ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2021
Просмотров: 1117
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: «Государственное устройство России»
РАЗДЕЛ 1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Тема 4. Идеалы, нормы и ценности науки
Тема: «Хабаровский край» (32 часа).
Тема: «Экологические проблемы» (32 часа).
а) не более 5000 ед.; б) 500 ед.; в) 6000 ед.;
Семинарское занятие № 2
Планирование, организация и проведение спасательных
и других неотложных работ при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
Цель занятия: Приобрести практические навыки и умения по принятию решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.
План:
1.Основы организации спасательных и других неотложных работ и способы их ведения.
2.Осуществление оповещение населения и приведение формирований в готовность.
3. Действия формирований по сигналам ГО.
4.Обеспечение работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
5.Оценка необходимых объектов спасательных и других неотложных работ.
6.Определение состава сил и средств для ликвидации последствий ЧС.
Методические указания студентам по изучению темы: В начале занятия будет произведен письменный опрос студентов по первому вопросу: «Из чего складываются основы организация спасательных и неотложных работ?» Затем – приступить к уяснению остальных вопросов.
Литература
Основная:
-
Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др.; Под общ.ред. С.В.Белова, 5-е изд. – М.: Высш.школа, 2006.
-
Мастрюков, Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
-
Научно-методический труд для подготовки руководителей субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты от чрезвычайных ситуаций. – М.:Экономика и информатика, 2005.
Дополнительная:
-
МЧС России: 15 лет эффективной работы // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2005. - №12.
-
Черноплеков, А. Н., Ляпин, А. А., Монахов, Р. Е., Шавкин, С. В. Применение методов количественной оценки риска при анализе аварии на нефтеперерабатывающем заводе в Милфорд Хэван 24 июля 1994 года // Безопасность жизнедеятельности, приложение. – 2004. - №1.
-
Козлова, Н. И. Общий ущерб при радиационной чрезвычайной ситуации // Безопасность жизнедеятельности.- 2006. - №5.
-
Киотский протокол и Россия//Безопасность жизнедеятельности, приложение. – 2005. -№2.
3.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
3.1 Темы для самостоятельного изучения
-
Негативные воздействия естественного, антропогенного и техногенного происхождения.
-
Примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду.
-
Критерии оценки негативного воздействия.
-
Причины несчастных случаев на производстве.
-
Численность травмированных и погибших на производстве в российской федерации.
-
Материальный ущерб при чрезвычайных ситуациях.
-
Критерии оценки дискомфорта, их значимость.
-
Нарушение устойчивого развития экосистем
-
Ошибочные и несанкционированные действия человека - причины возникновения и развития чрезвычайных ситуаций,
-
Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
-
Адаптация и акклиматизация в условиях перегревания и охлаждения.
-
Повышенное и пониженное атмосферное давление, их действие на организм человека.
-
Основные пути снижения утомления и монотонности труда.
-
Требования к системам освещения. Естественное и искусственное освещение.
-
Заболевания и травматизм при несоблюдении требования к освещению.
-
Причины негативного воздействия на человека и среду обитания.
-
Энергетические загрязнители в хабаровском крае.
-
Виды и масштабы негативного воздействия объектов экономики на природную среду.
-
Уровни загрязнений атмосферного воздуха, гидросферы, почвы (на примере своего района проживания).
-
Источники и уровни негативных факторов бытовой среды.
-
Причины техногенных аварий и катастроф.
-
нормы радиационной безопасности. Лучевая болезнь.
-
Демографические показатели РДВ.
-
Состояние здоровья населения.
-
Правовые, организационные и технические меры по охране окружающей природной среды на РДВ.
-
Ответственность за нарушение нормативно-правовых норм безопасности жизнедеятельности.
-
Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
-
Виды экологических правонарушений.
-
Химически опасные объекты (ХОО), их группы и классы опасности.
-
Основные способы хранения и транспортировки химически опасных веществ.
-
Общие меры профилактики аварий на ХОО. Прогнозирование аварий.
-
Особенности и организация эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций.
-
Мероприятия медицинской защиты.
-
Средства индивидуальной защиты и порядок их использования.
3.2 Вопросы для самопроверки
-
Какие области знаний включает в себя наука БЖД?
-
Что изучает наука БЖД?
-
Назовите этапы образования в области безопасности жизнедеятельности в нашей стране.
