Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
17
Таким образом, размер необходимых запасов в экономике определяется как минимально необходимый их размер, который требуется для того, чтобы была обеспечена непрерывность процесса производства и потребления.
Проблемы управления запасами в этом отношении заключаются в такой их организации, при которой размеры запасов минимальны, и в то же время оптимальны для конкретных участников рынка.
Современный субъект хозяйствования – это частный экономический сектор, в котором каждый участник отделен от другого участника рынка. В этой связи возникающие проблемы управления запасами, или сведение до минимума их суммарного размера, возможно решить только с позиции отдельного участника рынка (конкретного товаропроизводителя, продавца, посреднической или транспортной организации).
В итоге сокращение запасов у отдельных субъектов хозяйствования на рынке совершенно не зависит от минимизации этих запасов в экономике в целом. Естественно, что стремясь минимизировать свои собственные запасы, каждый участник рынка обеспечивает минимизацию запасов и в экономике в целом, как важнейшего фактора. Но, учитывая понимание целого и его составляющих частей, следует учитывать, что минимальность запасов в экономике в целом будет в любом случае меньше, чем сумма минимальных запасов конкретных участников рынка.
В процессе развития экономики непременно возрастает величина запасов продукции по следующим причинами:
1) возрастают масштабы производства. Чем большее количество продукции производится, тем больше запасов должно постоянно потребляться в процессе создания новых продуктов, при прочих равных условиях;
2) увеличиваются масштабы перевозок. Производство продукции сконцентрировано в определенных центрах, а потребители этой продукции находятся в разных частях света. Поэтому возрастает количество продукции, постоянно находящейся в процессе перевозки (в пути);
18 3) происходит разделение труда. Процесс разделения труда приводит к появлению нового вида производства, а поэтому и к возникновению новых типов запасов;
4) расширяется ассортимент выпускаемой продукции. При увеличении видов производимой продукции требуются новые специальные способы доведения ее до потребителя, что безусловно приведет к приросту запасов, в основном на складах.
Увеличение запасов в экономике связано не только с перечисленными факторами, имеющими общеэкономический характер, но его основанием является и частный характер всего мирового хозяйства в современных условиях.
Чаще всего каждый участник рынка старается свести к минимуму свои запасы, так как их обслуживание обычно вызывает существенные затраты на хранение, а это приводит к уменьшению потенциальной прибыли от его деятельности.
Однако, в определенной ситуации субъект рыночных отношений может заинтересоваться и в периодическом увеличении своих запасов, например, в случае возникновения необходимости осуществления спекулятивных операций, или, если он ждет роста цен на закупаемую им продукцию и ему нужно защитить свой бизнес от негативных последствий при помощи крупных запасов, или, если нет уверенности в имеющихся поставщиках, что вынуждает накапливать большой запас определенной продукции.
Таким образом, цель управления запасами частной фирмы заключается не просто в их минимизации данным участником рынка, а в максимизации его совокупной прибыли от всей деятельности, требующей как минимизировать, так и, в какой-то ситуации, увеличить запасы. Невозможно рассматривать запасы только в качестве обособленного, самостоятельного объекта управления на рынке. В конечном счете, их размер всегда подчинен общим целям коммерческой деятельности конкретного субъекта рыночных отношений.
19
1.2 Классификация запасов
В литературе представлено довольно много различных классификаций запасов. Однако, все они являются достаточно условными и предназначаются в основном для пополнения и контроля запасов.
Одна из самых распространенных классификаций запасов, приведена
Ю.В. Пересветовым в учебнике «Управление материальными ресурсами» [17, с.
56]. Схематически данная классификация запасов представлена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Классификация запасов по Ю.В. Пересветову
Рассмотрим основные классификации запасов, в соответствии с представленной схемой.
1) Разделение запасов по месту нахождения: производственные и товарные.
Материальные запасы
Товарные запасы
Производственные запасы
Запасы продукции на разных стадиях изготовления
Запасы сырья
Предметы потребления
Средства производства
Из внешних источников
Собственного производства
Сезонные запасы
Страховые запасы
Текущие запасы
Переходящие запасы
Запасы в пути
Неликвидные запасы
Подготовительные запасы
20
Производственные запасы формируют промышленные предприятия и они предназначаются для потребления в производстве. Их цель - обеспечение бесперебойности производственного процесса.
Товарные запасы находятся на складах готовой продукции предприятий–
изготовителей, а также у производителей и организаций торговли в каналах распределения. Цель товарных запасов - бесперебойное обеспечение потребителей продукцией различного уровня.
