Файл: Отчет по результатам исследования рекомендации заключение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 367

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На втором этапе осуществляется количественный анализ данных. Провести его можно с помощью все той же социометрической матрицы. Для этого данные аутосоциометрии нужно завести в вертикальный столбец под фамилией конкретного человека. Например, клетки с предполагаемыми выборами закрасить в красный цвет, а с предполагаемыми отвержениями в синий.

Сравнивая эти данные с реальными выборами/отвержениями данного лица, которые тоже представлены в этом столбце, можно подсчитать число совпадений и зафиксировать их в строках П+ и П— (правильно предсказанные выборы и отвержения).

Данные референтометрии также заносятся в социометрическую матрицу. В горизонтальные строки в виде условного знака, отличного от уже использованных в таблице (например, галочки), вносится информация о том, кого и, возможно, в каком порядке назвал конкретный человек при ответе на вопрос. В результате подсчета числа набранных баллов (каждый выбор — один балл или ранжированная система) заполняется последняя строка - сумма набранных баллов (Р+).

Итак, в результате обработки данных по всем пяти вопросам мы имеем сложную таблицу (социоматрицу) с обилием информации, синтезированную социограмму, результаты первичного анализа. Следующий ответственный шаг качественный, содержательный анализ имеющегося материала.

      1. Комплексный анализ полученных данных

По приведенному ниже алгоритму осуществляется комплексный анализ данных социально-психологического теста. В нём выделяются направления анализа и основные вопросы, на которые следует найти ответ. Пункты 1-4 анализируются преимущественно на основе данных социометрии, пункт 5-данных аутосоциометрии, пункт 6-данных референто- и социометрии.

1. Система социометрических статусов данной группы.

  • Какие статусы есть в группе?

  • Какие статусы преобладают?

  • Есть ли среди высокостатусных «звезды»?

  • Какие конкретно виды непопулярных статусов присутствуют в групп и каково их соотношение между собой и с другими статусными группами?

  • Чем могут быть объяснены полученные данные?

Особенно важно отметить причины изоляции или отверженности отдельных членов группы.

Преобладание или просто большое количество школьников с непопулярными статусами, прежде всего — пренебрегаемых и изгоев, говорит о низком уровне психологического развития группы или об ее распаде. Ситуация существования нескольких изгоев на фоне достаточно благоприятной эмоциональной структуры отношений других членов группы уже обсуждалась выше. Для формирующегося класса часто характерен вариант «все средние»: коллектив выглядит аморфно, каждый школьник включен в некоторое небольшое сообщество с неопределенными границами. Популярность одних и эмоциональное неприятие других еще только формируется, медленно осознается.


Популярность, отверженность, изолированность — сложные социально- психологические феномены, в которых переплетаются личные качества человека, особенности его позиции по отношению к другим людям, ценностные ориентации его самого и других, принятые группой формы и методы наказания тех, кто не хочет или не может быть как все. На популярность школьника оказывают некоторое влияние его интеллект и внешняя привлекательность; большое значение имеют адекватная самооценка, низкая тревожность, социальная привлекательность и способность к эмпатии, сопереживанию. Однако важнее всего социальные ценности, жизненные цели, стиль общения. Высокий статус в группе может быть результатом успешности в основной деятельности (учебе, если класс ориентирован на образование; конкретном виде спорта, если это спортивный специализированный класс и т.д.).

Об изгое можно сказать, что у него все наоборот. Правда, есть изгои по несчастью и по убеждению. Первые просто не владеют какими-то интеллектуальными, личностными, физическими или, может быть, материальными ресурсами, чтобы завоевать расположение одноклассников. Вторые осознанно выбирают эту позицию, желая либо отстаивать свои убеждения и принципы, либо просто не быть как все. Дифференцировать происхождение отверженности очень важно, так как это определяет и характер работы, а иногда и саму ее необходимость. Сознательная отверженность иногда вызывает уважение, а школьник, ее избравший, несомненно, имеет право выбора.

Сложнее обстоит дело с изолированными. Социальная изолированность может быть личностной особенностью, частью семейного стиля отношений, сознательной зрелой позицией. Все эти формы нормальны, в их основе — выбор человека. Чего не скажешь о вынужденной изоляции, которая может быть следствием хронического бойкота, низкого уровня культурного развития других членов группы, отсутствия навыков социального взаимодействия у самого человека и т. д.

2. Социометрическая структура группы.

  • Есть ли устойчивые микрогруппы?

  • Каковы взаимоотношения внутри каждой микрогруппы? Конфликтны они или позитивны?

  • Есть ли и каковы взаимоотношения между микрогруппами?

  • По каким принципам образованы микрогруппы (что объединяет ее членов)?

  • Каким образом организованы отношения между теми, кто не вошел в микрогруппы?

  • Каковы взаимоотношения между мальчиками и девочками в группе?

  • Каковы взаимоотношения между членами различных микрогрупп и теми, кто в них не вошел?


Наличие в группе внутренне сплоченных, достаточно хорошо очерченных мини-сообществ - признак ее социальной зрелости. Если группа стабильно существует несколько лет, процесс внутреннего группообразования в нем практически неизбежен, причем любая устойчивая микрогруппа, возникнув, стремится к обособлению и внутреннему сплочению. Чаще всего объединяются люди с близкими статусами. Большие микрогруппы – 6-7 человек возникают вокруг «звезд» и других высокостатусных, непопулярные тяготеют к триадам и диадам. Наличие внутри мини-коллектива противоречивых связей и большого числа отвержений свидетельствует о неблагополучии эмоциональных отношений, возможном распаде или близком переструктурировании отношений. Такие процессы редко остаются локальными, они затрагивают всю группу. Члены распавшегося сообщества начинают искать возможность примкнуть к другим блокам, в результате чего на некоторое время может смещаться вся групповая структура.

