Файл: Отчет по результатам исследования рекомендации заключение.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 370
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С точки зрения процедуры проведения социометрия очень проста. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Инструкция выполняет две функции: мотивирование участников и технические пояснения. Поэтому её применение обязательно.
Мотивационная часть принципиально важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать!
Снизить общую аффективность ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты:
- контакт с группой. Если исследование проводится школьным психологом, имеющим достаточный авторитет у детей, проблем, как правило, не возникает.
- стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.
- мягкое формулирование целей тестирования.
- исследователь должен гарантировать сохранность тайны.
В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты: каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух над своими выборами; при заполнении необходимо учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (для облегчения можно написать на доске или дать ребятам полные списки класса). При ответе настойчиво рекомендуется избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого»; желательно во всех вопросах ограничиваться тем числом выборов, которые предложены.
-
Обработка социометрических данных
Обработка складывается из нескольких основных этапов: первичного анализа данных, представленных на опросном листе; заполнения социометрической матрицы; подсчета статусов и построения социограммы.
-
Первичный анализ данных.
Собранный текстовый материал необходимо прежде всего внимательно просмотреть. Интерес должны вызвать неподписанные работы (их авторство нужно попробовать восстановить косвенными путями, однако необходимо поразмышлять и о том, случайной ли была невнимательность автора). Кроме того, важно отобрать работы тех членов группы, которые ушли от ответа на поставленные вопросы. Например, кто-то мог ответить «Всех бы взял» или «Не взял бы никого», другой участник мог
просто пять раз написать одну фамилию, иногда свою собственную. К этим лицам необходимо проявить особый психологический интерес для выявления причин их отказа, природы самого отказа (чаще всего, естественно, он имеет защитную природу). Однако для проведения полноценного социометрического тестирования необходимо вновь обратиться к этим школьникам (лучше в индивидуальном порядке) и попросить их еще раз заполнить опросный бланк. При этом необходимо найти психологический подход к каждому участнику опроса, установить с ним доверительные отношения. Возможно, что кто-то повторно откажется и сделает это в более открытой, резкой форме. В этом случае необходимо признать за данным лицом право не отвечать, и предположить существование внутренних проблем у тестируемого.
-
Заполнение социометрической матрицы.
Социометрическая матрица представляет собой таблицу (Приложение №1), в которую заносятся первичные социометрические данные. В этой таблице по горизонтали и по вертикали расположен полный списочный состав группы, желательно в алфавитном порядке. Обработка на этом этапе заключается в занесении в таблицу данных о том, кого выбрал, а кого отверг каждый конкретный член группы (выборы условно обозначаются знаком «плюс», отвержения — знаком «минус»).
После заполнения таблицы (если в момент тестирования присутствовали не все члены группы, их необходимо опросить позже, так как обработка данных возможна лишь после сбора всей информации), в таблице заполняются еще две строчки (они обозначаются С+ в С—), в которых производится подсчет суммы выборов и суммы отвержений, полученных каждым членом группы от других. Таким образом, каждый участник опроса становится обладателем двух сумм баллов. С точки зрения теоретической социометрии эти баллы могут быть рассмотрены как численные выражения статуса индивида в группе, точнее, в системе межличностных эмоциональных предпочтений. В данной таблице также можно подсчитать, есть ли и в каком количестве у каждого члена группы взаимные выборы и отвержения (строчки В+ и В—). Для этого взаимные выборы и отвержения можно отметить (например, обвести кружком).
Уже на этом этапе обработки могут быть сделаны некоторые общие выводы относительно статусной структуры членов группы. По полученным суммам можно судить о том, какие члены группы являются наиболее предпочитаемыми (есть ли среди них «звезды», можно будет понять только после построения социограммы), много ли в группе людей со средним статусом, есть ли непопулярные члены группы и к каким конкретно категориям они относятся. Такой анализ нельзя считать окончательным, но он важен для более корректного построения социограммы.
Для практических целей применяется качественная оценка полученных данных (можно даже сказать, что в этом случае социометрическая процедура по характеру обработки обретает некоторые черты проективной методики, так как фокус смещается из области статистики и числового значения в область качественного, содержательного анализа). Так, например, все, получившие выборы приблизительно половины группы, могут рассматриваться как высокостатусные, а тех членов группы, которые едва набирают 2—3 положительных выбора при различном числе отвержений, относят к непопулярным (изолированным, отверженным, пренебрегаемым или просто низкостатусным). Средняя категория может быть условно обозначена как среднестатусные члены группы. При этом для практика одинаково тревожным будет положение школьника, выбравшего 1 положительный (невзаимный) и 9 отрицательных выборов, и положение его одноклассника, имеющего 2 положительных (невзаимных) и 19 отрицательных выборов. Оба ребенка должны быть отнесены к статусно неблагополучным детям, по отношению к ним должна быть продумана система углубленной диагностики и возможных корректирующих воздействий. Необходимо тщательно проанализировать и число взаимных выборов. Так, член группы, имеющий, например, 12 отрицательных и 2 взаимно положительных выбора, не может быть отнесен к числу изгоев, так как имеет в социальном окружении явную группу поддержки и его положение в субъективно-психологическом плане более стабильно, чем положение члена группы, имеющего 5—7 положительных, но невзаимных выборов.
Тщательное проведение такого рода качественного анализа статусов затруднено на этапе построения социоматрицы. Основная задача — это составление аккуратно и безошибочно заполненной таблицы, в которой будут подсчитаны суммы положительных, отрицательных и взаимных выборов/отвержений для каждого члена группы и сделаны некоторые предварительные выводы относительно статусной иерархии группы.