2) Запасы разделяются по видам товарно-материальных ценностей на:
материалы, сырье и продовольствие;
готовую продукцию;
производственные запасы (запасы незавершенного производства) и комплектующие;
вспомогательные материалы.
3) Согласно исполняемых функций запасы могут быть:
текущие. Текущими запасами обеспечивается непрерывное поступление материальных ресурсов в процесс производства, а также возможная непрерывная реализация готовой продукции изготовителями и торговыми организациями между поставками. Из текущих запасов составляется основная часть товарных и производственных запасов. Их величина постоянно изменяется;
подготовительные. Подготовительным (или буферным) запасам требуется дополнительная подготовка перед непосредственным использованием в производстве (сушка древесины, например). Такие запасы готовой продукции обусловлены необходимостью их подготовки к отгрузке потребителям;
гарантийные (резервные и страховые). Гарантийные запасы предназначаются для непрерывности процесса снабжения потребителя продукцией в случае непредвиденных ситуаций. К таким обстоятельствам можно отнести, например, отклонения периодичности и величины поставок от плановых, задержку поставок в пути, изменение интенсивности потребления.
21
Размер гарантийных запасов в отличие от текущих - это величина постоянная.
В стандартных условиях работы такие запасы являются неприкосновенными;
сезонные. Сезонные запасы образованы в сезонных производствах, потреблении или транспортировке продукции. Сезонные запасы предназначены для обеспечения нормальной работы предприятия в период сезонного перерыва производства, потребления или в транспортировки;
рекламные. Рекламные запасы создают и поддерживают в каналах распределения, чтобы потребитель быстро отреагировал на маркетинговую политику проводимую фирмой. Такие запасы зависят от широкомасштабных рекламных мероприятий;
спекулятивные. Спекулятивные запасы создают с целью защититься от вероятного повышения цены или введения протекционистских тарифов и квот, и, кроме этого, для использования конъюнктуры рынка в целях получения максимальной прибыли.
4) По времени запасы можно разделить следующим образом:
максимальный желательный уровень. Максимальный желательный запас характеризует уровень запасов, экономически обоснованный для конкретной системы управления запасами. Такой уровень можно превысить. В разных системах управления максимальным желательным запасом является ориентир для расчета объема заказа;
пороговый уровень. Пороговый уровень запаса применяется для того, чтобы определить момент времени реализации очередного заказа;
текущий уровень. Это запас, который должен соответствовать уровню запаса в конкретный момент времени в учете. Он может совпадать как с максимальным желательным уровнем, так и с пороговым уровнем и гарантийным запасом;
гарантийный уровень. Гарантийный (страховой, резервный) запас предназначается для непрерывности снабжения потребителя в непредвиденных ситуациях (отклонение периодичности и величины партий поставок от
22
договорных; задержка материалов и товаров в пути; непредвиденный рост спроса). При нормальных условиях работы эти запасы неприкосновенны.
Запасы в том или ином виде существуют на всем пути движения товаров из сферы производства в сферу обращения. В процессе производства запасы снижают зависимость производителя сырья от поставщика продукции.
Основные причины создания материальных запасов включают: учет сезонных колебаний в производстве и потреблении товаров, экономию на закупках, обеспечение гарантий снабжения и производства, сокращение затрат на транспортировку, защиту от возможного повышения цен на материальные ресурсы, поддержку производственного цикла. Поэтому в логистике запасы рассматриваю как материальные потоки на конкретном интервале времени в процессе применения к ним различных логистических операций.
Классификация запасов здесь будет следующей (таблица 1.1) [20, с. 28].
Таблица 1.1 – Классификация запасов согласно логистическим операциям
Признаки
Классификация
1. По функциональному назначению
Текущие запасы
Страховые (гарантийные или буферные) запасы
Подготовительные запасы
Сезонные запасы
Запасы продвижения готовой продукции
Спекулятивные запасы
Устаревшие (неликвидные) запасы
2. По месту продукции в логистическом канале (цепи)
Запасы материальных ресурсов
Запасы незавершенного производства
Запасы готовой продукции
Запасы тары и возвратных отходов
3. По отношению к логистическим операциям
Запасы в снабжении
Производственные запасы
Сбытовые (товарные) запасы
Совокупные запасы
Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные)
Запасы грузопереработки
4. По отношению к логистической системе (логистическим посредникам)
Запасы поставщиков
Запасы потребителей
Запасы торговых посредников
23
Рассмотрим классификацию запасов с точки зрения бухгалтерского учета.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 от 09.06.2001г. (с изменениями и дополнениями от 06.05.2016г.) в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ используется понятие материально- производственные запасы (МПЗ) – это часть имущества, используемая в качестве сырья, материалов при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг для продажи; предназначенная для продажи; используемая для управленческих нужд организации (рисунок 1.3). К МПЗ относят только те активы, которые служат менее года.
