ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2021
Просмотров: 1283
Скачиваний: 1
Примером регионального сотрудничества государств по вопросам МГП являются Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., Протокол к этой Конвенции 1997 г.; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г. (Кишиневская конвенция); Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г.; Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств — участников Содружества 1998 г.
Для государств — членов Европейского Союза результатом унификации правил по вопросам МГП явилось принятие двух параллельных (называемых так из-за одинакового содержания) конвенций: Брюссельской конвенции о подсудности, признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1968 г. и Луганской конвенции о юрисдикции, признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1988 г.
Единственным принципиальным отличием Луганской от Брюссельской конвенции является возможность присоединения к Луганской конвенции любого государства, не участвующего в Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).
В гражданско-процессуальном законодательстве Российской Федерации вопросам МГП посвящен специальный раздел V «Производство по делам с участием иностранных лиц» в ГПК РФ 2002 г. (вступил в силу с 1 февраля 2003 г.) и раздел V с аналогичным названием в АПК РФ 2002 г. (вступил в силу с 1 сентября 2002 г.). В отличие от ГПК, в АПК, помимо указанного раздела, еще имеется глава 31 «Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений». В ГПК этот вопрос тоже получил закрепление, однако нормы, регулирующие признание и исполнение иностранных решений, помещены в раздел V. В АПК осуществлен несколько иной подход к структурированию разделов, и вопрос о признании и приведении в исполнение иностранных решений выведен из общего раздела V.
61 вопрос
производство по делам с участием иностранных лиц в гражданском процессе
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
В разд. V ГПК используется понятие “иностранные лица”, в число которых включены иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации.
Иностранные граждане — лица, не являющиеся гражданами РФ и обладающие гражданством иностранного государства. Лица без гражданства — лица, не принадлежащие к гражданству РФ и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства (Федеральный закон от 31 мая 2002г. № 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”).
Иностранная организация — организация, учрежденная за границей (ст. 1202—1203 ГК). Международная организация — объединение государств или национальных обществ, ассоциаций, граждан различных государств, учрежденное на постоянной основе, имеющее органы управления и действующее для достижения определенных целей.
Правовой статус иностранных лиц, в области российского гражданского судопроизводства, основан на положениях принципа национального режима. В соответствии с данным принципом им предоставляется право пользоваться процессуальными правами и нести процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, а также обращаться в суды РФ, но только для защиты своих прав, свобод и законных интересов. Так, иностранные лица могут выступать в качестве истца и ответчика, третьих лиц, лично участвовать в судопроизводстве или через представителя, но не могут обращаться в суд с заявлением от своего имени в защиту прав, свобод и интересов других лиц.
В силу наличия национального режима на иностранных лиц распространяются положения гражданского процессуального законодательства РФ, федеральных законов и положений международных договоров (ч. 3 ст. 398 ГПК).
Правительство РФ может устанавливать ответные ограничения гражданских процессуальных прав в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения прав российских граждан и организаций (ч. 4 ст. 398 ГПК).
Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определяется, в соответствии со ст. 399 ГПК, их личным законом (lex patria), т.е. правом страны, гражданство которой он имеет, или соответственно правом страны, в которой лицо имеет место жительство. Такое правило устанавливает исключение из общего правила (lex fori) о неприменимости иностранного права в гражданском судопроизводстве (ч. 3 ст. 398 ГПК).
Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранного гражданина или лица без гражданства определяется российским правом только в случае, если иностранный гражданин наряду с иностранным гражданством имеет гражданство РФ или имеет место жительства в Российской Федерации (ст. 36,37 и ч. 3 ст. 399 ГПК); если на основе личного закона физическое иностранное лицо не является дееспособным, то оно может быть на территории РФ признано процессуально дееспособным в соответствии с российским законодательством (ст. 37 и ч. 5 ст. 399 ГПК).
Процессуальная правоспособность иностранных организаций определяется ее личным законом, т.е. правом страны, в которой она учреждена. Если личный закон не наделяет иностранную организацию процессуальной правоспособностью, то на территории РФ она может быть признана процессуально правоспособной на основании российского права.
Процессуальная правоспособность международной организации определяется на основе международного договора, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом РФ.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут участвовать в гражданском судопроизводстве лично или через представителя. В качестве представителя могут выступать российский гражданин, адвокат — член инюрколлегии (специализирующейся на оказании правовой помощи по делам с “иностранным элементом”), юридические фирма (обладающие лицензией на право оказания представительских услуг), иностранный адвокат или иностранная юридическая фирма.
Международными договорами РФ с рядом зарубежных государств предусмотрена возможность представительства иностранных граждан консулами. В соответствии со ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. консульскими функциями является “с соблюдением практики и порядка, принятых в государстве пребывания, представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами государства пребывания, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если, в связи с отсутствием или по другим причинам, такие граждане не могут своевременно осуществить защиту своих прав и интересов”.
