Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
63
процедурного кабинета возрос в 2016 г. и занимает 3-е место в общей структуре медицинских услуг.
Таблица 3.2 – Структура материальных запасов
Вид запаса
2014 год
2015 год
2016 год тыс. руб.
% тыс. руб.
% тыс. руб.
%
1. Мягкий инвентарь
5,13 20,5 2,54 25,4 16,78 21,2 2. Расходные материалы для проведения диагностики (УЗИ, ЭКГ и т.д.)
1,59 6,4 1,2 12 9,44 11,9 3. Одноразовые материалы для процедурного кабинета (шприцы, перья, катетеры и т.п.)
8,44 33,8 2,51 25,1 17,29 21,9 4. Средства гигиены
0,63 2,5 0,13 1,3 2,26 2,9 5. Инструменты и принадлежности для пластической и лор-хирургии
7,82 31,3 1,97 19,7 24,06 30,5 6. Перевязочные средства
0,28 1,1 0,29 2,9 2,64 3,3 7. Лекарственные препараты (для проведения операций)
0,76 3,0 0,84 8,4 2,95 3,7 8. Одноразовые инструменты для приема специалистов
0,35 1,4 0,52 5,2 3,58 4,5
Всего
25,0 100 10,0 100 79,0 100
Средства гигиены, перевязочные средства и лекарственные препараты составляют наименьшую долю (2-3 %) и пополняются по мере их остатка менее 2%. Оснащение приема специалистов улучшилось, та как доля одноразовых инструментов для приема специалистов постоянно меняется и имеет диапазон колебаний от 1,4% до 4,5% в структуре запасов.
На третьей стадии анализа изучим эффективность использования групп запасов, их объема в целом, которая характеризуется показателями их оборачиваемости.
Оборачиваемость запасов характеризуется двумя показателями: временем обращения и скоростью оборота медицинских услуг.
Время обращения (В) показывает число дней, за которые был реализован средний запас в прошедшем периоде, и вычисляется по формуле (3.1):
дн
O
q
B
, (3.1)
64
где
q
- средний запас, тыс. руб.;
О
дн
– фактический однодневный оборот услуг этого же периода, тыс. руб.
Скорость оборота услуг (С) показывает число оборотов среднего материального запаса и определяется по формуле (2.6):
q
O
C
, (3.2) где О – объем оборота услуг, тыс. руб.
Средние материальные запасы вычисляются в зависимости от наличия известных данных: если имеются данные на две даты, то используют среднюю арифметическую простую:
2
к
н
З
З
q
, (3.3) где З
н
- запасы на начало периода, руб.;
З
к
- запасы на конец периода, руб.
Однодневный оборот услуг определяется путем деления общего объема оборота на число дней в периоде:
t
О
О
одн
, (3.4) где t – число дней в периоде.
Рассчитаем средние запасы в отчетном и базисном периоде:
q
15
=
2 10 25
= 17,5 тыс. руб.
q
16
=
2 79 10
= 44,5 тыс. руб.
Определим однодневный фактический оборот медицинских услуг за год:
О
одн. 15
=
360 5199
= 14,44 тыс. руб.
О
одн. 16
=
360 8572
= 23,81 тыс. руб.
Определим время обращения материальных запасов:
В
15
=
44
,
14 5
,
17
= 1,2 дня.
65
В
16
=
81
,
23 5
,
44
= 1,9 дня.
Определим скорость обращения:
С
15
=
5
,
17 44
,
14
= 0,83 оборота.
С
16
=
5
,
44 8
,
23
= 0,53 оборота.
Результаты расчетов занесем в таблицу 3.3.
Таблица 3.3 – Показатели оборачиваемости материальных запасов
Наименование показателя
2015 г.
2016 г.
Отклонение абсолютное относительное,
%
Средние запасы, тыс. руб.
17,5 44,5 27,0 154,3
Однодневный ТО, тыс. руб.
14,44 23,81 9,37 64,9
Время обращения, дн.
