94058;
– профрезеруйте фаску 20° фрезой А. 94031 для седла впускного клапана или А. 94101 – для выпускного;
– прошлифуйте фаску 45°, обеспечивая ширину фаски и базовые диаметры 34 и 30,5 мм. Фаски шлифуются коническими кругами А. 94100 для седел впускных клапанов и А. 94078 – для выпускных. Круги надеваются на шпиндель А. 94069.
В момент соприкосновения круга с седлом шлифовальная машинка должна быть выключена, иначе возникнет вибрация и фаска будет неправильной.
После шлифования тщательно промойте седла и каналы головки цилиндров и продуйте сжатым воздухом.
Направляющие втулки клапанов. Проверьте зазор между направляющими втулками и стержнями клапанов, измерив диаметр стержня клапана и отверстие направляющей втулки.
Расчетный зазор для новых втулок: 0,022–0,055 мм для впускных клапанов и 0,029–0,062 мм — для выпускных; максимально допустимый предельный зазор (при износе) 0,3 мм при условии отсутствия повышенного шума газораспределительного механизма.
Если увеличенный зазор между направляющей втулкой и клапаном не может быть устранен заменой клапана, замените втулки клапанов, пользуясь для выпрессовки и запрессовки оправкой А. 60153/ R (рисунке. 5).
Рисунок 2 Выпрессовка направляющих втулок оправкой А. 60153/ R
Запрессуйте направляющие втулки с надетым стопорным кольцом до упора его в тело головки цилиндров.
После запрессовки разверните отверстия в направляющих втулках клапанов развертками А. 90310/ 1 (для втулок впускных клапанов) и А. 90310/ 2 (для втулок выпускных клапанов). Затем прошлифуйте седло клапана и, при необходимости, доведите ширину рабочей фаски до нужных размеров, как указано выше.
Маслоотражательные колпачки направляющих втулок при ремонте двигателя всегда заменяйте новыми.
Поврежденные маслоотражательные колпачки заменяйте на снятой головке цилиндров. Для напрессовки колпачков пользуйтесь оправкой 41.7853.4016.
Клапаны. Удалите нагар с клапанов. Проверьте, не деформирован ли стержень и нет ли трещин на тарелке. Поврежденный клапан замените.
Проверьте состояние рабочей фаски клапана. При мелких повреждениях ее можно прошлифовать, выдерживая угол фаски 45°30’±5’. При этом расстояние от нижней плоскости тарелки клапана до базовых диаметров (34 и 30,5 мм) должны быть в пределах 1,3–1,5 и 1,8–2,0 мм (рисунок 6).
Рисунок 3 Предельные размеры при шлифовании фасок клапанов: I — впускного клапана; II — выпускного клапана
Пружины. Убедитесь, нет ли на пружинах трещин и не снизилась ли упругость пружин, для чего проверьте их деформацию под нагрузкой (рис. 7, 8).
Рисунок 4 Основные данные для проверки наружной пружины клапана
Рисунок 5 Основные данные для проверки внутренней пружины клапана
Толкатели клапанов. Проверьте состояние рабочей поверхности толкателя. На ней не должно быть задиров и царапин. При повреждениях замените толкатель.
Болты крепления головки цилиндров. При многократном использовании болтов они вытягиваются. Поэтому проверьте, не превышает ли длина болта L (рисунок 9) 135,5 мм и если она больше, то замените болт новым.
Рисунок 6
Процесс снятия и установки ремня ГРМ двигателя
ВАЗ 21124
Снятие ремня ГРМ на автомобиле:
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.
2. Снимаем шкив коленвала.
3. Снимаем переднюю крышку и помечаем направление вращения ремня.
4. Устанавливаем на место болт крепления шкива коленвала.
5. Проворачивая коленчатый вал торцовым ключом на 17 мм за болт крепления шкива, устанавливаем поршень первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия. При этом метки шкивов коленчатого вала и распределительных валов совместятся с установочными метками на корпусе масляного насоса и задней крышки газораспределительного механизма.
ПРИМЕЧАНИЕ!
Для снятия ремня газораспределительного механизма достаточно отвернуть гайку натяжного ролика на несколько оборотов и ослабить натяжение ремня. Однако снимать и надевать ремень газораспределительного механизма на шкивы удобнее, когда натяжной и направляющий ролики свободно двигаются на шпильках.
6. Ключом на 17 мм отворачиваем гайки крепления натяжного и направляющего роликов.
7. Снимаем ремень газораспределительного механизма.
РЕКОМЕНДАЦИЯ!
Проверьте состояние натяжного и направляющего роликов (см. Натяжной и направляющий ролики ремня привода ГРМ - снятие и установка).