Полномочия представителя оформляются доверенностью (ст. 53 ГПК), за исключением законного представительства (ст. 53 ГПК) и представительства консулами.
Иностранные государства в РФ обладают судебным иммунитетом (неприкосновенностью), что означает изъятие одного государства из-под юрисдикции другого. В соответствии со ст. 401 ГПК предъявление иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, принятие к этому имуществу ^ер по обеспечению иска, обращение взыскания на имущество в порядок исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства. Международным договором с участием РФ или федеральным законом могут устанавливаться ограничения из общего принципа судебного иммунитета.
Судебный иммунитет международной организации, если она не занимается предпринимательской деятельностью, является абсолютным, его пределы и объем определяется международным договором и федеральными законами РФ, а также их уставами, многосторонними конвенциями и двусторонними соглашениями организаций со страной пребывания. Например, ООН, в соответствии со ст. 105 Устава ООН, пользуется на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для самостоятельного выполнения ими своих функций, связанных с деятельностью Организации.
Дипломатический иммунитет имеет абсолютный характер, регулируется внутренним законодательством и международными договорами. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания. Это означает, что к ним нельзя предъявить иск, принудительно привлечь к участию в процессе в качестве свидетелей, экспертов и др.
Дипломатический иммунитет не защищает от:
а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
б) исков, касающихся наследования, если дипломатический агент, выступая в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя, действует как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;
в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.
Члены семьи дипломатических агентов, проживающие вместе с ним, пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами, если они не являются гражданами государства пребывания.
Консульский иммунитет имеет ограниченный (функциональный) характер. Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. устанавливает судебный иммунитет консульских должностных лиц и консульских служащих, которые не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания относительно действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, за исключением гражданского иска, вытекающего из договора, по которому они прямо или косвенно не приняли на себя обязательства в качестве агента представляемого государства, а также иска третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным дорожно-транспортным средством, судном или самолетом.
62 вопрос
актуальные проблемы современного российского нотариата
Выше мы обращали внимание на общие проблемы состояния законодательства о нотариате: это моральное и фактическое устаревание основ о нотариате, «не успевание» нотариальных норм за стремительно развивающимся гражданским, гражданско- и арбитражно- процессуальным законодательством.
Как отмечают эксперты, несмотря на позитивные результаты, полученные вследствие реформирования нотариата за последнее десятилетие, в настоящее время можно констатировать, что нотариальная система России достигла критической точки развития, когда она более не отвечает современным требованиям стабильного и поступательного развития страны. В основе такого положения вещей как застарелые проблемы, доставшиеся современному нотариату в наследство от советской системы, так и некоторые современные угрозы[1].
При этом, оценивая сложившуюся ситуацию, исследователи сходятся во мнении, что те изменения, которые предстоит совершить в процессе совершенствования института нотариата, носят характер «революционных» и в корне изменят основы нотариата в России
Открывая состоявшуюся в февраля 2007 года Всероссийскую научно-практическую конференцию «Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы», Председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин затронут в своем выступлении основные коллизионные, проблемные вопросы современной организации нотариальной деятельности.
Было отмечено, что, с одной стороны, нотариат - это институт превентивного правосудия, поскольку при совершении нотариальных действий, направленных на защиту прав граждан, предупреждается необходимость в судебной защите. При этом исторически и функционально деятельность нотариусов неразрывно связана с системой органов судебной власти. Эффективная работа нотариата снижает «стоимость» правосудия в 3 - 5 раз, а тех странах, где развит нотариат, наблюдается значительное снижение расходов государства на правоохранительную деятельность.
С другой стороны, деятельность нотариата находится под «чутким» (в кавычках) и методичным руководством органов исполнительной власти. Ясно, что такой дуализм послужил причиной появления многих проблем и коллизий в вопросах правового регулирования нотариальной деятельности.
В частности, были названы следующие, требующие пристального внимания как законодателя, так и нотариального сообщества, проблемы:
- практически пять лет Федеральный закон «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации» продолжает находиться в стадии законопроекта (отчасти это может быть связано с тем, что его непосредственным исполнителем Законопроекта является не Министерство Юстиции, а Министерство экономического развития);
- организационная структура нотариата продолжает вызывать немало вопросов. Например, каково соотношения законов рынка и количества нотариусов, насколько добровольными должны быть объединения нотариусов для осуществления публично-правовой функции, какими должны быть формы и условия для эффективного государственного контроля за организацией и деятельностью нотариата;
- происходит юридическое и фактическое сокращение полномочий нотариусов. В частности исполнительная надпись нотариуса не имеет практического значения, поскольку любое взыскание имущества осуществляется только по решению суда. В результате суды загружены «бесспорными» делами, а нотариус воспринимается как «неотъемлемая часть копировального аппарата».
Такая ситуация не идет ни в какое сравнение с правовыми системами зарубежных стран, где нотариат является неотъемлемой частью судебной системы. В этих странах исполнительная надпись нотариуса будет являться поистине «железобетонным решением»[2].