1,2 1,9 0,7 58,3
Скорость обращения, об.
0,83 0,53
-0,3
-36,1
Средние материальные запасы имеют большую тенденции к возрастанию.
Так, в отчетном периоде их величина составила 44,5 тыс. руб., что больше базисного периода на 27 тыс. руб. или на 154,3%. Это обусловлено возрастанием однодневного оборота медицинских услуг на 64,9%.
Время обращения материальных запасов составляет 1,9 дня, а скорость обращения в количестве оборотов за год средних запасов – 0,53. Скорость сократилась на 36,1%. Это связано с тем, что материальные запасы увеличились на 154,3%.
Каждое предприятие старается ускорить скорость обращения материальных запасов, это влияет на общее состояние и прибыльность деятельности. ООО «Медис» не справляется с этой задачей, т.к. запасы увеличиваются, а скорость обращения снижается.
Политика предприятия не ориентирована на ускорение оборачиваемости материальных запасов. Закупки медицинских расходных материалов и
66
принадлежностей производятся стихийно, по мере накопления заявок от медицинского персонала и наличия денежных средств.
3.2 АВС- и XYZ-анализ управления запасами
Цель формирования запасов ООО «Медис» - обеспечение текущей медицинской деятельности.
В процессе управления запасами они не классифицируются для обеспечения последующей дифференциации методов управления ими.
Приведенная в исследовании классификация (см. таблицу 3.2) условна и составлена по данным о закупках расходных материалов начальника административно-хозяйственного отдела.
Для более полного анализа управления запасами на предприятии необходимо провести совместный АВС- и XYZ-анализ.
Для проведения АВС – анализа используем данные таблицы 3.4.
В таблице представлены основные ассортиментные группы материалов, используемых для оказания медицинских услуг, стоимость запасов по каждой группе и их удельный вес.
Таблица 3.4 – Ассортимент запасов медицинских принадлежностей
Наименование ассортиментной группы
Годовая потребность в ресурсе, тыс. руб.
Удельный вес, %
1. Мягкий инвентарь
744,0 21,2 2. Расходные материалы для проведения диагностики
(УЗИ, ЭКГ и т.д.)
419,0 11,9 3. Одноразовые материалы для процедурного кабинета
(шприцы, перья, катетеры и т.п.)
767,0 21,9 4. Средства гигиены
100,0 2,9 5. Инструменты и принадлежности для пластической и лор-хирургии
1067,0 30,5 6. Перевязочные средства
117,0 3,3 7. Лекарственные препараты (для проведения операций)
131,0 3,7 8. Одноразовые инструменты для приема специалистов
159,0 4,5
Всего
3504,0 100
67
Наибольший удельный вес в структуре годовой потребности запасов имеют инструменты и принадлежности для пластической и лор-хирургии
(более 30%), что объясняется высокой стоимостью данного вида услуг и, соответственно, расходных материалов для этих услуг. Так же значительную долю (более 20%) занимают одноразовые материалы для процедурного кабинета и мягкий инвентарь. Здесь ключевым фактором большого запаса является популярность услуг процедурного кабинета и потребность в расходных запасах мягкого инвентаря для всех направлений деятельности медицинского центра.
Наименьший удельный вес (менее 5 %) имеют средства гигиены, перевязочные средства, одноразовые инструменты для приема специалистов (в виду невысокой закупочной стоимости) и лекарственные препараты для проведения операций (по причине низкой потребности в них).
По значению удельного веса стоимости запасов каждой ассортиментной группы можно отнести их к группам А, В и С. Обобщенные данные по группам представлены в таблице 3.5.
Таким образом, в группу А вошли запасы только одного вида с долей более 30%, то есть инструменты и принадлежности для пластической и лор- хирургии.
