ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2021
Просмотров: 1120
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: «Государственное устройство России»
РАЗДЕЛ 1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Тема 4. Идеалы, нормы и ценности науки
Тема: «Хабаровский край» (32 часа).
Тема: «Экологические проблемы» (32 часа).
а) не более 5000 ед.; б) 500 ед.; в) 6000 ед.;
а) ответственность; в) совесть;
б) долг; г) достоинство.
-
Свойство личности непредвзято оценивать людей, события, терпимо относиться к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям:
а) гедонизм; в) аскетизм;
б) ненасилие; г) толерантность.
-
Каким понятием обозначается стремление личности ставить свои интересы выше всех прочих:
а) цинизм; в) эгоизм;
б) альтруизм; г) нигилизм.
8. Какая категория этики выражает моральную ценность личности в глазах общества?
а) совесть; в) долг;
б) честь; г) справедливость.
9. Как называется этическая позиция самоограничения во имя моральной цели:
а) гедонизм; в) аскетизм;
б) фанатизм; г) толерантность.
10. Какое этическое понятие выражает принцип служения людям:
а) героизм; в) эгоизм;
б) альтруизм; г) толерантность.
11. Какая категория этики обозначает принцип распределения в обществе социальных ценностей в соответствии с заслугами личности?
а) совесть; в) ответственность;
б) долг; г) справедливость.
12. Как называется этический принцип, согласно которому высшей целью и основным мотивом поведения человека являются наслаждения, удовольствия?
а) гедонизм; в) ригоризм;
б) утилитаризм; г) эвдемонизм.
13. Какая категория этики выражает осознание личностью общих моральных требований своей личной задачей?
а) ответственность; в) совесть;
б) долг; г) достоинство.
14. Какую позицию, как правило, оценивают как аморальную:
а) альтруизм; в) индивидуализм;
б) цинизм; г) толерантность.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
-
Этика как учение о морали. Предмет, структура, функции этики.
-
Основные этические концепции и их реализация в моральном сознании и моральной практике современного общества.
-
Мораль, ее сущность, функции, свойства. Возникновение и историческая эволюция моральных норм.
-
Структура морали..
-
Этика экономической деятельности.
-
Профессиональная этика: понятие, основные виды, функции.
-
Основные этапы становления профессиональной морали.
-
Основные общие принципы профессиональной этики.
-
Конфликт интересов в профессиональной деятельности.
-
Проблемы профессиональной этики в зарубежных странах.
-
Профессионально-нравственная деформация: понятие, причины, основные проявления.
-
Принципы и функции служебного этикета.
-
Этикетные правила приветствия.
-
Этикетные правила представления.
-
Этикетные правила обращения.
-
Этикетные правила поведения в приемной и кабинете начальника.
-
Этикетные правила поведения на совещании.
-
Этикетные правила телефонного служебного общения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений : учеб. / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова; под ред. А. Я. Кибанова. – М. : ИНФРА-М, 2007.
Шувалова, Н. Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего : моральные основы : учебно-практическое пособие / Н. Н. Шувалова. – Ростов н/Дону : Феникс, 2006.
Деловое общение. Деловой этикет : учеб. пособие / Автор-составитель И.Н. Кузнецов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Психология и этика делового общения : учебник для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Этика : учебное пособие / под ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – Мн. : Новое знание, 2002.
Ботавина, Р. Н. Этика деловых отношений : учеб. пособие / Р.Н. Ботавина. – М., 2001.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«КУЛТЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»
Дисциплина нацелена на формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции, повышение речевой культуры студентов специальности 080101. 65 «Экономическая безопасность», специализация «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности» заочной формы обучения.
РАЗДЕЛ 1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
№ тем |
Название темы |
лекции |
практические занятия |
СРС |
всего часов |
1.
|
Культура речи и деловое общение как учебный курс. Предмет и задачи дисциплины. |
1 |
|
3 |
4 |
2. |
Основные понятия культуры речи: Язык, речь, коммуникация, текст, речевая культура личности. |
|
|
4 |
4 |
3. |
Основные критерии культуры речи |
1 |
|
3 |
4 |
4. |
Нормативный аспект культуры речи |
|
2 |
4 |
6 |
5. |
Словари и справочники русского языка и речевая культура |
|
|
4 |
4 |
6. |
Коммуникативные качества речи |
|
|
4 |
4 |
7. |
Речевое поведение человека |
|
|
4 |
4 |
8. |
Основы мастерства в публичном выступлении |
|
|
4 |
4 |
9. |
Теоретические основы общения |
1 |
|
1 |
2 |
10. |
Понятие делового общения и его характеристика |
1 |
|
1 |
2 |
11. |
Виды делового общения |
|
|
2 |
2 |
12. |
Техника письменной деловой речи: языковое своеобразие, оформление и разновидности |
|
|
4 |
4 |
13. |
Речевая культура делового разговора |
|
|
2 |
2 |
14. |
Деловое общение и лингвопсихологические аспекты переговорного процесса |
|
|
4 |
4 |
15. |
Этикет ведения переговоров, совещаний, бесед. Техника ведения переговоров. |
|
|
2 |
2 |
16. |
Правила подготовки и проведения деловой беседы |
|
|
2 |
2 |
17. |
Этические нормы делового телефонного разговора. |
|
|
2 |
2 |
18. |
Невербальные средства в деловой разговорной практике. |
|
|
2 |
2 |
19. |
Культура устной и письменной речи в деловой сфере. |
|
4 |
4 |
6 |
20. |
Международный этикет делового общения. Международный протокол. |
|
|
2 |
2 |
|
ИТОГО |
4 |
6 |
58 |
РАЗДЕЛ 2. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
2.1. Практическое занятие № 1 (2часа)
Тема: Нормативный аспект культуры речи.
