ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.11.2021
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
Тема 1.6. Экономический цикл.
Экономический цикл - повторяющиеся на протяжении ряда лет подъемы и спады в экономической активности, проявляющиеся в колебании объемов производства, занятости и уровней доходов субъектов экономических отношений. Индикаторы экономической нестабильности: Цены, Процентные ставки, Предложение денег, Уровень инфляции, Безработица, Капитальные вложения. В зависимости от того как изменяются значения экономических параметров в ходе цикла, они делятся на: проциклические - параметры в фазе подъема увеличиваются, а в фазе цикла уменьшаются (загрузка производственных мощностей, общий уровень цен, агрегаты денежной массы); контрциклическими параметрами называются показатели, значение которых во время спада увеличивается, а во время подъема уменьшается (уровень безработицы, число банкротств, запасы готовой продукции и т.д.); антициклическими называются параметры, динамика которых не совпадает с фазами экономического цикла (например, объем экспорта). Различают три типа параметров по признаку синхронизации – опережающие, запаздывающие и соответствующие. Фазы экономического цикла. В современной экономической литературе широко используют терминологию, выработанную Национальным бюро экономических исследований США, согласно которой цикл включает следующие четыре фазы: вершина (пик, бум), сжатие (рецессия, спад), дно (депрессия), оживление (расширение). Кризис характеризуется следующими чертами: падает производство; перепроизводство (перенакопление) промышленного капитала во всех его функциональных формах: товарная; денежная; производительная; банкротство промышленных и торговых предприятий, прежде всего средних и мелких; рост безработицы; снижение жизненного уровня. Депрессия характеризуется следующими чертами: повышается степень эксплуатации; самовозрастает капитал медленно и постепенно; производство расширяется, но очень незначительно; постепенно рассасываются товарные запасы; инвестиционный капитал приспосабливается к новым ценовым пропорциям и новой структурной перестройке. Оживление характеризуется следующими чертами: более или менее устойчивым расширением производства; повышается загрузка производственного аппарата; быстро увеличиваются прибыли. Подъем характеризуется тем, что исходным пунктом циклического подъема считается восстановление докризисного уровня производственной активности: расширяется спрос на рабочую силу; рассасывается безработица; растет з/п; повышается платежеспособный спрос на предметы потребления; расширяется рынок для отраслей первого подразделения. Продолжительность циклов. Краткосрочные циклы продолжительностью 3 — 4 года. Их причины экономисты связывали с колебаниями мировых запасов золота, а также с закономерностями денежного обращения; среднесрочные циклы продолжительностью 10 — 20 лет. В качестве причин средних циклов одни экономисты называли Кт сферу, а также периодическое обновление производственных сооружений и жилья; долгосрочные циклы продолжительностью 48-55 лет. Внешние и внутренние факторы экономического развития. Внешние - факторы, находящиеся за пределами данной экономической системы (динамика населения, миграция населения, открытия науки и техники, войны и другие политические события, изменение цен на нефть, газ, открытие месторождений золота, открытие новых природных ресурсов и т. д.). Внутренние - факторы, присущие данной экономической системе (потребление, инвестиции). Решающую роль в возникновении экономических циклов играет потребительский и инвестиционный спрос. При этом если потребительский спрос влияет на изменение циклических колебаний незначительно, то инвестиционный спрос является основной причиной колебаний. Инструменты государственного антициклического регулирования: Воздействие на эндогенные факторы - ограничение максимальной доходности по посредническим операциям, создание механизмов перераспределения добавленной стоимости в пользу базовых отраслей. Результат: повышение доли влияния эндогенных факторов и процессов на динамику российской экономики, рост устойчивости экономики к экзогенным колебаниям. Воздействие на экзогенные факторы - создание системы хеджирования экспортных рисков с помощью системы контрактов с зарубежными странами, стимулирование экспорта продукции высокой степени переработки с большой долей добавленной стоимости. Результат: снижение степени влияния экзогенных факторов циклических колебаний на транзитивную экономику России. Государственная экономическая политика должна включать в себя раздел внутренней политики, решающий вопрос ограничения максимальной доходности по посредническим операциям и стимулированию переноса распределения добавленной стоимости в пользу базовых отраслей; и раздел внешней политики. Инструментами государственного антициклического регулирования могут стать: создание государственной внешнеторговой компании, занимающейся поставкой сырьевых ресурсов на мировые рынки; институциональные реформы и преобразования; принятие программы развития технологических отраслей; создание системы судебных прецедентов по экономическим преступлениям; создание системы хеджирования экспортных рисков с помощью системы контрактов с зарубежными странами; мониторинг ключевых показателей цикличности; разработка и внедрение глобальных транспортных проектов для соединения европейского и азиатского регионов; адекватная налоговая политика; эффективное использование средств «стабилизационного фонда».
