Файл: Исторические корни арабоизраильского конфликта.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В послевоенное время, особенно в 1947 г., они переросли в настоящую войну, охватившую большую часть страны. В такой обстановке британское правительство вынуждено было передать вопрос о будущем статусе Палестины на рассмотрение ООН.

29 ноября 1947 г. Генеральная ассамблея ООН большинством голосов (при редчайшем обоюдном согласии СССР и США) проголосовала за отмену английского мандатного режима в Палестине в мае 1948 г. и создании на ее территории двух независимых государств - арабского и еврейского. А также был предоставлен особый статус городу Иерусалим. Мандат был завершён 14 мая 1948 года. В этот же день было провозглашено создание Государства Израиль. В результате последовавшего за этим второго этапа Арабо­израильской войны (1947—1949) арабское государство создано не было.

Тогда жебыл создан представительный орган еврейского населения — Народный совет. Ровно в час истечения британского управления в Палестине в ночь с 14 на 15 мая 1948 г. Народный совет провел свое заседание, на котором один из ведущих политических лидеров Давид Бен-Гурион зачитал Декларацию независимости, провозглашавшую создание государства Израиль.

Таким образом, сразу после провозглашения государства Израиль армии с соседних арабских стран вторглись на его территорию. Началась первая арабо-израильская война. Около 900 тыс. палестинских арабов вынуждены были покинуть районы своего проживания, захваченные израильтянами, и перейти на положение беженцев в соседних арабских странах. Так вместе с рождением государства Израиль возникла одна из самых болезненных проблем современности — палестинская проблема.


  1. Попытки урегулирования арабо-израильского конфликта в XX-начале XXI в.

Проблема дипломатического урегулирования арабо-израильского конфликта в XXвеке начала занимать главенствующее место в региональных международных отношениях Ближнего Востока, а также стала важным пунктом в политической повестке дня для других держав, так или иначе, имеющих отношение к этому сложному и запутанному клубку вопросов ближневосточной проблемы.

Даже в настоящее время довольно сложно определить наиболее приемлемые пути мирного урегулирования конфликта. Причины достаточно очевидны. Во-первых, данный конфликт, абсолютно не имеет, каких бы то ни было аналогов во всем мире. Это и региональный и международный кризис одновременно. Во-вторых, он специфичен, так как содержит в своей основе множество противоречий, причина которых кроется в территориальном, религиозном, историческом, национальном и идеологическом факторах. Именно за таким многообразием факторов и кроется огромная трудность в его решении. Конфликт, длящийся на протяжении десятков лет, упрочил взаимную вражду и ожесточенность действий, участвующих сторон.


В час, когда государству Израиль была дарована независимость, вооруженные войска арабских государств, таких как Египет, Ливан, Ирак, Иордания и Сирия вторгаются на территории молодого государства, и начинается первая арабо-израильская война, или война за независимость, длившаяся с 1947 г. по 1949 г.

Благодаря финансовой поддержке Соединенных Штатов, а также поставкам вооружения из Советского Союза, Израилю удалось отстоять свое государство. По итогам первой войны, территория, на которой должно было быть палестинское государство, была поделена между участниками военных действий. Таким образом, Египет получил Сектор Газа, Иордания - часть Иерусалима, а также Самарию и Иудею. Израиль в свою очередь получил территории Галилеи и Негев. Главной целью правившей в Иордании хашимитской династии было расширение своих владений за счет Палестины. Также для Хашимитов как потомков пророка Мухаммеда было важно контролировать мусульманские святыни в Иерусалиме. Успешное выполнение этих задач привело к присоединению части Палестины (Западный берег реки Иордан, включая Восточный Иерусалим с его Святыми местами) к Трансиордании по итогам арабо-израильской войны 1948-1949 гг.

На протяжении последующих почти двух десятилетий иорданская часть Палестины оставалась хашимитским владением вплоть до неудачной для арабского мира Шестидневной войны 1967 г., когда она попала под израильскую оккупацию. Результатом такого территориального деления стал тот факт, что палестинское государство создано не было. Именно это и заложило основу проблемы, которая остается неразрешенной в настоящее время - проблему палестинских беженцев, которые расселились по разным арабским государствам.

