ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2021
Просмотров: 282
Скачиваний: 1
Модели ЭС:
Шведская отличается сильной соц политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения.
Японская хар-ризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда.
Американская - система всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения.
Китайская модель Сосуществование в экономике двух секторов - рын и админ. Наличие свободных эконом зон. Значительная роль дом хоз-ва. Небольшие различия в доходах населения.
Германская модель экономики исходит из того, что в центре преобразований находится человек с его интересами как свободная личность, сознающая свою ответственность перед обществом.
-
Простая модель рынка совершенной конкуренции: спрос, предложение, рыночное равновесие и автоматический механизм его поиска.
РСК – открытый рынок гомогенного блага , на к-ром большому числу покупателей товар могут предлагать много продавцов и все участники торгов обладают полной информацией о ценах и объемах сделок.
Спрос – то кол-во блага, к-рое потребитель желает и намерен приобрести по некоторым ценам, имеющимся на рынке в данный период времени.
Предложение – то кол-во блага, к-рое производитель намерен произвести и поставить на рынок при некотором уровне цен в данный период времени.
Равновесие: S=D
-
Модели рыночного равновесия. Взаимовыгодность рыночного обмена. Концепция излишков покупателей и производителей.
Если в модели фактор времени не учитывается, то данную модель называют статической. Если же фактор времени является одной из переменных, то модель называется динамической.
Излишек потребителя — разность между рыночной ценой, по которой потребитель приобретает товар, и максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за данный товар.
Излишек производителя — разность между текущей рыночной стоимостью товара и минимальной ценой, по которой производитель готов продать свой товар.
Общая выгода от обмена, получаемая обществом, будет определяться как сумма излишков потребителя и производителя.
-
Государственное воздействие на рынки: анализ последствий введения потоварных налогов и дотаций.
Гос-во оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и гос-венное предпринимательство.
Потоварные налоги: на производители и на потребителя. С введением налога повысилась цена для покупателей и снизилась для производителей. В результате уменьшились и объем спроса, и объем предложения, так что новое равновесное количество оказалось меньше первоначального.
Дотация – налог обратного действия. Дотация для производителя равносильна тому, что часть производственных затрат государство берет на себя, поэтому линия предложения сдвигается вниз на величину дотаций. Введение потоварной дотации приводит к увеличению равновесного объема рынка, понижению цены, уплачиваемой покупателями, и повышению цены, получаемой продавцами.
-
Ценовая эластичность спроса: прямая и перекрестная. Факторы, влияющие на ее величину. Связь между ценовой эластичностью спроса, ценой товара и совокупными расходами на него.
Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1 процент.
Если известно направление изменения цены
Если неизвестно направление изменения цены
Эластичность спроса на 1 товар относительно цены на другой товар называется перекрестной эластичностью.
Факторы, влияющие на величину: 1. Наличие заменителей. 2. Удельный вес товара в бюджете потребителя. 3.Размер дохода. 4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на него эластичен) или предметом необходимости (спрос неэластичен). 5. Размер запаса. 6. Ожидания потребителя: спрос на товары в долгосрочном периоде будет эластичен.
-
Эластичность спроса по доходу. Кривые Энгеля.
Кривые Энгеля:
Кривая Энгеля — график, иллюстрирующий зависимость между объёмом потребления товаров или услуг и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях.
-
Методология теории потребительского выбора. Гипотезы о суверенитете потребителя и его рациональном поведении. Кардинализм и ординализм.
Поведение потребителя на рынке исследует теория потребительского выбора, представленная 2 концепциями: кардинализма и ординализма.
Гипотеза о рациональности потребителя:
Потребитель выбирает лучший со своей точки зрения набор товаров. Экономисты предполагают, что каждый потребитель имеет свою субъективную шкалу предпочтений, т.е. знает, что ему нравится больше, а что меньше. Причем потребитель стремится выбрать наиболее предпочтительный для себя набор товаров в соответствии со своим доходом.
Кардинализм (количественная теория):
Г1 – потребитель может выразить свое желание приобрести некоторое благо посредством количественной оценки его полезности.
TU (общая полезность) – сумма полезностей всех имеющихся у потребителя единиц этого блага.
MU (предельная полезность) - добавочная полезность, прибавляемая каждой последней потребленной единицей блага.
Г2 - 1 закон Госсена – предельная полезность блага убывает, т.е. полезность каждой последующей единицы определенного вида благ, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. (Потребности людей насыщаемы).