Тема 1.7. Деньги: происхождение, функции.
Деньги имеют товарное происхождение: они произошли из товарного мира в результате обмена. Первоначально деньги являлись особым товаром, имели товарную природу. Объективная необходимость появления денег порождена потребностями товарного обмена. Деньги являются необходимым условием и одновременно продуктом развития товарообмена. Деньги – всеобщий стоимостной эквивалент, они представляют овеществленную форму общественных отношений. Экономические предпосылки возникновения денег - 1. переход от натурального хозяйства к товарному. При натуральном х-ве продукты производят для собственного потребления, при товарном – для обмена. Для такого соизмерения и необходимы деньги. 2. возникновение денег является имущественное обособление собственников произведенных товаров. Благодаря имущественному обособлению одни товаропроизводители могут обменивать принадлежащие им товары на товары других товаропроизводителей. Обособление производителей предопределяет такую особенность обмена, как его осуществление по принципу эквивалентности. Функции денег. Мера стоимости – Эта функция состоит в том, чтобы через цены выразить стоимости разнообразных товаров как одноименные, качественно однородные и количественно сравнимые величины. Это позволяет соизмерять стоимость отдельных товаров между собой, определять меновые пропорции товарообмена. Цена – денежное выражение стоимости и полезности товара. Средство обращения – деньги используются для обслуживания процесса товарного обмена. Деньги выступают в качестве посредника в процессе обращения товаров (Товар – Деньги - Товар). Эта ф-ция выполняется при покупке или продаже товара за наличные деньги. Средство накопления – деньги используются для образования резерва покупательного и платежного средства. Накопленные деньги, являясь всеобщим эквивалентом, обеспечивают их владельцам приобретение в будущем любого товара или услуги, представляют собой отложенный на будущее платежеспособный спрос, позволяют погасить долговые обязательства. Виды. Действительные деньги — деньги, у которых номинальная стоимость (обозначенная на них стоимость) соответствует реальной стоимости, т. е. стоимости металла, из которого они изготовлены. Металлические деньги имели различную форму. Для действительных денег характерны свободное перемещение между странами и устойчивость, обеспечиваемая определенным и неизменным содержанием благородного металла в денежной единице. Золотыми монетами выполнялись все пять функций денег. Заместители действительных денег (знаки стоимости) — деньги, номинальная стоимость которых выше реальной. К ним относятся: металлические знаки стоимости (мелкие монеты, изготовленные из дешевых металлов); бумажные знаки стоимости, сделанные, как правило, из бумаги. Бумажные деньги появились как заместители находившихся в обращении золотых монет. Право выпуска бумажных денег принадлежит государству. Разность между номинальной стоимостью выпущенных денег и стоимостью их выпуска образует эмиссионный доход казны, являющийся существенным элементом государственных поступлений. Избыточный выпуск денег для покрытия бюджетного дефицита ведет к их обесценению. Бумажные деньги выполняют две функции: средство обращения и средство платежа. Они обычно неразменные на золото и наделены государством принудительным курсом. Деньги обладают высочайшей ликвидностью и являются самым ликвидным активом, поскольку могут использоваться владельцем для погашения всех обязательств простой передачи или записи на счетах. При этом наличные деньги (монеты, банкноты, казначейские билеты) обладают абсолютной ликвидностью, в то время как ликвидность безналичных денег (остатков на банковских счетах до востребования) более низкая. Денежная масса – объем обращающихся в стране денег (наличные и безналичные). Объем денежной массы зависит от многих факторов, но прежде всего от предложения и спроса на деньги, которые определяют объем и конъюнктуру денежного рынка. Денежные агрегаты – совокупность компонентов денежной массы, объединенных по критерию степени ликвидности. Принцип построения этих агрегатов основан на том, что все блага можно ранжировать от абсолютных ликвидных до абсолютно неликвидных, и затем, последовательно присоединяя к наиболее ликвидным средствам менее ликвидные, можно получить соответствующие показатели М1, М2… Мn. Каждый последующий показатель массы включает предыдущий плюс новая величина финансовых средств по степени ликвидности. Металлистическая теория денег – возникла в 16-17 веке. Основоположники – Стэффорд и Мэн. Они отождествляли богатство общества с деньгами, а деньги с благородными металлами. По их учению, единственным подлинным богатством общества являются золото и серебро, которые по своей природе и есть деньги. Номиналистическая теория – отрицает какую-либо внутреннюю связь между деньгами и благородными металлами и выступает за неполноценные, или бумажные деньги. Ранний номинализм сформировался в Англии в 17-18 веке (Беркли и Стюарт). В основе теории лежит – деньги создаются государством, которое и определяет их стоимость номиналом, а сами деньги являются лишь условными счетными знаками, обеспечивающими переход товара из одних рук в другие. Это свидетельствует об отрицании номиналистами трудовой стоимости