ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2021

Просмотров: 1122

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РАЗДЕЛ 4. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ


4.1. Контрольная работа


Подготовьте письменную работу (эссе) на одну из предложенных тем. Опирайтесь при рассуждениях на теоретический материал, собственный опыт, используйте примеры из личных наблюдений.


  1. Обоснуйте необходимость знания и соблюдения законов риторики при произнесении устной речи.

  2. Раскройте роль культуры делового общения в служебной деятельности.

  3. Речевая культура как элемент этики деловых отношений.

  4. Деловое общение и управление им с помощью речевой культуры.

  5. Проведение переговоров с партнёрами: опыт и наблюдения.

  6. Деловая переписка: успехи и ошибки.

  7. Корпоративная этика и речевая культура.

  8. Речь как первое впечатление о человеке.

  9. Техника речи как характеристика успешного межличностного общения.

  10. Основы построения взаимоотношений с помощью речевой культуры.

  11. Деловые переговоры: культура проведения профессиональных переговоров.

  12. Этические проблемы культуры речи.




4.2. Примерные вопросы к зачёту


1. Что такое литературный язык? Каковы его свойства?

2. Что такое нормированная речь?

3. Что входит в понятие «культура речи»?

4. Что засоряет литературный язык?

5. Что такое орфоэпия?

6. Что такое литературное произношение?

7. Каковы особенности русского литературного ударения?

8. Перечислите роды и виды ораторского искусства.

11. Какие элементы содержит ораторская речь?

12. Какие функциональные стили русского литературного языка вы знаете?

13. Каковы основные функции языка?

14. Перечислите основные структурные компоненты речевой коммуникации.

15. Речевые роли собеседников. Позиции коммуниканта.

16. Назовите основные законы мышления (логические законы)

17. Назовите основные изобразительные средства речи

18. Назовите основные выразительные средства речи

19. Что такое этика ораторского выступления?

20. Что такое спор? В чем заключается его ценность?

29. Что такое дискуссия? Назовите ее основные черты.

30. Что такое полемика? Назовите ее основные характеристики.

32. Характеристика и содержание общения.

33. Деловое общение, его виды и формы.

34.  Имидж современного человека и этика делового общения.

31.  Культура внешности и деловой этикет.

32.  Виды и формы деловой переписки.

33.  Культура оформления документов в деловом общении.

34.  Оценка эффективности делового общения.

35.  Пути к самореализации в процессе оптимизации делового общения.



РАЗДЕЛ 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

5.1. Основная литература

  1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 544 с.

  2. Гойхман, О.Я. Основы речевой коммуникации./ О.Я. Гойхман – М., 2005.

  3. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. / И.Б. Голуб. - М.: «Логос», 2007

  4. Кутепова, Л.В., Крадожен-Мазурова, Е.М., Руденко, О.В. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л.В. Кутепова, Е.М. Крадажен-Мазурова, О.В. Руденко. – Хабаровск: ДВАГС, 2010.

  5. Розенталь, Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы / Розенталь Д.Э. – М.: Русский язык, любое издание.




5.2. Дополнительная литература

  1. Бельчиков, Ю.А. Словарь паронимов русского языка / Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. - М., 1994.

  2. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий / Отв. ред. В. Н. Телия. — М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008.

  3. Букчина, Б. З., Сазонова, И. К., Чельцова, Л. К. Орфографический словарь русского языка / Б.З. Бучкина, И.К. Сазонова, Л.К. Чельцова.- М.: «АСТ-ПРЕСС»,2008.

5. Деловая переписка: Учебно-справочное пособие / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. - М.,2007.

  1. Зализняк, А. А. Грамматический словарь русского языка:

Словоизменение./А.А.Зализняк.-М.:»АСТ-ПРЕСС»,2008

7. Лексические трудности русского языка. - М., 1994.

  1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 1984.

  2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / под. ред. Р.И. Аванесова. - М., 1989.

  3. Резниченко, И. Л. Словарь ударений русского языка. - М.: "АСТ-ПРЕСС",2008.

Руденко Ольга Васильевна, доцент кафедры истории и культуры









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

Учебно-тематический план

п\п

Название темы

Количество часов

Лекции

Семинары

СРС

Всего

1.

Что такое наука

1

2

6

9

2.

Наука в культуре современной цивилизации

-

-

8

8

3.

Научная методология

-

2

6

8

4.

Идеалы, нормы и ценности науки

-

2

6

8

5.

Научное знание и его структура

1

-

6

7

6.

