Файл: Экономическая теория экзамен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2021

Просмотров: 266

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Модели ЭС:

Шведская отличается сильной соц политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

Японская хар-ризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда.

Американская - система всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения.

Китайская модель Сосуществование в экономике двух секторов - рын и админ. Наличие свободных эконом зон. Значительная роль дом хоз-ва. Небольшие различия в доходах населения.

Германская модель экономики исходит из того, что в центре преобразований находится человек с его интересами как свободная личность, сознающая свою ответственность перед обществом.

  1. Простая модель рынка совершенной конкуренции: спрос, предложение, рыночное равновесие и автоматический механизм его поиска.

РСК открытый рынок гомогенного блага , на к-ром большому числу покупателей товар могут предлагать много продавцов и все участники торгов обладают полной информацией о ценах и объемах сделок.

Спрос – то кол-во блага, к-рое потребитель желает и намерен приобрести по некоторым ценам, имеющимся на рынке в данный период времени.

Предложение – то кол-во блага, к-рое производитель намерен произвести и поставить на рынок при некотором уровне цен в данный период времени.

Равновесие: S=D

  1. Модели рыночного равновесия. Взаимовыгодность рыночного обмена. Концепция излишков покупателей и производителей.

Если в модели фактор времени не учитывается, то данную модель называют статической. Если же фактор времени является одной из переменных, то модель называется динамической.

Излишек потребите­ля — разность между рыночной ценой, по которой потребитель приобретает товар, и максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за данный товар.

Излишек производителя — разность между текущей рыноч­ной стоимостью товара и минимальной ценой, по которой про­изводитель готов продать свой товар.

Общая выгода от обмена, полу­чаемая обществом, будет определяться как сумма излишков по­требителя и производителя.

  1. Государственное воздействие на рынки: анализ последствий введения потоварных налогов и дотаций.

Гос-во оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и гос-венное предпринимательство.

Потоварные налоги: на производители и на потребителя. С введением налога повысилась цена для покупателей и снизилась для производителей. В результате уменьшились и объем спроса, и объем предложения, так что новое равновесное количество оказалось меньше первоначального.

Дотация – налог обратного действия. Дотация для производителя равносильна тому, что часть производственных затрат государство берет на себя, поэтому линия предложения сдвигается вниз на величину дотаций. Введение потоварной дотации приводит к увеличению равновесного объема рынка, понижению цены, уплачиваемой покупателями, и повышению цены, получаемой продавцами.


  1. Ценовая эластичность спроса: прямая и перекрестная. Факторы, влияющие на ее величину. Связь между ценовой эластичностью спроса, ценой товара и совокупными расходами на него.

Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1 процент.

Если известно направление изменения цены

Если неизвестно направление изменения цены

Эластичность спроса на 1 товар относительно цены на другой товар называется перекрестной эластичностью.

Факторы, влияющие на величину: 1. Наличие заменителей. 2. Удельный вес товара в бюджете потребителя. 3.Размер дохода. 4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на него эластичен) или предметом необходимости (спрос неэластичен). 5.  Размер запаса. 6. Ожидания потребителя: спрос на товары в долгосрочном периоде будет эластичен.

  1. Эластичность спроса по доходу. Кривые Энгеля.

Кривые Энгеля:

Кривая Энгеля — график, иллюстрирующий зависимость между объёмом потребления товаров или услуг и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях.

  1. Методология теории потребительского выбора. Гипотезы о суверенитете потребителя и его рациональном поведении. Кардинализм и ординализм.

Поведение потребителя на рынке исследует теория потребительского выбора, представленная 2 концепциями: кардинализма и ординализма.

Гипотеза о рациональности потребителя:

Потребитель выбирает лучший со своей точки зрения набор товаров. Экономисты предполагают, что каждый потребитель имеет свою субъективную шкалу предпочтений, т.е. знает, что ему нравится больше, а что меньше. Причем потребитель стремится выбрать наиболее предпочтительный для себя набор товаров в соответствии со своим доходом.

Кардинализм (количественная теория):

Г1 – потребитель может выразить свое желание приобрести некоторое благо посредством количественной оценки его полезности.

TU (общая полезность) – сумма полезностей всех имеющихся у потребителя единиц этого блага.

MU (предельная полезность) - добавочная полезность, прибавляемая каждой последней потребленной единицей блага.



Г2 - 1 закон Госсена – предельная полезность блага убывает, т.е. полезность каждой последующей единицы определенного вида благ, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. (Потребности людей насыщаемы).

