ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приобщение к культурному наследию
«Республика моя - многонациональная»
Автор: Черникова Валентина Валерьевна,
учитель изобразительного искусства, классный руководитель,
МКОУ «СОШ им. С.П. Восканова с.Пролетарского» Прохладненского муниципального района КБР
2023 год
Автор: Черникова Валентина Валерьевна, учитель изобразительного искусства, классный руководитель, МКОУ «СОШ им. С.П. Восканова с.Пролетарского» Прохладненского муниципального района КБР
Структура описания методической разработки воспитательного мероприятия:
-
Пояснительная записка:-
Тематическое направление – приобщение к культурному наследию своей малой Родины. -
Тема воспитательного мероприятия посвящённого 100 летию образования КБР «Республика моя - многонациональная» Актуальность темы мероприятия
-
Одной из задач современной школы является воспитание уважения к национальным традициям, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам Отечества, своей малой Родины. Кабардино-Балкария – многонациональная республика. Разные традиции, обычаи, история, образ жизни представителей народов КБР. Знакомство с национальными ценностями и национальными духовными традициями родного края, осознание значимости усилий каждого человека для благополучия и процветания Родины, развитие терпимого отношения к окружающим – основная задача мероприятия «Республика моя - многонациональная».
1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Воспитательное мероприятие составлено с учетом возрастных особенностей детей и ориентировано на учащихся 14-18 лет (8-11 класс).
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя
Данное мероприятие включено в воспитательную программу духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования и воспитания школьников «Воспитать Человека». Ведущие ценности программы – патриотизм, развитие духовно-нравственных качеств, уважение к национальным традициям, активная жизненная позиция. В рамках воспитательной программы праздник «Республика моя - многонациональная» находится в разделе «Я и моя республика» (направление «духовно-нравственное»).
1.5. цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель: формирование терпимости и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, традициям, истории и образу жизни представителей народов КБР.
Задачи:
Деятельностные: развивать способности к мыслительной деятельности, внимание, умения анализировать, сравнивать, обобщать, развивать творческие и речевые способности, умения работать в группе, формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные);
Образовательные: познакомить с историческим и духовным наследием своего народа, с традициями, образом жизни людей разных национальностей родного края.
Воспитательные: формировать терпимость, уважительное отношение друг к другу, умение соотносить свои интересы с интересами других людей. Воспитывать любовь к своей малой Родине, ценностное отношение к отечественному культурно-историческому наследию. Развивать коммуникативные УУД, уважением друг к другу, навыки сотрудничества и взаимодействия в группе.
Формирование УУД
Личностные действия: принимать и уважать базовые ценности «Родина», «Отечество», «семья», «традиции», уважение к своей малой Родине, учебно-познавательный интерес к рассматриваемому на мероприятии материалу, самоанализ, самоконтроль.
Регулятивные: постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, самооценка, самоконтроль, саморегуляция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, фотографии, иллюстрации, уметь находить информацию в разных источниках, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные: умение работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, слушать и слышать собеседника.
Планируемые результаты: положительная динамика показателей уровня воспитанности и развития учащихся, а именно: ценностное отношение к отечественному культурно-историческому наследию, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, край, город; представления об этнических традициях и культурном достоянии своего края, формирование основных моральных норм и ориентация на их выполнение; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, ценностное отношение к традициям семьи, общества; ценностное отношение к трудовым достижениям города, края, страны.
1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия
Праздник проходит в форме путешествия. Представители каждой национальности рассказывают о традициях, обычаях, особенностях своего народа, знакомят с песнями, играми,
музыкальными инструментами, национальными блюдами. Заочное путешествие сопровождается компьютерной презентацией.
1.7. Педагогические технологии, методы, приемы:
технология исследовательской деятельности (организуется на этапе подготовки к мероприятию);
технология проектной деятельности (организуется на этапе подготовки к мероприятию);
технология оценивания («Синквейн" проводится на этапе рефлексии)
технология здоровьесбережения (на протяжении всего мероприятия: смена видов деятельности, включение в мероприятие подвижных игр, танца).
1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Оформление класса (зала): орнаменты народов КБР (изготовлены на уроках ИЗО), пословицы и поговорки народов КБР о дружбе (найдена информация в интернете, соотнесена с главной идеей мероприятия): «Хочешь испытать друга - присмотрись к нему в гневе». «Друга познай, прежде чем в дорогу собрался, соседа - пока не начал строить дом». (Абхазские); «Хороший друг лучше плохого брата», «Горькое слово твоего друга - мед с маслом, сладкое слово твоего врага – яд». Абазинская; «Твой друг - твоё зеркало». Адыгейская; «С хорошим другом можно ехать хоть на край света». Ингушская; «Две руки сильней, чем одна». Кабардинская; «Найти друга - легко, трудно сохранить дружбу», «Опасен тот враг, который носит личину друга». Лезгинские; «Две горы не сходятся, а два человека сходятся». Черкесская; «Если придет в гости друг - угости чем сможешь, придет дурной человек - хорошо покорми». Чеченская.
Предметы быта народов КБР (для оформления экспонатами: сотрудничество МБУ РЦДТ, музеем ст. Екатериноградской, семейными архивами).