Научно-исследовательские операции и процедуры

1

-

8

8

7.

Особенности социально-гуманитарного познания

1

-

8

8

8.

Организационно-технические аспекты научно-исследовательской деятельности

-

-

10

10


Итого

4

6

58

72


2.7.2 Планы семинарских (практических) заданий


Практическое занятие №1.


Тема 3. Научная методология

Цель семинара: выработать представления о научной методологии, системе методов эмпирического и теоретического исследования, роли философской методологии в научном познании.

Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических заданий. Необходимо ознакомиться с рекомендованной литературой и составить конспект соответствующих разделов.

План:

  1. Понятия метода и методологии научного познания. Проблема классификации научных методов.

  2. Философская методология и её роль в научном познании.

  3. Методы эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение.

  4. Методы теоретического познания: абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному; идеализация, мысленный эксперимент, формализация.

  5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания: анализ и синтез, индукция и дедукция аналогия.


Рекомендуемая литература к занятию

Основная литература

  1. Голубинцев, В.О. Философия науки : учеб. / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – Ростов н/Дону : Феникс, 2007. – Гл. 15.

  2. Основы философии науки : учеб. пособие / В. П. Кохановский [и др.]. – Ростов н/Дону : Феникс, 2004. – Гл. V.

  3. Философия науки : учеб. пособие / под ред. С. А. Лебедева. – М. : Академический проспект, 2006. – Разд. II, гл. 2, 3.


Дополнительная литература

  1. Ивин, А. А. Современная философия науки : учеб. пособие. / А. А. Ивин. – М. : Высш.шк., 2005. – Гл. 2.

  2. Ушаков, Е. В. Введение в философию и методологию науки: учеб. / Е. В. Ушаков. – М. : КНОРУС, 2008. – Разд. I, гл. 2.


Практическое занятие № 2


Тема 4. Идеалы, нормы и ценности науки

Цель семинара: выработать представление об идеалах, нормах и ценностях науки, их историческом характере, конкретном содержании.

Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических заданий. Необходимо ознакомиться с предложенной литературой и составить конспект соответствующих разделов.


План:

  1. Понятие идеала и нормы науки. Исторический характер идеалов и норм науки.

  2. Идеалы науки: теория, истина, объективность и др.

  3. Нормы науки: обоснованность научного знания, его логическая последовательность, рациональность и др.

  4. Ценностные ориентации ученого их исторический характер.


Рекомендуемая литература к занятию

Основная литература

  1. Основы философии науки : учеб. пособие / В. П. Кохановский [и др.]. –Ростов н/Дону: Феникс, 2004. – Гл. III, § 6.

  2. Философия науки : учеб. пособие / под ред. С.А.Лебедева. – М. : Академический проспект, 2006. – Разд. IV, гл. 2, 3.

  3. Философия науки: учеб.пособие / под ред. А. И. Липкина. – М. : Эксмо, 2007. – Ч. II, гл. 17.


Дополнительная литература

  1. Денисов, С. Ф. Естественные и технические науки в мире культуры: учеб. пособие / С. Ф. Денисов, Л. М. Дмитриева. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. – Гл. 2.

  2. Ивин, А. А. Современная философия науки: учеб. пособие / А. А. Ивин. – М. : Высш.шк., 2005. – Гл. 4, 5, 9,10.

  3. История и философия науки (философия науки): учеб. пособие / Е. Ю. Бельская [и др.]. – М. : Альфа; ИНФРА-М, 2007. – Разд. I, гл. 4, § 4.2.

  4. Ушаков, Е. В. Введение в философию и методологию науки: учеб. / Е. В. Ушаков. – М. : КНОРУС, 2008. – Разд. II, гл. 6.


      1. Самостоятельная работа студентов


Самостоятельная работа предполагает рассмотрение, изучение учебной, научной литературы, а также периодических изданий по указанным темам. Ниже приведены вопросы для самопроверки.


Вопросы для самопроверки


Тема 1 Что такое наука

  1. Основные виды познавательной деятельности.

  2. Почему нельзя науку определить однозначно?

  3. Отличительные особенности науки как познавательной деятельности.

  4. Основные компоненты науки как социального института.

  5. Что такое лженаука?

  6. Что такое псевдонаука?


Тема 2 Наука в культуре современной цивилизации

  1. Когнитивные функции науки

  2. Социальные функции науки.

  3. Интернализм и экстернализм о детерминации научного познания.

  4. Наука как непосредственная производительная сила общества.

  5. Наука как социальная сила.

  6. В чем Вы видите ограниченность сциентизма?