Г3 - 2 закон Госсена – максимум полезности обеспечивает такая структура покупок, при которой отношение предельной полезности (u) блага к его цене (P) одинаково для всех благ и равно ценности денег. .
Ординализм (порядковая теория):
Г полной упорядоченности – при 2 различных наборах благ, потребитель всегда предпочитает один из них другому или признает их равнозначными.
Г ненасыщения – потребитель предпочитает большее кол-во данного блага меньшему.
Г транзитивности – если потребитель предпочитает набор благ А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С.
Г рефлексивности – при наличии двух одинаковых наборов благ потребитель считает, что любой и них не хуже другого.
-
Общая и предельная полезность блага. Равновесие потребителя. Законы Госсена.
TU (общая полезность) – сумма полезностей всех имеющихся у потребителя единиц этого блага.
MU (предельная полезность) - добавочная полезность, прибавляемая каждой последней потребленной единицей блага.
1 закон Госсена – предельная полезность блага убывает, т.е. полезность каждой последующей единицы определенного вида благ, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. (Потребности людей насыщаемы).
2 закон Госсена – максимум полезности обеспечивает такая структура покупок, при которой отношение предельной полезности (u) блага к его цене (P) одинаково для всех благ и равно ценности денег. .
-
Ординалистская модель потребительского выбора. Оптимум потребителя. Внутреннее и угловое равновесие. Особые случаи потребительского равновесия.
В ординалистской концепции потребитель оценивает и сравнивает не отдельные единицы благ, а наборы (потребительские корзины).
Г полной упорядоченности – при 2 различных наборах благ, потребитель всегда предпочитает один из них другому или признает их равнозначными.
Г ненасыщения – потребитель предпочитает большее кол-во данного блага меньшему.
Г транзитивности – если потребитель предпочитает набор благ А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С.
Г рефлексивности – при наличии двух одинаковых наборов благ потребитель считает, что любой и них не хуже другого.
Кривая безразличия — кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен.
Гипотеза выпуклости – КБ выпукла к началу координат.
Все множество КБ в пространстве двух благ образует карту безразличия.
ЛБО – линия, точки к-рой характеризуют предельные возможности, обусловленные ограниченностью денежных средств покупателя, его бюджетом.
В случае потребления лишь 2 благ бюджет индивида представляется равенством: . – уравнение бюджетной линии, все точки которой представляют доступные потребителю при данном бюджете комбинации 2 благ.
Точка М – оптимум потребителя – точка касания бюджетной линии с наиболее отдаленной кривой безразличия указывает на искомый набор покупаемых благ, обеспечивающих максимальную удовлетворенность.
-
Производство и технология. Производственная функция в краткосрочном рыночном периоде. Спрос фирмы на ресурс труда.
Производитель принимает хозяйственные решения, будучи ограниченным, с одной стороны, физическими условиями изготовления продукции (технологией), с другой – экономической конъюктурой (ценами факторов производства и готовой продукции).
Производство – преобразование одних благ в другие: факторов производства в готовую продукцию.
ПФ – зависимость между количеством используемых факторов производства (L, K, T) и максимально возможным при этом выпуском продукции (Q).
Переход к новой технологии отображается изменением ПФ.
ПФ является многофакторной, тк зависит от нескольких переменных – L и K.
КРП – время, в течении которого нельзя изменить объем одного из используемых в производстве факторов.
ПФ в КРП:
Техническая результативность производства – соотношение между количеством выпускаемой за определенное время продукции(output - Q) и количеством используемых для ее изготовления факторов производства (input – F).
В КРП K и T = const, L – переменный фактор.
Закономерности функции:
-
Сначала возрастает
-
Достигает максимума
-
Затем убывает
-
Приращение ступенчато и убывающее
- Средняя производительность – отношение общего объема выпуска к общему кол-ву исп. переменного фактора.
- Предельная производительность – приращение общего выпуска при увеличении количества используемого труда на единицу.
Вывод: фирма выбирает такое кол-во труда, при котором общий объем выпуска продукции макс, а предельная производительность труда равна 0.
– предельная доходность продукта труда показывает степень выгодности для фирмы использования факторов труда.
– условие достижения оптимума. Кривая - кривая спроса фирмы на фактор труда.
-
Производственная функция в долгосрочном рыночном периоде. Оптимум производителя. Эффект масштаба выпуска.