Рисунок 1.3 – Состав материально-производственных запасов
Таким образом, в состав МПЗ входят следующие группы оборотных активов:
– материалы – часть МПЗ целиком потребляемая в производственном процессе и полностью переносящая свою стоимость на стоимость производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);
– готовая продукция – часть МПЗ организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством;
Материально-производственные запасы
Активы, используемые в качестве сырья и материалов при производстве продукции
Активы, предназначенные для продажи
Активы, используемые для управленческих нужд
24
– товары – часть МПЗ организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.
Также в составе МПЗ учитывают спецоснастку, спецодежду, инвентарь и хозяйственные принадлежности (ИХП). ИХП – это часть МПЗ организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. Приказом Минфина от 30 марта
2001 г. № 26н) организациям, предоставлено право отражать данные активы, стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
Классификация материально-производственных запасов в соответствии с бухгалтерским учетом представлена на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 – Классификация материально-производственных запасов в соответствии с бухгалтерским учетом
В соответствии с характером владения МПЗ подразделяются на ценности, принадлежащие организации по праву собственности (а также праву
25
хозяйственного ведения или оперативного управления) и не принадлежащие ей по такому праву.
К товарно-материальным ценностям, принадлежащим организации, относятся изготовленные, купленные, либо полученные в иной форме ценности, которые находятся на складе и в производстве.
К таким ценностям также относятся:
– получаемые ценности, находящиеся в пути, если к организации в соответствии с договором о поставке перешло право собственности на них;
– ценности, принадлежащие организации, отданные другим организациям в переработку, а также на реализацию, в том числе на условиях комиссии, до перехода права собственности на них к покупателю;
– принадлежащие организации ценности, учитываемые в залоге, как находящиеся на складе организации, так и переданные на хранение залогополучателю.
Товарно-материальные ценности, не принадлежащие организации по праву собственности и другому аналогичному праву, но по условиям договора находящихся у нее, учитываются отдельно по их видам – за балансом. К ним относятся:
– ценности, принятые на ответственное хранение, в случае отказа в установленном порядке от оплаты счетов поставщиков; а также запрещенные к расходованию до оплаты счетов поставщиков;
– ценности, принятые в переработку без оплаты их стоимости;
– ценности, принятые от поставщиков для реализации на условиях комиссии (консигнации).
Таким образом, можно сделать вывод, что существует довольно большое количество классификаций запасов. Виды классификаций зависят от предмета, в рамках которого рассматриваются запасы (экономик, логистика, бухгалтерский учет), от отраслевой принадлежности предприятия (товарные, производственные) и от множества других факторов.
26
1.3 Методы и модели управления запасами предприятия
Для того чтобы эффективно управлять запасами предприятия, во-первых нужно чѐтко сформулировать цель организации. Например, удовлетворение потребностей потребителя, созданием запасов максимизирующих чистую прибыль. Для эффективного управления запасами необходимо знание по планированию закупок и знания управления складскими запасами.
Эффективное управление запасами позволяет хорошо обслуживать покупателя, обеспечивает рентабельность вложений, устраняет мертвые запасы и излишки.
Управлять запасами можно и узко направленно, оптимизируя материальные запасы, не вредя общему процессу. Можно так же управлять запасами, смотря на работу всего предприятия.
Наиболее эффективным управлением запасами считается управление запасами в логистике. Где оно рассматривается с точки зрения снижения затрат на содержание материальных запасов и их обслуживания. Любое предприятие стремится к сокращению издержек и увеличению прибыли. Именно ради этих целей и создаѐтся организация. Так же очевидно, что управление запасами будет затрагивать финансовый и маркетинговый подход.
Теория финансового управления запасами рассматривает три подхода формирования запасов с позиции рисков и доходности.
Консервативный подход: отличается созданием больших резервов на предприятии, которые защищают от рисков с перебоями поставки, от неожиданной активации спроса продукции. Рисков практически нет, за исключением форс-мажорных обстоятельств. Самый большой риск в данном подходе это низкая рентабельность предприятия, низкая оборачиваемость и как следствие низкая эффективность организации.
Умеренный подход: при умеренном подходе резервы создаются на основе сбора данных за период равный нескольким годам. Это позволяет определить какой вид товара, и в каких объѐмах необходимо держать на складе.