ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2021

Просмотров: 1038

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.;

иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Мин-здравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Источники ПСО — это различные норма­тивные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных от­ношений, который составляет предмет данной отрасли права.

Под источниками права понимаются внешние формы выраже­ния правотворческой деятельности государства, с помощью кото­рой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В российском праве основными его источниками являются норма­тивные акты.

Источники ПСО, как и других от­раслей права, принято классифицировать по следующим при­знакам:

по юридической силе;

по сфере их действия;

по орга­нам, принявшим нормативный акт;

по форме акта;

по правовым институтам.

По сфере действия законы могут быть:

федеральными,

от­раслевыми,

местными.

Разновидностью классификации по сфере действия являет­ся объединение источников по кругу лиц, на которых распрост­раняются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении.

Источники могут быть классифицированы и по субъектам отношений по социальному обеспечению — например, акты, регулирующие социальное обеспечение пожилых граждан, инвалидов, детей, безработных, малоимущих граждан, военнослужащих и их семей и т.д.

К актам, имеющим высшую юридическую силу, отно­сятся, прежде всего, международные акты, ратифицированные Россией, и Конституция РФ. Нормы Конституции гарантируют:

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (статья 7);

социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (статья 39);

закрепляют право на ох­рану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается граж­данам бесплатно (статья 41);

предусматривают, что материнство, детст­во и семья находятся под защитой государства (статья 38);

каждому га­рантируют судебную защиту его прав и свобод (статья 46).

В силу статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы м/н права и м/н договоры РФ являются составной частью ее правовой системы (Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Между­народный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина 1966 года, Конвенция «О правах ребенка» 1989 года и т.д.).

Среди национальных источников данной отрасли есть и такой кодифицированный акт как Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993, в которых закреплено право на охрану здоровья различных субъектов: семьи, беременных женщин и женщин-матерей, пожилых, ин­валидов, несовершеннолетних. Основы устанавливают также и гаран­тии этого права. Особое место среди них занимают права граждан на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи, а инвалидов на бесплатную профессиональную переподготовку и трудоустройство.


Следующий уровень источников — это законы. Отличительной чертой источников ПСО на современ­ном этапе является то, что многие отношения в данной сфере регу­лируются сейчас нормами именно законов:

ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования»;

ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001;

ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001;

Закон РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995;

Закон РФ «О социальном обслужива­нии граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995;

Закон РФ «О прожиточном минимуме» от 24.10.1994;

Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995;

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998;

ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 и другие.

К числу источников ПСО относятся также и законы субъектов федерации, предусматривающие законодательные гарантии по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных, малоимущих слоев населения:

Законг.Москвы от 03.11.2004 №70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы»;

Закон г.Москвы от 15.12.2004 №87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)»;

Закон города Москвы от 03.11.2004 №67 «О ежемесячном пособии на ребенка»;

Закон г.Москвы от 22.12.2004№90 «О квотировании рабочих мест»;

Закон г. Москвы от 15.05.2002 №23 «О прожиточном минимуме в городе Москве»;

Закон г. Москвы от 17.10.2001 №49 «О потребительской корзине в городе Москве»;

Закон г. Москвы от 17.01.2001 №3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы»;

Постановление Правительства Москвы от 14.02.2006 №95-ПП «Об итогах реализации мероприятий по социальной защите москвичей в 2005 году и о Комплексной программе мер социальной защиты жителей города Москвы на 2006 год».

Многие вопросы социальной защиты населения регулируются указами Президента РФ, в связи с чем они также выполняют роль источников ПСО:

УП РФ «О дополнительных мерах по соци­альной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией предпри­ятий, учреждений, организаций» от 05.11.1992;

УП РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05.05.1992;

УП РФ «Об обеспечении деятельности КС РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям КС РФ и членам их семей» от 07.02.2000 и другие.

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок при­менения норм законов о пенсионном обеспечении, об обеспечении граждан пособиями либо устанавливают дополнительные меры со­циальной защиты для определенных слоев населения, в связи с чем и выступают в качестве источников ПСО. Компетенция Правительства РФ в сфере социального обеспечения широка. Постановлениями Правительства РФ, в частности, утверждены:


По­ложение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, от 04.09.1995;

Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ от 08.07.2002;

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий от 24.07.2002;

Акты министерств и ведомств — следующий уровень источни­ков ПСО. К их числу, прежде всего, относятся акты такого органа, как Министерство здравоохранения и социального развития РФ (с функциями бывших Минздрава и Минтруда), РФ и т.д.:

Постановление Правления ПФР и Минтруда РФ от 16.02.2004 № 15п/18 "Об утверждении Правил выплаты пенсии в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;

Постановление Минтруда РФ и Минфина РФ от 12.01.2004 № 1/1н «Об утверждении Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы»;

Постановление Минтруда РФ от 09.07.2003 №49 "Об установлении тождества наименования учреждения «Центр по профилактике и борьбе со СПИД» наименованию учреждения «Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями»;

Постановление Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 №17/19пб "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Муниципальные нормативные правовые акты также являются источниками ПСО. Муниципальные НПА также являются источниками ПСО. Обязанность участвовать в регулировании социального обеспечения для муниципальных образований установлена рядом федеральных законов, в частности Бюджетным кодексом РФ. В основном такие муниципальные акты посвящены отдельным доплатам к пенсиям, пособиям (например, детским), социальному обслуживанию граждан (в местных учреждениях социального обслуживания, например в муниципальных столовых, лечебных учреждениях), льготному транспортному обслуживанию, реабилитации инвалидов и т.д. Так, например, Решением Рязанской районной Думы от 25.03.2005 №122 «О ежемесячной доплате к государственным пенсиям лицам, получавшим до 31 декабря 1991 г. персональные пенсии местного значения» назначена доплата в размере 400 рублей. Постановление Главы Ленинского района Тульской области от 03.05.2005 № 511 упорядочено бесплатное обеспечения детей первого — третьего годов жизни специальными молочными продуктами детского питания.

