ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2021

Просмотров: 1091

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Семинарское занятие № 2

Планирование, организация и проведение спасательных

и других неотложных работ при ликвидации

последствий чрезвычайных ситуаций



Цель занятия: Приобрести практические навыки и умения по принятию решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

План:

1.Основы организации спасательных и других неотложных работ и способы их ведения.

2.Осуществление оповещение населения и приведение формирований в готовность.

3. Действия формирований по сигналам ГО.

4.Обеспечение работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

5.Оценка необходимых объектов спасательных и других неотложных работ.

6.Определение состава сил и средств для ликвидации последствий ЧС.

Методические указания студентам по изучению темы: В начале занятия будет произведен письменный опрос студентов по первому вопросу: «Из чего складываются основы организация спасательных и неотложных работ?» Затем – приступить к уяснению остальных вопросов.

Литература

Основная:

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др.; Под общ.ред. С.В.Белова, 5-е изд. – М.: Высш.школа, 2006.

  2. Мастрюков, Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  3. Научно-методический труд для подготовки руководителей субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты от чрезвычайных ситуаций. – М.:Экономика и информатика, 2005.

Дополнительная:

  1. МЧС России: 15 лет эффективной работы // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2005. - №12.

  2. Черноплеков, А. Н., Ляпин, А. А., Монахов, Р. Е., Шавкин, С. В. Применение методов количественной оценки риска при анализе аварии на нефтеперерабатывающем заводе в Милфорд Хэван 24 июля 1994 года // Безопасность жизнедеятельности, приложение. – 2004. - №1.

  3. Козлова, Н. И. Общий ущерб при радиационной чрезвычайной ситуации // Безопасность жизнедеятельности.- 2006. - №5.

  4. Киотский протокол и Россия//Безопасность жизнедеятельности, приложение. – 2005. -№2.



3.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

3.1 Темы для самостоятельного изучения

  1. Негативные воздействия естественного, антропогенного и техногенного происхождения.

  2. Примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду.

  3. Критерии оценки негативного воздействия.

  4. Причины несчастных случаев на производстве.

  5. Численность травмированных и погибших на производстве в российской федерации.

  6. Материальный ущерб при чрезвычайных ситуациях.

  7. Критерии оценки дискомфорта, их значимость.

  8. Нарушение устойчивого развития экосистем

  9. Ошибочные и несанкционированные действия человека - причины возникновения и развития чрезвычайных ситуаций,

  10. Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

  11. Адаптация и акклиматизация в условиях перегревания и охлаждения.

  12. Повышенное и пониженное атмосферное давление, их действие на организм человека.

  13. Основные пути снижения утомления и монотонности труда.

  14. Требования к системам освещения. Естественное и искусственное освещение.

  15. Заболевания и травматизм при несоблюдении требования к освещению.

  16. Причины негативного воздействия на человека и среду обитания.

  17. Энергетические загрязнители в хабаровском крае.

  18. Виды и масштабы негативного воздействия объектов экономики на природную среду.

  19. Уровни загрязнений атмосферного воздуха, гидросферы, почвы (на примере своего района проживания).

  20. Источники и уровни негативных факторов бытовой среды.

  21. Причины техногенных аварий и катастроф.

  22. нормы радиационной безопасности. Лучевая болезнь.

  23. Демографические показатели РДВ.

  24. Состояние здоровья населения.

  25. Правовые, организационные и технические меры по охране окружающей природной среды на РДВ.

  26. Ответственность за нарушение нормативно-правовых норм безопасности жизнедеятельности.

  27. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

  28. Виды экологических правонарушений.

  29. Химически опасные объекты (ХОО), их группы и классы опасности.

  30. Основные способы хранения и транспортировки химически опасных веществ.

  31. Общие меры профилактики аварий на ХОО. Прогнозирование аварий.

  32. Особенности и организация эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций.

  33. Мероприятия медицинской защиты.

  34. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования.



3.2 Вопросы для самопроверки

  1. Какие области знаний включает в себя наука БЖД?

  2. Что изучает наука БЖД?

  3. Назовите этапы образования в области безопасности жизнедеятельности в нашей стране.

  4. Чем занимается наука безопасность жизнедеятельности?

  5. Чем отличается авария от катастрофы?

  6. Что такое биосфера?

  7. Что такое жизнедеятельность?