Часто взаимная или односторонняя неприязнь возникает между наиболее значимыми членами каждой из микрогрупп, что свидетельствует об их конкуренции. В ряде случаев даже есть смысл выделять не общих «звезд» группы, а микрогрупповых «звезд», так как члены различных мини-объединений орнентированы на своих популярных лиц.

То, как складываются отношения между наиболее влиятельными микрогруппами и теми, кто держится особняком, образуя пары и тройки, говорит о многом. Одиночки и пары могут быть ориентированы на высокостатусных, а могут жить своей обособленной жизнью. Второй вариант, как правило, затрудняет управление группой и со стороны лидера, и со стороны взрослых.

3. Система взаимных выборов и отвержений.

  • Много ли в группе взаимных выборов и отвержений?

  • Как выглядит система отвержений?

  • Есть ли и как много противоречивых выборов?

Ситуация противоречивых выборов, как правило, болезненна и чревата негативными последствиями. Особенно для того человека, который адресует положительный выбор. В большинстве случаев это означает, что он и от другого ожидает положительной реакции. Несовпадение ожидания и реальной поведенческой реакции выбранного лица всегда болезненно. Относится это прежде всего к тем ситуациям, когда противоречивые выборы сделаны членами группы с приблизительно равными статусами: популярный—популярный, популярный— средний, средний—средний и т.д. Для пары популярный—изгой противоречивый выбор менее диагностичен, так как отверженные часто отдают предпочтение высокостатусным, и это не связано с ожиданиями ответной позитивной реакции.


4. Взаимоотношения между различными статусными категориями.

  • Каковы взаимоотношения в группе популярных?

  • Каковы взаимоотношения между популярными и непопулярными?

  • Каковы взаимоотношения между непопулярными членами группы? На кого из высокостатусных они в большинстве своем ориентированы?

5. Социально-психологическое благополучие членов группы.

  • Как можно в общем охарактеризовать социально-рефлексивные способности членов группы?

  • Есть ли в группе люди с очень низким уровнем социальной рефлексии? К каким статусным категориям они относятся?

  • Эти люди завышают или занижают свой реальный статус в группе? Есть ли какие-то тенденции завышения/занижения статуса в группе в целом?

  • Можно ли выдвинуть предположения об имеющихся искажениях в восприятии статуса отдельными членами и группы в целом?

Известно, что социально-рефлексивная неадекватность чаще всего проявляется у тех, кто занимает крайние статусные позиции: у «звезд», изгоев, изолированных. Поэтому нужно обратить пристальное внимание именно на этих детей. Важно установить причину их низкой рефлексии. Что это? Защитная реакция, низкий уровень умственного развития, инфантилизм, личностные нарушения? Ответ определит пути и саму необходимость коррекционной социально-психологической работы.

О социально-психологической адекватности школьника, реальном понимании им своего места в коллективе может говорить тот факт, что он правильно предсказывает более трех выборов и столько же отвержений. Очень информативны случаи, когда ребенок с различной степенью точности предсказывает выборы и отвержения. Скажем, он четко знает, кто его в группе принимает, но сильно ошибается или уходит от ответа на четвертый вопрос (прогноз отвержений). Часто такое явление имеет защитный характер, маскирует неуверенность, социальную тревожность ребенка.

6. Ценностное влияние в группе.

  • Обладает ли кто-либо выраженным ценностным влиянием?

  • Носителями каких ценных для группы качеств и умений они являются?

  • Можно ли предположить, что в определенной ситуации реальным лидером группы станет человек с асоциальными ценностями?

  • Как соотносятся между собой социометрические и референтометрические статусы отдельных людей?

При изложении способов обработки социометрических данных
, мы, так или иначе, касались всех обозначенных выше вопросов. В чем же все-таки основная диагностическая ценность данных «классической» социометрии? Те исследователи, которые думают о возможностях прогноза поведения группы в той или иной ситуации на основе социометрических данных, искажают ее возможности. Социометрия дает приватную, интимную информацию о жизни группы, ее глубинных эмоциональных отношениях и процессах. Они могут напрямую не проявляться в деятельности, конкретных поступках и открытых реакциях людей. Однако при этом они во многом определяют состояние членов группы: их самочувствие, творческую активность, удовлетворенность групповым членством, самооценку и уровень личностной тревожности. Список можно продолжить. Большинство из нас интуитивно чувствует отношение к нему в группе: переживает, когда группа недостаточно доброжелательна; раскрывается, наполняется силами в условиях группового поощрения и принятия. Подростки, юноши и девушки особенно чувствительны, особенно зависимы от группового отношения.

Многие особенности групповой структуры и групповых отношений важны и диагностичны с точки зрения поведения и стиля общения со школьниками их классного руководителя. Важны, потому что, поняв групповые особенности, можно более мудро строить отношения с ребятами. Диагностичны. потому что многие особенности есть отражение стиля общения и руководства педагога. Так, конфликтные отношения между «звездами» различных групп внутри класса часто являются результатом определенной политики руководителя, который сознательно или неосознанно сталкивает их в различных ситуациях. Сплоченность группы, отношения между высокостатусными и остальными, наличие «козлов отпущения» — все это, так или иначе, связано с «руководящей линией» взрослого, работающего с классом.