Таблица 3.5 – Сводная таблица по ABC-анализу
Группа
Наименование запасов
Группа А
Инструменты и принадлежности для пластической и лор-хирургии
Группа B
Мягкий инвентарь
Расходные материалы для проведения диагностики
Одноразовые материалы для процедурного кабинета
Группа C
Средства гигиены
Перевязочные средства
Лекарственные препараты (для проведения операций)
Одноразовые инструменты для приема специалистов
68
В группу В вошли запасы, доля которых составляет от 10 до 29 %. Сюда вошли 3 вида запасов: расходные материалы для проведения диагностики, одноразовые материалы для процедурного кабинета и мягкий инвентарь.
Самой крупной оказалась группа С – 4 вида запасов, к которой относятся запасы с долей менее 5 %. Эта группа включает средства гигиены, перевязочные средства, одноразовые инструменты для приема специалистов и лекарственные препараты для проведения операций
Для составления итоговой матрицы необходимо так же провести XYZ – анализ. Основная идея XYZ-анализа состоит в группировании объектов по однородности анализируемых параметров, другими словами - по коэффициенту вариации.
В качестве объектов анализа можно выбрать товар, товарную группу, поставщика. Затем необходимо определить параметр, по которому будет проводиться анализ. Как правило, анализ проводится по продажам товара или по отгрузке комплектующих со склада. Выбор единиц измерения при проведении данного анализа не имеет принципиального значения.
Следующий шаг - это группирование товаров по величине коэффициента вариации:
В группу X попадают товары с коэффициентом вариации менее 10%.
В группу Y - товары с коэффициентом вариации от 10% до 25%.
В группу Z - товары с коэффициентом вариации более 25%.
Данные границы групп являются рекомендуемыми. На практике часто встречаются ситуации, когда все товары компании попадают в группу Z. Этому может быть несколько причин. Самая распространенная из них - сезонность продаж. Сезоны, когда происходят изменения продаж, известны и заранее учитываются при планировании работы компании.
Таким образом, применение XYZ-анализа позволяет разделить весь ассортимент на группы в зависимости от стабильности продаж. По полученным результатам целесообразно провести работу по выявлению и устранению основных причин, влияющих на стабильность и прогнозируемость продаж.
69
Для этого рассчитаем коэффициент вариации для каждой ассортиментной группы запасов. Коэффициент вариации рассчитывается по формуле (3.5):
, (3.5) где х i
– значение параметра по оцениваемому i-тому объекту,
– среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа, n – число объектов.
Результат расчетов занесем в таблицу 3.6.
Таблица 3.6 – Сводная таблица по XYZ–анализу
Наименование позиции
Годовая потребность в ресурсе, тыс. руб.
Среднеквадра- тическое отклонение
(числитель формулы 2.9)
Коэффициент вариации
Доля в соответствии с коэффици- ентом вариации, %
Группа
Мягкий инвентарь
744,0 108,28 0,247 12,1
Y
Расходные материалы для проведения диагностики
419,0 6,82 0,016 0,8
Х
Одноразовые материалы для процедурного кабинета
767,0 116,28 0,265 13,0
Y
Средства гигиены
100,0 119,42 0,273 13,4
Y
Инструменты для пластической и лор-хирургии
1067,0 222,44 0,508 24,9
Z
Перевязочные средства
117,0 113,46 0,259 12,7
Y
Лекарственные препараты
131,0 108,60 0,248 12,1
Y
Одноразовые инструменты для приема специалистов
159,0 98,72 0,225 11,0
Y
70
При комплексном анализе состояния системы управления товарными ресурсами наиболее продуктивно совмещение результатов АВС- и XYZ- анализов. Совмещение АВС- и XYZ-анализов происходит по следующей схеме.
Сначала проводится ABC-анализ товаров по сумме полученного дохода или по сумме отгруженного товара за весь учетный период (например за год). Затем осуществляется XYZ-анализ этих товаров за весь этот же период (например по ежемесячным продажам за год). После этого результаты совмещаются.
По данным таблицы 3.6 видим, что самой крупной оказалась группа Y. К товарам с коэффициентом вариации от 10 до 25 относятся мягкий инвентарь, одноразовые материалы для процедурного кабинета, средства гигиены, перевязочные средства, лекарственные препараты, одноразовые инструменты для приема специалистов.