  8. Что такое техносфера?

  9. Что такое опасность?

  10. Раскройте понятие чрезвычайная ситуация.

  11. Классификация чрезвычайных ситуаций.

  12. Цели, задачи науки ОБЖ.

  13. Что такое среда обитания.

  14. Назвать определения опасного и вредного производственного фактора.

  15. Что такое РСЧС, ее цели и задачи. Год образования.

  16. Раскрыть определения: экология, ГО, охрана труда.

  17. Что такое эргономика? Раскрыть виды эргономических показателей.

4. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

4.1 Текущий контроль (тест)

Задание №1. Когда была введена дисциплина «БЖД» в вузах страны?

А) 1989г.

Б) 1994г.

В) 1996г.


Задание № 2. Каковы цели и задачи науки «БЖД»?

А) защитить жизнь и здоровье человеку

Б) выработать рекомендации по уменьшению уровня опасности, угроз и рисков

В) защитить население и территорию от ЧС

Задание №3. «Безопасность жизнедеятельности» - это наука о….

А о защите населения и территорий от ЧС

Б) об экологической безопасности

В) о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой


Задание №4. Укажите понятие, которое является базовым в науке БЖД?

А) жизнь и здоровье людей

Б) опасности, угрозы и риски

В) сохранение баланса между окружающей средой и жизнью человека

Г) все перечисленные


Задание №5. Дайте определение термину «опасность».

А) это угроза для жизни и здоровья людей

Б) это негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить вред самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям

В) это стихийные бедствия, аварии и катастрофы


Задание №6. Дайте определение термину «биосфера».

А) всё живое на земле

Б) область распространения жизни на земле, включающая литосферу, атмосферу гидросферу не затронутая деятельностью людей

В) среда обитания, в которой взаимодействуют живые организмы


Задание №7. Дайте определение термину «техносфера».

А) это часть биосферы, в прошлом преобразованная людьми в целях комфортного и безопасного проживания

Б) производственная и бытовая среда, часть городской среды

В) техническая и производственная среда, в которой осуществляет свою деятельность человек

Г) все названные


Задание № 8. Выделите классы условий труда, которые относятся к безопасным:

А)вредные, экстремальные

Б)опасные

В) оптимальные, допустимые


Задание №9. Выберите норму легкой физической нагрузки для женщин:

А) 7 кг

Б) 5 кг

В) 3 кг

Задание № 10. Выберите норму тяжелой физической нагрузки для мужчин:

А) свыше 15 кг

Б) свыше 30 кг

В) свыше25 кг


Задание № 11. Наиболее сложной формой умственного труда является:


А) операторский

Б) управленческий

В) творческий


Задание №12. С какой среднесуточной температуры наружного воздуха начинается холодный период года:

А) ниже + 15

Б) ниже + 10

В) ниже + 5


Задание №13. С какой среднесуточной температуры наружного воздуха начинается теплый период года:

А) + 10 и выше

Б) + 15 и выше

В) + 5 и выше


Задание № 14. Выберите предельную температуру вдыхаемого воздуха, при которой человек в состоянии дышать в течение нескольких минут без специальных средств защиты:

А) + 100

Б) + 116

В) +125


Задание №15. Термин «эргономика» был предложен:

А) польским ученым В.Ястшембовским

Б) русским ученым проф. Русак О.Н.

В) американским ученым Ф.Тейлором


Задание №16. Объем производственных помещений на одного работника должен составлять (куб. м):

А) не менее 13.2

Б) не менее 4.0

В) не менее 5.0




Задание №17. Вытяжная вентиляция должна превышать нагнетательную примерно на:

А) 20%

Б) 15%

В) 30%


Задание №18. Контрольные измерения освещенности должны проводится не реже:

А) одного раза в три месяца

Б) одного раза в 6 месяцев

В) один раз в год

Задание №19. Нормальным естественным радиационным фоном считается:

А) 10-20 мкр/ч

Б) 5-10 мкр/ч

В) 20-30 мкр/ч


Задание № 20. Комиссия по расследованию несчастного случая обязана с момента происшествия расследовать обстоятельства в течении:

А) трех суток

Б) пятнадцати суток

В) десяти суток


4.2 Примерные вопросы к зачету

  1. Безопасность жизнедеятельности. Основные понятия, термины и определения.

  2. Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд.