С наступлением «холодной войны», а именно в 1940-1950-ые г.г., арабо-израильский конфликт стал неотъемлемой его частью. Здесь происходила борьба между двумя гегемонами - СССР и США. С самого начала создания государства Израиль, Советский Союз начала оказывать поддержку молодому государству, надеясь установить в нем коммунистический режим. Но вскоре поняв, что Израиль не собирается вступать в социалистический лагерь, СССР начинает активную поддержку арабских государств, в военных действиях против Израиля. В свою очередь, Соединенные Штаты и страна Запада встали на сторону Израиля. Поддержка с обеих сторон была сильна, и это стало одной из причин, почему неоднократно вспыхивали войны между арабами и израильтянами. К самым кровопролитным войнам можно отнести Шестидневную Войну 1967 г. (в этой арабо-израильской войне, Израиль отвоевал значительные по площади территории. У Сирии - большую часть Голанских высот. Также Западный берег реки Иордан и Сектор Газа. И захватил территорию Синайского полуострова).Войну на истощение (1967-1970 г.г.) - причиной войны стало желание Египта вернуть утерянные в ходе Шестидневной войны (1967 г.)территории, а именно - Синайский полуостров. Эта война закончилась без территориальных изменений с обеих сторон. Оба государства лишь подписали договор о прекращении огня [Бард М., 2007 г.]. Войну Судного дня 1973 г. Несмотря на то, что Война Судного дня длилась лишь 18 дней, обе стороны вооруженного противостояния(израильская и арабская) несли значительные потери.Кроме того, что в войне участвовали Израиль, Египет, Ирак и Сирия, в ней принимали участие и другие страны. В основном это происходило через поставки оружия воюющим государствам. Так, например, установлено, что Саудовская Аравия предоставляла финансовую и военную помощь. Ливия, Кувейт, Тунис, Судан, Ирак и Пакистан отправляли на фронты сражений свои орудия (танки, бронетранспортеры, истребители), а также военных пилотов и солдат. Помимо арабских государств, помогавшим своим союзникам в войне Судного дня, помощь оказывали также и СССР, Куба, ГДР. По морским и воздушным путям в Египет и Сирию от Советского Союза переправлялись снаряжение и орудия. Помимо боевого оружия на помощь арабским странам была отправлена группа советских летчиков, которые занимались воздушной разведкой. Куба и ГДР помогали в основном танками и истребителями.



Правое правительство Менахема Бегина начало вести мирные переговоры с Египтом. В рамках переговоров в Кэмп-Дэвиде было заключено два соглашения: помимо подписания собственно мирного договора с Египтом, предусматривавшего оставление Израилем Синайского полуострова, был также заключен «Рамочный договор о принципах мирного урегулирования на Ближнем Востоке». Этот документ, подписанный президентом Египта и М. Бегином при посредничестве президента США Дж. Картера 17 сентября 1978 года, касался, в частности, политического будущего Западного берега и сектора Газы.

Договор предусматривал постепенную передачу властных полномочий местной администрации. Переговоры по созданию этой администрации должны были вестись с участием Израиля, Египта, Иордании и представителей местного арабского населения территорий.

На первом этапе, сроки которого, не были определены, предполагалось создать на Западном берегу и в секторе Газы автономию с избираемой администрацией. В соглашении также говорилось и об уходе израильских вооруженных сил с большей части территории Западного берега и Газы. После того как создание автономии было бы завершено, должен был начаться пятилетний переходный период, на протяжении которого стороны должны были бы договориться об окончательном статусе Западного берега и сектора Газы. Предполагалось, что в это же время будет достигнуто и мирное соглашение с Иорданией. При этом в реальности переговоры об автономии для палестинских арабов вели израильская, американская и египетская делегации, причем последние, по некоторым данным «оказались не в состоянии сохранить канал связи с палестинским руководством. Все наши контакты ограничивались невлиятельными палестинцами с Западного берега и из района Газы». Никакая собственно палестинская делегация в переговорах об автономии для палестинских арабов не участвовала. Кэмп-Дэвидские соглашения, указывая направления действий, не оговаривали ряд очень важных и болезненных вопросов.

В частности, в них не затрагивался ни вопрос о судьбе уже созданных поселений, ни вопрос о статусе поселений, которые будут построены на контролируемых территориях в будущем; ничего не говорилось и об урегулировании проблемы Иерусалима.

В 1979 году был подписан мирный договор между Израилем и Египтом под покровительством президента США Дж. Картера. Это событие стало важной вехой в истории конфликта, и его значимость для последующих миротворческих усилий трудно переоценить. Приблизительно за полтора года до этого египетский президент Анвар Садат прибыл в Иерусалим. Этим неожиданным порывом Садат стремился разрушить «психологический барьер», мешавший мирному урегулированию конфликта между двумя государствами. Этот поступок был сделан не просто так, правительство Египта рассчитывало, что по мере того, как арабские страны начнут постепенно признавать Государство Израиль, оно будет возвращать все территории, которые были заняты им в 1967 году. К сожалению, все эти мирные переговоры велись без участия самих палестинцев, хотя участие в них принимали и главы арабских государств и американские дипломаты.


После подписания Кэмп-Дэвидских соглашений, гарантом которых выступила администрация Дж. Картера, к вышеперечисленным трудностям и опасностям аннексии прибавилась еще одна – вероятность резкого ухудшения отношений с США.

Вместе с подписями премьер-министра Израиля Менахема Бегина и президента Египта Анвара Садата имеется подпись американского президента, Джимми Картера, в качестве свидетеля и гаранта выполнения договора, что служит юридическим обоснованием особой роли США в дальнейшем мирном процессе.

Таким образом, политика правительства Менахема Бегина по отношению к контролируемым территориям основывались, с одной стороны, на традиционной правовой идеологии, а с другой - на взятых Израилем по Кэмп-Дэвидским соглашениям международным обязательствам по предоставлению палестинцам самоуправления.