Локальные акты как источники ПСО приобретают важное значение на современном этапе, когда формируется рыночная экономика. Они существенно повышают уровень социальной защиты граждан на уровне каждой конкретной организа­ции, поскольку предусматривают дополнительные меры социальной поддержки работающих граждан, членов их семей, а также уже бывших работников. Для наиболее полного изучения этого вопроса следует изучить примеры коллективно-договорного регулирования предоставления благ по социальному обеспечению. Следует учесть, что зачастую работодатель принимает в соответствии со статьей 8 ТК РФ локальные акты недоговорного характера, то есть единолично. Однако и в них могут содержаться нормы социального обеспечения.


Конечно, основным локальным актом является в данной сфере коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (статья 40 ТК РФ). В России действует более 200 тыс. коллективных договоров. В качестве примера можно привести Генеральный коллективный договор ОАО «Газпром» и его дочерних обществ на 2004—2006 годы, утвержденный конференцией работников ОАО «Газпром» и его дочерних обществ 21.11.2003.

8. Правоотношение по социальному обеспечению – это возникающие на основе юридических фактов отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми, безработных и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите по независящим от них обстоятельствам, в которых граждане наделены субъективным правом на получение той или иной денежной выплаты в форме пенсии, пособия, компенсации либо социальной услуги, а соответствующий государственный или иной орган несет юридическую обязанность предоставить такую выплату либо социальную услугу.В зависимости от того, результатом реализации какой нормы являются правоотношения, их можно разделить на материальные, процедурные и процессуальные. Ядро системы правоотношений составляют материальные правоотношения, поскольку именно в них удовлетворяются потребности престарелых и нетрудоспособных лиц в материальных средствах, в охране здоровья, в содержании и воспитании детей.Указанные правоотношения являются относительными, так как правами и обязанностями наделяются оба их субъекта.

В зависимости от видов обеспечения правоотношения по социальному обеспечению классифицируются на: а) пенсионные; б) по поводу пособий и компенсационных выплат; в) по поводу социального обслуживания. Такая классификация позволяет выявить лишь общие видовые различия правоотношений в сфере социального обеспечения, но не дает представления о конкретных их элементах (субъектах, объекте, содержании, основании возникновения, изменения и прекращения). Указанная выше классификация дополняется другой, позволяющей раскрыть признаки реально существующего в жизни правоотношения в зависимости от специфики юридических фактов, влекущих его возникновение. Так, например, пенсионные правоотношения в свою очередь классифицируются на виды, обусловленные видом самой пенсии.

Наиболее традиционной остается классификация материальных правоотношений по видам обеспечения на: 1) пенсионные; 2) по поводу пособий и компенсационных выплат; 3) по социальному обслуживанию. Но она является обобщенной и требует конкретизации. Это пенсионные правоотношения в связи: 1) с выплатой трудовых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); 2) по выплате социальных пенсий, за выслугу лет и т.д.


Правоотношения по поводу пособий и компенсационных выплат охватывают многообразные отношения, возникающие в связи с предоставлением гражданину того или иного вида пособия (например, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице, на детей, ритуальные пособия и др.) либо той или иной компенсационной выплаты (матери или другому лицу, за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; студентам и аспирантам за время академического отпуска по медицинским показаниям; неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за престарелыми, инвалидами I группы, детьми-инвалидами до 16 лет и др.). Правоотношения по поводу социального обслуживания с свою очередь классифицируются также на виды в зависимости от вида той или иной социальной услуги, предоставляемой гражданину (медико-социальное обслуживание бесплатно либо на льготных условиях, бесплатная или со скидкой лекарственная помощь, содержание в учреждениях социальной защиты населения, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их транспортными средствами и средствами передвижения, протезирование и др.).

Указанную выше классификацию правоотношений в сфере социального обеспечения необходимо хорошо знать, поскольку не существует какого-либо единого сложного правоотношения по социальному обеспечению, в рамках которого гражданин был наделен субъективным правом на получение всех либо сразу нескольких видов социального обеспечения. В то же время, при наличии соответствующих юридических фактов, гражданин может быть субъектом одновременно нескольких, параллельно существующих правоотношениях (например, в пенсионном правоотношении по поводу трудовой пенсии по старости, в правоотношении по поводу пособия по временной нетрудоспособности, в правоотношении по поводу медико-социальной помощи и лечения и др.). Все эти отношения различаются по субъекту, обязанному предоставить тот или иной вид социального обеспечения; по объекту, по содержанию, по сроку действия, по основаниям возникновения.

По сроку действия правоотношения по социальному обеспечению являются, как правило, длящимися. При этом в зависимости от конкретной продолжительности времени, в течение которого они функционируют, их можно разграничить на существующее неопределенное время (например, пенсионное правоотношение в связи с пенсией по старости или по инвалидности, если инвалидность установлена без срока переосвидетельствования; правоотношение в связи с содержанием в учреждении социального обеспечения престарелого и др.) и существующие в течение определенного срока (например, пенсионное правоотношение в связи с пенсией по случаю потери кормильца на детей; правоотношение в связи с профессиональным обучением и трудоустройством инвалида и др.)