Файл: Вопросы для подготовки к зачету понятие и периодизация римского права, его деление на публичное и частное рп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23. Понятие семьи и семейного статуса

Семья в римском праве обозначалась термином «familia», который произошел от латинского слова «famеl», что означает «раб», «слуга», то есть определял зависимость домочадцев от главы семьи. Термин «familia» обозначал не только семью, но и семейное имущество.

В римской семье правоспособным лицом был paterfamilias. Он обладал sui iuris, то есть был самостоятельным лицом, не зависимым ни от кого. Отцовская власть называлась «patra potestas».

Остальные члены семьи не имели правоспособности, относились к категории «personae alieni iuris», то есть находились под властью домовладыки. В римской семье жена находилась на положении дочери (loco filiae), мать по отношению к детям была на положении сестры (loco sororis), сыновья и внуки также находились под властью главы семьи, и даже занятие государственной должности в магистрате не освобождало их от власти отца и деда.

Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти. Глава семьи имел право не признать новорожденного своим ребенком: только ребенок, признанный отцом становился членом familia и подпадал под власть домовладыки. В противном случае (например, при уродстве) дитя выбрасывалось.

Домовладыка был управомочен манципировать своих дамочадцев третьим лицам, в возмещение ущерба или просто сдавая их в наем как рабочую силу.

Таким образом, власть главы семьи была обширной и абсолютной. Однако постепенно власть домохозяина ограничивалась, и подвластные стали получать признание в праве.


24. Виды родства по римскому праву

В римском праве различались два вида родства:

Агнатическое родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическим родством, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего собственного отца и членов своей бывшей семьи. «Агнатами называются те, кто связан законным родством. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола».

Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью.

С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производителей в общество потребителей власть домовладыки стала принимать более определенные границы; родство по крови (когнатическое родство) приобретало все большее значение.


Когнатическое родство. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это:

а) родственники по прямой или боковой линии:

— родственники по прямой линии— лица, происходящие одно от другого (дед, отец, сын). Прямая линия может быть восходящей или нисходящей в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству;

— родственники по боковой линии— лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии (братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.);

б) брачные и внебрачные родственники;

в) полнородные или полуродные родственники:

— полнородные родственники происходят от одних и тех же предков

— полуродные родственники происходят от одного отца и разных матерей, или наоборот, от одной матери и разных отцов

Свойство (affinitas) — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга (например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены).


25. Брак и его виды по римскому праву

Брак — союз мужчины и женщины. Он определяет правовое положение детей, рожденных в браке (или до него), а также имущественные отношения супругов и их наследственные права.

При заключении брака на супругов возлагаются определенные обязанности. Так, муж и жена должны соблюдать верность друг другу; жена должна жить вместе с мужем и получить его сословие и звание; супруги не могут предъявлять иск друг к другу и пр.

Правильный брак — союз мужчины и женщины одного правового качества. Указанный брак заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все соответствующие последствия для супругов.

Неправильный брак — союз мужчины и женщины разного права (между гражданином Рима и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.). Данный брак порождал все правовые последствия для мужа и жены, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

Характерными чертами брака признавались:

1) взаимность: в брак вступали два партнера, однако их безусловное равенство не являлось обязательным условием;

2) согласие партнера;

3) наличие половой связи между партнерами в браке;

4) желание партнеров заключить брачный союз;

5) совместная жизнь супругов.

Отсутствие одного из условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза.



От брака отличался конкубинат — разрешенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, которое не являлось законным браком.

Формы римского брака:

1) брак с властью мужа (cum manu) — жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если муж был подвластным лицом. Муж в отношении жены имеет те же права, что и на детей. В том случае, если жена приносила в новую семью какое-либо имущество, оно становилось собственностью мужа. Супруг был вправе отдать жену в кабалу, наказать ее смертью и пр.

2) брак без власти мужа (sine manu) — жена либо оставалась под властью прежнего домовладыки, либо была самостоятельным лицом. Это наиболее поздний вид брака. Указанный вид брака необходимо было ежегодно возобновлять. После того как жена проживет с мужем один год, она подпадает под его власть (по давности). Не желая этого, жена должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи, что будет являться перерывом в их годичных отношениях.