Однако, начав переговоры о создании автономии, М. Бегин не собирался доводить их до логического конца. Его программа-минимум заключалась в том, чтобы не допустить, любыми средствами, создания независимого палестинского государства на Западном берегу и в секторе Газы, а программа-максимум - в аннексии занятых в ходе Шестидневной войны территорий.

В 1987 г. был предпринят еще один дипломатический шаг. Министром иностранных дел Израиля на тот момент был Шимон Перес. Он прибыл в Лондон для тайной встречи с королем Иордании - Хусейном. Причём не только встретиться, но и подписать соглашение о так называемом «территориальном компромиссе», которое предусматривало передачу Иордании значительной части Иудеи, Самарии и сектора Газа в обмен на мирное соглашение. Но Исхак Шамир (премьер-министр Израиля) не давал на это согласия и в итоге отказался признать это соглашение. А король Хусейн вообще стал отрицать сам факт встречи с Пересом, потому что боялся своих арабских коллег больше, чем армии обороны Израиля. Через год (1988 г.) король Хусейн понял, что погорячился, и провозгласил официальный отказ Иордании от каких-либо претензий на территорию Иудеи и Самарии.

В 1987-1991г.г. разразилась Первая палестинская Интифада. Также завершением Интифады можно считать заключение мирных соглашений в Осло, в 1993 г. Целью данного восстания стала борьба за территории, которые Израиль оккупировал в ходе Шестидневной войны 1967 г.

В ходе Первой палестинской Интифады в общей сложности погибло более сотни израильтян и более двух тысяч палестинцев. К началу Интифады привела все более усиливавшаяся враждебность между палестинцами и израильтянами, которая выражалась в мелких стычках, приводивших к жертвам среди представителей этих двух народов. Каждое мелкое столкновение приводило к сильным волнениям на всей палестинской территории, особенным не спокойствием в этом плане отличался Сектор Газа. Помимо этой причины, существовали социальные и политические. Так, одной из причин Интифады стал отказ Египта от Сектора Газа, а Королевство Иордания в свою очередь высказало отказ от Западного берега реки Иордан. Таким образом, палестинский народ почувствовал себя оставленным и брошенным на произвол своим ближайшими союзниками - арабскими государствами. В социальной сфере было немало проблем: росла безработица, происходил быстрый рост рождаемости среди бедного населения, а территорий из-за израильской оккупации не хватало. Все эти факторы стали бомбой замедленного действия, и как итог, вылились в палестинскуюинтифаду [Арафат Я., 1988]. Израилю было несложно подавить палестинские восстания, по причине хорошего оснащения вооруженных сил. Интифада открыла глаза мировому сообществу на проблему сохраняющейся израильской оккупации некоторых палестинских территорий, что сыграло свою роль в последующих событиях.


В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в развитии существующей системы международных отношений наступил переходный период, связанный с формированием так называемого «нового мирового порядка». В эти годы в расстановку сил в мире были внесены существенные изменения. Рухнувшая Ялтинско-Потсдамская система международных отношений положила конец биполярности: на смену гегемонии двух «сверхдержав» в условиях ослабления, а затем и развала СССР пришло лидерство в глобальном масштабе США. К ним перешла роль единственной «супердержавы», а кроме того, стало характерно усиление гегемонистских тенденций. В этих условиях в 1990-е годы арабо-израильский конфликт вступил в новый этап: в его рамках ведущее место в начавшемся в 1991 г. мирном процессе на Ближнем Востоке стало принадлежать США.

Далее, наиболее значимые переговоры произошли в Осло, в 90-ых годах XX века. Хотя перед ними и было еще несколько официальных встреч между главами Израиля и других государств, так или иначе участвовавших в урегулировании конфликта, они не предшествовали каким либо значимым событиям в решении этой глобальной конфронтации. Однако, после Шестидневной войны в связи с получением Израилем контроля над Синайским полуостровом, сектором Газа, Западным берегом реки Иордан и Голанскими высотами в руководстве страны стали вызревать идеи о возможностях заключения мирных соглашений в обмен на все завоеванные территории или большую их часть. Обсуждение данного вопроса вылилось в многолетнюю политическую дискуссию между сторонниками мирного урегулирования, и теми, кто полагал, что Израиль, будучи страной, выигравшей войну, вправе диктовать свои условия [Эпштейн А., 2009, с. 32].

В 1991 году состоялась Мадридская мирная конференция. США развернули широкомасштабную дипломатическую деятельность по вопросу Ближнего Востока. Начался своего рода новый этап в попытках мирного урегулирования конфликта. И вот, наконец, было принято решение о созыве Мадридской мирной конференции 30 октября 1991 года. После нее планировалось начать уже прямые переговоры между арабскими странами, исключительно при посредничестве США и СССР.

Международная конференция по мирному урегулированию на Ближнем Востоке, состоявшаяся в Мадриде, не имела каких-либо полномочий, а кроме того, могла быть созвана еще раз только при согласии всех ее участников. Конференция, хотя и не принесла прямых практических результатов, имела значение, поскольку именно на ней все стороны фактически согласились с принципом «территории в обмен на мир».