Г3 - 2 закон Госсена – максимум полезности обеспечивает такая структура покупок, при которой отношение предельной полезности (u) блага к его цене (P) одинаково для всех благ и равно ценности денег. .

Ординализм (порядковая теория):

Г полной упорядоченности – при 2 различных наборах благ, потребитель всегда предпочитает один из них другому или признает их равнозначными.

Г ненасыщения – потребитель предпочитает большее кол-во данного блага меньшему.


Г транзитивности – если потребитель предпочитает набор благ А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С.

Г рефлексивности – при наличии двух одинаковых наборов благ потребитель считает, что любой и них не хуже другого.

  1. Общая и предельная полезность блага. Равновесие потребителя. Законы Госсена.

TU (общая полезность) – сумма полезностей всех имеющихся у потребителя единиц этого блага.

MU (предельная полезность) - добавочная полезность, прибавляемая каждой последней потребленной единицей блага.

1 закон Госсена – предельная полезность блага убывает, т.е. полезность каждой последующей единицы определенного вида благ, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. (Потребности людей насыщаемы).

2 закон Госсена – максимум полезности обеспечивает такая структура покупок, при которой отношение предельной полезности (u) блага к его цене (P) одинаково для всех благ и равно ценности денег. .

  1. Ординалистская модель потребительского выбора. Оптимум потребителя. Внутреннее и угловое равновесие. Особые случаи потребительского равновесия.

В ординалистской концепции потребитель оценивает и сравнивает не отдельные единицы благ, а наборы (потребительские корзины).

Г полной упорядоченности – при 2 различных наборах благ, потребитель всегда предпочитает один из них другому или признает их равнозначными.

Г ненасыщения – потребитель предпочитает большее кол-во данного блага меньшему.

Г транзитивности – если потребитель предпочитает набор благ А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С.

Г рефлексивности – при наличии двух одинаковых наборов благ потребитель считает, что любой и них не хуже другого.

Кривая безразличия — кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен.

Гипотеза выпуклости – КБ выпукла к началу координат.

Все множество КБ в пространстве двух благ образует карту безразличия.

ЛБО – линия, точки к-рой характеризуют предельные возможности, обусловленные ограниченностью денежных средств покупателя, его бюджетом.

В случае потребления лишь 2 благ бюджет индивида представляется равенством: . – уравнение бюджетной линии, все точки которой представляют доступные потребителю при данном бюджете комбинации 2 благ.

Точка М – оптимум потребителя – точка касания бюджетной линии с наиболее отдаленной кривой безразличия указывает на искомый набор покупаемых благ, обеспечивающих максимальную удовлетворенность.

  1. Производство и технология. Производственная функция в краткосрочном рыночном периоде. Спрос фирмы на ресурс труда.

Производитель принимает хозяйственные решения, будучи ограниченным, с одной стороны, физическими условиями изготовления продукции (технологией), с другой – экономической конъюктурой (ценами факторов производства и готовой продукции).


Производство – преобразование одних благ в другие: факторов производства в готовую продукцию.

ПФ – зависимость между количеством используемых факторов производства (L, K, T) и максимально возможным при этом выпуском продукции (Q).

Переход к новой технологии отображается изменением ПФ.

ПФ является многофакторной, тк зависит от нескольких переменных – L и K.

КРП – время, в течении которого нельзя изменить объем одного из используемых в производстве факторов.

ПФ в КРП:

Техническая результативность производства – соотношение между количеством выпускаемой за определенное время продукции(output - Q) и количеством используемых для ее изготовления факторов производства (inputF).

В КРП K и T = const, L – переменный фактор.

Закономерности функции:

  • Сначала возрастает

  • Достигает максимума

  • Затем убывает

  • Приращение ступенчато и убывающее

- Средняя производительность – отношение общего объема выпуска к общему кол-ву исп. переменного фактора.

- Предельная производительность – приращение общего выпуска при увеличении количества используемого труда на единицу.

Вывод: фирма выбирает такое кол-во труда, при котором общий объем выпуска продукции макс, а предельная производительность труда равна 0.

предельная доходность продукта труда показывает степень выгодности для фирмы использования факторов труда.

условие достижения оптимума. Кривая - кривая спроса фирмы на фактор труда.

  1. Производственная функция в долгосрочном рыночном периоде. Оптимум производителя. Эффект масштаба выпуска.

