Файл: Экономическая теория экзамен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2021

Просмотров: 267

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Закон Оукена: «Для того, чтобы повысить ВВП на 2,5%, необходимо понизить уровень безработицы на 1%». Для того, чтобы сократить уровень безработицы на 1 %, нужно повысить уровень ВВП на 2,5%.

52 Экономические и неэкономические издержки безработицы. Политика занятости.

К экономическим издержкам безработицы могут быть отнесены:

  • недополученный выпуск продукции – отклонение фактического ВВП от потенциального в результате неполного использования совокупной рабочей силы (чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП);

  • сокращение доходной части федерального бюджета в результате уменьшения налоговых поступлений и снижения выручки от реализации благ;

  • прямые потери в личных располагаемых доходах и снижение уровня жизни лиц, ставших безработными, и членов их семей;

  • рост затрат общества на защиту работников от потерь, вызванных безработицей: выплату пособий, реализацию программ по стимулированию роста занятости, профессиональную переподготовку и трудоустройство безработных и т.д.

Социальные (внеэкономические) издержки безработицы:

  • маргинализация общества, потеря квалификации и уверенности в себе, снижение уровня самоуважения у безработных;

  • ухудшение физического и психологического здоровья, увеличение количества психических и сердечно-сосудистых заболеваний, рост алкоголизма и самоубийств;

  • падение морали в обществе, распад семьи и рост преступности;

  • обострение социальной напряженности, общественные и политические беспорядки.

Государство располагает 3 видами политики в отношении безработицы:

  1. Социальная политика – оказание помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

  2. Макроэконом. политика – использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.

  3. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству.

Меры: активные - нацелены на создание дополнительных рабочих мест (кейнсианская макроэконом. политика, организационные, законодательные и финансовые меры гос-ва), пассивные- включают создания системы соц. страхования и материальной помощи безработным.

53 Инфляция, ее определение, измерение и виды.

Инфляция – устойчивый процесс обесценивания денег, снижение их покупательной способности.

При инфляции: 1. Деньги перестают быть средством измерения. 2. Деньги перестают быть средством обращения Д-Т-Д => Т-Т (бартер).

Уровень инфляции можно измерить: 1. Дефлятором ВВП. 2. Индексом Пааше. 3. Индексом потребительской корзины.

Виды инфляции (по уровню):

  • Естественная (ползучая) – до 10%.

  • Галопирующая – свыше 20%.

  • Гиперинфляция – свыше 200%.

54 Причины инфляции и ее последствия.

Причины:

  1. Внешние: отрицательная сальдо внешне торгового и платежного балансов, неблагоприятная конъюктура на мировом рынке (падение цен и на экспорт и рост цен на импорт).

  2. Внутренние: деформация народнохозяйственной структуры, наращивание и одновременное падение эффективности капиталовложений, недостатки в системе планирования, отсутствие антиинфляционного регулирования.


Последствия:

  1. Снижение реальных доходов населения.

  2. Обесценивание сбережений населения.

  3. Ухудшение условий жизни соц. групп с твердыми доходами.

  4. Ослабление позиции властных структур, снижение доверия к правительству.

  5. Трудности с долгосрочным планированием.

  6. Повышение риска инвестирования.

55 Инфляция спроса и инфляция затрат. Инфляционная спираль.

Механизм инфляции спроса – провоцирует поведение потребителя в условиях инфляции.

Адаптивные ценовые ожидания (АЦО) увеличивают AD, что сопровождается ростом цен.

.

Механизм инфляции затрат – поведение производителя в условиях инфляции сложнее. В период инфляции действуют ножницы цен: цены на ресурсы растут гораздо быстрее чем на готовую продукцию. Рост издержек в следствие общего повышения цены приводит к падению совокупного предложения и еще большему росту цены.

Инфляционная спираль: инфляция спроса и предложения протекает одновременно. В результате возникает инфляционная спираль.

56 Антиинфляционная политика, ее типы и инструменты.

Направления антиинфляционной политики:

1. Активная – сдерживание и ликвидация инфляции.

2. Адаптивная – приспособление и смягчение ее последствий.

Методы активной политики:

  • Монетарные

  • Немонитарные

Методы адаптивной политики:

  • Индексация доходов

  • Предпринимательское соглашение

  • Неденежные меры роста доходов

57 Кривая Филипса в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Взаимосвязь инфляции и безработицы выражает кривая Филлипса. Их зависимость проявляется в цикличности экономического развития страны. На фазе спада, когда начинается падение пен, уровень безработицы увеличивается. А на фазе подъема увеличиваться начинает инфляция, в то время как безработица сокращается. Предельный уровень инфляции и безработицы достигается соответственно в самой верхней и в самой нижней точке экономического цикла. Так, на пике экономической активности уровень инфляции является самым высоким, а уровень безработицы - самым низким. На дне цикла, наоборот, самым высоким будет уровень безработицы, а самым низким - уровень инфляции.