Установка ремня газораспределительного механизма:
1. Надеваем ремень газораспределительного механизма на зубчатый шкив коленвала (в соответствии с меткой направления вращения, если ремень не новый), убедившись в совмещении метки шкива коленвала с меткой на корпусе масляного насоса.
2. Левую ветвь ремня газораспределительного механизма пропускаем с наружной стороны шкива насоса охлаждающей жидкости и внутренней стороны натяжного ролика. Правую ветвь ремня ГРМ пропускаем с внутренней стороны направляющего ролика.
ПРИМЕЧАНИЕ
Если есть приспособление для фиксации шкивов распределительных валов - устанавливаем его и надеваем ремень ГРМ на шкивы, не допуская провисания его правой ветви и участка между шкивами распределительных валов. Если приспособления нет, следует учитывать, что после снятия зубчатого ремня ГРМ шкив распределительного вала впускных клапанов под действием их пружин повернется на один зуб по часовой стрелке, а выпускных - против часовой стрелки.
3. Ключом на 17 мм поворачиваем шкив распредвала впускных клапанов против часовой стрелки до совмещения меток на шкиве и крышке. Выбрав провисание правой ветви ремня ГРМ, надеваем ремень ГРМ на шкив распределительного вала выпускных клапанов.
Не давая ремню ГРМ возможность перескочить по зубьям шкива, позволяем шкиву вернуться в исходное положение (повернуться на один зуб вправо).
4. Ключом на 17 мм поворачиваем шкив выпускных клапанов, устанавливая его в положение, аналогичное положению шкива впускных клапанов (метка шкива находится на расстоянии в один зуб справа от метки на крышке).
Удерживая шкив в этом положении, накидываем ремень ГРМ на его верхнюю часть, не допуская провисания ремня ГРМ между шкивами и его перескакивания по зубьям шкива впускных клапанов.
5. Поворачивая шкивы ключом на 17 мм, натягиваем правую ветвь ремня ГРМ, не допуская поворачивания шкива коленвала и полностью одеваем ремень ГРМ на шкив распредвала выпускных клапанов.
6. Проверяем совмещение меток всех трех шкивов в положении ВМТ такта сжатия первого цилиндра.
7. Натягиваем зубчатый ремень ГРМ и затягиваем гайки крепления роликов.
8. Ключом на 17 мм за болт крепления шкива проворачиваем коленчатый вал двигателя два полных оборота, после чего снова проверяем совмещение меток шкивов коленчатого вала и распределительных валов с установочными метками на двигателе. При необходимости повторяем установку ремня привода ГРМ.
Дальнейшую сборку двигателя проводим в последовательности, обратной разборке.
Заключение
В проделанной работе было изучено устройство головки блока цилиндров двигателя ВАЗ 21124, а также описан технологический процесс замены направляющих клапанов.
В процессе эксплуатации автомобиля клапанный механизм двигателя нуждается в периодическом ремонте и регулировке.
Одним из основных требований качественного ремонта головки блока цилиндров (ГБЦ) является обеспечение герметичности сопряжения «седло-клапан». Операции обработки фасок клапанов и седел по праву считаются важнейшими и ответственными в технологической цепи ремонта головок блока. Но существует и не менее ответственная операция - замена (или восстановление) направляющих втулок, которые являются технологической базой для последующей обработки седла.
Без исправных направляющих втулок клапанов невозможен дальнейший ремонт головки блока цилиндров.
Литература и источники
Основные источники:
1. Жолобов, Л. А. Устройство автомобилей категорий B и C : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. А. Жолобов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 265 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06883-2.
2. Семенов И.Л. «Учебник по устройству легкового автомобиля», Издательство: «Мир Автокниг», 2017, 80 стр. 978-5-91685-045-1.
3. Пузанков А.Г. Автомобили. Устройство и техническое обслуживание: учебник/ А. Г. Пузанков. - М: Издательский центр «Академия», 2015. – 640с.
4. Родичев В.А. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей: учебник водителя транспортных средств категории «С» / В.А. Родичев. – 9-е изд. Испр. - Издательский центр «Академия, 2017. 256 с. ISBN 978-5-7695-9785-5
5. Гладков Г.И. Устройство автомобилей: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / Г.И. Гладких, А.М. Петренко. - 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 352 с. ISBN 978-5-4468-8451-3
Дополнительные источники:
-
А.Г.Пузанков, «Автомобили. Устройство и техническое обслуживание» Гриф МО РФ, 2009 г. -
Руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля ВАЗ 2112. -
http://avtosalone.ru/remont/