  3. Режимы труда и отдыха. Организация рабочего места.

  4. Физиологическое действие метеорологических условий на человека.

  5. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных помещений.

  6. Эргономика и инженерная психология.

  7. Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха: отопление, вентиляция, кондиционирование. Расчет параметров.

  8. Освещение. Требование к освещению помещения и рабочих мест. Расчет параметров.

  9. Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

  10. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве.

  11. Ответственность за нарушение нормативно-правовых норм безопасности жизнедеятельности.

  12. Организация охраны труда. Основные понятия и определения.

  13. Законодательство по охране труда.

  14. Организация и функции служб охраны труда на предприятии.

  15. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда.

  16. Факторы опасности природных рисков и методы защиты от них населения.

  17. Демографический потенциал в Хабаровском крае. Ресурсы и плотность жизни.

  18. Оценка качества природной и городской среды.

  19. Виды электрических травм.

  20. Средства защиты от поражения электрическим током.

  21. Индивидуальные защитные средства: основные и дополнительные.

  22. Техника безопасности при производстве различных работ.

  23. Техника безопасности как основной метод охраны труда.

  24. Статистика несчастных случаев на производстве.

  25. Причины травм и несчастных случаев на производстве.

  26. Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях.

  27. Основные угрозы экологической безопасности Российской Федерации.

  28. Эколого-демографические проблемы Российского Дальнего Востока.

  29. Системы безопасности в Российской Федерации.

  30. РСЧС, ее роль, задачи и организационная структура. Режимы функционирования.

  31. Гражданская оборона на гражданских объектах.

  32. Социально-политические конфликты.

  33. Современные средства поражения, их воздействие на объекты и людей.

  34. Воздействие негативных факторов на человека и техносферу.

  35. Основные концепции гражданской обороны: о теории гражданской защиты, о новых подходах к организации и ведению ГО.

  36. Классификация и общая характеристика чрезвычайных ситуаций.


5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/ С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др.; Под общ.ред. С.В.Белова, 5-е изд. - М.: Высш.школа, 2007. – 606 с.


Дополнительная:

    1. Алексеев, С. В., Усенко, В. Р. Гигиена труда. М.: Медицина, 1988. - 576с.

    2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учебное пособие для вузов/П. П. Кукин, В. Л. Лапин, Е. А. Подгорных и др. – М.: Высшая школа, 1999. – 318 с.

    3. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Часть 1,2. / Под ред. проф. Э. А. Арустамова. – М.: Маркетинг, 1999.- 303с.

    4. Гражданская оборона. Учебник для втузов. В. Г. Атаманюк, Л. Г. Ширшев, Н. И. Акимов. - М.: Высшая школа, 1989.

    5. Гринин, А. С., Новиков, В. Н. Экологическая безопасность. Защита территорий и населения при чрезвычайных ситуациях. – М.:Фаир-Пресс, 2000. -395с.

    6. Майоров, А. В., Мостаков, Г. К., Шибанов, Г. П. Безопасность функционирования автоматизированных объектов. - М.: Машиностроение, 1988. - 264с.

    7. Маршал В. Основные опасности химических производств. –М.: Мир, 1089.

    8. Мастрюков, Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 336 с.

    9. Мошкин, В., Лысаков, И. Средства самозащиты // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2001. -№10. –С.17-21.

    10. Охрана окружающей среды. Учебник под ред. С. В. Белова. - М.: Высшая школа, 1991. - 307с.

    11. Охрана труда в машиностроении. Учебник под ред. Юдина Е. Я. и Белова С. В. М.: Машиностроение, 1983. - 432с.

    12. Русак, О. Н. Безопасность и охрана труда. Учебное пособие. – С – П. ЛТА, МАНЭБ, 1998. - 320с.

    13. Хенли, Э. Дж., Кумасото, X. Надежность технических систем и оценка риска. – М.: Машиностроение, 1984. – 528с.

    14. Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. Пособие. – М.: Академия, 2002.- 340с.

    15. Экология и безопасность жизнедеятельности: учеб. Пособие для вузов/Д.А.Кривошеин, Л.А.Муравей, Н.Н.Роева и др.; Под ред. Л.А.Муравья. – М.:Юнити-Дана, 2000.-355с.

    16. Ярочкин, В. И. Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности. –М.: Ось-89, 2000.-305с.