-
Чем занимается наука безопасность жизнедеятельности?
-
Чем отличается авария от катастрофы?
-
Что такое биосфера?
-
Что такое жизнедеятельность?
-
Что такое техносфера?
-
Что такое опасность?
-
Раскройте понятие чрезвычайная ситуация.
-
Классификация чрезвычайных ситуаций.
-
Цели, задачи науки ОБЖ.
-
Что такое среда обитания.
-
Назвать определения опасного и вредного производственного фактора.
-
Что такое РСЧС, ее цели и задачи. Год образования.
-
Раскрыть определения: экология, ГО, охрана труда.
-
Что такое эргономика? Раскрыть виды эргономических показателей.
4. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
4.1 Текущий контроль (тест)
Задание №1. Когда была введена дисциплина «БЖД» в вузах страны?
А) 1989г.
Б) 1994г.
В) 1996г.
Задание № 2. Каковы цели и задачи науки «БЖД»?
А) защитить жизнь и здоровье человеку
Б) выработать рекомендации по уменьшению уровня опасности, угроз и рисков
В) защитить население и территорию от ЧС
Задание №3. «Безопасность жизнедеятельности» - это наука о….
А о защите населения и территорий от ЧС
Б) об экологической безопасности
В) о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой
Задание №4. Укажите понятие, которое является базовым в науке БЖД?
А) жизнь и здоровье людей
Б) опасности, угрозы и риски
В) сохранение баланса между окружающей средой и жизнью человека
Г) все перечисленные
Задание №5. Дайте определение термину «опасность».
А) это угроза для жизни и здоровья людей
Б) это негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить вред самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям
В) это стихийные бедствия, аварии и катастрофы
Задание №6. Дайте определение термину «биосфера».
А) всё живое на земле
Б) область распространения жизни на земле, включающая литосферу, атмосферу гидросферу не затронутая деятельностью людей
В) среда обитания, в которой взаимодействуют живые организмы
Задание №7. Дайте определение термину «техносфера».
А) это часть биосферы, в прошлом преобразованная людьми в целях комфортного и безопасного проживания
Б) производственная и бытовая среда, часть городской среды
В) техническая и производственная среда, в которой осуществляет свою деятельность человек
Г) все названные
Задание № 8. Выделите классы условий труда, которые относятся к безопасным:
А)вредные, экстремальные
Б)опасные
В) оптимальные, допустимые
Задание №9. Выберите норму легкой физической нагрузки для женщин:
А) 7 кг
Б) 5 кг
В) 3 кг
Задание № 10. Выберите норму тяжелой физической нагрузки для мужчин:
А) свыше 15 кг
Б) свыше 30 кг
В) свыше25 кг
Задание № 11. Наиболее сложной формой умственного труда является:
А) операторский
Б) управленческий
В) творческий
Задание №12. С какой среднесуточной температуры наружного воздуха начинается холодный период года:
А) ниже + 15
Б) ниже + 10
В) ниже + 5
Задание №13. С какой среднесуточной температуры наружного воздуха начинается теплый период года:
А) + 10 и выше
Б) + 15 и выше
В) + 5 и выше
Задание № 14. Выберите предельную температуру вдыхаемого воздуха, при которой человек в состоянии дышать в течение нескольких минут без специальных средств защиты:
А) + 100
Б) + 116
В) +125
Задание №15. Термин «эргономика» был предложен:
А) польским ученым В.Ястшембовским
Б) русским ученым проф. Русак О.Н.
В) американским ученым Ф.Тейлором
Задание №16. Объем производственных помещений на одного работника должен составлять (куб. м):
А) не менее 13.2
Б) не менее 4.0
В) не менее 5.0
Задание №17. Вытяжная вентиляция должна превышать нагнетательную примерно на:
А) 20%
Б) 15%
В) 30%
Задание №18. Контрольные измерения освещенности должны проводится не реже:
А) одного раза в три месяца
Б) одного раза в 6 месяцев
В) один раз в год
Задание №19. Нормальным естественным радиационным фоном считается:
А) 10-20 мкр/ч
Б) 5-10 мкр/ч
В) 20-30 мкр/ч
Задание № 20. Комиссия по расследованию несчастного случая обязана с момента происшествия расследовать обстоятельства в течении:
А) трех суток
Б) пятнадцати суток
В) десяти суток
4.2 Примерные вопросы к зачету
-
Безопасность жизнедеятельности. Основные понятия, термины и определения.
