Файл: Реферат По дисциплине Экономическая теория.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Неконвертируемые облигации — это обычные облигации, владе­лец которых не имеет права на их конвертацию в иные ценные бумаги.

Купонные (процентные) и дисконтные. По форме доходаоблига­ции принято разделять на:

– купонные (процентные) — это облигации, по которым выпла­чивается доход в виде определенного процента к их номина­лу. В случае документарных облигаций процентный доход обычно выплачивается на основе купонов, которые печата­ются на самом бланке облигации и затем при предъявлении облигации отрезаются от нее в обмен на выплату денежного дохода в установленные сроки;

– дисконтные — это облигации, доход по которым определя­ется в виде разницы между номиналом облигации и ценой ее приобретения владельцем, которая всегда меньше номи­нала.

В купонной (процентной) облигации доход выплачивается ча­стями на протяжении всего срока ее существования. В дисконтной облигации доход выплачивается целиком, т. е. как накоплен­ный доход, в момент ее погашения эмитентом.

Процентный доход по облигации может быть установлен зара­нее при ее выпуске (облигация с фиксированным купоном), а может быть привязан к какому-то рыночному показателю, от значения которого на дату выплаты процентного дохода будет зависеть его величина. Поэтому размер процентного дохода становится извес­тен только на дату его выплаты (облигации с плавающим, или не­фиксированным, процентом).

Величина дохода по облигациям с плавающим процентом мо­жет устанавливаться либо:

– составной из ее фиксированной условиями выпуска величи­ны и нефиксируемой части, например, фиксированная часть— 3% годовых плюс рыночная ставка по 6-месячным ссудам на рынке на момент выплаты процентного дохода по обли­гации, или 5% плюс официальная величина инфляции за год;

– равной выбранной процентной ставке на рынке;

– равной приросту (в процентах) рыночной цены какого-то то­вара и т.п.

Принято процентный доход по облигации выплачивать раз в полгода, в отличие от акции, для которой наиболее часто распрос­траненный период выплаты дивиденда в мировой практике состав­ляет каждые три месяца.

Какую бы конкретную форму ни имел процентный доход по облигации, в экономическом плане он всегда представляет собой фиксированный процент. Это связано с тем, что в отличие от ак­ции процент по облигации есть рыночная плата (цена) за предос­тавленную ссуду. Рыночная цена может быть зафиксирована в аб­солютной, относительной величине или в виде иного порядка ее определения на момент расчета по ссуде. Но она всегда должна быть фиксирована, иначе перестанет быть рыночной ценой.


Обеспеченные и необеспеченные. Гарантиями со стороны эмитента выполнения обязательств по облигации могут быть либо его имущество, либо его доброе имя на рынке, либо им могут быть привлечены гарантии другого участника рынка.

Обеспеченные облигацииэто облигации и, вы пускаемые под за­лог у третьего лица, которым обычно становится назначаемый кре­диторами банк, какого-либо конкретного вида имущества их эми­тента (например, под залог каких-то ценных бумаг, имеющихся у эмитента, или под залог его ценного оборудования и др., в общем, всего того, что может быть достаточно легко продано на рынке и доход от продажи которого способен покрыть долг эмитента).

К обеспеченным облигациям относятся и облигации, выпуска­емые под гарантию другого участника рынка, которому доверяют кредиторы эмитента. В случае неплатежеспособности эмитента долги по облигациям обязан выплатить гарант облигационного займа.

Необеспеченные облигации —это облигации, которые не имеют какого-либо имущественного обеспечения, а своего рода «немате­риальной гарантией» для них является общий высокий кредитный рейтинг эмитента и его имидж как компании, которая всегда пол­ностью выполняет свои рыночные обязательства.

Порядок выпуска облигаций акционерными обществами регламентируется Федеральным законом «Об акционерных обществах». В соответствии с названным Законом при выпуске облигаций акционерными обществами должны быть coблюдeны следующие дополнительные условия:

  • номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для целей выпуска;

  • выпуск облигаций допускается после полной оплаты уставного капитала;

  • выпуск облигаций без обеспечения допускается на третьем году существования общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества;

  • общество не вправе размещать облигации, конвертируемые в акции общества, если количество объявленных акций общества меньше количества акций, право на приобретение которых предоставляют облигации.