и товарного происхождения денег. Количественная теория денег. Впервые выдвинул французский ученый Боден в 16 веке. Развили в 17 веке Юм, Милль и Монтескье. В 18 веке – Риккардо. Данная теория объясняет уровень товарных цен и стоимость денег их количеством в обращении. Существуют два варианта теории: кембриджский и трансакционный. Скорость обращения денег выражается или числом оборотов одноименной денежной единицы, или продолжительностью одного оборота, исчисляемых на базе отношения оборота к остатку денег в обращении. При расчете из денежной массы, находящейся у населения, следует отделить скорости обращения денег налично-денежные сбережения и учесть ту часть остатков вкладов населения, которая предназначена для текущих расходов и поэтому находится в обращении. В зависимости от полноты охвата оборота наличных денег различают скорость возврата денег в кассы банков (отношение сумм поступлений денег в кассы банков к среднегодовой массе денег в обращении) и скорость денег в наличии денежном обороте (отношение суммы поступлений и выдач наличных денег, включая оборот почты и сберегательного банка, к среднегодовой массе денег в обращении).
Тема 1.8 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) ПОЛИТИКА.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – специальная мера государственного регулирования. Инструментом проведения этой политики является государственный бюджет: посредством налоговой политики формируется его доходная часть, а посредством политики государственных расходов расходная. Виды: Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Рост государственных расходов стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, а снижение налогов приводит к увеличению их предложения со стороны товаропроизводителей. В совокупности эти меры вызывают рост ВНП. Ограничительная бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью сдерживание инфляционного роста ВНП и предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. Бюджетно-налоговая политика проводится правительством страны при участии органов законодательной власти, которые утверждают бюджеты различных уровней на предстоящий год. Бюджетная система страны включает в себя 3 уровня: 1. составляют федеральный бюджет и федеральные государственные внебюджетные фонды. 2. включает в себя бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды. 3 уровень бюджетной системы составляют местные бюджеты. Внебюджетные фонды это государственные социальные фонды.. В настоящее время в России действуют 3 внебюджетных фонда Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные) ФОМС. Эти фонды формируются посредством начислений на фонды оплаты труда юридических лиц по следующим максимальным ставкам: в Пенсионный фонд 28%; в Фонд социального страхования 4%; в федеральный ФОМС – 0,2%, в территориальные ФОМС – 3,4%. Налоговые доходы включают поступления в бюджет соответствующего уровня закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в их интересах государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами некоторых юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика и оплачиваются им самим. К этой группе относится большинство взимаемых налогов налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, земельный налог и т.п. Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются потребителем. В этом случае официальный плательщик налога (субъект налога) не совпадает с его реальным плательщиком (носителем налога). К неналоговым доходам бюджета относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; средства, получаемые в виде штрафов, конфискаций, компенсаций, а также в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней, кроме бюджетных кредитов, а также безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования органов государственной власти, бюджетных учреждений, государственной поддержки бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики и т.п. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность государства и включают инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, а также на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной собственности. Расходы бюджетов осуществляются в следующих формах: ассигнований на содержание бюджетных учреждений; средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным заказам; трансфертов населению; бюджетных кредитов (в том числе налоговых кредитов и других отсрочек по уплате налогов) юридическим лицам; субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам; бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней и внебюджетным фондам; кредитов иностранным государствам; средств на обслуживание государственного долга, включая выданные государственные и муниципальные гарантии. Под дотацией понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основе для покрытия текущих расходов; под субвенцией средства, предоставляемые безвозмездно как бюджетам других уровней, так и юридическим лицам на строго определенные цели; под субсидией бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Под бюджетным кредитом понимается предоставление средств другому бюджету или юридическому лицу на возвратной и возмездной основе, а под бюджетной ссудой бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев.