Компьютерная презентация; Музыкальное сопровождение: звуки национальных инструментов (кавказский барабан, кавказская гармонь, кабардинский «апэ-пшынэ», балкарский «кыл-кобуз», чечено-ингушский «дечик-пондур», «мирза-пондур»).
методические:
-
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 No 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания Российской Федерации до 2025г.». -
Мифы и легенды народов мира. Россия: Сборник. – М.: Мир книги, Литература, 2006. – 480 с. -
Н.П. Голяндин, В.И. Шипилов, В.А. Ютрименко "Исторический очерк христианизации народов Кабардино-Балкарии" // Портал Православные Святыни Кабардино-Балкарии: -
Альманах «Казачий круг» Москва, «Русское слово» 1991 год -
"Кабардино-Балкария" // Большая российская энциклопедия
Интернет ресурсы:
http://apsnyteka.org/174-shamba_o2.html
https://musaget.ru/traditsii-kabardintsev-pohodka-nevesty-i-obereg-dlya-mladentsa
https://musaget.ru/traditsii-balkartsev-semeynye-zaprety-i-chasha-zheniha
http://xskb.ru/index.php/publikatsii/nauchno-publitsistiches...rii
https://bigenc.ru/geography/text/2030152
https://etokavkaz.ru/khoroshii-vkus/polevoi-kulesh-medovye-baboshki-i-drugie-sekrety-terskoi-kukhni
https://pandia.ru/text/77/392/77621.php
1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Данное мероприятие имеет большую познавательную и воспитательную составляющую. Во-первых, значима исследовательская часть, которая может впоследствии стать проектной или исследовательской работой как одного обучающегося, который подробно изучит историю, традиции своей национальности, так и группового проекта. Можно рассмотреть народности, которые исторически проживали на данной территории, можно опираться на национальности класса. Рекомендуется брать не более 5 народностей, чтобы мероприятие не было очень продолжительно и утомительно для детей. Желательно использовать социальных партнеров (краеведческий музей, местные национальные организации, библиотеку и т.д.). Важно приобщить к работе родителей учащихся. В представленном мероприятии путешествие по народностям проходит в различных формах и охватывает разные виды деятельности. Изучение истории, особенностей, традиций одних национальностей идет в форме народных игр, другие – через изучение песен, танцев, устного народного творчества, инсценировки, мелодекламации, плетение шнура чалыў, приглашения гостей из национального объединения. Обязательно озвучивается, что у каждого народа есть чему поучиться. Дополнением является компьютерная презентация с музыкальным сопровождением. Ценностью мероприятия является его метапредметная связь: русский язык, литература (работа с пословицами, чтение стихотворения), история, окружающий мир (история родного края, традиции народов Кавказа), искусство (исполнение песен, танца «Два круга», знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием), технология (плетение шнура чалыў, оформление зала), физическая культура (подвижные игра).
В конце мероприятия каждой команде предлагается написать синквейн на основе изученного материала.
-
Основная часть:-
Описание подготовки воспитательного мероприятия;
-
На этапе подготовки проводится исследование. Анкетирование детей «Семейные традиции». Анкетирование родителей «Что мы знаем об истории своей семьи». Включаются вопросы не только перечисления традиций, но и национальности семьи, ее истории, особенностей. Анализ результатов анкетирования детей и родителей. На
данном этапе определяется, сколько семей и какой национальности (диаграмма или таблица), выясняется, что семьи знают о национальных традициях. Определение народностей для организации праздника.
Распределение детей в группы (равные по количеству).
Работа с разными источниками информации (энциклопедии, интернет, информация семей, посещение краеведческого музея). План справки о своей национальности:
Историческая Родина народности;
Традиции и обычаи, национальное блюдо;
Национальные костюмы, орнаменты, устное народное творчество, музыкальное, художественное творчество;
Особенности быта, национальные игры;
Известные люди (поэты и писатели, художники и т.д.);
Анализ полученной информации. Сравнение обычаев и традиций с другими народностями. Например, чему научились представители одной народности у другой, что общего.
Результат работы. Ребята уточнили, какой национальности их родители, родственники, узнали обычаи и традиции. В представленном конспекте для праздника были выбраны 3 народности, которые с давних времён живут на Кавказе.
Дети распределились по группам. Узнали традиции, особенности народов.
Подготовили костюмы.
-
Описание проведения воспитательного мероприятия
Ход мероприятия (сценарий)
Мотивационный этап
Ведущие (в национальных костюмах)
Казак, кабардинец, турок, удмурт,
Русский, балкарец, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
Учитель. Мы с вами проживаем в Кабардино-Балкарской Республике. В этом 2022 году мы празднуем 100-летие образования Кабардино-Балкарской республики. Кабардино-Балкария – многонациональная республика, где проживают представители более ста национальностей. В мире и согласии живут кабардинцы, балкарцы, русские, турки, украинцы, осетины, таты, грузины представители других национальностей. Все они имеют свою историю, обычаи, язык.
Ведущий1. Кабардинцы, говорящие на языке абхазо адыгской группы, традиционно населяли равнину и предгорья.
В едущий2.