Обращение. В отличие от акций, обращение облигаций не ха­рактеризуется такой же активностью. Хотя в ряде случаев облига­ции и присутствуют на фондовых биржах, поскольку часто этого требуют условия налогообложения процентного дохода или по дру­гим причинам, основной оборот облигаций совершается на вне­биржевом рынке. Это связано с тем, что каждая эмиссия облига­ций различна по своим условиям: срокам, процентным ставкам, встроенным опционам (правам) и т.д. Поэтому конкретная обли­гация не представляет всеобщего интереса или интереса для всех участников рынка одновременно, а лишь для их отдельных групп.



Эмиссия облигаций во всех странах растет и обеспечивает основную часть привлекаемых с рынка ценных бумаг денежных средств. Широко развивается рынок корпоративных облигаций и в нашей стране. Начиная с 1995 г., когда начали появляться первые корпоративные облигации, их выпуск постоянно увеличивается, и уже к настоящему времени говорят о буме на этом рынке.

    1. Государственные и корпоративные облигации

Ценные бумаги - необходимый атрибут развития рыночного оборота. С их помощью могут оформляться как кредитные, так и расчетные отношения, передача прав на товара и залог недвижимости и многие другие необходимые в рыночной экономике операции. 

Практика и экономическое развитие большинства стран показывает, что государство не может быть профессиональным предпринимателем. При этом оно всегда сохраняет прямую зависимость от тех, кто профессионально занимается бизнесом. Поэтому государство никогда не выпускает акций или товарораспорядительных документов (предоставляющих конкретные товарные массы на хранение или в оборот). На его долю остаются лишь долговые денежные бумаги - то есть ценные бумаги, оформляющие отношения займа, а именно – облигации.

Государственная облигация— это ценная бумага, удостове­ряющая право гражданина или юридического лица на полу­чение от Российской Федерации или субъекта РФ предос­тавленных им взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотрен­ные условиями выпуска займа в обращение.

Государственные облигации в ус­ловиях развитой экономики страны обычно имеют сле­дующие экономические преимущества перед ценными бумагами корпоративных эмитентов:

1) Самый низкий уровень риска или самый высокий относи­тельный уровень надежности для инвестиций.

2) Часто льготное налогообложение любых доходов инвестора по этим облигациям. Данный порядок применяется государ­ством для того, чтобы в экономике всегда имелся спрос на его облигации и в нужный момент не возникло бы проблем с продажей необходимого их количества частным инвесто­рам.

Основными покупателями государственных облигаций в зави­симости от их вида являются: банки, пенсионные и страховые ком­пании, инвестиционные фонды, население.


Государственные облигации часто занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля в разных странах доходит до 50%. В структуре государственных ценных бумаг обычно наибольший вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигацииРоссийский рынок государственных облигаций также занимает видное место на внут­реннем рынке ценных бумаг. Его тенденцией тоже является стрем­ление государства увеличивать долю все более долгосрочных обли­гаций по сравнению с краткосрочными облигационными займами.

Корпоративная облигация - это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности.

К основным характеристикам облигаций относят: стоимостную оценку, купон, период обращения.

Корпоративные облигации имеют нарицательную цену (номинал) и рыночную цену.

Приобретая корпоративные облигации, инвестор дол­жен оценить их инвестиционные качества и взвесить риск и доходность по этим ценным бумагам.

К факторам риска, которые должны приниматься инвестором во внимание при решении и приобретении облигаций эмитента можно отнести:

1. Экономические факторы.

  • Изменение законодательства (таможенного, налогового, рынка ценных бумаг и др.)

  • Изменение финансово-хозяйственной деятельности эмитента

  • Нестабильность экономической ситуации в народном хозяйстве, уровень инфляции

  • Размер конкуренции в целом по основной деятельности, на рынке ценных бумаг и перспективы развития эмитента

  • Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг.