Форма: практикум.
Цель: Исследовать трудные случаи использования в речи орфоэпических и грамматических форм.
Методические указания:
Правила произношения слов регламентируются специальным разделом лингвистики, который называется орфоэпия (в переводе с греческого – «правильная речь»). Одно из основных требований, предъявляемых учением о речевой культуре к устной речи, связано с правильной постановкой ударения. Сложность русского ударения заключается в таких его характеристиках, как разноместность и подвижность.
Одна из распространённых ошибок современной устной речи связана с произношением иностранных слов, которые, как правило, сохраняют ударение языка-источника. К примеру, нувориш, жалюзи, диспансер, мизер, пришедшие из французского языка, следует произносить с ударением на последнем слоге.
Более 5000 слов в русском языке испытывают колебания. Следует обратить внимание на преобладающие в современном русском языке тенденции постановки и перемещения ударения. Например:
-
во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании: начал – начала, брал – брала, понял – поняла;
-
в формах глаголов прошедшего времени среднего рода и множественного числа совпадает с ударением формы мужского рода, а не женского: жил, жило, жили, но жила.
Сложность данного вопроса требует обязательной работы со словарями и справочниками.
Под грамматическими нормами понимают правила использования морфологических форм разных частей речи (существительных, глаголов и т.д.) и организации синтаксических конструкций. Таким образом, грамматические нормы – это морфологические и синтаксические нормы.
1. Морфологические нормы зачастую нарушаются при образовании падежных форм, а также форм рода и числа имён существительных. Например, отмечаются колебания форм Родительного падежа множественного числа существительных мужского рода, где конкурируют окончания –ов и нулевое окончание (монголов, но грузин).Следует запомнить, что существует ряд групп существительных, которые имеют в Родительном падеже нулевое окончание:
1) отдельные названия лиц по национальной принадлежности (бурят, грузин, турок, цыган, но монголов, арабов);
2) отдельные названия лиц, связанных с воинской службой (партизан, гусар, солдат, но капитанов);
3) отдельные названия парных предметов (ботинок, валенок, чулок, но носков);
4) отдельные названия единиц измерения (ампер, ватт, вольт).
Часто морфологические ошибки связаны с употреблением рода. Наиболее уязвимы в этом отношении существительные, к примеру, с основой на мягкий согласный, род которых следует запомнить: слова шампунь, тюль, рельс – мужского рода, а слова бандероль, мозоль, туфля – женского рода.
При определении рода несклоняемых существительных рекомендуется учитывать следующие дополнительные характеристики:
А) несклоняемые неодушевлённые существительные всегда среднего рода – бра, меню, эмбарго (исключением является слово мужского рода кофе, слово женского рода авеню и некоторые другие);
Б) несклоняемые существительные, обозначающие профессию, должность, и традиционно связанные с мужским трудом, являются словами мужского рода (атташе, рефери, портье);
В) род несклоняемых географических названий определяется по роду соответствующего родового существительного (Миссури – женского рода – река, Чили – женского рода – страна, Уэмбли – мужского рода – стадион).
Немало ошибок связано с употреблением числительных, которые делятся на количественные (115), порядковые (первый), собирательные (двое) и дробные.
Необходимо обратить внимание на употребление количественных составных числительных, в которых следует склонять все элементы. Например, триста пятьдесят шесть, трёхсот пятидесяти шести и т.д.
В составных порядковых числительных изменяется только последняя часть: в две тысячи восьмом году (в 2008 г.).
Важно помнить, что с собирательными числительными не сочетаются слова женского рода (невозможно сочетание «двое девушек», но «двое мужчин», «двое детей», «трое суток»).
2. В системе синтаксических норм важное место занимают согласование и управление, обозначающие основные виды синтаксической связи.
При согласовании зависимое слово ставится в том же роде, числе, падеже, что и главное. В речи встречается много ошибок, связанных с неправильным согласованием. К трудным относится случай, когда грамматический род и смысловой род не совпадают. Например, инженер Иванова – какой? какая? Важно помнить, что в таких случаях согласование с прилагательным опирается на грамматическую форму – она хороший инженер (специалист, врач, профессор), а согласование с глаголом (сказуемым) происходит по смыслу – хороший врач Иванова пришла к больному.
Управлением называется такая синтаксическая связь, при которой зависимое слово ставится в том падеже, которого от него требует главное слово.
К примеру, глагол «скучать» управляет либо Предложным падежом (скучать о матери), либо Дательным (скучать по матери), но ни в коем случае не Творительным (скучать за матерью). Существительное «оплата» управляет Родительным падежом без предлога (оплата проезда), а существительное «плата» управляет Винительным падежом с предлогом «за» - плата за проезд. Разница между глаголами «одеть»/ «надеть», в употреблении которых часть возникают ошибки, заключается в том, что «одеть» управляет Винительным падежом только одушевленных существительных (одеть ребёнка), а «надеть» - Винительным падежом неодушевленных существительных (надеть куртку, шапку).
Типичной ошибкой в построении словосочетаний является грамматическая контаминация (лат. смешение), в результате которой из элементов двух правильных словосочетаний появляется ошибочное, например: воплощать в себя - неправильно! (воплощать в себе, включать в себя - правильно!). Трудные случаи глагольного управления представлены в специальных словарях.