  7. В чем Вы видите ограниченность антисциентизма?


Тема 3 Научная методология

  1. Что входит в состав методологических оснований научного познания?

  2. Какую роль играет философская методология в научном познании?

  3. Чем отличается эксперимент от наблюдения?

  4. В чем заключается теоретическая нагруженность наблюдения?

  5. Что означает тезис «Научный метод – это теория в действии».

  6. В чем состоит метод идеализации?

  7. В чем состоит метод формализации?


Тема 4 Идеалы, нормы и ценности науки

  1. Чем отличаются идеалы науки от норм?

  2. Системность знаний как идеал науки.

  3. Логическая последовательность как идеал науки.

  4. Объективность исследования как идеал науки.

  5. Аксиоматизация как идеал науки.

  6. Обоснованность знания как норма науки.

  7. Р.Мертон об основных чертах научного этоса.

  8. Практическая значимость результатов исследования как норма науки.

  9. Ценностные ориентации в классической науке.


Тема 5 Научное знание и его структура

  1. Что такое научный факт и каковы его специфические характеристики?

  2. В чем заключается теоретическая нагруженность факта?

  3. Каковы основные логико-методологические требования к выдвигаемой научной гипотезе?

  4. Какие функции выполняет теория в научном познании?

  5. Какие составляющие можно выделить в структуре научной теории?

  6. Динамические и статистические законы как форма научного знания.

  7. Научно-исследовательская программа как форма научного знания.


Тема 6 Научно-исследовательские операции и процедуры

  1. Сущность научного описания. Требования к научному описанию.

  2. Процедура сравнения и её роль в эмпирическом исследовании . Шкалирование в гуманитарных науках.

  3. Сущность измерения. Объективность и точность измерения.

  4. Объяснение в науке. Виды объяснения.

  5. Сущность научного предсказания. Виды научного предсказания.

  6. Сущность операции понимания и её логическая структура.

  7. Что такое научное обоснование?

  8. Способы научного обоснования.

  9. Виды эмпирического обоснования.

  10. Логическое доказательство как способ теоретического обоснования.

  11. Системное обоснование.

  12. Что такое верификация?

  13. Что такое фальсификация?

  14. Сущность научной критики и её виды.


Тема 7 Особенности социально-гуманитарного познания

  1. Особенности объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

  2. Методы социально-гуманитарного познания, их специфика.

  3. Роль диалога в социально-гуманитарном познании.

  4. Заблуждение и ложь в социально-гуманитарном познании.

  5. Идеологический характер социально-гуманитарных наук.

  6. Функции социально-гуманитарных наук, их специфика.

  7. Что означает понятие «идеальный тип» (М.Вебер)?


Тема 8 Организационные аспекты научно-исследовательской деятельности

  1. Научная проблема и выбор темы исследования.

  2. Студенческое научное общество как форма включения в научную работу (сущность, цели, задачи).

  3. Последовательность исследовательских операций и планирование научной работы.

  4. Формы научной продукции: реферат, доклад, статья, диссертация, монография.

  5. Умственный труд и рациональный режим отдыха.


      1. Перечень вопросов к зачету


  1. Понятие науки. Наука и лженаука.

  2. Социальные функции науки.

  3. Движущие силы развития науки. Экстернализм и интернализм.

  4. Сциентизм и антисциентизм.

  5. Понятия «метод» и «методология» в научном познании.

  6. Философская методология и её роль в научном познании.

  7. Методы эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение.

  8. Методы теоретического познания: абстрагирование, идеализация, формализация.

  9. Общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия.

  10. Идеалы, нормы и ценности науки, их исторический характер.

  11. Идеалы науки: теория, истина, объективность и др.

  12. Нормы науки: обоснованность, рациональность и др.

  13. Понятие знания. Виды знания.

  14. Наука как система знаний. Особенности научного знания.

  15. Эмпирическое знание и его основные формы.

  16. Теоретическое знание и его основные формы.

  17. Основания науки.

  18. Понятие научного обоснования. Способы обоснования.

  19. Эмпирическое и теоретическое обоснование.

  20. Описание, виды описания.

  21. Объяснение, его структура и виды.

  22. Предсказание, виды предсказания.

  23. Операция понимания. Логическая структура, понимания.

  24. Научная критика. Виды научных споров.

  25. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

  26. Специфика средств и методов социально-гуманитарного познания.

  27. Идеологический характер социально-гуманитарного познания.

  28. Последовательность исследовательских операций и планирование научной работы.