В группу Х и Z вошли только по одной группе запасов – это соответственно расходные материалы для проведения диагностики и инструменты и принадлежности для пластической и лор-хирургии.
Теперь на основании данных таблиц 3.4, 3.5 и 3.6 составим совмещенную матрицу анализа АВС и анализа XYZ (таблица 3.7).
Таблица 3.7 – Совмещенная матрица анализа АВС и анализа XYZ
Группы
А
В
С
X
АХ
ВХ
1.Расходные материалы для проведения диагностики
СХ
Y
АY
ВY
1. Мягкий инвентарь
2. Одноразовые материалы для процедурного кабинета
СY
1. Средства гигиены
2. Перевязочные средства
3. Лекарственные препараты
4. Одноразовые инструменты для приема специалистов
Z
АZ
1.Инструменты и принадлежности для хирургии
ВZ
СZ
71
По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
К группе АZ относятся инструменты и принадлежности для хирургии.
Материальные запасы данной группы при высоком обороте медицинских услуг имеют недостаточную стабильность расхода материальных запасов, и, как следствие, для того чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.
Однако, попытка обеспечить гарантированное наличие по всем материалам данной группы только за счет избыточного страхового запаса приведет к тому, что средний запас медицинского центра значительно увеличиться. По материальным запасам данной группы следует пересмотреть систему заказов.
Запасы группы ВХ – расходные материалы для проведения диагностики – отличает высокий оборот услуг и стабильность. Так, например, УЗИ- диагностика занимает более 45% всех услуг. Необходимо обеспечить постоянное наличие материальных запасов данного вида, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход материалов этой группы стабилен и хорошо прогнозируется.
Товары группы BY – мягкий инвентарь и одноразовые материалы для процедурного кабинета – при высоком обороте услуг имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, для того чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.
В группу CY попали сразу 4 вида запасов. По данным расходным материалам можно перейти на систему с постоянной суммой/объемом заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся на предприятии финансовых возможностей.
Таким образом, правильное распределение запасов приведет к стабильной работе ООО «Медис», повысит качество и эффективность услуг и, как следствие, доходность и финансовую устойчивость деятельности центра.
72
3.3 Расчет оптимальных размеров запасов
В настоящее время существует большое количество разнообразных методов оптимизации запасов. На практике обычно применяют простейшие модели, позволяющие получить в лучшем случае лишь порядок величины оптимального запаса. К таким моделям чаще всего относят:
1) определение оптимального размера заказа, например, по формуле
Уилсона;
2) оптимизация оборачиваемости запасов.
Рассмотрим применение данных моделей для совершенствования системы управления запасами ООО «Медис».
Потребность медицинского центра в запасах медицинских расходных материалов (в количественном измерении) представлена в таблице 3.8.
Таблица 3.8 – Потребность в запасах медицинских принадлежностей
Наименование ассортиментной группы
Стоимость ресурса, тыс. руб./год
Удельный вес, %
Среднегодовая потребность, единиц
Потребность в сутки, единиц
1. Мягкий инвентарь
744,0 21,2 4888 13,39 2. Расходные материалы для проведения диагностики
419,0 11,9 1676 4,59 3. Одноразовые материалы для процедурного кабинета
767,0 21,9 511330 1400,90 4. Средства гигиены
100,0 2,9 286 0,78 5. Инструменты и принадлежности для пластической и лор-хирургии
1067,0 30,5 120 0,33 6. Перевязочные средства
117,0 3,3 2340 6,41 7. Лекарственные препараты
131,0 3,7 44 0,12 8. Одноразовые инструменты для приема специалистов
159,0 4,5 5300 14,52
Всего
3504,0 100 525984 1441,04
По формуле Уилсона (1.2) определим: какой объем должен заказывать медицинский центр для одной поставки; частоту заказов; точку заказа.