-
Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд.
-
Режимы труда и отдыха. Организация рабочего места.
-
Физиологическое действие метеорологических условий на человека.
-
Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных помещений.
-
Эргономика и инженерная психология.
-
Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха: отопление, вентиляция, кондиционирование. Расчет параметров.
-
Освещение. Требование к освещению помещения и рабочих мест. Расчет параметров.
-
Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
-
Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве.
-
Ответственность за нарушение нормативно-правовых норм безопасности жизнедеятельности.
-
Организация охраны труда. Основные понятия и определения.
-
Законодательство по охране труда.
-
Организация и функции служб охраны труда на предприятии.
-
Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда.
-
Факторы опасности природных рисков и методы защиты от них населения.
-
Демографический потенциал в Хабаровском крае. Ресурсы и плотность жизни.
-
Оценка качества природной и городской среды.
-
Виды электрических травм.
-
Средства защиты от поражения электрическим током.
-
Индивидуальные защитные средства: основные и дополнительные.
-
Техника безопасности при производстве различных работ.
-
Техника безопасности как основной метод охраны труда.
-
Статистика несчастных случаев на производстве.
-
Причины травм и несчастных случаев на производстве.
-
Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях.
-
Основные угрозы экологической безопасности Российской Федерации.
-
Эколого-демографические проблемы Российского Дальнего Востока.
-
Системы безопасности в Российской Федерации.
-
РСЧС, ее роль, задачи и организационная структура. Режимы функционирования.
-
Гражданская оборона на гражданских объектах.
-
Социально-политические конфликты.
-
Современные средства поражения, их воздействие на объекты и людей.
-
Воздействие негативных факторов на человека и техносферу.
-
Основные концепции гражданской обороны: о теории гражданской защиты, о новых подходах к организации и ведению ГО.
-
Классификация и общая характеристика чрезвычайных ситуаций.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
-
Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/ С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др.; Под общ.ред. С.В.Белова, 5-е изд. - М.: Высш.школа, 2007. – 606 с.
Дополнительная:
-
Алексеев, С. В., Усенко, В. Р. Гигиена труда. М.: Медицина, 1988. - 576с.
-
Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учебное пособие для вузов/П. П. Кукин, В. Л. Лапин, Е. А. Подгорных и др. – М.: Высшая школа, 1999. – 318 с.
-
Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Часть 1,2. / Под ред. проф. Э. А. Арустамова. – М.: Маркетинг, 1999.- 303с.
-
Гражданская оборона. Учебник для втузов. В. Г. Атаманюк, Л. Г. Ширшев, Н. И. Акимов. - М.: Высшая школа, 1989.
-
Гринин, А. С., Новиков, В. Н. Экологическая безопасность. Защита территорий и населения при чрезвычайных ситуациях. – М.:Фаир-Пресс, 2000. -395с.
-
Майоров, А. В., Мостаков, Г. К., Шибанов, Г. П. Безопасность функционирования автоматизированных объектов. - М.: Машиностроение, 1988. - 264с.
-
Маршал В. Основные опасности химических производств. –М.: Мир, 1089.
-
Мастрюков, Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 336 с.
-
Мошкин, В., Лысаков, И. Средства самозащиты // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2001. -№10. –С.17-21.
-
Охрана окружающей среды. Учебник под ред. С. В. Белова. - М.: Высшая школа, 1991. - 307с.
-
Охрана труда в машиностроении. Учебник под ред. Юдина Е. Я. и Белова С. В. М.: Машиностроение, 1983. - 432с.
-
Русак, О. Н. Безопасность и охрана труда. Учебное пособие. – С – П. ЛТА, МАНЭБ, 1998. - 320с.
-
Хенли, Э. Дж., Кумасото, X. Надежность технических систем и оценка риска. – М.: Машиностроение, 1984. – 528с.
-
Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. Пособие. – М.: Академия, 2002.- 340с.
-
Экология и безопасность жизнедеятельности: учеб. Пособие для вузов/Д.А.Кривошеин, Л.А.Муравей, Н.Н.Роева и др.; Под ред. Л.А.Муравья. – М.:Юнити-Дана, 2000.-355с.
-
Ярочкин, В. И. Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности. –М.: Ось-89, 2000.-305с.