В римском праве существовало три способа установления брака: религиозный обряд, светская форма брака и приобретательная давность.
26. Условия заключения законного римского брака

Условия заключения брака.

-в законный римский брак могли вступить только лица, обладавшие свободой (союз между рабами есть не брак, а сожительство в узком смысле);

-римский брак могли заключать только лица, за которыми было признано право создать законный римский брак. Таким правом обладали и древние латины. Когда это право отсутствовало, законный римский, согласно предприсаниям цивильного права, не возникал, хотя брак мог быть действительным по праву народов;

- в римкий брак могли вступать лишь лица, которые были способны осуществлять естественные цели брака, т.е. лица, являвшиеся половозрелями: женщины с 12, а мужчины с 14 лет;

- для заключения законного римского брака требовалось отсутствие другого брака;

-законный брак требовал согласия супругов, так как брак возникает не от совокупления, а в результате согласия.


27. Основания прекращения законного римского брака

Смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура, во время которого женщина не могла выйти замуж.

Утрата свободы) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым. Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться. Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами.


Утрата гражданства одним из супругов. Брак продолжал считаться действительным только согласно естественному праву.

Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения. Если в результате усыновления супруги становились агнатическими родственниками, брак между которыми невозможен, то их брак расторгался. Например, если глава семьи дочери усыновлял зятя, он становился как бы братом собственной жены. Этого можно было избежать, только предварительно сделав дочь правоспособной.

Воля главы семьи. В браке sine manu, в котором женщина осталась под властью своего отца, глава семьи мог истребовать женщину обратно, тем самым лишив ее возможности жить совместной жизнью. В браках между не вполне правоспособными любой из домовладык мог по своему желанию расторгнуть их брак, объявив его сожительством.

Развод. В Древнем Риме развод мог инициировать только мужчина. Брак мог быть расторгнут при неподобающем поведении женщины: пьянстве, измене, бесплодии и даже выкидыше. Развод как таковой (divortium) получил свое распространение с возросшей популярностью браков sine manu. Расторжение брака стало возможно как по воле мужа (repudium), так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов.

Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана.

28. Правоотношения родителей и детей. Институт отцовской власти

Отношения между матерью и детьми. Отношения между матерью и детьми различались в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu с отцом детей.

Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является матерью по отношению к детям (loco sororis) и вместе с ними подчинена власти своего мужа (или главе его семьи, если муж находится под властью домовладыки), на равных с детьми началах она наследует после мужа; взаимное право наследования соединяет ее в качестве агнатки детей с теми из них, которые вышли из patria potestas мужа. В качестве агнатов ее сыновья осуществляют над нею опеку после смерти мужа. После связи главы семьи со своими подвластными, связь матери с детьми была наиболее тесной.

В браке sine manu было все наоборот: мать юридически не связана с детьми. Она остается агнаткой своих старых агнатов, т. е. является членом своей старой семьи, где она наследует и члены которой наследуют после нее. В таком браке мать не является членом семьи своих детей.


Однако подобно тому, как с течением времени была значительно смягчена юридическая отчужденность мужа и жены в браке sine manu, она была почти устранена в отношениях между матерью и детьми, рожденными от брака sine manu.

Отношения между отцом и детьми.  Дети всегда находятся под властью отца. Первоначально эта власть была безграничной, но в связи с развитием рабовладения, распадом прежней крестьянской семьи и развитием ремесел в городах власть отцов над детьми начала смягчаться. Сыновья все чаще стали вести самостоятельное хозяйство. Наряду с этим сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате.

Уже в древнейшее время власть paterfamilias над личностью детей умерялась воздействием семейного совета, суждения которого не были юридически обязательны, но и не могли в соответствии с общественными воззрениями игнорироваться при наложении на детей суровых наказаний. В конце же республики и в начале периода империи был введен ряд прямых ограничений прав paterfamilias на личность детей. Право продавать детей было ограничено случаями крайней нужды и распространялось только на новорожденных детей. Упразднено было право выбрасывать детей. Императорский указ IV в. приравнял убийство сына ко всякому убийству ближайших родственников. Согласно другому, более раннему (II в. н. э.), указу власти могли принудить отца освободить сына от patria potestas. Наконец, за подвластными детьми было признано право обращаться к магистрату с жалобами на paterfamilias, а также право требовать алименты.