Файл: Протокол 7 положение о научноисследовательской экспериментальноисследовательской работе магистрантов алматы, 2016 г.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 2) при профильной подготовке - 4 кредитов экспериментально- исследовательской работы по итогам прохождения производственной практики по результатам завершения написания магистерской диссертации.
6.6 Магистранты сдают дифференцированный зачет по научно- исследовательской
(экспериментально-исследовательской) работе магистрантов. Оценка по НИРМ выставляется за первый год обучения и по итогам исследовательской практики в последнем году цикла обучения комиссией факультета, в первом и третьем семестрах магистранты получают по НИРМ зачеты.
6.7 Итоговая оценка по НИРМ зависит от выполнения каждого этапа согласно этапам НИРМ/ЭИРМ и является среднеарифметической оценок за первый год и по итогам исследовательской практики. Итоговая оценка по
ЭИРМ выставляется по итогам прохождения производственной практики по результатам завершения написания магистерской диссертации и выполнения каждого этапа согласно этапам НИРМ/ЭИРМ.
6.8 Нарушение требований и сроков выполнения НИРМ/ЭИРМ влечет за собой снижение оценки по НИРМ/ЭИРМ. Магистранту, освоившему полный курс теоретического обучения образовательной программы магистратуры, но не выполнившему научно-исследовательскую компоненту, предоставляется возможность повторно освоить кредиты исследовательской компоненты и защитить диссертацию в следующем учебном году на платной основе.
6.9
По итогам прохождения научно-исследовательской практики для научно- педагогической программы и производственной практики для профильной программыв конце последнего года обучения магистранты должны:
- завершить написание магистерской диссертации и представить ее к предварительной защите на заседание факультета;
- представить отчет о прохождении научно-исследовательской/ производственной практики;
- опубликовать не менее одной научной статьи по теме исследования в рекомендованных уполномоченным органом в сфере образования и науки отечественных научных журналах либо в международных научных изданиях либо в иных научных изданиях и одной публикации в материалах международных или республиканских научных или научно-практических конференциях с подтверждающими документами (оттиски статей, ксерокопии тезисов докладов, а также сертификаты об участии в конференциях);
- получить отзыв научного руководителя с отметкой «допущен к защите»;
- пройти процедуру проверки магистерской диссертации на предмет заимствования без ссылки на автора и источник заимствования (проверка


12 диссертации на антиплагиат) и получение итогового отчета о результатах проверки;
- представить рецензию на магистерскую диссертацию от рецензента с аргументированным заключением;
- получить письменное заключение о прохождении технического норм- контроля;
- пройти итоговую аттестацию по результатам НИРМ/ЭИРМ (включая сдачу всех отчетов по НИРМ/ЭИРМ и зарубежной стажировки).
6.10
Итогом научно-исследовательской/экспериментально-исследовательской работы за весь цикл обучения является подготовка окончательного текста магистерской диссертации.
7 Результаты научно-исследовательской работы магистранта
7.1
Результатом научно-исследовательской работы в 1-м семестредля научно-педагогического направления является: утвержденная тема диссертации и индивидуальный план магистранта с указанием основных мероприятий и сроков их реализации; постановка целей и задач диссертационного исследования; определение объекта и предмета исследования; обоснование актуальности выбранной темы и характеристика современного состояния изучаемой проблемы; характеристика методологического аппарата, который предполагается использовать, подбор и изучение основных литературных источников, которые будут использованы в качестве теоретической базы исследования, план работы над курсовой работой и диссертационным исследованием, семестровый отчет по результатам НИРМ.
7.2
Результатом научно-исследовательской во 2-м семестре для научно педагогического направления является подробный обзор литературы по теме диссертационного исследования и систематизация теоретического материала по теме магистерской диссертации, который основывается на актуальных научно-исследовательских публикациях и содержит анализ основных результатов и положений, полученных ведущими специалистами в области проводимого исследования, оценку их применимости в рамках диссертационного исследования, а также предполагаемый личный вклад автора в разработку темы. Основу обзора литературы должны составлять источники, раскрывающие теоретические аспекты изучаемого вопроса, в первую очередь научные монографии и статьи научных журналов.
7.3
По итогам первого года обучения магистранты научно-педагогической магистратуры должны:

13
- завершить написание теоретико-методологической части магистерской диссертации (в виде первой главы диссертации) и представить на защиту на факультет завершенную курсовую работу, годовой отчет по НИРМ;
- опубликовать не менее одной научной статьи по теме исследования в рекомендованных уполномоченным органом в сфере образования и науки отечественных научных журналах либо в международных научных изданиях либо в иных научных изданиях или материалах международных или республиканских научно-практических конференциях;
- принять участие в проведении научно-исследовательской работы факультета, в том числе выполнении и организации научных, научно- методологических семинаров;
- выполнить иные мероприятия, предусмотренные индивидуальным планом работы магистранта
- пройти годовую аттестацию по результатам НИРМ и представить годовой отчет по НИРМ на заседание факультета.
7.4
Результатом научно-исследовательской работы в 3-м семестреявляется сбор фактического материала для диссертационной работы, включая разработку методологии сбора данных, методов обработки результатов, оценку их достоверности и достаточности для завершения работы над диссертацией, выраженные в завершенном введении, первой главе диссертации, предварительном варианте второй главы, семестровый отчет по результатам НИРМ.
7.5
Результатом научно-исследовательской работы в 4-м семестре является подготовка окончательного текста магистерской диссертации.
8
Результаты экспериментально-исследовательской работы магистранта
8.1
Результатом экспериментально-исследовательской работы магистранта профильной программы в 1 семестре является: утвержденная тема диссертации и индивидуальный план магистранта с указанием основных мероприятий и сроков их реализации; постановка целей и задач диссертационного исследования; определение объекта и предмета исследования; обоснование актуальности выбранной темы и характеристика современного состояния изучаемой проблемы; характеристика методологического аппарата, который предполагается использовать, обзор литературы по теме диссертационного исследования и систематизация теоретического материала по теме магистерской диссертации, который основывается на актуальных научно-исследовательских публикациях и содержит анализ основных результатов и положений, полученных ведущими специалистами в области проводимого исследования, оценку их применимости в рамках диссертационного исследования, а также предполагаемый личный вклад автора в разработку темы, план работы над


14 диссертационным исследованием/проектом, семестровый отчет по результатам ЭИРМ. Основу обзора литературы должны составлять источники, раскрывающие теоретические аспекты изучаемого вопроса, в первую очередь научные монографии и статьи научных журналов. Итогом 1 семестра являются выше перечисленные пункты ЭИРМ и предварительный вариант первой главы с введением.
8.2
Результатом экспериментально-исследовательской работы магистранта профильной программы во 2 семестре является сбор фактического материала для диссертационной работы, включая разработку методологии сбора данных, методов обработки результатов, оценку их достоверности и достаточности для завершения работы над диссертацией, выраженные в предварительном варианте диссертации (включая введение, основная часть, заключение, список использованной литературы).
9
Работа над содержанием и текстом курсовой работы и магистерской
диссертации
9.1
Курсовая работа выполняется студентом по материалам, собранным за первый год обучения и выполнения научно-исследовательской работы для магистрантов научно-педагогического направления.
Результатом научно-исследовательской работы за первый год обучения, выраженного в виде курсовой работы магистрантов научно-педагогического направления является: постановка целей и задач диссертационного исследования; определение объекта и предмета исследования; обоснование актуальности выбранной темы и характеристика современного состояния изучаемой проблемы; характеристика методологического аппарата, который предполагается использовать, подробный обзор литературы по теме диссертационного исследования, который основывается на актуальных научно- исследовательских публикациях и содержит анализ основных результатов и положений, полученных ведущими специалистами в области проводимого исследования, оценку их применимости в рамках диссертационного исследования, а также предполагаемый личный вклад автора в разработку темы. Основу обзора литературы должны составлять источники, раскрывающие теоретические аспекты изучаемого вопроса, в первую очередь научные монографии и статьи научных журналов.
9.2
Подготовка курсовой работы и магистерской диссертации предполагает решение следующих задач:
- систематизация, закрепление и расширение полученных во время обучения теоретических и практических знаний по дисциплинам экономического направления и применение этих знаний при решении конкретных научных и производственных задач;
- ведение библиографической работы с привлечением современных информационных технологий;