ПФ в ДРП:
ПФ двухфакторная, зависит и от L, и от K. – ПФ
Задача поиска оптимума сводится к определению макс возможного выпуска продукции в условиях ограниченности ресурсов и поиска опт кол-ва 2-ух потребляемых факторов.
Оптимизация положения фирмы сводится к поиску макс Q и эффективного технологического способа пр-ва в рамках ограниченности ресурсов.
Издержки – затраты фирмы на приобретение фактора труда и фактора капитала.
Изокванта – линия равновесного выпуска продукции, т.е. множество технол способов пр-ва, заданного кол-ва продукции.
Карта изоквант – множество изоквант для разного Q продукции. Карта изоквант служит для определения оптимума фирмы: для расчета макс Q и для определения эффективного технологического способа. Для этого нужно внести в анализ бюджетное ограничение фирмы. БО фирмы графически представлены линией равных затрат или линией равных издержек, которая называется изокоста.
Оптимум фирмы определяется в точке касания изокосты с одной из изоквант. Соединив точки оптимума получится линия оптимального роста фирмы.
Вывод: фирма, увеличивая объем выпуска продукции, может столкнуться с 3 рыночными эффектами:
-
Постоянный эффект (когда объем выпуска и издержки растут пропорционально)
-
Возрастающий эффект (когда объем выпуска продукции растет быстрее издержек)
-
Убывающий эффект (когда объем выпуска растет медленнее издержек)
Определенную хар-ку технологии можно получить, наблюдая за изменением Q при изменении объемов обоих факторов пр-ва в одно и то же число раз, т.е. меняя масштаб производства. Результат воздействия на выпуск пропорционального изменения обоих факторов называют эффектом масштаба.
– предельная норма технического замещения – показывает на сколько ед можно уменш 1 из факторов при увел др фактора на единицу, сохраняя Q неизменным.
-
Издержки производителя в краткосрочном рыночном периоде. Графическая интерпретация.
Издержки фирмы – затраты фирмы на производство и реализацию продукта.
-
С фирмы характеризуют затраты, с их помощью можно определить доходы (прибыль) фирмы: R=TR-TC. TR=Q*P. Чем ниже С, тем выше R.
-
С фирмы характеризуют конкурентоспособность фирмы по сравнению с другими фирмами.
-
С фирмы позволяют оценить степень выгодности производства того или иного продукта.
С – затраты на приобретение ресурсов, ресурсы ограничены. Следовательно, если фирма приобрела ресурсы в свое пользование, то другие фирмы уже не смогут использовать эти ресурсы.
С: фирмы (бухгалтерские – производственные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением производства) и общества (экономические – альтернативная стоимость, отвлекаемых для данного производства ресурсов).
Бух издержки: явные изд (выплатыФирмы за привлекаемые ресурсы) и безвозвратные изд (ранее произведенные затраты, которые не принимаются в учет при принятии решения о производстве продукта).
Эконом изд = неявн. + бух + изд нормальной прибыли.
Неявн изд – удержание предприятием ресурсов от их альтернативн исп др фирмами.
Изд норм прибыли – цена предпринимат дохода.
C=f(Q). В крп не все изд будут изменяться от Q.
FC – постоянные издержки.
VC- переменные изд (зависят от Q).
TC – валовые. TC = FC + VC.
ATC = TC/Q – средние изд, связан. с выпуском 1 ед продукции.
МС – предельные издержки – изд на последнюю единицу Q, на которую фирма может расширить/сократить производство, сохраняя свое оптимальное положение.
В крп фирма стремится возместить себе переменные издержки.
В крп невозможно возместить все изд, тк изд имеют свойство амортизировать.
Амортизация – постепенный перенос стоимости оборудования на вновь создаваемый продукт в течении периода службы.
Фирма покидает рынок, если не может возместить перем издержки.
-
Издержки производства в долгосрочном рыночном периоде. Минимальный эффективный масштаб и структура отрасли.
В дрп фирма расширяет свое производство и при этом стремится выпустить макс Q, при котором ее издержки минимальны.
Издержки фирмы в дрп представляют собой динамику мин средних издержек фирмы.
3 эффекта в дрп:
-
∟ATC↓, R↑ - возраст.
-
∟ATC↑, R↓ - убывающ.
-
∟ATC=const, R=const, P=const – постоянный.
Все 3 эффекта могут быть одновременно.
Фирма, оценивая внешний эффект масштаба выпуска продукции, должна производить такой Q, при котором ее прибыль макс.