По горизонтальной оси Филлинс отложил уровень безработицы (U unemployment). По вертикальной оси теми роста заработной платы (w). Гак, на фазе подъема наблюдался высокий темп прироста заработной платы и низкий уровень безработицы (wi; Ui). На фазе спада, наоборот, - низкий темп прироста заработной платы и высокий уровень безработицы (w2; U-,).

Среднее положение (w0; U0) отражает ситуацию Устойчивого экономического развития, когда соотношение темпов прироста заработной платы и безработицы оптимальное.

Shape1То есть одновременно достигнуты минимальные уровни обоих показателей.

Краткосрочная кривая Филлипса характеризует статическое состояние экономики, не отражая тенденций долгосрочного периода. Она была модифицирована М. Фридменом на основе теории естественного уровня безработицы.


Теория естественного уровня безработицы утверждает, что в долгосрочном периоде умеренный темп инфляции достижим лишь при налимий естественного уровня безработицы, который, в свою очередь, зависит от состояния рынка труда. В соответствии с этой теорией кривая Филлипса в долгосрочном периоде является вертикальной. Когда естественный и фактический уровень безработицы совпадают, рынок рабочей силы приходит в равновесие, а фактический уровень роста цен, или инфляции, равен прогнозируемому уровню.

58 Классическая концепция макроэкономического регулирования экономики.

Классическая – авторы: Смит, Рикардо, Жан-Батист Сэй.

Основные условия для модели: 1. краткосрочный рыночный период, 2. совершенная конкуренция, 3. закон Сэйя: предложение товара создает свой собственный спрос (если товар произведен, то сформирован доход, достаточный для его приобретения: доход не является целью, но это источник для удовлетворения потребностей; если доход – источник потребления, то сбережения = 0). Ограничения закона: войны, засуха могут нарушить макроэкономическое равновесие, тогда рынок будет сам регулировать макроэкономическое равновесие. . В классической модели цены гибкие. 4. Классики считали, что деньги – нейтральный инструмент в макроэкономике, 5. рынки – саморегулируемые системы, в классической модели участвуют 2 субъекта: фирмы и домохозяйства.

Классическая модель – модель закрытой экономики. Государство – гарант частной собственности, сохранность границ, защита от внешних факторов.

Снижение цен на всех рынках => снижение заработной платы.

Постулаты:

      • Саморегулирование рынка

      • Разумное поведение субъектов рынка

59 Кейнсианская концепция макроэкономического регулирования экономики.

Кейнсианская модель. 1. Экономика развивается в условиях кризиса и безработицы. 2. Кейнс раскритиковал марксистскую модель о фиксированных жестких ценах и тем не менее допускает жесткие цены в краткосрочном рыночном периоде. 3. Цены не являются единственным регулятором экономики, т.е. идея о гос вмешательстве в экономику. Присутствуют все 4 субъекта рынка. 4. AD формирует AS. 5. Население наряду со склонностью к потреблению проявляет и склонность к сбережению. y = C + S + Ty. 6. Фирмы также проявляют склонность к инвестированию. Причем в условиях свободных незанятых ресурсов экономика расширяется и GDP растет.

Политика Кейнса – политика эффективного спроса, направленная на создание рабочих мест. - принцип мультипликатор. Таким же мультипликационным эффектом обладают инвестиции. .

60 Методы и инструменты государственного регулирования. Границы и ограничения.

Методы прямого и методы косвенного воздействия. К первой группе относят преимущественно административные, а ко второй — экономические средства регулирования.

Административные методы регулирования экономики достаточно многочисленны и разнообразны. Они применяются на уровне не только центральных, но и местных органов власти. К административным методам относятся также различные нормы и стандарты, находящиеся на стыке экономики, техники, экологии. В рыночной экономике государственное регулирование осуществляется преимущественно на основе экономических средств. К ним относят бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, ускоренную амортизацию, государственное программирование и прогнозирование, использование в качестве рычагов управления государственной собственности, внешнеэкономические инструменты.


Денежно-кредитная политика осуществляется под руководством центрального банка страны. Она направлена на обеспечение устойчивости денежного обращения и денежной системы страны, неинфляционного экономического роста, сдерживания безработицы, выравнивания платежного баланса.

Основными
инструментами денежно-кредитной политики выступают:

  • регулирование учетной ставки (или ставки рефинансирования);

  • установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в центральном банке;

  • операции Центробанка на рынке ценных бумаг. Бюджетно-налоговая политика осуществляется под руководством министерства финансов и сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию налоговой системы и государственных расходов для реализации целей социально-экономической политики.