Файл: Исторические корни арабоизраильского конфликта.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первое соглашение было подписано в Осло 20 августа 1993 г. Шимоном Пересом и Махмудом Аббасом.

9 сентября 1993 года Ицхак Рабин и Ясир Арафат, в преддверии подписания соглашений обменялись письмами о взаимном признании через министра иностранных дел Норвегии Йохана Йоргена Хольста.

Ясир Арафат направил премьер-министру Израиля Ицхаку Рабину письмо, в котором от имени ООП были впервые заявлены следующие принципы:

  1. признание права Израиля на существование в мире и безопасности;

  2. обязательство по решению конфликта мирным путём;

  3. отказ от терроризма и других форм насилия;

  4. принятие ответственности за исполнение этих обязательств всеми элементами и структурами ООП.

Ответом Израиля на это письмо стало признание ООП как представителя палестинского народа на переговорах о мире.

В это же время, в 1993 году, после того, как в ходе подготовки решений Соглашений в Осло Организация Освобождения Палестины официально признала Резолюции 242 и Резолюции 338 Совета безопасности ООН, и официально заявила об отказе от стремления к уничтожению Израиля и методов террора, Израиль признал ООП партнером по переговорам.


Осло-2.

28 сентября 1995 года в Вашингтоне было подписано Временное палестино-израильское соглашение по Западному берегу Иордана и Сектору Газы, получившее неформальное название «Осло-2» и завершившее первый этап переговоров между Израилем и ООП. Главной целью соглашения было расширение палестинского самоуправления в Иудее и Самарии путём создания избранного органа власти автономии — Палестинского Совета — на промежуточный период сроком не более пяти лет со дня подписания соглашения «Газа-Иерихон» (до мая 1999 года). Это должно было позволить палестинцам самостоятельно вести свои внутренние дела, свести к минимуму трения между израильтянами и палестинцами и начать новый этап мирного сосуществования и сотрудничества, опирающегося на общие интересы и взаимное уважение. Одновременно соглашение должно было защитить интересы Израиля в сфере как стратегической безопасности, так и охраны жизни и имущества израильских граждан на контролируемых территориях. Временное соглашение наметило курс развития отношений Израиля и ООП. Семь приложений к нему касаются мер безопасности, выборов, гражданских вопросов, правовых проблем, экономического сотрудничества и освобождения палестинских заключённых. Это соглашение дало палестинцам самоуправление в палестинских городах на Западном берегу р. Иордан и в Секторе Газа, а также в 450 палестинских деревнях.

Современная история арабо-израильского конфликта (четвертый этап) начинается с 1994 года. Противостояние перешло в новую фазу - терроризма и антитеррористических операций. Мирные переговоры проводятся с постоянной периодичностью, но их результативность пока не столь высока, чтобы войну можно было бы прекратить. Разрешение конфликта сегодня стало международной задачей и вовлекло в ее разрешение множество посредников. Все участники противостояния (кроме наиболее радикальных террористических группировок) осознали необходимость мирного урегулирования конфликта. Тем не менее, маловероятно, что арабо­израильский конфликт будет разрешен в ближайшей перспективе. По мнению политиков и историков, сегодня стоит быть готовыми к еще большему обострению противостояния. Этому способствует ряд факторов. Прежде всего, речь о ядерной программе Иране, занимающего по отношению к Израилю враждебную позицию. Усиление его влияния приведет к укреплению террористических группировок, таких как Хамас и Хезболла. В Палестине при проблемах внутренней власти нет условий для наделения ее суверенитетом. Позиция самого Израиля существенным образом ужесточилась после прихода к власти правых сил. Радикальные исламские группировки по-прежнему отказываются признавать какие-либо права Израиля на его существование, продолжая террористическую деятельность. Проблема беженцев превратилась в неразрешимую, потому что никакой вариант решения конфликта не устраивает сразу обе стороны. К тому же в регионе на пределе не только люди, но и силы природы: источники воды истощены.




3. Процесс мирного урегулирования конфликта в начале XXI века

В XXIвек ближневосточный регион вступил как самый неспокойный в военном и политическом отношении.

В 2000 г. был проведен саммит в Кэмп-Дэвиде по инициативе президента США Билла Клинтона, а также при его посредничестве. Переговоры проходили с 11 по 25 июля между премьер-министром Израиля Эхудом Бараком и председателем Палестинской народной автономии - Ясиром Арафатом. Переговоры стали неудачной попыткой достичь мирного урегулирования в арабо-израильском конфликте[Зайцева О., 2004, с. 136].

Перед саммитом стороны высказали свои позиции. Так, Эхуд Барак сообщил, что подписание мирных соглашений будет возможно лишь при соблюдении нескольких условий: Иерусалим должен остаться полностью под израильским влиянием; решение проблемы с палестинскими беженцами будет проходить за пределами границ государства Израиль; а также поселения Самарии, Сектора Газа и Иудеи должны остаться под единоличным покровительством Израиля. Он также добавил, что с каждой стороны необходимы «болезненные» уступки, иначе заключения мирных договоренностей не будет еще долгое время.

Ясир Арафат и вовсе не хотел принимать участие в саммите, считая его несколько преждевременным. По его мнению, стороны конфликта должны были разобраться в основных болезненных вопросах этого конфликта самостоятельно, между собой. Но по настоянию Билла Клинтона Арафат все же принял участие в саммите.