15
- умение критически оценивать и обобщать теоретические положения;
- умение пользоваться законодательными, нормативными и инструктивными материалами, а также критически осмысливать данные литературных источников и материалов практики по выбранной теме;
- умение систематизировать и обобщать данные статистических сборников и материалов хозяйствующих субъектов;
- разработка авторских предложений по совершенствованию и развитию исследуемого явления или процесса;
- развитие навыков самостоятельной работы, совершенствование умений по применению методов научного познания при решении разрабатываемых в курсовой работе и диссертации проблем;
- развитие навыков публичной дискуссии, защиты собственных научных идей, предложений и рекомендаций;
- представление итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
9.3
Магистерская диссертация отличается от бакалаврской работы более глубокой теоретической проработкой проблемы, использованием
«продвинутых» методов анализа (например, эконометрического, методы экспертныхоценок, матрица БКГ, сетевое планирование, теория графов и т.д.), наличием научной новизны и практической значимости исследования.
В зависимости от характера и сущности проводимого исследования научная новизна курсовой работы и магистерской диссертации может формулироваться следующим образом:
- наличие комплексного, общетеоретического подхода к изучению объекта исследования и разработкой магистрантом авторских методик решения проблемы, связанной с предметом исследования;
- для тематик практической направленности научная новизна определяется исходя из результата исследования, полученного впервые или в развитие сложившихся ранее научных подходов.
К элементам новизны, которые могут быть представлены в курсовой магистерской работе и магистерской диссертации, относятся следующие:
• новый объект исследования;
• новая постановка известных проблем или задач;
• новый метод решения;
• новое применение известного решения или метода;
• новые следствия из известной теории в новых условиях;
• новые результаты эксперимента, их следствия;
• новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование;
• разработка оригинальных моделей процессов и явлений, полученные с их использованием данные.


16 9.4
Подбор литературы следует начинать сразу же после выбора темы работы. В качестве источников информации для написания курсовой работы и диссертации могут выступать учебники, учебные пособия, монографии, периодическая литература, законодательные и нормативные акты, сборники научных статей и материалов конференций, зарубежные источники, базы данных, материалы официальных сайтов Интернета.
При анализе информации необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- в первую очередь следует рассмотреть литературу, раскрывающую теоретические аспекты изучаемого вопроса – монографии, учебники и журнальные статьи, после этого использовать инструктивные материалы;
- при изучении литературы не нужно стремиться освоить всю информацию, в ней заключённую, а отбирать только ту, которая имеет непосредственное отношение к теме работы; критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в работе;
- следует ориентироваться на последние данные по соответствующей проблеме, опираться на самые авторитетные источники, в том числе зарубежные профессиональные и периодические издания;
- точно указывать, откуда взяты материалы;
- при отборе фактов из литературных источников следует подходить к ним критически;
- для того чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения следует пользоваться цитатами. Однако число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться потребностями разработки темы, их обилие может восприниматься как выражение слабости собственной позиции автора.
9.5
Сбор фактического материала - один из наиболее ответственных этапов подготовки диссертационного исследования, поскольку от полноты собранного материала зависит качество написания работы.
Фактический материал может быть собран в рамках научно- исследовательской практики магистранта. Следует собрать статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации организации, изучить действующие инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, регламентирующие работу этой организации. Далее необходимо обобщить собранный материал, определить его достоверность и достаточность для подготовки диссертации.
Для повышения качества исследования целесообразно использование баз данных экономической информации, содержащихся на сайтах и сборниках республиканских государственных органов и международных организаций.
Статистические данные после первоначальной обработки исследуются на предмет наличия закономерностей, взаимозависимостей.