2. Политические факторы – изменение законодательства РФ.

Доходность корпоративных облигаций колеблется от 8 до 18% в зависимости от надежности эмитента облигаций. На рынке обращается большое разнообразие выпусков облигаций, из которых инвестор может выбрать наилучшее для себя сочетание доходности и риска. Есть облигации надежных, крупных компаний с небольшими купонными выплатами, есть также "бросовые" облигации некрупных предприятий с высокими процентными платежами. Особенно высока доходность по облигациям новых небольших эмитентов, которые впервые выводят на рынок свои ценные бумаги.

Таким образом, облигация – долговая ценная бумага. Купив облигацию компании-эмитента, инвестор становится ее кредитором. Эмитент обязуется выплатить держателю облигации по окончании срока ее обращения номинальную стоимость облигации и заранее известный или легко прогнозируемый стабильный доход в виде процентов от номинальной стоимости. Государственные облигации выпускаются государством, муниципалитетами. Корпоративные облигации выпускают банки, а также компании самых разных отраслей.


Облигации, как правило, считаются более безопасным инвестиционным инструментом, чем акции, поскольку их владельцы имеют приоритет в требовании доли активов компании в случае ее ликвидации или реструктуризации. Для эмитентов облигации являются надежной альтернативой банкам и другим кредиторам, которые могут предлагать менее привлекательные финансовые условия, чем рынки капитала: например, более высокие процентные ставки по займам.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКОВ ОБЛИГАЦИЙ

2.1 Понятие рынка облигаций

Рынок облигаций – это часть рынка ценных бумаг, где осуществляются долгосрочные и среднесрочные заимствования. На рынке облигаций колебания цен незначительны при сопоставлении с интенсивной динамикой котировок акций. Для инвесторов главным являются проценты, несмотря на то, что изменение стоимости облигации на рынке также будет оказывать влияние на доход. 

В Российской Федерации рынок облигаций считается относительно небольшим – примерно 21% ВВП, что сопряжено не только со сформировавшимися высокими процентами, но и с вековой историей долевого финансирования компаний и кредитования в банке.

Рынок облигаций в России растет с каждым днем по причине того, что несущественная инфляция предоставляет возможность инвесторам и заемщикам обладать значимыми прогнозами. Частично рост облигаций сопряжен и с поддержкой государства. Санкции, ориентированные на внешний долг организаций России, активизируют заимствования внутри государства. 

Известно, что облигации государства играют одну из важнейших ролей. Доходности по государственным облигациям для частных размещений с низкими рисками обширно применяются как ориентир по доходности. Из числа облигаций нефинансовых компаний 3/4 приходится на металлургическую, строительную и нефтегазовую отрасли.

Большая часть облигаций России номинирована в рублях и обладает определенными сроками до погашения (4-6 лет). Облигации с погашением более чем через 10 лет являются облигациями, которые выпускаются инфраструктурными компаниями или ипотечными бумагами.
2.2 Современное состояние рынка облигаций

Российский рынок облигаций подходит к концу 2022 года в неплохой форме. Если на конец 2021 года объем рынка корпоративных бондов достиг исторического максимума в 17,6 трлн рублей, то к середине года объем рынка сжался до 16,7 трлн рублей, но уже к концу сентября практически восстановился и составил 17,56 трлн рублей. Движущей силой восстановления стали эмитенты первого эшелона, многим из которых в условиях закрывшихся внешних источников фондирования пришлось наращивать присутствие на отечественном облигационном рынке. Первоклассные эмитенты были вынуждены предлагать в этом году ставки, которые стали интересны не только институциональным инвесторам, но и частным. При этом весенний переток розницы в доходные депозиты, а позже и в конкурентные по ставкам бонды надежных эмитентов лишил ликвидности средних и мелких эмитентов. Дефолты, ставшие для рынка нормой и постоянной угрозой, оказались дополнительным фактором, который останавливает частных инвесторов от работы с рисковыми эмитентами.