ПФ в ДРП:

ПФ двухфакторная, зависит и от L, и от K. – ПФ

Задача поиска оптимума сводится к определению макс возможного выпуска продукции в условиях ограниченности ресурсов и поиска опт кол-ва 2-ух потребляемых факторов.

Оптимизация положения фирмы сводится к поиску макс Q и эффективного технологического способа пр-ва в рамках ограниченности ресурсов.

Издержки – затраты фирмы на приобретение фактора труда и фактора капитала.

Изокванта – линия равновесного выпуска продукции, т.е. множество технол способов пр-ва, заданного кол-ва продукции.

Карта изоквант – множество изоквант для разного Q продукции. Карта изоквант служит для определения оптимума фирмы: для расчета макс Q и для определения эффективного технологического способа. Для этого нужно внести в анализ бюджетное ограничение фирмы. БО фирмы графически представлены линией равных затрат или линией равных издержек, которая называется изокоста.

Оптимум фирмы определяется в точке касания изокосты с одной из изоквант. Соединив точки оптимума получится линия оптимального роста фирмы.

Вывод: фирма, увеличивая объем выпуска продукции, может столкнуться с 3 рыночными эффектами:

  1. Постоянный эффект (когда объем выпуска и издержки растут пропорционально)

  2. Возрастающий эффект (когда объем выпуска продукции растет быстрее издержек)

  3. Убывающий эффект (когда объем выпуска растет медленнее издержек)


Определенную хар-ку технологии можно получить, наблюдая за изменением Q при изменении объемов обоих факторов пр-ва в одно и то же число раз, т.е. меняя масштаб производства. Результат воздействия на выпуск пропорционального изменения обоих факторов называют эффектом масштаба.

предельная норма технического замещения – показывает на сколько ед можно уменш 1 из факторов при увел др фактора на единицу, сохраняя Q неизменным.

  1. Издержки производителя в краткосрочном рыночном периоде. Графическая интерпретация.

Издержки фирмы – затраты фирмы на производство и реализацию продукта.

  1. С фирмы характеризуют затраты, с их помощью можно определить доходы (прибыль) фирмы: R=TR-TC. TR=Q*P. Чем ниже С, тем выше R.

  2. С фирмы характеризуют конкурентоспособность фирмы по сравнению с другими фирмами.

  3. С фирмы позволяют оценить степень выгодности производства того или иного продукта.

С – затраты на приобретение ресурсов, ресурсы ограничены. Следовательно, если фирма приобрела ресурсы в свое пользование, то другие фирмы уже не смогут использовать эти ресурсы.

С: фирмы (бухгалтерские – производственные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением производства) и общества (экономические – альтернативная стоимость, отвлекаемых для данного производства ресурсов).

Бух издержки: явные изд (выплатыФирмы за привлекаемые ресурсы) и безвозвратные изд (ранее произведенные затраты, которые не принимаются в учет при принятии решения о производстве продукта).

Эконом изд = неявн. + бух + изд нормальной прибыли.

Неявн изд – удержание предприятием ресурсов от их альтернативн исп др фирмами.

Изд норм прибыли – цена предпринимат дохода.

C=f(Q). В крп не все изд будут изменяться от Q.

FC – постоянные издержки.

VC- переменные изд (зависят от Q).

TC – валовые. TC = FC + VC.

ATC = TC/Q – средние изд, связан. с выпуском 1 ед продукции.

МС – предельные издержки – изд на последнюю единицу Q, на которую фирма может расширить/сократить производство, сохраняя свое оптимальное положение.

В крп фирма стремится возместить себе переменные издержки.

В крп невозможно возместить все изд, тк изд имеют свойство амортизировать.

Амортизация – постепенный перенос стоимости оборудования на вновь создаваемый продукт в течении периода службы.

Фирма покидает рынок, если не может возместить перем издержки.

  1. Издержки производства в долгосрочном рыночном периоде. Минимальный эффективный масштаб и структура отрасли.

В дрп фирма расширяет свое производство и при этом стремится выпустить макс Q, при котором ее издержки минимальны.

Издержки фирмы в дрп представляют собой динамику мин средних издержек фирмы.

3 эффекта в дрп:

  1. ATC, R - возраст.

  2. ATC, R↓ - убывающ.

  3. ATC=const, R=const, P=const – постоянный.

Все 3 эффекта могут быть одновременно.

Фирма, оценивая внешний эффект масштаба выпуска продукции, должна производить такой Q, при котором ее прибыль макс.