-
Построение социограммы.
Социограмма может быть определена как схематическое плоскостное изображение системы социометрических отношений в группе. Техника социограммы позволяет наглядно представить суть внутригрупповых социометрических связей, провести более глубокое качественное их описание. С ее помощью можно выявить существующие микрогруппы, установить характер взаимоотношений между ними, выделить социометрическую «звезду» из группы популярных. Именно социограмма позволяет судить о сплоченности группы, организованности, частично об ее психологическом климате.
Существуют различные виды социограмм: произвольные, круговые, концентрические.
Наиболее популярная и простая для исследования круговая социограмма в виде схемы – «мишени» (Приложение № 2), где 1-й круг (внутренний) – зона «звёзд», 2-й круг – зона предпочитаемых, 3 –й круг – зона пренебрегаемых, 4-й круг – зона изолированных.
Этапы построения социограммы.
Шаг первый. Построение социограммы положительных выборов.
Работу с социограммой лучше всего начинать с изображения системы положительных выборов. Если группа большая, можно упростить себе задачу тем, что на первых, самых сложных шагах работы строить отдельные социограммы положительных выборов для мальчиков (мужчин) и девочек (женщин).
При построении этой социограммы (рис.1) работа начинается с изображения в центре листа условного знака самого высокостатусного члена группы (то есть имеющего наибольшее число положительных выборов). Затем вокруг него изображаются знаки тех членов группы, которым он отдал свое предпочтение.
Рис. 1
В этот момент на социограмме может появиться первая взаимная связь, могут возникнуть новые условные знаки (все они сразу же обозначаются). Далее процедура повторяется для следующего самого высокостатусного члена группы из уже обозначенных на листе.
При выборе места для изображения на листе вновь появляющихся знаков необходимо исходить из статуса каждого конкретного члена группы. Понятно, что при большом числе положительных выборов знак члена группы должен быть расположен ближе к центру, а чем меньше положительных выборов тем ближе к периферии.
Известно, что «хорошей» считается та социограмма (рис. 2), которая содержит минимальное число пересекающихся на листе линий. Как правило, этого невозможно добиться с первого раза. В процессе перерисовывания положение знаков на листе изменяется, при этом решаются следующие технические задачи:
- во-первых, необходимо развести знаки в пространстве таким образом, чтобы стали видны группы взаимных предпочтений, существующие внутри класса. Для этого знаки отверженных и изолированных размещаются по краям листа, ближе к тем лицам или группам, к которым они сами тяготеют, а существующие микрогруппы, триады и диады располагаются на некотором расстоянии друг от друга;
- во-вторых, необходимо таким образом расположить знаки различных лиц и различные микрогруппы относительно друг друга, чтобы связывающие их линии пересекались как можно реже. В любом случае, связывающая линия не должна проходить через знак какого-либо третьего лица, разрезая его или прерываясь около него. Необходимо также избегать тех линий, которые, соединяя знаки лиц из различных микрогрупп, пересекают на своем пути множественные связи внутри какой-то микрогруппы ;
- в-третьих, необходимо различать на социограмме более значимые и менее значимые для качественного анализа положительные связи между членами группы. Для этого часть линий в готовом варианте социограммы обводят красным цветом (сплошной или пунктиром), а часть оставляют в карандаше или изображают в укороченном виде.
Рис. 2 Удачная линия
Шаг второй. Отбор и изображение значимых отрицательных связей.
При традиционном подходе обычно делается отдельная социограмма для отрицательных выборов, в центр которой помещаются отверженные и пренебрегаемые («звезды» и высокостатусные располагаются на периферии картины). Затем проводится анализ двух социограмм и их совместное содержательное обсуждение. Необходимо изобразить важнейшие отрицательные связи.
1. Взаимные отвержения.
2. «Противоречивые» выборы - в прямом направлении идет положительный выбор, а в обратном - отрицательный.
З. Отрицательные выборы, адресованные высокостатусным и «звездам».
4. Отрицательные выборы внутри устойчивых микрогрупп.
5. Отрицательные связи между центральными фигурами различных микрогрупп.
6. Отрицательные связи между мальчиками и девочками.
Шаг третий. Построение индивидуальных социограмм.
Социограммы такого рода строятся для отдельных членов группы в том случае, если требуется провести более «тонкий» анализ их положения в системе внутригрупповых предпочтений. Знак лица, чьи связи анализируются, располагается в центре, и к нему проводятся линии от тех, кто его выбрал или отверг. Индивидуальная социограмма может быть построена для низкостатусного члена группы с целью уточнения его статуса (пренебрегаемый, изолированный, отверженный), а также для высокостатусного с целью уточнения, является ли он социометрической «звездой».
В группе равно предпочитаемых «звездой» может считаться тот, кому отдают преимущество в выборах другие популярные члены этой группы.
Обработка данных аутосоциометрического теста осуществляется в два этапа. На этапе первичного анализа нужно уделить пристальное внимание всем случаям прямого или скрытого отказа. Отказ может быть выражен разными средствами: банальный пропуск вопросов и (или) их перечеркивание, устные и письменные реплики типа «Я не хочу на эти вопросы отвечать» или (встречается гораздо чаще) «Откуда я знаю, что там у них в голове?». Аутосоциометрия — эмоционально болезненная процедура для любого человека, особенно же для тех, кто знает или переживает определенные сложности во взаимоотношениях. Все случаи ухода, отказа от ответов нужно рассматривать как возможный симптом социально-психологического неблагополучия личности.