На конференции, 18 июля, Клинтон медленно, чтобы избежать недоразумений, зачитал Арафату документ, заранее одобренный Бараком, излагая основные моменты будущего урегулирования. Эти предложения включали создание демилитаризованного палестинского государства примерно на 92 процентах Западного берега и 100 процентов сектора Газа с некоторой территориальной компенсацией для палестинцев с 1967 года до израильской территории; демонтаж большинства поселений и концентрация основной части поселенцев в пределах 8 процентов Западного берега, которые будут аннексированы Израилем. Создание палестинской столицы в Восточном Иерусалиме, в которой некоторые арабские кварталы станут суверенной палестинской территорией, а другие будут пользоваться «автономией». Палестинский суверенитет над половиной Старого города Иерусалима (мусульманский и христианский кварталы); возвращение беженцев в предполагаемое палестинское государство, и организация международным сообществом масштабной программы помощи для содействия реабилитации беженцев. Все эти пункты предлагала американская сторона [The New York Review of Books, 2002].


Стороны предлагали разное разделение территорий. В свою очередь Израильская сторона предполагала забрать сто процентов территории Сектора Г аза, а также примерно 95 процентов Западного берега реки Иордан. Все водные ресурсы нового государства должны будут остаться под контролем Израиля, а также на границах государства Израиль с другими арабскими государствами должны будут стоять представители службы безопасности Израиля. И это только малая часть требований израильской стороны. Но пригороды Восточного Иерусалима с южной и северной сторон, перейдут под палестинское управление. Проблему палестинских беженцев Израиль решать не собирался. Но израильская сторона была готова принять около ста тысяч палестинских беженцев по программе воссоединения семей в течение нескольких лет.

Палестинская сторона наоборот считала, что Израиль должен полностью принять на себя проблему палестинских беженцев. Вывести все свои вооруженные силы, со всех палестинских территорий. Также палестинская сторона потребовала прекратить аннексию территорий Западного берега реки Иордан, подчеркнув, что должен происходить равноценный обмен площадями территорий. Помимо всего прочего палестинская сторона потребовала полного обладания над Восточным Иерусалимом и всем Старым городом (прибавив к этому также Стену плача и еврейский квартал).

Переговоры завершились 25 июля, так и не принеся никаких плодов для участвующих сторон. Ясир Арафат отказался подписать мирное соглашение на условиях, которые были предложены израильской и американской стороной.

Израильская сторона в этих дипломатических переговорах могла пойти на самые болезненные уступки, но не все. Как считает сам Эхуд Барак, поведение на саммите Ясира Арафата было всего лишь спектаклем, что он вовсе не собирался доводить результаты саммита до окончательного урегулирования противоречий. Как пишет сам Эхуд Барак, Арафат отклонял абсолютно любое предложение как американской, так и израильской стороны. При этом сам не вносил никаких предложений. Для него существование точки зрения «два государства - два народа» просто немыслимо, Арафату нужно палестинское государство на всей территории Палестины, а не вместе с государством Израиль.

После саммита в Кэмп-Дэвиде, последовали обвинения Израиль в том, что он предлагал палестинцам не постоянное целостное государство, а «коллекцию кусков земли».


Но на Западном берегу, по словам Эхуда Барака, палестинцам обещали непрерывный кусок суверенной территории, за исключением тонкого израильского клина, бегущего из Иерусалима до реки Иордан. Здесь палестинская территориальная преемственность была бы обеспечена туннелем или мостом.

Палестинцы впоследствии сказали, что Барак и Клинтон представили свои предложения в качестве диктата, который нельзя оспорить. На самом деле, все предлагаемое было открыто для обсуждения и продолжения переговоров. Палестинское правительство могло бы выдвинуть встречные предложения. Но этого так и не было сделано.

Спустя некоторое время после завершения саммита, в сентябре вспыхнула Интифада Аль-Аксы (2000-2005 г.г.). Саммит в Кэмп-Дэвиде должен быть завершить многолетний конфликт, но этого не произошло, в результате стороны лишь обвинили друг друга в нежелании мирного урегулирования, не сумев преодолеть противоречия по статусу Иерусалима, вопросе о беженцах и т.д. После провала на саммите Израиль решил прекратить переговоры с ПНА, обосновав это тем, что палестинская сторона слишком ужесточила требования по самым болезненным и основным вопросам конфликта. Многие деятели исторических и политических наук, изучающие арабо-израильский конфликт, обвиняют в начале Интифады самого Арафата, также утверждается, что он вовсе не собирался идти на мирное урегулирование на саммите и, Интифада готовилась еще до его начала [Dershowitz A., 2004].

Интифада протекала в виде террористических атак, которые готовились террористами-смертниками. Они подрывали себя в общественных местах: торговых центрах, транспорте, а также производили обстрелы автомобильных трасс. В основном, все террористические акты осуществляли смертники, прибывшие в Израиль из Сектора Газа, либо Иудеи и Самарии. Вследствие чего, президент Соединенных Штатов Билл Клинтон, в срочном порядке летит в Египет, где проходят мирные переговоры для прекращения террористических атак, между Ясиром Арафатом и Эхудом Бараком. Переговоры вновь ни к чему не привели, так как террористические акты, осуществляемые палестинскими группировками исламский Джихад, Хезболла (ливанская группировка) и ХАМАС, не прекратились, а лишь усилились.

Без сомнения, палестинцы черпали вдохновение от успешной партизанской кампании «Хезбаллы» в течение 1985-2002 г.г., как утверждает сам Эхуд Барак.

Столкнувшись с одновременной борьбой на двух фронтах, в Палестине и на юге Ливана, «Хезболла» получила бы международную легитимность в борьбе с иностранным оккупантом.