Тема 1.9. Денежно-кредитная политика.
Денежная система - составная часть денежно-кредитной системы и представляет собой форму организации денежного оборота в стране. Структура: виды денежных знаков (банковские билеты и бумажные деньги), эмиссионный механизм (порядок выпуска денег в обращение, а так же их изъятие из обращения), денежная масса, сред-ва на текущих счетах, средства на срочных счетах, ценные бумаги гос-ва и банков, порядок установления валютного курса, механизм д-к регулирования (инструменты д-к регулирования для поддержки устойчивости денежного оборота и национальной ден единицы). Финансово-кредитная организация - государственная или частная, коммерческая организация, уполномоченная осуществлять финансовые операции по кредитованию, депонированию вкладов, ведению расчетных счетов, купле и продаже валюты и ценных бумаг, оказанию финансовых услуг и др. Различают следующие финансово-кредитные организации: банки, финансовые компании, инвестиционные фонды, сберегательные кассы, пенсионные фонды, страховые компании. ДКП – совокупность мероприятий ден политики, определяющей изменение ден-й массы, и Кт политики, направленной на регулирование объема Кт, уровня %-хставок и др. показателей рынка ссудных капиталов. Цель – регулирование эк-ки путем влияния на состояние ден-го обращения и Кт. В основе формирования ДКП России лежит задача достижения следующих макроэкономических целей: фин-я стабилизация и закрепление достигнутых результатов в этом направлении; снижение темпов инфляции; создание условий для адаптации эк-х агентов к складывающейся ситуации в эк-ке; снижение номинальных и реальных %-х ставок в эк-ке; укрепление курса нац валюты; обеспечение устойчивости платежного баланса страны; достижение и закрепление тенденции неинфляционного эк.роста. Общие методы ДКП: 1)изменение ставки учетного % или официальной учетной ставки ЦБ. Учетная политика относится к прямым методам регулирования и представляет собой вариант регулирования качественного параметра рынка, а именно стоимости банковских кредитов. 2) изменение норм обязательных резервов (с одной стороны способствует улучшению банк-ой ликвидности, а с др. эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций). 3)операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, гос-х облигаций и других ц/б; 4)регламентация эк-х нормативов для банков (соотношение м/у кассовыми резервами и депозитами, ликвидными активами и депозитами, собственным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой Кт одному заемщику и капиталом или активами и др.). Выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита или кредитования различных отраслей : 1)прямое ограничение размеров банк-х Кт для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки); 2)регламентация условий выдачи конкретных видов, в частности, установление маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды; 3)ставками по депозитам и ставкам по Кт и др. С помощью этих инструментов ЦБ реализует цели ден- Кт пол-ки: поддержание на определенном уровне ден. массы или ставки %. ДКП ЦБ. Традиционно ЦБ выполняет 4 осн. ф-и: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит ден-Кт регулирование и банковский надзор. В качестве банкира правительства банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Банк России осуществляет функции регул-я и надзора за деят-ю банков для поддержания стабильности ден-Кт системы, при этом Банк России не вмешивается в оперативную деят-ть банков. Учётная ставка - это сумма, указанная в процентном выражении к величине денежного обязательства (векселя), которую взимает приобретатель обязательства. Чем выше учётная ставка центрального банка, тем более высокий процент взимают затем коммерческие банки за предоставляемый ими клиентам кредит и наоборот. Операции на открытом рынке - купля-продажа ценных бумаг (иногда иностранной валюты) центральным банком страны с целью расширения или сокращения предложения денег. Проведение операций на открытом рынке преследует следующие цели: 1) сокращение или увеличение объемов избыточных резервов банков (коммерческих банков) и воздействие таким образом на их кредитный потенциал; 2)влияние на уровень процентных ставок через величину избыточных банковских резервов; 3)обеспечение упорядоченного рынка для правительственных ценных бумаг; 4) влияние на рынок векселей и коммерческих бумаг; 5) влияние на валютные рынки и международные рынки капиталов через изменение процентных ставок. Структура Банковская система РФ: 1. ЦБ РФ, 2. коммерческие банки – кред-фин учреждения универсального характера, 3. специализированные кред-фин институты (пенсионные фонды, страховые компании, ипотечные банки, инвестиционные банки и компании). Регулирование банковской деятельности: 1.Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" - он носит комплексный характер, включая различные нормы регулирующие как устройство и положение ЦБР в государстве, денежную политику, так и нормы регулирующие особенности трудовых отношений с служащими ЦБР. 2. Федеральный закон О банках и банковской деятельности - специальный отраслевой законодательный акт, регулирующий правовой статус субъектов и формы банковской деятельности в Российской Федерации. Огромную роль, на современном этапе развития законодательства о банках и банковской деятельности играют ведомственные акты ЦБР. В этой связи, одним из элементов особого публично-правового статуса Центрального банка РФ является право осуществлять нормотворчество.
Тема 1.10. Антимонопольное регулирование экономики.
Монополизм- господство на рынке товаров и услуг одного производителя, или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся в целях захвата рынка, вытеснение конкурентов, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен; действие хозяйствующих субъектов, органов управления, направленных на устранение конкуренции, установление доминирующего положения одного участника рынка. Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее (доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего заменителей, или на рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позволяет ему затруднять доступ на рынок другим производителям, диктовать свои условия им и потребителям. Доминирующим считается положение предприятия, если его доля на рынке определенного товара не менее 65%. Из этого правила есть исключения: 1 - положение предприятия не будет признано доминирующим, если оно сумеет доказать, что, несмотря на превышение 65-процентного лимита, его положение на рынке не является доминирующим; 2 - положение предприятия считается доминирующим даже тогда, когда его доля на рынке определенного товара меньше 65%, если это доминирование выявил антимонопольный орган, исходя из стабильности доли данного предприятия на рынке, из относительного размера долей его контрагентов, а также из ограниченности доступа на этот рынок новых конкурентов. В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели: 1. Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации 2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. 3. Снижение барьеров входа на товарные рынки 4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий. 5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках. Достижение поставленных целей реализуется посредством применения сложившихся в мировой практике методов (форм): применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра. Ограничительные меры. Они применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции. Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Гл. органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимоноп-й политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Осн-ми з-ми, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях». На Министерство возложены задачи контроля за слияниями крупных п/п, пресечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий и личной унии. Представляется, однако, что опасность всех этих новых (т.е. вытекающих не из советского прошлого, а из рыночной практики) форм монополизации еще недостаточно осознана обществом и работа в этих направлениях ведется недостаточно интенсивно. Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной эк-й ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои п/п. Методы регулирования монополистической деятельности на товарных рынках. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм - антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции. Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства. Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся: правительственные заказы; налоги; проценты; государственные субсидии. Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка. Основная черта нормативно-ориентирующего регулирования конкуренции - стимулирование предпринимательской активности фирм. С этой целью практикуются конкурсные условия в государственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства, особое значение имеющие для поддержки новых фирм.